Понятие малого бизнеса. Краткая характеристика его развития в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 00:00, курсовая работа

Описание работы

Малый и средний бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта (ВНП). Во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП.
В большинстве стран, таких как США. Япония, Германия, Франция, Великобритания, подавляющую долю — 99,3-99,7% от количества предприятий составляют так называемые малые и средние предприятия.

Работа содержит 1 файл

kursach_111.docx

— 46.77 Кб (Скачать)

Следует заметить, что малые компании не требуют для себя ни льгот, ни преимуществ, необходимо только учитывать свою специфику  в контексте развития отрасли, законодательно определить механизмы в системе природопользования.  

Участники заседания настоятельно считают, что  интересы независимых производителей должны учитываться:  

при разработке любой энергетической стратегии;  

при разработке стратегии развития трубопроводного  транспорта;  

при разработке нового законодательства, особенно в  разработке законодательства “О стимулировании добычи на низкопродуктивных местрождениях”.  

Участники заседания отмечают, что без изменения  положения дел в отмеченных выше направлениях невозможна реализация параметров Энергетической стратегии до 2020 и 2030 гг.  

С учетом государственных стратегических интересов, а также корпоративных интересов  национальных компаний нефтегазового  сектора экономики Российской Федерации, Совет Союза нефтегазопромышленников и Высший горный совет НП «Горнопромышленники России» считают необходимым кардинально изменить ситуацию в минерально-сырьевом комплексе и принимают решение:  

В виду большой значимости и актуальности обсуждаемой темы, ходатайствовать  перед Президентом Российской Федерации  о проведении специального заседания  Государственного Совета РФ по теме развития малого и среднего бизнеса в промышленной сфере России 

рекомендовать Правительству Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации:  

1.Считать  проекты федеральных законов,  направленные на поддержку малого  и среднего бизнеса в нефтегазовом  комплексе, в горном деле приоритетными.  

2.Выработать  критерии и условия отнесения в качестве отдельной категории субъекта права малого и среднего продпринимательства предприятий горнодобывающей промышленности, прежде всего малых и средних организаций нефтяной промышленности, специализирующихся на разведке и разработке мелких и мельчайших месторождений (залежей), остаточных запасов, на внедрении инновационных технологий и повышении эффективности и интенсификации добычи трудноизвлекаемых запасов и нетрадиционных видов сырья.  

Определить  законодательно статус малого и среднего предприятия; его параметры. Закрепить указанные условия и критерии в налоговом законодательстве о недрах.  

3.Принять  директивный документ (указ президента  или постановление правительства)  об арендных отношениях крупных  нефтяных компаний-недропользователей и малых компаний в отношении использования простаивающих нефтяных скважин.  

4.Внести  изменения в ФЗ «О недрах»,  Налоговый, Земельный и Лесной  кодексы, направленные на устранение  противоречий в указанных законодательных  актах, создание прозрачных процедур по выделению участков земли для работ по недропользованию, упрощение документации договора аренды лесных участков для проведения геологоразведочных работ.  

5.Упростить  процедуру и сократить сроки  согласования документов и принятия  решения по предоставлению лицензий на разведку и добычу по факту открытия месторождения в результате работ, проведённых за счёт средств недропользователей.  

6.Предоставить  первооткрывателю месторождений  право переуступки права недропользования  добывающим компаниям. Устранить барьеры для добросовестных недропользователей при получении прав на пользование недрами, а также при последующей реализации данных прав.  

7.Восстановить  двухуровневую систему управления  и регулирования недропользованием,  воссоздать единые территориальные структуры управления недрами в субъектах Федерации. Уменьшение размеров открываемых месторождений и увеличение числа таких объектов остро ставит вопросы децентрализации системы регулирования и управления.  

8.Создать  систему экономических стимулов, ориентированную на расширение роли внебюджетного финансирования воспроизводства минерально-сырьевой базы за счёт недропользователей. Данная система должна предусматривать не только налоговые каникулы на период проведения геологоразведочных работ, но и также и возможность вычета затрат на эти цели из налогооблагаемой базы недропользователей, а также переход от налогообложения на основе валового дохода к налогообложению на основе прибыли.  

9.Обеспечивать  не дискриминационный доступ  предприятий малого и среднего горного бизнеса к транспортной и перерабатывающей инфраструктуре независимо от форм её собственности.  

10.Законодательно  закрепить отнесение недр к  участкам федерального, регионального  и местного значения, разграничение  на этой основе прав и обязанностей соответствующих органов государственной власти, расширение полномочий регионов в разработке и реализации программ геологического изучения и подготовки условий пользования участками недр, проведений аукционов и конкурсов.  

Рассмотреть возможность проведений аукционов на разработку месторождений до 10 млрд. тонн только среди предприятий малого и среднего бизнеса.  

11. Рассмотреть  возможность существенного повышения  порога по доходам малых горнодобывающих  компаний, дающего права перехода  на упрощенную систему налогообложения и позволяющего снизить налоговую нагрузку за счет продления срока налоговых каникул до 10 лет.  

12.Усилить  контроль антимонопольных служб  за тарифной политикой государственных  монополий, созданием равных и  в необходимых случаях льготных условий доступа к средствам энергообеспечения, транспортировки и переработки сырья, в том числе путем внедрения давальческих схем работы НПЗ.  

13.Предусмотреть  в бюджете расширение льготных  условий привлечения инвестиций, в том числе долгосрочных кредитов, за счет снижения процентных ставок для малых и средних компаний, компенсируемого их прозрачностью, а также эффективностью их функционирования на рынке ценных бумаг.  

14.Усилить  государственную поддержку сервисной  инфраструктуры (сервисного сектора), развития лизинга, использования наиболее эффективных технологий, минимизации издержек и уменьшения рисков применения таких технологий.  

15.Расширить  применение конкурсных процедур  предоставления права пользования  участками недр. Усилить публичность  и информированность общественности и заинтересованного профессионального и бизнес-сообщества относительно условий предоставления прав пользования недрами и хода их выполнения.  

16.Сделать  информацию о недрах общедоступной  и бесплатной, имея в виду, что  сбор и хранение данной информации ранее уже были оплачены налогоплательщиками.  

17.Расширить  качественные характеристики нефти  для месторождений, в отношении  которых может применяться нулевая  ставка налогообложения.   
 

Специфики малых  нефтяных и газовых предприятий, специалисты отмечают ряд особенностей им присущие, которые не свойственный другим хозяйствующим субъектам. Как показывает мировой опыт, для обеспечения их эффективной деятельности законодательно-нормативная база должна адекватно отражать конкретные технико-экономические условия при соблюдении следующих аспектов.    

Во-первых, для всех малых горных предприятий  общим является их основная деятельность, которая обусловлена невосполнимостью полезных ископаемых. Доступ к этим запасам законодательно регулируется правами собственности, которые различны в каждом суверенном государстве. Деятельность малых предприятий, независимо от вида полезного ископаемого, ориентирована исключительно на небольшие, малоэффективные по различным параметрам залежи.    

Во-вторых, на них должны в полной мере распространяться все  положения законодательства по поддержке  малого предпринимательства с учетом специфики антимонопольного характера.     

В-третьих, методы добычи полезных ископаемых, относящиеся  к топливно-энергетическим, определяются конкретными критериями в виде экономико-технологических характеристик. Например, в мировой практике помимо численности работающих, масштабы горного предприятия в ряде случаев определяются по объемам годовой добычи.    

Принятый  в 1995 году Федеральный Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ», который по замыслу должен распространяться на все отрасли хозяйственной деятельности, мог оказать поддержку и нефтедобывающим предприятиям. Но на деле критерии, по которым предприятие может быть отнесено к категории малых, оказались неприменимы к нефтедобывающим предприятиям по нескольким позициям. Например, согласно этому закону, малые предприятия - это такие, численность которых в промышленности не превышает сто человек. Но, каждая отрасль имеет свои масштабы, и то, что считается большим в одной, в силу отраслевой специфики оказывается малым в другой. В добывающих отраслях наряду с крупными, вертикально интегрированными, компаниями действуют также и малые независимые компании. Ввиду специфики добывающей промышленности малые компании в добывающей отрасли выходят за рамки определения малых компаний для большинства отраслей. Поэтому этот закон нуждается в пересмотре. Количество человек, занятых в малой нефтяной компании не следует считать определяющим фактором. Примером тому может служить предприятия «Волгодеминойл» и «Белые ночи», добывающие за год примерно одинаковое количество нефти (примерно по 450 тыс.т). Первое насчитывает менее ста человек, на втором же работают почти 500 человек. [3]    

Необходимость развития малого и среднего бизнеса зафиксирована  в документах Правительства Российской Федерации. В качестве одного из перспективных  направлений государственной политики в нефтяной отрасли "Энергетическая стратегия России до 2020 года", утвержденная распоряжением Правительством Российской Федерации от 28 августа 2003 г. №1234-р, предусматривает "поддержку развития малых и средних независимых  нефтедобывающих компаний, использующих передовые технологии, эксплуатацию месторождений на завершающей стадии разработки, при работе в сложных  горно-геологических условиях".    

Развитие  независимых инновационно-ориентированных  малых и средних компаний является одним из условий устойчивого  функционирования нефтегазового сектора  как с точки зрения изменения  динамики добычи, так и поддержания деловой активности в смежных отраслях экономики, особенно при ухудшении условий разработки месторождений, имеющих значительную степень выработки запасов.    

В настоящее время в секторе  нефтяной отрасли насчитывается  почти 160 независимых малых производителей нефти, эксплуатирующих 400 месторождений с суммарными запасами более 1 млрд. тонн нефти, работающих во всех  23-х основных нефтедобывающих регионах России. К крупнейшим малым нефтяным компаниям России относятся: Sibir Energy PLC, West Siberian Resources, ОАО "Группа 'Синтез'", ЗАО "Самара-Нафта", ЗАО "НК 'Нобель Ойл'", Urals Energy PLC, НК "Альянс", ООО "Северное сияние", Lundin Petroleum, ОАО "Южуралнефтегаз", Arawak Energy, ООО ИНК (Иркутская нефтяная компания). [9]    

В последние годы доля малых нефтяных компаний в общем объеме добычи нефти в России неуклонно снижается: в 2001 году — 10%, в 2006 году - 9%, в 2007 году — 6%. Но к концу 2008 года, в связи с проблемами, возникшими в отрасли из-за мирового экономического кризиса: отсутствием кредитных средств, падением мировых цен на нефть при сохранении высокой экспортной пошлины, высокими издержками производства сырья, вынужденным сокращением добычи, - она снизилась до 4 %.     

 Сегодня (2009 г.) они добывают 401 тысячу  баррелей в сутки. Это также составляет приблизительно 4% от всей российской добычи.     

С начала 2009 года по всей России примерно треть малых нефтяных компаний скважины заморозили. Основная причина —  низкая рентабельность. Дело в том, что налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) рассчитывается в зависимости от цены нефти на мировом рынке. Однако большинство малых компаний просто не имеет возможность экспортировать свою нефть (лишь 30% нефти,  малыми компаниями, идет на экспорт) и поэтому, они вынуждены реализовывать ее на внутреннем рынке, где цена меньше мировой в 2-3 раза. К примеру, в декабре 2008 г., на мировом рынке, нефть марки “Юралс” стоила около 8,8 тыс. руб. за тонну. В России цена составляла не более 3 тыс. руб. за тонну. При этом малые нефтяные компании платили НДПИ в размере 2,2 тыс. руб. за тонну, а средние расходы на добычу составляли еще около 1, 5-2 тыс. руб., таким образом, компании работали себе в убыток. [12]    

В числе основных причин уменьшения роли и значения малых и средних  нефтяных и газовых компаний в  современных условиях в России следует отметить:

    1. отсутствие нормативно-правовой базы развития процесса активного образования и малых и средних организаций в нефтяной и газовой промышленности;
    2. отсутствие государственной поддержки малого и среднего бизнеса в нефтяной и газовой промышленности;
    3. поглощение существовавших малых и средних организаций крупными вертикально интегрированными компаниями;
    4. отсутствие стимулирующих механизмов, направленных на повышение эффективности разработки месторождений углеводородного сырья.

Информация о работе Понятие малого бизнеса. Краткая характеристика его развития в Российской Федерации