Понятие малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 13:54, реферат

Описание работы

В экономически развитых странах, таких как США, Япония, Западная Европа, малый бизнес является основной движущей силой финансового благополучия государства и его граждан. В рыночной экономике тяжело найти замену малому и среднему бизнесу, по тому вкладу, который они вносят в решение важнейших экономических и социальных задач. В экономической сфере малый бизнес вносит существенную лепту в налоговые отчисления из которых впоследствии складываются бюджеты всех уровней государства. Создает конкурентную среду, без которой тяжело представить современное развитие любого государства. Большой вклад вносит малый бизнес и в социальную сферу, создавая рабочие места, уменьшая уровень безработицы и социального напряжения в стране.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….2
Понятие инвестиций и инвестиционной деятельности ………………………..4
Значение иностранных инвестиций для России ……………………………….7
Особенности функционирования предприятий с иностранными инвестициями …………………………………………………………………....10
Правовое регулирование предприятий с иностранными инвестициями …. 18
Заключение ………………………………………………………………………24
Список литературы ……………

Работа содержит 1 файл

Малый бизнес.doc

— 142.50 Кб (Скачать)

     В Российской Федерации сложилась  определенная инфраструктура поддержки развития малого предпринимательства на федеральном уровне и на уровне субъектов Федерации. Инфраструктура – совокупность отраслей, предприятий и организаций, входящих в эти отрасли, видов их деятельности, призванных обеспечивать, создавать условия для нормального функционирования производства и обращения товаров, а также жизнедеятельности людей.

     К федеральным органам, осуществляющим регулирование развития малого предпринимательства, его поддержку (в том числе  функциональную), относятся Президент РФ, федеральные министерства, службы, федеральные агентства. В определенной мере они являются гарантом развития малого бизнеса.

     Гарант  – поручитель (государство, учреждение или лицо, дающее в чем-либо гарантию).

     Как показывает опыт, малое предпринимательство успешно развивается, если в регионах страны создана и функционирует действенная инфраструктура малого предпринимательства, так как малые предприятия являются активными субъектами рыночной экономики в первую очередь на территории субъектов Федерации, которые имеют право применять законодательные акты по поддержке и развитию малого предпринимательства, формировать органы поддержки малых предприятий, направлять собственные материально-технические, финансово-кредитные и другие ресурсы для поддержки малых предприятий. Важной функцией местных органов самоуправления является разработка и реализация региональных программ поддержки и развития малого предпринимательства.

     В настоящее время почти во всех регионах Российской Федерации созданы  государственные органы поддержки и развития малого предпринимательства, действуют региональные фонды поддержки малого предпринимательства, а также другие институты инфраструктуры малого предпринимательства (бизнес-инкубаторы, информационно-аналитические центры, лизинговые компании, консалтинговые организации и др.).

     Отсутствие  достаточного стартового капитала и  ликвидного обеспечения под банковский кредит у предпринимателей ставят малый  бизнес в России в разряд одного из самых рискованных секторов финансовых вложений. Банки, обладая достаточными финансовыми средствами, не рискуют в условиях еще достаточно высокой инфляции вкладывать их в малые предприятия, им нужны надежные гарантии. Решить данную проблему можно следующим образом: на базе Федерального фонда поддержки малого предпринимательства совместно с региональной сетью инфраструктуры необходимо создать гарантийные резервы и предусмотреть выделение средств из федерального бюджета на программу гарантирования кредитных рисков. Этот шаг со стороны государства позволит стимулировать банки к предоставлению кредитов малым предприятиям. Потенциальными кредиторами в этом случае могут выступить банки, имеющие развитую сеть филиалов и опыт работы с населением.

     Целесообразно также будет участие банков, соучредителями которых являются региональные органы власти. Это позволит реально обеспечить приток финансовых ресурсов в данный сектор экономики. В будущем опыт этих банков может быть востребован и другими коммерческими банками.

     Основой успеха гарантийного механизма должно являться доверие банков к распорядителям гарантийных средств. Банки должны быть уверены, что в случае неплатежеспособности предприятия основная часть средств, предоставленных по кредитам, будет возвращена. Такое доверие может быть достигнуто при выполнении следующих условий:

    • гарантия банкам должна предоставляться фондами поддержки малого предпринимательства за счет средств гарантийного резерва в форме заключения договора поручительства;
    • должен быть установлен порядок бюджетного дотирования программ гарантирования кредитных рисков, который будет сформулирован в соответствующем законодательстве.

