Политика занятости ее направления и методы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 15:46, реферат

Описание работы

Занятость представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. В современных условиях экономического хаоса потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня, часто вплоть до полной нищеты, и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема занятости часто является предметом многочисленных дискуссий и исследований.

Работа содержит 1 файл

Политика занятости.doc

— 102.50 Кб (Скачать)

       - выплата трансфертов и субсидий;

       - организация производства в  общественном секторе экономики; 

       - государственные закупки в частном  секторе; 

       - кредитование, субсидирование, предоставление  льгот и дотаций предпринимателям;

       3) Административные

       - установление квот на трудоустройство  при заключении контрактов с  предпринимателями; 

       - введение выборочного налога  на занятость; 

       - установление сроков и способов  профессионального обучения 

       Условно действия государства  на рынке труда можно разделить на активные и пассивные.

       Активные меры призваны помочь  человеку вернуться или вновь  войти в состав рабочей силы, найти работу и дать возможность  самому зарабатывать на жизнь  себе и свой семье (а также  платить налоги государству). Эти меры экономически эффективны - растет занятость, значит, растут и объем ВВП, и доходы госбюджета и благосостояние общества.

       а) Информационная и организационная  помощь в поиске работы. Создание  специальных государственных структур  для этих целей, использование единых информационных систем, охватывающих все регионы и аккумулирующих данные о безработных и имеющихся вакансиях.

       б) Субсидирование образования.  Государственные программы, целью  которых состоит снижение платы  за обучение, с тем чтобы будущие работники приобретали необходимые знания и навыки для работы в развивающихся отраслях экономики.

       в) Государственное законодательство, дающее всем индивидам равные  права быть нанятыми на работу, независимо от расы, национальности, пола и пр.

       г) Обучение и переобучение для тех, кто не может найти работу по причине отсутствия необходимой квалификации

       д) Занятость в общественном  секторе экономики для представителей  тех групп населения, которым  объективно труднее найти работу  в частном секторе. Найм на работу и переобучение длительно безработных. Временные общественные работы (например, в сфере социальной помощи, в благоустройстве городов и т. п.).

       е) Прямое субсидирование зарплаты  или снижение налогов - для  фирм, принимающих на работу представителей ущемленных групп, испытывающих особенно острую структурную безработицу.

       ж) Помощь в открытии собственного  бизнеса для безработных (консультации, безвозвратные ссуды, льготные кредиты, льготное налогообложение, создание специальных "бизнес-инкубаторов").

       з) Субсидируемая миграция, если  в рамках данного региона трудоустройство  невозможно.

       К пассивным мерам относятся: 

       а) Выплата пособий по безработице  и дополнительных пособий на содержание семьи.

       б) Досрочные пенсии, которые позволяют  сократить численность экономически  активного населения и, при  прочих равных условиях, безработицу. 

       в) Популярная в последние годы  мера, названная "work-sharing", буквально - "разделение работ". Государство создает стимулы к работе в режиме неполной занятости (полдня вместо полного или 2-3 дня в неделю). Таким образом, одно и то же число рабочих мест позволяет занять больше людей. 

     Взаимоотношения государства и граждан в сфере трудовой деятельности регламентируется частью 2 ст. 41 Конституции Республики Беларусь и Законом Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» от 24.11.1992г.

     В соответствии со ст. 41 Конституции Республики Беларусь, принятой 15.03.1994г., гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учётом общественных потребностей, а также право на здоровые и безопасные условия труда. Государство, согласно Конституции, создаёт условия для полной занятости населения, а в случае незанятости лица по независящим от него причинам ему гарантируется обучение новым специальностям и повышение квалификации с учётом общественных потребностей, а также пособие по безработице в соответствии с законом.

     Согласно  ст. 1 Закона «О занятости населения  Республики Беларусь» под занятостью следует понимать не запрещённую  законодательством деятельность граждан, приносящую им заработок (доход).

     Принуждение к труду в административном порядке  не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

     Гражданам, которые не в состоянии на равных условиях с другими конкурировать  на рынке труда, государство гарантирует занятость путём создания дополнительных рабочих мест..

