Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 13:54, реферат
В экономически развитых странах, таких как США, Япония, Западная Европа, малый бизнес является основной движущей силой финансового благополучия государства и его граждан. В рыночной экономике тяжело найти замену малому и среднему бизнесу, по тому вкладу, который они вносят в решение важнейших экономических и социальных задач. В экономической сфере малый бизнес вносит существенную лепту в налоговые отчисления из которых впоследствии складываются бюджеты всех уровней государства. Создает конкурентную среду, без которой тяжело представить современное развитие любого государства. Большой вклад вносит малый бизнес и в социальную сферу, создавая рабочие места, уменьшая уровень безработицы и социального напряжения в стране.
Введение ………………………………………………………………………….2
Понятие инвестиций и инвестиционной деятельности ………………………..4
Значение иностранных инвестиций для России ……………………………….7
Особенности функционирования предприятий с иностранными инвестициями …………………………………………………………………....10
Правовое регулирование предприятий с иностранными инвестициями …. 18
Заключение ………………………………………………………………………24
Список литературы ……………
В Российской Федерации сложилась определенная инфраструктура поддержки развития малого предпринимательства на федеральном уровне и на уровне субъектов Федерации. Инфраструктура – совокупность отраслей, предприятий и организаций, входящих в эти отрасли, видов их деятельности, призванных обеспечивать, создавать условия для нормального функционирования производства и обращения товаров, а также жизнедеятельности людей.
К федеральным органам, осуществляющим регулирование развития малого предпринимательства, его поддержку (в том числе функциональную), относятся Президент РФ, федеральные министерства, службы, федеральные агентства. В определенной мере они являются гарантом развития малого бизнеса.
Гарант – поручитель (государство, учреждение или лицо, дающее в чем-либо гарантию).
Как показывает опыт, малое предпринимательство успешно развивается, если в регионах страны создана и функционирует действенная инфраструктура малого предпринимательства, так как малые предприятия являются активными субъектами рыночной экономики в первую очередь на территории субъектов Федерации, которые имеют право применять законодательные акты по поддержке и развитию малого предпринимательства, формировать органы поддержки малых предприятий, направлять собственные материально-технические, финансово-кредитные и другие ресурсы для поддержки малых предприятий. Важной функцией местных органов самоуправления является разработка и реализация региональных программ поддержки и развития малого предпринимательства.
В настоящее время почти во всех регионах Российской Федерации созданы государственные органы поддержки и развития малого предпринимательства, действуют региональные фонды поддержки малого предпринимательства, а также другие институты инфраструктуры малого предпринимательства (бизнес-инкубаторы, информационно-аналитические центры, лизинговые компании, консалтинговые организации и др.).
Отсутствие достаточного стартового капитала и ликвидного обеспечения под банковский кредит у предпринимателей ставят малый бизнес в России в разряд одного из самых рискованных секторов финансовых вложений. Банки, обладая достаточными финансовыми средствами, не рискуют в условиях еще достаточно высокой инфляции вкладывать их в малые предприятия, им нужны надежные гарантии. Решить данную проблему можно следующим образом: на базе Федерального фонда поддержки малого предпринимательства совместно с региональной сетью инфраструктуры необходимо создать гарантийные резервы и предусмотреть выделение средств из федерального бюджета на программу гарантирования кредитных рисков. Этот шаг со стороны государства позволит стимулировать банки к предоставлению кредитов малым предприятиям. Потенциальными кредиторами в этом случае могут выступить банки, имеющие развитую сеть филиалов и опыт работы с населением.
Целесообразно также будет участие банков, соучредителями которых являются региональные органы власти. Это позволит реально обеспечить приток финансовых ресурсов в данный сектор экономики. В будущем опыт этих банков может быть востребован и другими коммерческими банками.
Основой успеха гарантийного механизма должно являться доверие банков к распорядителям гарантийных средств. Банки должны быть уверены, что в случае неплатежеспособности предприятия основная часть средств, предоставленных по кредитам, будет возвращена. Такое доверие может быть достигнуто при выполнении следующих условий:
Непременным фактором создания гарантийных фондов должно стать привлечение внешних внебюджетных источников, в том числе стабилизационного фонда. Основной целью создания системы гарантийных механизмов является доступ наибольшего числа субъектов малого предпринимательства к источникам финансирования в геометрической прогрессии путем достижения мультипликативного эффекта. А именно: на один рубль вложенных в проект бюджетных средств – 1–2 рубля привлеченных дополнительных внебюджетных инвестиций.
