Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 00:00, курсовая работа
Малый и средний бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта (ВНП). Во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП.
В большинстве стран, таких как США. Япония, Германия, Франция, Великобритания, подавляющую долю — 99,3-99,7% от количества предприятий составляют так называемые малые и средние предприятия.
Следует заметить, что малые компании не требуют для себя ни льгот, ни преимуществ, необходимо только учитывать свою специфику в контексте развития отрасли, законодательно определить механизмы в системе природопользования.
Участники заседания настоятельно считают, что интересы независимых производителей должны учитываться:
при разработке любой энергетической стратегии;
при разработке стратегии развития трубопроводного транспорта;
при разработке нового законодательства,
особенно в разработке законодательства
“О стимулировании добычи на низкопродуктивных
Участники заседания отмечают, что без изменения положения дел в отмеченных выше направлениях невозможна реализация параметров Энергетической стратегии до 2020 и 2030 гг.
С учетом государственных стратегических
интересов, а также корпоративных
В виду большой значимости и актуальности обсуждаемой темы, ходатайствовать перед Президентом Российской Федерации о проведении специального заседания Государственного Совета РФ по теме развития малого и среднего бизнеса в промышленной сфере России
рекомендовать Правительству Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации:
1.Считать проекты федеральных законов,
направленные на поддержку
2.Выработать критерии и условия отнесения в качестве отдельной категории субъекта права малого и среднего продпринимательства предприятий горнодобывающей промышленности, прежде всего малых и средних организаций нефтяной промышленности, специализирующихся на разведке и разработке мелких и мельчайших месторождений (залежей), остаточных запасов, на внедрении инновационных технологий и повышении эффективности и интенсификации добычи трудноизвлекаемых запасов и нетрадиционных видов сырья.
Определить законодательно статус малого и среднего предприятия; его параметры. Закрепить указанные условия и критерии в налоговом законодательстве о недрах.
3.Принять директивный документ
(указ президента или постановление
4.Внести изменения в ФЗ «О недрах»,
Налоговый, Земельный и Лесной кодексы, направленные на
5.Упростить процедуру и сократить сроки
согласования документов и
6.Предоставить первооткрывателю
7.Восстановить двухуровневую систему
8.Создать систему экономических
9.Обеспечивать не дискриминационный доступ предприятий малого и среднего горного бизнеса к транспортной и перерабатывающей инфраструктуре независимо от форм её собственности.
10.Законодательно закрепить отнесение недр к
участкам федерального, регионального
и местного значения, разграничение на этой основе прав и
Рассмотреть возможность проведений аукционов на разработку месторождений до 10 млрд. тонн только среди предприятий малого и среднего бизнеса.
11. Рассмотреть возможность существенного
12.Усилить контроль антимонопольных
13.Предусмотреть в бюджете расширение льготных
условий привлечения
14.Усилить государственную поддержку
15.Расширить применение конкурсных
16.Сделать информацию о недрах
17.Расширить качественные характеристики
Специфики малых нефтяных и газовых предприятий, специалисты отмечают ряд особенностей им присущие, которые не свойственный другим хозяйствующим субъектам. Как показывает мировой опыт, для обеспечения их эффективной деятельности законодательно-нормативная база должна адекватно отражать конкретные технико-экономические условия при соблюдении следующих аспектов.
Во-первых, для всех малых горных
предприятий общим является их основная
деятельность, которая обусловлена
Во-вторых, на них должны в полной мере распространяться все положения законодательства по поддержке малого предпринимательства с учетом специфики антимонопольного характера.
В-третьих, методы добычи полезных ископаемых, относящиеся к топливно-энергетическим, определяются конкретными критериями в виде экономико-технологических характеристик. Например, в мировой практике помимо численности работающих, масштабы горного предприятия в ряде случаев определяются по объемам годовой добычи.
Принятый в 1995 году Федеральный Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ», который по замыслу должен распространяться на все отрасли хозяйственной деятельности, мог оказать поддержку и нефтедобывающим предприятиям. Но на деле критерии, по которым предприятие может быть отнесено к категории малых, оказались неприменимы к нефтедобывающим предприятиям по нескольким позициям. Например, согласно этому закону, малые предприятия - это такие, численность которых в промышленности не превышает сто человек. Но, каждая отрасль имеет свои масштабы, и то, что считается большим в одной, в силу отраслевой специфики оказывается малым в другой. В добывающих отраслях наряду с крупными, вертикально интегрированными, компаниями действуют также и малые независимые компании. Ввиду специфики добывающей промышленности малые компании в добывающей отрасли выходят за рамки определения малых компаний для большинства отраслей. Поэтому этот закон нуждается в пересмотре. Количество человек, занятых в малой нефтяной компании не следует считать определяющим фактором. Примером тому может служить предприятия «Волгодеминойл» и «Белые ночи», добывающие за год примерно одинаковое количество нефти (примерно по 450 тыс.т). Первое насчитывает менее ста человек, на втором же работают почти 500 человек. [3]
Необходимость развития малого
и среднего бизнеса зафиксирована
в документах Правительства Российской
Федерации. В качестве одного из перспективных
направлений государственной
Развитие независимых инновационно-
В настоящее время в секторе нефтяной отрасли насчитывается почти 160 независимых малых производителей нефти, эксплуатирующих 400 месторождений с суммарными запасами более 1 млрд. тонн нефти, работающих во всех 23-х основных нефтедобывающих регионах России. К крупнейшим малым нефтяным компаниям России относятся: Sibir Energy PLC, West Siberian Resources, ОАО "Группа 'Синтез'", ЗАО "Самара-Нафта", ЗАО "НК 'Нобель Ойл'", Urals Energy PLC, НК "Альянс", ООО "Северное сияние", Lundin Petroleum, ОАО "Южуралнефтегаз", Arawak Energy, ООО ИНК (Иркутская нефтяная компания). [9]
В последние годы доля малых нефтяных компаний в общем объеме добычи нефти в России неуклонно снижается: в 2001 году — 10%, в 2006 году - 9%, в 2007 году — 6%. Но к концу 2008 года, в связи с проблемами, возникшими в отрасли из-за мирового экономического кризиса: отсутствием кредитных средств, падением мировых цен на нефть при сохранении высокой экспортной пошлины, высокими издержками производства сырья, вынужденным сокращением добычи, - она снизилась до 4 %.
Сегодня (2009 г.) они добывают 401 тысячу баррелей в сутки. Это также составляет приблизительно 4% от всей российской добычи.
С начала 2009 года по всей России примерно треть малых нефтяных компаний скважины заморозили. Основная причина — низкая рентабельность. Дело в том, что налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) рассчитывается в зависимости от цены нефти на мировом рынке. Однако большинство малых компаний просто не имеет возможность экспортировать свою нефть (лишь 30% нефти, малыми компаниями, идет на экспорт) и поэтому, они вынуждены реализовывать ее на внутреннем рынке, где цена меньше мировой в 2-3 раза. К примеру, в декабре 2008 г., на мировом рынке, нефть марки “Юралс” стоила около 8,8 тыс. руб. за тонну. В России цена составляла не более 3 тыс. руб. за тонну. При этом малые нефтяные компании платили НДПИ в размере 2,2 тыс. руб. за тонну, а средние расходы на добычу составляли еще около 1, 5-2 тыс. руб., таким образом, компании работали себе в убыток. [12]
В числе основных причин уменьшения роли и значения малых и средних нефтяных и газовых компаний в современных условиях в России следует отметить: