Понятие малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 13:54, реферат

Описание работы

В экономически развитых странах, таких как США, Япония, Западная Европа, малый бизнес является основной движущей силой финансового благополучия государства и его граждан. В рыночной экономике тяжело найти замену малому и среднему бизнесу, по тому вкладу, который они вносят в решение важнейших экономических и социальных задач. В экономической сфере малый бизнес вносит существенную лепту в налоговые отчисления из которых впоследствии складываются бюджеты всех уровней государства. Создает конкурентную среду, без которой тяжело представить современное развитие любого государства. Большой вклад вносит малый бизнес и в социальную сферу, создавая рабочие места, уменьшая уровень безработицы и социального напряжения в стране.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….2
Понятие инвестиций и инвестиционной деятельности ………………………..4
Значение иностранных инвестиций для России ……………………………….7
Особенности функционирования предприятий с иностранными инвестициями …………………………………………………………………....10
Правовое регулирование предприятий с иностранными инвестициями …. 18
Заключение ………………………………………………………………………24
Список литературы ……………

Работа содержит 1 файл

Малый бизнес.doc

— 142.50 Кб (Скачать)

     Финансовое  обеспечение государственных и  муниципальных программ поддержки  малого предпринимательства осуществляется ежегодно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов  Российской Федерации и средств  местных бюджетов, а также за счет других источников.

     Объем обязательных ежегодных выделяемых средств указывается в расходной  части федерального бюджета отдельной  строкой.

     Объем финансирования указанных программ за счет средств бюджетов субъектов  Российской Федерации и средств  местных бюджетов указывается в расходной части соответствующих бюджетов отдельной строкой.

     Кредитование  субъектов малого предпринимательства  осуществляется на льготных условиях с компенсацией соответствующей  разницы кредитным организациям за счет средств фондов поддержки малого предпринимательства. При этом кредитные организации, осуществляющие кредитование субъектов малого предпринимательства на льготных условиях, пользуются льготами в порядке, установленном Правительством РФ и законодательством субъектов РФ.

     Кредит  – денежные средства, предоставляемые  банком или иной кредитной организацией (кредитором) по кредитному договору заемщику на условиях возвратности и, как правило, платности (в виде процентов за пользование  кредитом).

     Фонды поддержки малого предпринимательства вправе компенсировать кредитным организациям полностью или частично недополученные ими доходы при кредитовании субъектов малого предпринимательства на льготных условиях.

     Страхование субъектов малого предпринимательства  осуществляется также на льготных условиях. При этом страховые организации, осуществляющие страхование субъектов малого предпринимательства, пользуются льготами.

     Фонды поддержки малого предпринимательства  вправе компенсировать страховым организациям полностью или частично недополученные ими доходы при страховании на льготных условиях субъектов малого предпринимательства.

     Размер, порядок и условия компенсации  устанавливаются договором между  страховой организацией и соответствующим  фондом поддержки малого предпринимательства.

     Специальный опрос представителей субъектов малого предпринимательства показал, что треть руководителей малых предприятий намеревается получить кредиты в государственных фондах поддержки малого предпринимательства. Далее следует так называемый «партнерский кредит», банковский кредит, привлечение кредитов международных организаций и зарубежных фирм, получение займов в кредитных кооперативах.

     Безусловно, что решение проблемы доступа  малого бизнеса к источникам финансирования существенно активизирует данный сектор экономики в стране. Уровень его развития, измеряемый по общепринятым в развитых странах показателям, явно недостаточен. Так, на 1000 россиян приходится в среднем лишь 6–7 малых предприятий, тогда как в странах-членах ЕС – не менее 25–35. Лишь Москва и Санкт-Петербург по плотности малого предпринимательства приблизились к уровню Западной Европы. На 1000 жителей в этих столичных городах приходится от 20 до 23 малых предприятий.

     Для сравнения. В странах ЕС малые  предприятия составляют более 90% от общего числа предприятий. При этом ежегодно происходит, хотя и незначительное, но устойчивое его сокращение. Только целенаправленная государственная политика, стимулирующая финансовые структуры к вложению средств в малый бизнес, может способствовать интенсивному росту данного сектора экономики.

     В настоящее время с участием Федерального фонда разработаны финансово-кредитные  механизмы, которые, при условии  проведения последовательной поддержки  со стороны государства, должны обеспечить более свободный доступ малых  предприятий к источникам финансирования и, что особенно важно, позволить многим стартующим предприятиям начать с нуля свой собственный бизнес.

     Одна  из форм поддержки малого бизнеса  заключается в их участии в  производстве продукции и товаров (услуг) для государственных нужд: Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусматривают резервирование для субъектов малого предпринимательства определенной доли заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и товаров (услуг) для государственных нужд.

     Государственные заказчики при формировании и  размещении заказов и заключении государственных контрактов на закупку  и поставки продукции и товаров (услуг) для государственных нужд по видам продукции обязаны размещать у субъектов малого предпринимательства не менее 15 процентов от общего объема поставок для государственных нужд данного вида продукции на основе конкурсов на указанные поставки, проводимых между субъектами малого предпринимательства.

     Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления разрабатывают и осуществляют меры по созданию соответствующей информационной инфраструктуры в целях получения субъектами малого предпринимательства экономической, правовой, статистической, производственно-технологической и иной информации, необходимой для их эффективного развития, и в целях обмена между ними указанной информацией.

     Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления разрабатывают и осуществляют комплекс мероприятий по содействию в обеспечении субъектов малого предпринимательства современным оборудованием и технологиями, в создании сети технопарков, лизинговых фирм, бизнес-инкубаторов, производственно-технологических центров и других объектов инфраструктуры, создаваемых в целях поддержки субъектов малого предпринимательства.