Администрация
малого бизнеса успешно реализует
программу предоставления гарантий
под выделенные банками и различными
фондами кредиты вновь
Следующим
эффективным механизмом является развитие
системы микрокредитования. Логика
услуг микрокредитования
Цель
микрокредитования состоит в
создании высокодинамичной и эффективной
системы финансирования малых предприятий
для дополнительного
Микрокредит
представляет собой гибкую форму
классического банковского
Микрокредитование способствует решению как минимум трех задач:
Программы микрокредитования наиболее популярны в государственных и муниципальных фондах поддержки малого предпринимательства, которые в соответствии с действующим законодательством, предоставляют субъектам малого предпринимательства кредиты без получения банковской лицензии.
Кредитная политика структур, занимающихся микрокредитованием, должна быть гибкой и легко трансформируемой в зависимости от условий. Только в этом случае практика микрокредита будет расширяться, а сам он станет наиболее востребованным и доступным инструментом поддержки малого предпринимательства.
Лизинг – еще один из ключевых инструментов привлечения инвестиционных ресурсов в малый бизнес.
Лизинг – долгосрочная аренда (с отчуждением на срок аренды от 6-и месяцев до нескольких лет) машин, оборудования, транспортных средств, сооружений производственного назначения, предусматривающая возможность их последующего выкупа арендатором, при которой арендатор (лизингополучатель) имеет опцион на покупку объекта аренды в конце срока по заранее установленной цене; одна из форм кредитования производителя с правом или без права выкупа, передачи арендуемого оборудования в собственность.
Для малых и средних предприятий лизинговые операции иногда представляют собой единственную возможность оснастить и модернизировать производство, не имея достаточных средств на это и не прибегая к привлечению кредитов.
Использование
лизингового механизма
Именно лизинг как средство обновления основных фондов в малом предпринимательстве дает наиболее быстрый инвестиционный доход, снижает сроки окупаемости проекта и повышает эффективность использованных финансовых средств.
Вместе с тем, и здесь есть свои проблемы. Достаточно много примеров, когда просчеты при реализации лизинговых проектов приводили к банкротству малых предприятий. В этом случае на первый план выдвигаются задачи, связанные с реализацией имущества лизингополучателя, поэтому оптимальной является разработка схемы «лизинга под ключ».
Для решения этой и некоторых других важных проблем, во-первых, необходимо устранить существующие противоречия в действующих законодательных документах: привести в соответствие с нормами Гражданского кодекса Закон РФ «О лизинге», внести изменения по ряду вопросов в Таможенный кодекс РФ, Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» и Налоговый кодекс РФ.
Во-вторых, для развития лизингового механизма в сфере малого предпринимательства необходимо обеспечить содействие специализированных структур, предоставляющих в лизинг неиспользуемое или нерационально используемое имущество (в том числе – имущество предприятий-банкротов).
Положительный опыт работы лизинговых компаний, созданных в ряде регионов, во многом помогает решать проблемы доступа малого предпринимательства к финансовым ресурсам посредством лизинга.
Одним из решений проблемы доступа предпринимателей к финансовым средствам должно стать субсидирование процентной ставки по банковским кредитам. Субсидия – разовое пособие в денежной или натуральной форме, предоставляемое из средств государственного бюджета, местных бюджетов или из специальных фондов физическим или юридическим лицам, местным органам, другим государствам.
Это обусловливается тем, что банки устанавливают достаточно высокий уровень процентной ставки по выдаваемым ими кредитам. Вполне естественно, что такой уровень ставок совершенно неприемлем для малого бизнеса, а тем более для начинающих предпринимателей. Поэтому кредитование субъектов малого предпринимательства должно осуществляться на льготных условиях с компенсацией разницы части процентных ставок за счет бюджетных средств через систему фондов поддержки малого предпринимательства. Но следует заметить, что данная схема требует большого объема бюджетных средств, и, вследствие этого, должна использоваться для поддержки определенных проектов, критерии отбора которых необходимо четко определить и обосновать.
Предоставление субъектам малого предпринимательства льготных кредитов за счет активов фондов поддержки малого предпринимательства, а также региональных и муниципальных бюджетов, является необходимым фактором развития малого предпринимательства. Но данный механизм будет работать эффективно только при условии создания действенной системы государственных гарантий. Это связано с тем, что выдача льготных займов для субъектов малого предпринимательства, также как и субсидирование процентной ставки по кредитам, требует привлечения больших средств и является очень рискованным проектом для организаций, предоставляющих кредиты.
В
этой теме мы рассмотрели основные
вопросы, связанные с развитием
малого предпринимательства в России.
Естественно, что проблемы малого предпринимательства
ими не ограничиваются. Одной из главных
проблем является дальнейшее снижение
налоговой нагрузки на малый бизнес, упрощение
процедуры расчета налогов, дебюрократизации
налогового администрирования.
Заключение
Анализируя сложившуюся в стране предпринимательскую среду, можно выделить ряд причин, тормозящих поступательное развитие в России малого предпринимательства: