Понятие и элементы банковской системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 18:11, курсовая работа

Описание работы

Если в стране в достаточном количестве имеются действующие банки, кредитные учреждения, а также экономические организации, которые выполняют отдельные банковские операции, то можно говорить о наличии банковской системы. Помимо них в банковскую систему входят также специализированные организации, не осуществляющие банковских операций, но обеспечивающие деятельность банков и кредитных учреждений: расчетно-кассовые и клиринговые центры, фирмы по аудиту банков, дилерские фирмы по работе с ценными бумагами банков, организации, определяющие рейтинги банков, обеспечивающие их специальным оборудованием и информацией, специалистами и т.д. При этом банки и кредитные учреждения в разнообразных формах и регулярно взаимодействуют со своими клиентами – субъектами экономики, с Центральным банком, другими органами государственной власти и управления, друг с другими со вспомогательными организациями.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ 5
1.1. Экономическая сущность банковской системы 5
1.2. Банковская инфраструктура и её особенности в современном хозяйстве 13
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 21
2.1. Анализ банковского сектора Российской Федерации 21
2.2. Анализ показателей деятельности кредитных организаций 27
РАЗДЕЛ 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45

Работа содержит 1 файл

ДКБ понятие и элементы банк системы.docx

— 211.50 Кб (Скачать)
"justify">       Одновременно  Правительство Российской Федерации  и Банк России констатируют необходимость  продолжения усилий по развитию и  повышению устойчивости банковского  сектора. Это отчетливо продемонстрировал  и кризис.

       Основным  содержанием нового этапа в развитии банковского сектора должно стать  повышение качества банковской деятельности, включающее расширение состава банковских продуктов и услуг, рост их качества и совершенствование способов предоставления, повышение долгосрочной эффективности  и устойчивости бизнеса.

       Все более активно должны использоваться достижения современных информационных технологий, составляющих основу модернизации банковской деятельности. Правительство  Российской Федерации и Банк России исходят из необходимости дальнейшего  повышения уровня конкуренции, транспарентности и рыночной дисциплины в банковском секторе. В результате кредитные  организации во все возрастающей степени будут ориентироваться  на долгосрочные результаты деятельности и более рациональное ведение  бизнеса, развитие эффективных систем управления, включая управление рисками. Получит развитие процесс консолидации российского банковского сектора, базирующийся на экономических интересах  участников рынка. Указанные изменения  будут означать переход к интенсивной  модели банковской деятельности. В  связи с этим дополнительное значение приобретает также успех построения в перспективе ближайших нескольких лет более эффективной, риск-ориентированной системы банковского регулирования и банковского надзора. 

       Для достижения указанных целей Правительством Российской Федерации и Банком России принята Стратегия развития банковского  сектора Российской Федерации на период до 2015 года.

       Рассматривая  российский банковский сектор как важнейший  элемент финансовой отрасли, Правительство  Российской Федерации и Банк России в рамках реализации настоящей Стратегии  намерены создать необходимые правовые и иные условия для формирования в России современного высокоразвитого  и конкурентоспособного банковского  сектора, отвечающего интересам  российской экономики и обеспечивающего  высокий уровень банковского  обслуживания населения и организаций.

       Основной  целью развития российского банковского  сектора на среднесрочную перспективу  является активное участие в модернизации экономики на основе существенного  повышения уровня и качества банковских услуг, предоставляемых организациям и населению, при обеспечении  его системной устойчивости. Достижение этой цели является необходимым условием развития российской экономики и  повышения ее конкурентоспособности  на международной арене за счет диверсификации и перехода на инновационный путь развития.

       Изменение модели развития банковского сектора  потребует от Правительства Российской Федерации и Банка России реализации комплекса мероприятий, направленных на:

       1. Совершенствование правовой среды,  включая развитие законодательства  и создание иных условий, обеспечивающих  возможности рационального ведения  бизнеса, более эффективную защиту  частной собственности и развитие  конкуренции на всех сегментах  финансового рынка.

       2. Формирование,  в том числе  в рамках работы Правительства  Российской Федерации и Банка  России по созданию Международного  финансового центра,  инфраструктуры, отвечающей современным требованиям  и базирующейся на использовании  передовых банковских технологий, развитии системы регистрации  залогов, бюро кредитных историй,  платежной и расчетной инфраструктуры, института центрального контрагента  и иных инфраструктурных  институтов  и условий.

       3. Повышение качества корпоративного  управления и управления рисками  в кредитных организациях.

       4. Совершенствование банковского  регулирования и банковского  надзора, прежде всего путем  развития в них содержательной  составляющей и приведения правовых  условий и практики их осуществления в полное соответствие с международными стандартами. Указанная работа должна дополняться формированием системы регулирования и надзора (контроля) за деятельностью всех организаций, оказывающих финансовые услуги,  исходя из принципа пропорциональности предъявляемых требований системной значимости организаций и уровню принимаемых ими рисков.

       5. Обеспечение финансовой стабильности.

       Решение задач развития банковского сектора  потребует существенного изменения  условий его функционирования и  может привести к изменению его  структуры.

       В результате реализации Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года российская банковская система по всем основным аспектам (организация деятельности, качество управления банками, состояние  конкурентной среды, учет и отчетность, рыночная дисциплина и транспарентность, регулирование и банковский надзор) должна соответствовать международным  стандартам.

       Ожидаемые результаты развития банковского сектора  базируются на положениях Концепции  долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации и  учитывают необходимость совершенствования  модели банковского бизнеса. В 2015 году российским банковским сектором могут  быть достигнуты следующие совокупные показатели деятельности.

       Таблица 3.1.

       Плановые  макроэкономические показатели банковского  сектора.

