Понятие малого бизнеса. Краткая характеристика его развития в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 00:00, курсовая работа

Описание работы

Малый и средний бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта (ВНП). Во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП.
В большинстве стран, таких как США. Япония, Германия, Франция, Великобритания, подавляющую долю — 99,3-99,7% от количества предприятий составляют так называемые малые и средние предприятия.

Работа содержит 1 файл

kursach_111.docx

— 46.77 Кб (Скачать)

Понятие малого бизнеса. Краткая характеристика его развития в Российской Федерации

    1. Понятие малого бизнеса

 

      

Малый и средний бизнес в рыночной экономике — ведущий  сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта (ВНП). Во всех развитых странах на долю малого бизнеса  приходится 60-70% ВНП.    

 В большинстве стран,  таких как США. Япония, Германия, Франция, Великобритания, подавляющую  долю — 99,3-99,7% от количества  предприятий составляют так называемые  малые и средние предприятия.  Они выделяются среди прочих  по численности занятых (например, не более 500 человек) или размеру  основного капитала. На них производится  почти половина объема выпускаемой  продукции. Как правило, такие  предприятия дают 75—80% новых рабочих  мест в отличие от крупных  производств, где наблюдается  сокращение занятости.    

 Но дело не только  в количественных показателях.  Этот сектор по своей сути  является типично рыночным и  составляет основу современной  рыночной инфраструктуры.   

 В российской практике  развитие малого предпринимательства  началось в 1988 г. В этот период к числу малых отнесли государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 чел. Впоследствии критерии отнесения предприятий к малому бизнесу неоднократно менялись в соответствии с принятием новых законов о малом предпринимательстве.     

 В настоящее время  в соответствии с Федеральным  законом «О государственной поддержке  малого предпринимательства в  РФ» от 14.06.95 № 88-ФЗ под субъектами  малого предпринимательства понимаются  коммерческие организации, в уставном  капитале которых доля участия  РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

-промышленность, строительство  и на транспорт — 100 человек;

-научно-техническая сфера  — 60 человек;

-оптовая торговля —  50 человек;

-розничная торговля и  бытовое обслуживание населения  - 30 человек;

-другие отрасли и осуществление  других видов деятельности —  50 человек.  

   Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации для отнесения предприятий к малым используются два критерия: средняя численность и доля участия в уставном капитале малых предприятий других организаций.    

 Малое предприятие  должно иметь одну из организационно-правовых  форм, установленных Гражданским  Кодексом РФ, и обладать статусом  юридического лица. В качестве  учредителей могут выступать:

-Граждане РФ, члены семьи,  другие лица, совместно ведущие  хозяйство;

-Органы управления РФ  и субъектов РФ, уполномоченные  управлять государственным имуществом;

-Органы местного самоуправления;

-Общественные объединения  (организации);

-Иностранные юридические  лица и различные иностранные  организации (с учетом действующего  законодательства);

-Трудовые коллективы  государственных и муниципальных  предприятий.    

 Первая часть Гражданского  Кодекса РФ предоставляет законное  право на существование следующим  организационно-правовым формам  коммерческих организаций, основанных  на частной собственности:

-Полное товарищество;

-Товарищество на вере;

-Общество с ограниченной  ответственностью;

-Общество с дополнительной  ответственностью;

-Производственный кооператив;

-Акционерное общество; 

 

1.2 Становление  малого бизнеса в Российской  Федерации    

 

 

   Предпринимательство вообще и малый бизнес в частности известны в России с давних пор. Вначале они появлялись в торговой форме, в виде промыслов. Широкое развитие предпринимательства приходится на годы правления Петра I (1689 - 1725) и на пореформенный период - 60-70-е гг. XIX в., а в начале XX в. Оно приобретает массовый характер.    

 Однако, к сожалению,  период, последовавший за революциями  1917г. свел на нет этот способ  хозяйствования.    

 Возрождение малого  бизнеса происходило в 3 этапа    
Первый этап - зарождение малого предпринимательства, с 1988 по 1991 гг., второй этап - создание предпосылок для развития частного предпринимательства с 1992 по 1995 гг., третий этап с 1996 г. и до настоящего времеени и стагнация процесса вследствие отсутствия эффективной государственной системы поддержки.    

 Потеря административного  управления, экономический хаос  и законодательная неразбериха  привели к тому, что законопослушные  предприниматели, организующие бизнес  в производственной сфере, оказались  в чрезвычайно трудном положении,  неся большие затраты, выплачивая  высокие налоги. Отсутствие четкого  механизма реализации государственных  мер по поддержке малого бизнеса,  затруднения в получении кредитов, производственных помещений и  материальных ресурсов поставили  малые предприятия в неравное  положение с крупными. Это привело  к сокращению их роста и  к ориентации преимущественно  на торгово-закупочную и посредническую  деятельность.    

 Высокие налоги, всевозрастающая  арендная плата за помещение  и оборудование, отсутствие фондового  рискового капитала - все это затрудняет  продолжение эффективной деятельности  и вынуждает направлять основные  усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.    

 Но главная причина  сокращения числа малых предприятий  - низкий уровень финансовой обеспеченности  большинства малых предприятий  вследствие трудностей с первоначальным  накоплением капитала, невозможность  получения кредитов на приемлемых  условиях, неэффективность налоговой  системы. Негативное воздействие  на развитие малого бизнеса  в сфере материального производства  оказывают неразвитость производственной  инфраструктуры, нехватка специализированного  оборудования, слабость информационной  базы.    

 Еще один очень важный  фактор негативного воздействия  на малый бизнес - непрекращающийся  глубокий спад производства.    

 Все это приводит  к тому, что только часть зарегистрированных  предприятий малого бизнеса оказывается  в не состоянии приступить  к реальному производству продукции.     

 В России пока лишь  малый бизнес имеет достаточно  высокий потенциал, дающий возможность  приспосабливаться к меняющимся  условиям внешней среды. Исходя  из этого, необходимо оказывать  всяческое содействие со стороны  законодательной и исполнительной  власти.    

 Для активизации производственной  и инвестиционной деятельности  малых и средних предприятий  усилия Правительства Российской  Федерации направлены на:

-создание необходимых  условий для использования малыми  предприятиями бездействующих и  недозагруженных основных фондов, в том числе и при осуществлении  санационных мероприятий в отношении  предприятий-банкротов;

-концентрацию ресурсов  государственной поддержки на  формирование в малом предпринимательстве  современного высокотехнологичного  товаропроизводящего и инновационного  секторов;

упрощение налогообложения малого бизнеса, замену многочисленных налогов единым, упрощение системы бухгалтерского учета и отчетности для малых предприятий;

-формирование благоприятного  порядка налогообложения организаций,  входящих в инфраструктуру поддержки  малого предпринимательства;

создание  нормативной базы, обеспечивающей государственную поддержку инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства, а также привлечение и использование для этих целей иностранных кредитов.    

 Для выработки основных  направлений и определения приоритетов  в развитии малых и средних  предприятий в субъектах Российской  Федерации с учетом основных  характеристик можно выделить  три группы регионов.

Первая  группа характеризуется достаточно высоким уровнем развития малых предприятий, выполнением комплексных региональных программ и инвестиционных проектов с использованием бюджетных и внебюджетных источников финансирования. Для второй группы характерны начальная стадия развития малого бизнеса и системы его государственной поддержки, незначительный объем бюджетного и внебюджетного финансирования региональных программ. Третья группа характеризуется сложными общеэкономическими и социальными условиями, низким уровнем развития малых предприятий, региональные программы поддержки малого предпринимательства не подкреплены организационными структурами, нормативно-правовыми актами и финансовыми ресурсами.    

 В среднесрочной перспективе  будет осуществлен перенос центра  тяжести финансово-кредитной поддержки  малого предпринимательства, построенной  на принципах бюджетного федерализма,  на региональный и муниципальный  уровень. Это позволит направить  налоговые сборы и платежи  от малых предприятий в бюджеты  субъектов Российской Федерации.  Приоритетный комплекс задач связан с формированием целостной системы финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малых предприятий, включающей создание гарантийно-инвестиционных банков, региональных и муниципальных гарантийных фондов, страховых компаний и обществ взаимного кредитования.

Планируется активизировать предоставление гарантий Правительством Российской Федерации по иностранным  инвестиционным кредитам для быстроокупаемых  инвестиционных проектов малых предприятий, прежде всего производственного  и инновационного направлений, по переработке  сельскохозяйственной продукции, производству продуктов питания, других социально  значимых товаров и услуг.    

 Одним из важных инструментов государственного содействия развитию мелкого бизнеса является прямая финансовая помощь, которая осуществляется посредством льготного субсидирования малых фирм, предоставления гарантий при получении ими займов из других источников и льготного налогообложения.    

 Важным инструментом  государственного содействия малым  предприятиям в большинстве промышленно  развитых стран является система  государственных заказов. Данная  форма отношений позволяет обеспечить  малому бизнесу гарантированный  рынок сбыта, ускорить процесс  накопления капитала, расширить  производственные мощности, укрепить  конкурентоспособность, модернизировать  оборудование и многое другое.     

 Достаточно широкое  развитие получили организуемые  государственными органами и  частными предприятиями специальные  службы по оказанию различных  консультационных услуг малым  компаниям.    

 Итак, под малым бизнесом  понимается дело, малое предпринимательство,  любой вид деятельности на  малых организациях в небольших  масштабах, приносящий прибыль  или другую личную выгоду при  торговых операциях, коммерческих  сделках, оказании услуг или  посредничестве, который осуществляется  за счет собственных или заемных  средств на свой риск и под  свою имущественную ответственность, ставит главными целями получение прибыли и развитие собственного дела. Как у предприятий, так и у государства до сих пор открытым остается большое количество проблем, но, несмотря на это, в стране  уделяется большое внимание политике государственной поддержки малого бизнеса. 

 

Анализ развития малого бизнеса в нефтяной и газовой  промышленности

 

2.1 Малый бизнес  в нефтяной и газовой промышленности 

 

В настоящее  время перед российским экономическим  сообществом поставлены глобальные задачи по переходу на инновационный  путь развития, по выведению страны в число ведущих мировых экономик с высоким уровнем благосостояния, развитой инфраструктурой, долей высокотехнологичного сектора в ВВП страны не менее 17 – 20%. Необходимым условием реализации данных задач являются масштабные инвестиции в производство, высокие технологии, в науку и обучение новых кадров.  

Особая роль падает при этом на отечественный  нефтегазовый комплекс, где сегодня  концентрируется энергетика экономического роста XXI века. Следует учитывать, что  ТЭК России - это наиболее динамичный сектор экономики, роль которого в обозримом будущем будет только нарастать. Только в 2010 году ТЭК дал в бюджет 4,1 трлн руб., больше 50% всех совокупных бюджетных поступлений. Россия стала самым большим производителем нефти в мире.  

В общем объеме российской нефтедобычи доля малых и средних предприятий снизилась до 5% по сравнению с 12% в 1995г., и это, к сожалению, не предел. Еще три-пять лет назад ситуация с малым и средним бизнесом в нефтедобыче и на розничных рынках нефтепродуктов была более благоприятной. Примерно 15% добычи нефти и порядка 70% всех АЗС приходилось на независимые компании. Сейчас положение совершенно иное. В добыче доля малых и средних предприятий уменьшилась почти вдвое, а в сфере нефтепродуктообеспечения снизилась почти до 50%. И данная тенденция укрепляется.

Информация о работе Понятие малого бизнеса. Краткая характеристика его развития в Российской Федерации