Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 09:14, курсовая работа
Налог за загрязнение среды должен быть достаточно высоким, чтобы предприятиям стало выгоднее охранять окружающую среду, а не выплачивать штрафную плату за нерациональное использование природных ресурсов.
Введение.
1. Понятие ренты в экономике.
2. Понятие ренты в различных экономических учениях
3.Виды ренты
3.1 Земельная рента
3.2 Абсолютная рента
3.3 Дифференциальная рента
3.4 Монопольная рента
3.5 Экономическая рента
3.6 Строительная рента
3.7 Лесная рента. Экологическая рента
3.8 Водная рента
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы
Очевидно, что если установленная величина платежей превышает ожидаемую нормативную прибыль природопользователя, производство оказывается убыточным, и ни о каком стимулировании объема использования природных ресурсов речи быть не может. Поэтому здравый смысл подсказывает, что верхний уровень платежей за право пользования природными ресурсами не может превысить сумму ожидаемой нормативной прибыли природопользователя.
Здесь следует подчеркнуть, что установление и взимание платежей за право пользования природными ресурсами, когда пользователями природных ресурсов выступают государственные предприятия, существенного дополнительного дохода собственнику не приносят (плата взимается с государственных предприятий и попадает в государственный карман). В этом случае платежи за право пользования выступают в основном как экономический инструмент, принуждающий природопользователя рационально использовать выделенные ему природные ресурсы. При установлении же и взимании платежей за право пользования природными ресурсами с негосударственных природопользователей возникает их экономическая заинтересованность в рациональном использовании выделенных им природных ресурсов, собственник же получает реальный дополнительный доход, равный по величине взимаемым платежам. Поэтому представляется желательным взимание платежей за право пользования природными ресурсами в наших условиях, как с государственных, так и с негосударственных природо-эксплуатирующих предприятий.
В странах с развитой рыночной экономикой платежи за право пользования и дифференциальная земельная рента на практике, как правило, взимаются в пользу собственника с природопользователя одновременно — в виде уже рассмотренного нами роялти. Такое совместное взимание различных видов платежей в странах с развитой рыночной экономикой в практике заключения контрактов в развитых государствах с цивилизованной регулируемой рыночной экономикой. Отсюда следует, что при соблюдении указанных условий величина платежей за право пользования природными ресурсами применительно к условиям Республики Казахстан в принципе должна определяться как одна шестая часть нормативной прибыли , получаемой или ожидаемой от использования отдельных источников природных ресурсов.
С точки зрения марксистской экономической теории рента является превращенной формой прибавочной стоимости наряду с прибылью, зарплатой и процентом. К. Маркс писал: «Какова бы ни была специфическая форма ренты, веем ее типам обще то обстоятельство, что присвоение ренты есть экономическая форма, в которой реализуется земельная собственность, и что земельная рента, в свою очередь, предполагает земельную собственность...». На поверхности явления рента выступает как плата за землю, что создает впечатление, будто бы сама земля порождает эту ренту. Однако трудовая теория стоимости это отрицает, так как стоимость может создаваться только живым трудом. Источником ренты является неоплаченный прибавочный труд наемных рабочих в сельском хозяйстве. Эта часть прибавочной стоимости, которую получают предприниматели – арендаторы земельных участков, уплачивается ими земельным собственникам.
В трактовке теории факторов производства и теории предельной производительности рента является вознаграждением, которое получает владелец природных ресурсов, в частности земли, в соответствии с предельной производительностью этих факторов. Суть одной из трактовок заключается в том, что рента не является самостоятельной формой дохода, а представляет собой ссудный процент на тот капитал, который вложен в землю. В соответствии с теорией физиократов рента – это чистый продукт природы, единственный доход, который реально получает общество.Существует еще одна трактовка, которая считает ренту несправедливым паразитическим доходом. В Соединенных Штатах критика в адрес рентных платежей приняла форму движения за единый налог, которое получило значительную поддержку в конце XIX века. Оно было порождено нашумевшей книгой Генри Джорджа "Прогресс и бедность". Джордж считал, что существование ренты не справедливо, и что этот доход должно получать общество в целом, а не собственники земли. Поэтому он предлагал обложить земельную ренту полным (100%) налогом и использовать на общественные нужды, а все другие налоги отменить
3. Виды ренты
Всеми государствами не зависимо от формы их экономического развития и объема природных ресурсов, с целью их рационального использования должна устанавливаться научно обоснованная величина платежей, наряду с природными ресурсами специализированного назначения.
Обобщение вышерассмотренных существующих видов платежей, с точки зрения выполняемых ими производственных функций, назначения, позволяет классифицировать их в следующем порядке:
1. Платежи за право пользования природными ресурсами.
2. Платежи за использование природных ресурсов.
3. Платежи за воспроизводство и охрану природных ресурсов.
4. Платежи за отчуждение природных ресурсов.
5. Платежи за охрану окружающей природной среды.
6. Платежи за несоблюдение природоохранного законодательства.
В основе первого класса платежей за право пользования
природными ресурсами лежит экономическая реализация титула собственности на эти ресурсы. В результате экономической реализации собственник природных ресурсов получает денежное вознаграждение, как правило, в виде платежей за право пользования, а природопользователь, арендатор или владелец - право доступа к пользованию природными ресурсами. Однако это не означает ни продажу, ни полную арендную плату .Платежи за право пользования носят в основном договорной волевой характер, и они не столько связаны с величиной эффектов или затрат, обусловленных с использованием природных ресурсов, сколько решимостью собственника природных ресурсов и природопользователя идти на определенную деловую сделку. Поэтому неслучайно величина и порядок взимания платежей за право пользования в мировой практике в конечном счете определяются на основе соглашения - договора, заключаемого между заинтересованными сторонами как по конкурсу, так и внеконкурсной основе. При этом величина платежей за право пользования аналогичными природными ресурсами, фигурировавшими в подобных сделках в мире являются ориентиром при ведении торга и затем при заключении соглашения - договора. Для примера можно рассмотреть ренту за использование месторождений полезных ископаемых.
Плата за право разработки месторождений полезных ископаемых является формой экономической реализации прав народов, проживающих на данной территории, по распоряжению недрами в рамках горных отношений.
Суммы платы за право разработки месторождений используются на социальное развитие территории, на которой расположены эти месторождения, в интересах всех проживающих на ней народов.
Плата за охрану природы и воспроизводство природно-ресурсного потенциала и отчисления на геологоразведочные работы являются целевым источником образования централизованных государственных средств, которые необходимы в соответствующем периоде для финансирования работ по подготовке минерально-сырьевой базы по данному виду полезных ископаемых.
Платежи за право пользования природными ресурсами выступают как первоначальные затраты, связанные с пользованием, следовательно, являются составной частью издержек пользования, производства продукции. Отсюда понятно, что они отражаются в ценах на продукцию пользователя. В этом отношении платежи за право пользования природными ресурсами являются по существу данью, уплачиваемой населением страны за рациональное использование ее природных ресурсов.
Единственной функцией платежей за право пользования является экономическое стимулирование рационального использования минерально-сырьевых ресурсов. В экономическом плане совершенно очевидно, что природопользователь заинтересован в скорейшем и экономном использовании природных ресурсов, за право пользования которых внесены платежи.
В соответствии со сформулированной сущностью платежей за право пользования величина их может определяться, исходя из затрат на замещение рассматриваемого источника, вида природных ресурсов другими возможными альтернативными источниками, видами, обеспечивающими получение аналогичной продукции, а также из величины процента на капитал, монопольной ренты.
Второй класс платежей, главным образом, состоит из двух видов платежей. Понятно, что экономическая эффективность использования природных ресурсов зависит от их природной ценности, продуктивности, экономико-географических, горно-геологических условий их источников. Эти условия отражают «естественную производительность труда», и, следовательно, отражаются в величине дифференциальной земельной и ее разновидности - горной, лесной, водной ренты. Естественно, собственник природных ресурсов в зависимости от потенциальной эффективности использования передаваемых природных ресурсов взимает, дифференцируя величину платежей за их использование, т.е. взимает рентные платежи с природопользователя. Одновременно собственник природных ресурсов заинтересован в экономном, рачительном использовании передаваемых природных ресурсов. В этом плане право собственника на природные ресурсы реализуется в платежах за сверхнормативное использование, потери и загрязнение природных ресурсов.
Для того чтобы иметь возможность провести сравнительный анализ представим пример другого государства СНГ.
В Российской Федерации к настоящему времени подготовлены и приняты методические рекомендации по установлению следующих видов платежей: за использование минерально-сырьевых ресурсов; плата за право добычи полезных ископаемых; плата за воспроизводство минеральных ресурсов; плата за нерациональное использование природных ресурсов. Предусматривается введение в систему недропользования системы лицензирования и других платежей.
По расчетам российских ученых, около 80% прибыли в народном хозяйстве носит рентный характер. Избыточная прибыль у отдельных предприятий превышает нормальную в 10 и более раз. С помощью налогов изымается около 60% прибылей, 40% остаются у высокорентабельных предприятий. У низкорентабельных предприятий с помощью налогов изымается около 13% нормальной прибыли, что приводит их к банкротству.
В каждом государстве размеры и виды платежей соответствуют действующему законодательству и поэтому существенно отличаются друг от друга.
Порядок взимания платежей за пользование недрами в Республике Казахстан установлен в соответствии с Методическими рекомендациями Госкомитета РК по экологии и природопользованию (Алматы, 1991). Эти методические указания устанавливают единый порядок определения размеров их взимания:
- платы за право разработки месторождений полезных ископаемых;
- платы за охрану природы и воспроизводство природноресурсного
потенциала, отчислений на геологоразведочные работы;
- штрафной платы за нерациональное использование минеральных ресурсов.
Плата за право разработки месторождений полезных ископаемых является формой экономической реализации прав народов, проживающих на данной территории, по распоряжению недрами в рамках горных отношений.
Суммы платы за право разработки месторождений используются на социальное развитие территории, на которой расположены эти месторождения, в интересах всех проживающих на ней народов.
Плата за охрану природы и воспроизводство природно-ресурсного потенциала и отчисления на геологоразведочные работы являются целевым источником образования централизованных государственных средств, которые необходимы в соответствующем периоде для финансирования работ по подготовке минерально-сырьевой базы по данному виду полезных ископаемых.
Штрафные платежи за нерациональное использование полезных ископаемых являются формой экономической ответственности предприятий за ущерб, причиненный собственникам недр в результате несоблюдения этими предприятиями действующих на соответствующей территории норм и правил охраны недр и рационального использования минеральных ресурсов. Штрафные платежи обеспечивают создание экономических условий, в которых несоблюдение указанных норм и правил становится заведомо невыгодным с позиций интересов предприятий.
Платежи за минеральные ресурсы вносятся по месту нахождения предприятий, отдельно расположенных филиалов, других структурных единиц и подразделений предприятий или по иному месту пользования недрами в целях добычи полезных ископаемых или месту ограничения возможностей такого пользования вследствие незаконных действий предприятий.
В соответствии со сформулированной сущностью платежей за право пользования величина их может определяться, исходя из затрат на замещение рассматриваемого источника, вида природных ресурсов другими возможными альтернативными источниками, видами, обеспечивающими получение аналогичной продукции, а также из величины процента на капитал, монопольной ренты.
Второй класс платежей, главным образом, состоит из двух видов платежей. Понятно, что экономическая эффективность использования природных ресурсов зависит от их природной ценности, продуктивности, экономико-географических, горно-геологических условий их источников. Эти условия отражают «естественную производительность труда», и, следовательно, отражаются в величине дифференциальной земельной и ее разновидности - горной, лесной, водной ренты. Естественно, собственник природных ресурсов в зависимости от потенциальной эффективности использования передаваемых природных ресурсов взимает, дифференцируя величину платежей за их использование, т.е. взимает рентные платежи с природопользователя. Одновременно собственник природных ресурсов заинтересован в экономном, рачительном использовании передаваемых природных ресурсов. В этом плане право собственника на природные ресурсы реализуется в платежах за сверхнормативное использование, потери и загрязнение природных ресурсов.
3.1. Земельная рента
Особой формой ренты является земельная рента, связанная с аграрными отношениями. Земельная рента выступает как часть прибавочного продукта, создаваемого производителями, хозяйствующими на земле. Земельная рента – это определенная сумма, которую земельный собственник получает от арендатора – предпринимателя, взявшего земельный участок во временное пользование за арендную плату.
Земельная рента образуется не только в связи с арендой земли для сельскохозяйственного производства, рента имеет место и в тех случаях, когда земля арендуется предпринимателями для постройки зданий и сооружений, разработки ее недр. Земельная рента выступает в двух основных формах - абсолютной и дифференциальной, что обусловлено существованием двух видов монополий на землю: монополии частной собственности на землю и монополии на землю как объект хозяйствования.
3.2 Абсолютная рента
Абсолютная рента является результатом монополии частной собственности на землю со стороны определенного класса общества. В самом деле, собственник земли именно в этом своем качестве, зная, что земля необходима всем – для сельскохозяйственного и промышленного производства, - заставит желающего пользоваться землей, платить за нее арендную плату. И действительно, в английском языке слово "рента" означало первоначально аренду или арендную плату, и эта категория проявляется со всей ясностью и определенностью одновременно с возникновением капиталистического общества. В этой арендной плате заключены две части: одна соответствует проценту на капитал, уже вложенный в землю и неотделимый от нее (мелиорация, ирригация, постройки и т.д. ) другая существует всегда и соответствует передаче права пользования землей, или, как говорил Рикардо, пользования исходными и неразрушимыми свойствами земли.