     
      01.01.2011 01.01.2016
    активы/ВВП      74,5% Более 90%
    капитал/ВВП     10,4% 14-15%
    кредиты нефинансовым организациям

    и физическим лицам/ВВП

    40,0% 55-60%

       Важным  направлением продолжает оставаться укрепление роли банков в развитии инновационных  процессов в реальном секторе  экономики и повышении эффективности  инвестиций. При этом Правительство  Российской Федерации и Банк России исходят из того, что первостепенное значение имеют качественные характеристики развития банковского сектора, а  именно характер и уровень предоставляемых  банковских услуг, уровень конкуренции  в банковском секторе, устойчивость и транспарентность кредитных организаций.

       В рамках реализации Стратегии развития банковского сектора усилия Правительства  Российской Федерации и Банка  России будут направлены прежде всего  на создание условий для увеличения эффективности трансформации банковским сектором временно свободных средств  в кредиты и инвестиции, на повышение  тем самым роли банковского сектора  в процессе модернизации российской экономики. Будут приняты меры, направленные на создание условий для развития конкуренции как в банковском секторе, так и на финансовом рынке в целом, повышение конкурентоспособности российских кредитных организаций и системной устойчивости банковского сектора; повышение качества и расширение возможностей потребления банковских услуг населением и предприятиями, в том числе в удаленных и труднодоступных регионах; применения современных банковских и информационных технологий, упрощения и расширения перечня инструментов кредитования малого бизнеса; предотвращение вовлечения кредитных организаций в противоправную деятельность, прежде всего по легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

       В этих целях предстоит решить вопросы  совершенствования законодательства, сокращения участия государства  в капиталах крупных российских кредитных организаций, создания системы  регулирования и надзора на рынке  финансовых услуг, предоставляемых  не кредитными организациями; создания и функционирования современных инфраструктурных комплексов, в том числе. Международного финансового центра; развития национальной  платежной системы.

       Реализация  мер Правительства Российской Федерации  и Банка России должна обеспечить качественное улучшение условий  банковского обслуживания российской экономики, способствовать ее сбалансированному  росту и устойчивому развитию внутреннего рынка.

       В среднесрочной перспективе предполагается сократить участие государства  в капиталах кредитных организаций  при сохранении контроля государства  за деятельностью ОАО «Сбербанк  России», ОАО «Банк ВТБ» и ОАО  «Россельхозбанк». При этом в ближайшие  три года предусматривается снижение государственного участия в уставном капитале данных кредитных организаций  не ниже уровня 50% плюс одна голосующая акция. В дальнейшем Правительство  Российской Федерации и Банк России продолжат сокращение доли государства  в уставном капитале данных кредитных  организаций.

       По  мере формирования условий в отношении  ОАО «Сбербанк России», ОАО «Банк  ВТБ» и ОАО «Россельхозбанк», а  также иных кредитных организаций  с долями участия государства  в уставном капитале, будут осуществляться меры по привлечению стратегических инвесторов и размещению долей, принадлежащих  государству, на открытых рынках капиталов.

       Правительством  Российской Федерации будет обеспечено снижение доли государства в уставном капитале создаваемого Почтового банка  в течение трех лет после его  создания не ниже уровня 50% плюс одна голосующая акция с дальнейшим снижением этой доли в течение пяти лет после его создания.

       Правительство Российской Федерации рассматривает  вложения в акции кредитных организаций, которые осуществлялись компаниями с преобладающей долей государства  в уставном капитале  (ОАО «РЖД», ОАО «Газпром» и другие) в качестве непрофильных активов и обеспечит  осуществление мероприятий по утверждению  компаниями с государственным участием среднесрочных программ отчуждения таких непрофильных активов с  целью улучшения корпоративного управления и привлечения дополнительных источников финансирования инвестиционных программ.

       Инвестиции  в акции кредитных организаций, находящиеся в государственной  собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, являются имуществом, которое не требуется  для исполнения публичных полномочий. Правительство Российской Федерации  рекомендует в отношении указанного имущества субъектам Российской Федерации и муниципальным органам  местного самоуправления обеспечить его  поэтапную приватизацию.

       При этом последовательный выход из капиталов  кредитных организаций не должен оказывать негативного влияния  на устойчивость банковского сектора.

       С учетом накопленного опыта дальнейшее распространение получит практика привлечения  независимых директоров к участию в управлении кредитными организациями, имеющими доли участия  государства в уставных капиталах, а также создания специальных  комитетов (по вознаграждениям, управлению рисками и внутреннему аудиту, стратегическому планированию и  др.) при советах директоров (наблюдательных советах) таких кредитных организаций.

       Правительство Российской Федерации и Банк России исходят из того, что система банковского  регулирования и надзора за деятельностью  кредитных организаций в Российской Федерации в ближайшие годы должна стать более эффективной. В этих целях предстоит привести банковское регулирование и банковский надзор в полное соответствие с международными стандартами в этой области, включая  Основополагающие принципы эффективного банковского надзора (БКБН, 2006 г.), продолжить реализацию положений Базеля II, а  также приступить к реализации положений  реформы регулирования банковского  сектора, одобренных Группой 20, в том  числе включенных в пакет реформ, известных как  Базель III.

       Будет продолжена работа по приведению полномочий Банка России в соответствие с  предъявляемыми к банковскому регулированию  и банковскому надзору международными требованиями и стандартами, включая  возможности по оценке устойчивости кредитных организаций на индивидуальной и консолидированной основе и полномочия по применению мер надзорного реагирования.

       Специальное внимание будет уделено вопросам идентификации и оценки рисков, в  том числе рисков, имеющих системную  природу, на содержательной основе и  интенсивности надзора исходя из риск-ориентированных подходов.

Информация о работе Понятие и элементы банковской системы