     Органы  исполнительной власти и органы местного самоуправления осуществляют меры по размещению заказов на производство и поставки специализированного оборудования и иных видов продукции для субъектов малого предпринимательства, содействуют в создании и организации деятельности субъектов малого предпринимательства, специализированных оптовых рынков, ярмарок продукции субъектов малого предпринимательства, в том числе путем предоставления зданий, сооружений, оборудования, производственных и служебных помещений, иного имущества, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

     Органы  исполнительной власти и органы местного самоуправления обеспечивают развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малого предпринимательства. Учреждения и организации, осуществляющие подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для малого предпринимательства, пользуются льготами.

     Планомерную деятельность по подготовке кадров для  субъектов малого предпринимательства  осуществляют высшие учебные заведения  страны, например Российская академия предпринимательства, Государственный университет управления и др. Так, в Государственном институте управления впервые в России образована и действует кафедра предпринимательства, разработан учебный план подготовки специалистов с высшим образованием по специализации «предпринимательство», изданы современные учебные и учебно-методические материалы. 

Преимущества  и недостатки малого предпринимательства 

     Как показывает мировая практика, малое  предпринимательство играет большую  роль в экономике даже развитых стран, так как оно имеет определенные преимущества. В Федеральном законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» говорится, что закон направлен на реализацию установленного Конституцией РФ права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской деятельности и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Этим положением установлена экономическая и социальная роль малого предпринимательства.

     Анализируя  зарубежный и местный опыт развития малого предпринимательства, можно отметить на следующие его преимущества:

    • более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования;
    • большая независимость действий субъектов малого предпринимательства;
    • гибкость и оперативность в принятии решений;
    • относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление;
    • большая возможность индивидуума реализовать свои идеи, проявить свои способности;
    • более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вводить изменения на продукцию и процесс производства в ответ на требования местных рынков;
    • относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др.

     Так, в докладе Международного бюро труда  отмечалось, что малые и средние предприятия располагают значительными конкурентными преимуществами, часто требуют меньше капиталовложений в расчете на одного работника по сравнению с крупными предприятиями, широко используют местные материальные и трудовые ресурсы.

     Собственники малых предприятий более склонны к сбережениям и инвестированию, у них высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия.

     Субъекты  малого предпринимательства лучше  информированы об уровне спроса на местных (локальных рынках), часто производят товары по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию значительному числу наемных работников.

     Малые предприятия способствуют большему росту занятости населения по сравнению с крупными предприятиями, тем самым содействуют подготовке профессиональных кадров и распространению практических знаний. Малые и средние предприятия, по сравнению с крупными, в отдельных странах занимают доминирующее положение как по числу, так и по удельному весу в производстве товаров (выполнению работ, оказанию услуг).

     В то же время субъектам малого предпринимательства  присущи и определенные недостатки, среди которых можно выделить самые существенные:

    • более высокий уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке;
    • зависимость от крупных компаний;
    • недостатки в управлении собственным делом;
    • слабая компетентность руководителей;
    • повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;
    • трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов;
    • неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др.

     Недостатки  и неудачи в деятельности субъектов  малого предпринимательства определяются как внутренними, так и внешними причинами, условиями функционирования малых предприятий.

     Как показывает опыт, большинство неудач малых фирм связано с менеджерской неопытностью или профессиональной некомпетентностью собственников  малых и средних предприятий. Частыми причинами банкротства  фирм являются: запущенность бизнеса, плохое здоровье или вредные привычки руководителя фирмы, катастрофы, пожары, воровство, мошенничество и др.

     Шансы малого бизнеса на успех повышаются по мере «взросления». Фирмы, долго  не меняющие владельцев, приносят более высокий и стабильный доход. Американская статистика показывает, что женщины – владельцы малых фирм более удачливы в бизнесе, чем мужчины.  
В ходе исследований отмечается, что преуспевают предприниматели, которые много работают. Если в управлении участвует не один человек, а предпринимательская команда, которая состоит из двух, трех или четырех человек, шансы на выживание выше, поскольку коллективное принятие решения более профессионально. На «живучести» малых фирм сказываются и размеры финансирования на первом этапе их существования. Чем больше первоначальный капитал, вложенный в малую фирму, тем больше у нее возможностей сохранения деятельности в кризисные периоды.

     Постоянный  поиск то проявляющихся, то исчезающих общественных потребностей и непрерывное  приспособление к ним составляют основу стратегии малого бизнеса. Некоторые западные специалисты склонны рассматривать малое предпринимательство как школу новых личностных взаимоотношений, полигон испытания методов и принципов организации предпринимательства в будущем.

     Однако  в силу объективного наличия менее  благоприятных условий хозяйствования, чем у крупных предприятий, субъекты малого предпринимательства характеризуются  меньшей устойчивостью и конкурентоспособностью, поэтому нуждаются в государственной  поддержке в соответствии с федеральной и региональными программами поддержки и развития малого предпринимательства. 

Инфраструктура  поддержки малого предпринимательства 

     Как показывает зарубежный опыт, устойчивое развитие малого предпринимательства  во многом зависит от функционирования разветвленной инфраструктуры поддержки малых предприятий как на уровне государства, так и на региональных уровнях. Например, важную роль в достижении успехов предприятиями малого бизнеса в США играют Администрация по делам малого бизнеса США, органы конгресса США по делам малого бизнеса, министерство торговли, Федеральная торговая комиссия, торговые ассоциации, торгово-промышленные палаты, банки, федеральные фонды и другие организации.

Информация о работе Понятие малого бизнеса