     Непременным фактором создания гарантийных фондов должно стать привлечение внешних  внебюджетных источников, в том числе  стабилизационного фонда. Основной целью создания системы гарантийных механизмов является доступ наибольшего числа субъектов малого предпринимательства к источникам финансирования в геометрической прогрессии путем достижения мультипликативного эффекта. А именно: на один рубль вложенных в проект бюджетных средств – 1–2 рубля привлеченных дополнительных внебюджетных инвестиций.

     Администрация малого бизнеса успешно реализует  программу предоставления гарантий под выделенные банками и различными фондами кредиты вновь созданным  малым и средним предприятиям. Гарантии выдаются по долгосрочным займам – сроки погашения 10–25 лет с льготной ставкой (при этом конкретные условия определяются в каждом отдельном случае). Администрация малого бизнеса гарантирует возврат денег банкам и фондам, которые кредитуют стартующую компанию на сумму не более 1–1,5 млн долл. США. Гарантирование предлагает отработанную систему управления рисками. Это делается в целях идентификации рисков, оценки их страхования. Высокое качество сервиса – одна из центральных задач Администрация малого бизнеса. Администрация малого бизнеса США особо поддерживает систему фондов аналогичных российскому Федеральному фонду ПМП и региональным фондам.

     Следующим эффективным механизмом является развитие системы микрокредитования. Логика услуг микрокредитования обращена к потребностям малых и средних предприятий, индивидуальных предпринимателей, постоянно нуждающихся в финансовых ресурсах, но не имеющих возможности пользоваться услугами банков и других кредитных организаций, не заинтересованных в работе с мелкими заемщиками.

     Цель  микрокредитования состоит в  создании высокодинамичной и эффективной  системы финансирования малых предприятий  для дополнительного стимулирования производства и распределения товаров  и услуг, а также для оказания помощи начинающим предпринимателям в приобретении опыта получения прибыли и накопления капитала.

     Микрокредит представляет собой гибкую форму  классического банковского кредита, позволяющий беспрепятственно начать бизнес без наличия стартового капитала и кредитной истории.

     Микрокредитование способствует решению как минимум трех задач:

    • увеличению количества предпринимателей без образования юридического лица;
    • росту налоговых поступлений;
    • наличию кредитной истории для дальнейшего развития субъектов МП через банковский сектор.

     Программы микрокредитования наиболее популярны в государственных и муниципальных фондах поддержки малого предпринимательства, которые в соответствии с действующим законодательством, предоставляют субъектам малого предпринимательства кредиты без получения банковской лицензии.

     Кредитная политика структур, занимающихся микрокредитованием, должна быть гибкой и легко трансформируемой в зависимости от условий. Только в этом случае практика микрокредита будет расширяться, а сам он станет наиболее востребованным и доступным  инструментом поддержки малого предпринимательства.

     Лизинг  – еще один из ключевых инструментов привлечения инвестиционных ресурсов в малый бизнес.

     Лизинг  – долгосрочная аренда (с отчуждением  на срок аренды от 6-и месяцев до нескольких лет) машин, оборудования, транспортных средств, сооружений производственного назначения, предусматривающая возможность их последующего выкупа арендатором, при которой арендатор (лизингополучатель) имеет опцион на покупку объекта аренды в конце срока по заранее установленной цене; одна из форм кредитования производителя с правом или без права выкупа, передачи арендуемого оборудования в собственность.

     Для малых и средних предприятий  лизинговые операции иногда представляют собой единственную возможность  оснастить и модернизировать  производство, не имея достаточных средств на это и не прибегая к привлечению кредитов.

     Использование лизингового механизма обеспечивает эффективный и экономически выгодный способ привлечения инвестиций в  реальный сектор экономики, альтернативный банковскому кредитованию. Несомненным плюсом является и простота совершения лизинговых процедур. Отсутствие необходимости использовать свой собственный капитал для закупки оборудования, а также оплата услуг по лизингу отдельными платежами, источником которых являются доходы от использования оборудования, позволяют осуществлять планирование потоков наличных средств и обеспечивать надежную защиту от инфляции.

     Именно  лизинг как средство обновления основных фондов в малом предпринимательстве  дает наиболее быстрый инвестиционный доход, снижает сроки окупаемости проекта и повышает эффективность использованных финансовых средств.

     Вместе  с тем, и здесь есть свои проблемы. Достаточно много примеров, когда  просчеты при реализации лизинговых проектов приводили к банкротству  малых предприятий. В этом случае на первый план выдвигаются задачи, связанные с реализацией имущества лизингополучателя, поэтому оптимальной является разработка схемы «лизинга под ключ».

     Для решения этой и некоторых других важных проблем, во-первых, необходимо устранить существующие противоречия в действующих законодательных документах: привести в соответствие с нормами Гражданского кодекса Закон РФ «О лизинге», внести изменения по ряду вопросов в Таможенный кодекс РФ, Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» и Налоговый кодекс РФ.

     Во-вторых, для развития лизингового механизма  в сфере малого предпринимательства  необходимо обеспечить содействие специализированных структур, предоставляющих в лизинг неиспользуемое или нерационально  используемое имущество (в том числе – имущество предприятий-банкротов).

     Положительный опыт работы лизинговых компаний, созданных  в ряде регионов, во многом помогает решать проблемы доступа малого предпринимательства  к финансовым ресурсам посредством  лизинга.

     Одним из решений проблемы доступа предпринимателей к финансовым средствам должно стать субсидирование процентной ставки по банковским кредитам. Субсидия – разовое пособие в денежной или натуральной форме, предоставляемое из средств государственного бюджета, местных бюджетов или из специальных фондов физическим или юридическим лицам, местным органам, другим государствам.

     Это обусловливается тем, что банки  устанавливают достаточно высокий  уровень процентной ставки по выдаваемым ими кредитам. Вполне естественно, что  такой уровень ставок совершенно неприемлем для малого бизнеса, а тем более для начинающих предпринимателей. Поэтому кредитование субъектов малого предпринимательства должно осуществляться на льготных условиях с компенсацией разницы части процентных ставок за счет бюджетных средств через систему фондов поддержки малого предпринимательства. Но следует заметить, что данная схема требует большого объема бюджетных средств, и, вследствие этого, должна использоваться для поддержки определенных проектов, критерии отбора которых необходимо четко определить и обосновать.

     Предоставление  субъектам малого предпринимательства  льготных кредитов за счет активов  фондов поддержки малого предпринимательства, а также региональных и муниципальных  бюджетов, является необходимым фактором развития малого предпринимательства. Но данный механизм будет работать эффективно только при условии создания действенной системы государственных гарантий. Это связано с тем, что выдача льготных займов для субъектов малого предпринимательства, также как и субсидирование процентной ставки по кредитам, требует привлечения больших средств и является очень рискованным проектом для организаций, предоставляющих кредиты.

     В этой теме мы рассмотрели основные вопросы, связанные с развитием  малого предпринимательства в России. Естественно, что проблемы малого предпринимательства ими не ограничиваются. Одной из главных проблем является дальнейшее снижение налоговой нагрузки на малый бизнес, упрощение процедуры расчета налогов, дебюрократизации налогового администрирования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Анализируя  сложившуюся в стране предпринимательскую  среду, можно выделить ряд причин, тормозящих поступательное развитие в  России малого предпринимательства:

    • сложная финансовая и экономическая обстановка, царящая в стране: высокая инфляция, медленное налаживание хозяйственных связей, невысокий уровень платежной дисциплины, еще высокий уровень процентных ставок, слабая правовая защищенность предпринимателей;
    • низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей, отсутствие должной деловой этики, хозяйственной культуры как в частном, так и в государственном секторе;
    • негативное отношение определенной части населения, связывающей предпринимательство напрямую только с посредничеством, куплей-продажей;
    • неотработанность организационных и правовых основ регулирования предпринимательства на региональном уровне;
    • слабость действия механизма государственной поддержки малого предпринимательства.

Информация о работе Понятие малого бизнеса