Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 00:00, курсовая работа
Малый и средний бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта (ВНП). Во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП.
В большинстве стран, таких как США. Япония, Германия, Франция, Великобритания, подавляющую долю — 99,3-99,7% от количества предприятий составляют так называемые малые и средние предприятия.
Малое и среднее предпринимательство в
Законы, непосредственно регулирующие взаимоотношения малого и среднего бизнеса с администрациями различного уровня и конкретным чиновником весьма несовершенны. Зачастую отдельные законы противоречат друг другу. Есть расхождения в этой сфере и между федеральным и местными законодательствами. Правительство это видит, но руки у него, видно, не доходят. Изменение и совершенствование этого законодательства - главное требование времени. Когда внесут изменения в законы, тогда у чиновников будет меньше возможности, меньше права лезть в дела предпринимателей.
Ликвидация и поглощение небольших нефтедобывающих фирм крупными игроками российского нефтяного рынка - также явление негативное. Существующие в России крупные нефтяные компании, соперничая друг с другом, постоянно укрупняются, в том числе и за счет поглощения малых предприятий. Стимулом к такой политике служит и международный рейтинг компании, напрямую зависящий от величины ее запасов. А поглотить малое предприятие означает достаточно дешево прирастить запасы, не вкладывая средства ни в конкурс, ни в разведку. В течение 2004 года поглощено 17 малых нефтяных компаний.
В первую очередь ВИНКи стремятся поглотить
Для решения этой проблемы прежде всего необходимы поправки к Закону «О естественных монополиях». Нельзя ограничиваться «нормативными актами» на уровне решений, распоряжений и постановлений правительства. Неплохо было бы иметь такие законодательные рычаги, как, скажем, ограничения при слияниях и поглощениях. Можно законодательно оформить требования, чтобы при слиянии вновь образуемая компания какую-то часть своих активов продавала на рынке.
Дают о себе знать и просчеты
в налоговой сфере. С 2002г. введен единый
налог на добычу нефти, не предусматривающий
Увеличение с 2005 года налоговой нагрузки
на нефтяной сектор, предусматривающее повышение
С точки зрения здравого смысла прирост доходов, от роста мировых цен, должен распределяться меду государством и недропользователем, в крайнем случае, изыматься в полном объеме, но ни как не больше этого прироста, как это происходит в нашем случае, причем, чем выше цена, тем большие потери несут малые нефтяные компании. Невероятно, но при котировках Urals в 25 долл/барр. выручка ННК равноценна выручке при цене 9 долл/барр. А превышение мировых цен 25-долларового уровня резко на десятки процентов снижают выручку.
Любое, даже незначительное
увеличение цены на нефть на мировых
рынках означает прямые убытки для
независимых производителей нефти.
Почему так происходит? Потому что
у независимых производителей другой
процент экспорта. Они практически
не имеют доступа к «трубе»
и максимум на что способны - попытаться
отправить нефть за рубеж с
использование железной дороги. А
самое главное состоит в том,
что на внутреннем рынке отсутствует
рыночное ценообразование. То есть «независимые»,
как и «большие», платят налог
с мировой цены, а продают нефть
зачастую в пять-семь раз дешевле
на внутреннем рынке. Это парадокс системы,
который можно объяснить только
одним. Для такой великой страны,
как Россия, 25 млн.т. нефти, которые
добывают независимые производители,
являются просто арифметической ошибкой.
Так, во всяком случае, нам заявляют
крупные государственные
Кроме того, эта система налогообложения не стимулирует компании ни на введение новых технологий, ни на применение более рациональных методов нефтедобычи. [ с.33]
Ради того, чтобы в России сохранялись и развивались реальный рынок, рыночное ценообразование, а самое главное, чтобы рационально использовались ресурсы, принадлежащие всему народу.
Необходимо отказаться от сложившегося уравнительного подхода ко всем нефтедобывающим предприятиям, работающим на принципиально разных месторождениях, в различных регионах по всей громадной территории России.
Как показал опыт Татарстана, целесообразно снизить налоги на разработку трудноизвлекаемых запасов, вплоть до их полной отмены - цена на эту нефть должна покрывать только издержки и заработную плату. Этот подход, с одной стороны, исключит устаревшее понятие забалансовых запасов, с другой - существенно увеличит объем вовлекаемых в хозяйственный оборот сырьевых ресурсов, что, учитывая коэффициент мультипликативности, повысит налоговые поступления в бюджеты на последующих этапах переработки добытой нефти.
Не менее драматично для малых компаний складывается ситуация с доступом к трубопроводам. Это связано с тем, что данная инфраструктура в МНК попросту не успела сформироваться и малые предприятия работают (в большинстве) на имуществе крупных компаний, арендуя их мощности. Крупные, вертикально интегрированные нефтяные компании монополизируют пользование трубопроводом, который проходит вблизи больших месторождений. Государственное регулирование в этой области практически отсутствует.
Одной из мер поддержки малых компаний
могло бы стать предоставление независимым предприятиям
права доступа к системе
И, наконец, о проблеме доступа малых и средних
Но, несмотря на все проблемы отечественный бизнес имеет перспективы дальнейшего развития. Стране необходимо главное - создать благоприятный климат для развития малого бизнеса, как это делается во многих промышленно развитых странах.
Прежде всего следует оградить малый бизнес от бюрократии, сделать как можно проще процедуру регистрации, сократить число контролирующих органов и проверок, продолжить процесс сокращения числа лицензируемых видов деятельности и продукции. По возможности нужно максимально искоренить коррупцию, которая не только опасна с моральной точки зрения, но и препятствует экономическому росту, существенно удорожает производство, извращает конкуренцию.
Необходимо существенно изменить налоговую нагрузку на малый бизнес. Руководитель организации «Ассонефть» Елена Корзун, например, полагает, что ставку налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для малых предприятий необходимо установить от внутренней цены на нефть, а не от мировой, как это делается сейчас. «Малые компании не имеют возможности поставлять нефть на экспорт, поэтому мировая цена для них является виртуальной. Но нельзя же платить налог с виртуальной цены, по которой они никогда не могут продать нефть», - говорит она. Иначе необходимо предоставить ННК право поставлять на экспорт 75% добытой нефти.[10, c.36]
Следует сосредоточить внимание на концентрации всех финансовых средств, предназначенных для поддержки малого бизнеса (федеральный бюджет, региональные бюджеты, Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, всевозможные внебюджетные источники), на важнейших приоритетных направлениях, создать для него систему гарантий (поручительств) кредитования.
Для вновь создаваемых предприятий малого
бизнеса необходимо широкое развитие лизинга и франчайзинга.
Если франчайзинговая система
Нужна более энергичная работа по развитию инфраструктуры малого бизнеса. Речь идет о дальнейшем развитии банковской системы, о развитии различных фондов поддержки малого бизнеса. Каждое малое предприятие должно иметь возможность в любую минуту получить консультацию и бесплатную помощь по вопросам открытия и функционирования, по проблемам маркетинговой стратегии, защите своих интересов, по любой другой проблеме.
Большая работа предстоит в области подготовки и повышения квалификации предпринимательских кадров. В сфере малого бизнеса работает более 8 млн.человек, или около 12% всего занятого в стране населения, и численность эта из года в год будет возрастать. В малый бизнес приходит все больше молодых, энергичных людей, которых необходимо обучать.[18, c.423]
Наконец, ресурсы малых компаний
можно было бы использовать для активизации внутреннего
нефтяного рынка и создания государственных
резервов нефтепродуктов, необходимых
для регулирования цен на них. Для этого
уполномоченные государством структуры
могли бы закупать нефть малых предприятий
через нефтяную биржу и перерабатывать
ее на НПЗ в рамках установленных правительством
квот. Полученные нефтепродукты можно
было бы использовать для интервенций
на внутреннем рынке с целью регулирования
цен.
ухудшается положение малого и среднего бизнеса в недропользовании. В последнее время в этой сфере можно констатировать стагнацию и даже "выдавливание" малого бизнеса с топливного рынка, особенно в части независимых компаний. По данным ОАО "АССОнефть" число малых нефтяных компаний снизилось до 159, в том числе независимых - до 36, а их удельный вес в общей нефтедобыче составляет всего 2,3%. Компании не могут заниматься работой по получению прав недропользования в пределах перспективных площадей, поскольку не способны конкурировать с крупными компаниями в получении лицензий. Действующий порядок выдачи лицензий нарушает право геологических компаний на интеллектуальную собственность. Они открывают месторождения, но не могут получить лицензии на их разработку
Энергетической стратегией Российской Федерации на период до 2020 года предусматривается обеспечить годовой объем добычи нефти на уровне 535 - 595 млн тонн. Эти планы по наращиванию объемов добычи нефти обусловлены рядом серьезных факторов: выходом российских нефтяных компаний на новые рынки, новыми обязательствами перед партнерами, заинтересованностью государства в получении дополнительных поступлений в государственный бюджет и другими.
Освещая проблему данной связи, представляется весьма ценным позитивный опыт поддержки малого и среднего предпринимательства нефтегазового сектора органами государственной власти Республики Татарстан. Малые компании республики, ориентированные на эффективное использование топливно-энергетических ресурсов, внедрение инноваций при добыче нетрадиционных запасов, обеспечение стабильного уровня добычи углеводородного сырья, успешно реализуют свои сильные стороны (склонность к инновациям, быстрая реакция на рыночные изменения, более высокая производительность труда, гибкость в управлении). В республике умело используются эти преимущества в условиях затухающей нефтегазовой провинции с позиций повышения социальной ценности недр: рационального недропользования, поддержания высокого уровня занятости, формирования бюджетных доходов. Предполагается, что в 2010 году доля малого предпринимательства в ВРП республики достигнет 27,9%.
Государственная политика в отношении малого и среднего нефтяного бизнеса во всей мировой практике однозначно уважительная. Это объяснимо. Почти половину технических нововведений в мировой практике нефтедобычи осуществляется именно малыми предприятиями. Сегодня только в США зарегистрировано 10 тыс. малых предприятий в нефтяном деле, у нас же сегодня числится 130 независимых малых и средних нефтяных компаний (ННК). Добычу нефти в России ведут свыше 200 нефтедобывающих организаций. При этом более 90% всего объема добываемой нефти приходится на долю вертикально интегрированных нефтяных компаний.
Везде существует четкое разделение добывающих компаний - крупные корпорации разрабатывают большие месторождения, малые или независимые как они сами себя называют, - истощенные. В США из 600 действующих скважин 460 — малодебитные, работают на них, в основном, средние или малые предприятия, которые добывают из них более 40% нефти и 60% природного газа - для них хорошо и тонна и полтонны нефти в сутки. У наших интегрированных компаний, как мы знаем, скважина, дающая менее 4 - 6 тонн уже рассматривается как нерентабельная.
Необходимо создать такое же, как в мировой практике, уважительное отношение к ННК. Определить, наконец-то, законодательно статус малого, среднего предприятия; его параметры: какие предприятия нужно относить к этой категории. Принятый в 2007 году федеральный закон о малом и среднем бизнесе все эти вопросы не решает. Сегодня пока ни в одном законе или подзаконных актов, регламентирующих деятельность нефтяного комплекса, специфика малого бизнеса не учтена. Соответственно Энергетическая стратегия также не учитывает такой “род войск” как малые предприятия.