     В соответствии со ст. 2 Закона «О занятости  населения Республики Беларусь»  безработными считаются трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте (женщины до 55 лет, мужчины до 60 лет), постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, не имеющие работы, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучающиеся в дневных учебных заведениях либо не проходящие военной службы и зарегистрированные в государственной службе занятости.

     В соответствии со ст. 9 Закона «О занятости  населения Республики Беларусь»  для реализации политики занятости  населения и обеспечения гражданам  соответствующих гарантий на всей территории Республики Беларусь создана государственная  служба занятости.

     В состав государственной службы занятости входят 148 структурных подразделений, в том числе Комитет по занятости населения при Министерстве труда Республики Беларусь,                  6 управлений областных служб, Минский городской центр занятости населения с 9 районными отделениями, 25 региональных, 13 городских и 93 районных центра занятости.

     Государственная служба занятости наделена широкими полномочиями. Она имеет право  заключать договоры с нанимателями о направлении к ним граждан (при наличии свободных мест) для трудоустройства; запрашивать у нанимателей сведения о наличии вакансий, а также получать информацию о высвобождении рабочей силы в связи с ликвидацией предприятия, сокращением численности или штата работников; вносить в местные Советы депутатов предложения по установлению предприятиям и организациям всех форм собственности брони для приёма на работу лиц, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда; взыскивать в установленном порядке штрафы за нарушение Закона о занятости; направлять безработных в установленном законом порядке на другую работу в другую местность и др.

     Страхование от безработицы и финансирование мероприятий по обеспечению занятости  населения осуществляет Государственный  фонд содействия занятости, являющийся государственным внебюджетным фондом. Государственный фонд содействия занятости создаётся за счёт обязательных отчислений предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности (включая и предприятия с иностранными инвестициями), предпринимателей; ассигнований из республиканского и местных бюджетов; добровольных пожертвований и иных поступлений.

     Государство помогает безработным в начале их трудовой деятельности или в возобновлении  её и обеспечивает им следующие виды гарантий и компенсаций:

а) предоставление особых гарантий лицам, высвобожденным с предприятий, из учреждений, организаций, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, уволенным с военной службы без права на пенсию;

б) выплату стипендий  в период профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки и включение этого периода в общий и непрерывный трудовой стаж;

в) выплату в  установленном порядке пособия  по безработице;

г) оказание материальной помощи безработному и членам его  семьи;

д) возмещение расходов и получение иных компенсаций, при необходимости переезда на другое место жительства в другую местность для работы по направлению службы занятости.

     В Беларуси основные принципы политики занятости определены в соответствии с Законом «О занятости населения Республики Беларусь». Государственная политика в области занятости населения основывается на следующих принципах:

  • обеспечение равных возможностей всем трудоспособным гражданам;
  • предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным;
  • поддержание трудовой инициативы граждан, содействие и поощрение в развитии их способностей к производительному и творческому труду;
  • обеспечение мер, направленных на предотвращение безработицы;
  • принятие дополнительных мер, содействующих трудоустройству граждан с ограниченной трудоспособностью;
  • обеспечение социальной защиты в области занятости, проведение специальных мероприятий для трудоустройства граждан, желающих работать;
  • координация деятельности в области занятости с другими направлениями экономической и социальной политики;
  • участие профессиональных союзов, ассоциаций предпринимателей, трудовых коллективов, их формирований в разработке, реализации и контроле за выполнением мер по обеспечению занятости во взаимодействии с органами государственного управления;
  • международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая профессиональную деятельность граждан Республики Беларусь за рубежом и трудовую деятельность иностранных граждан в Республике Беларусь.
 

   Государственные программы занятости предусматривают  в области занятости в качестве главной цели провозглашено обеспечение содействия рациональной, свободно избранной занятости. Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

    1. содействие структурной перестройке экономики и создание условий для направления высвобождаемых работников на рентабельные производства и в развивающиеся отрасли;
    2. развитие системы подготовки, повышения квалификации, переподготовки и профессиональной ориентации населения, создания новых рабочих мест с учетом демографической ситуации;
    3. обеспечение занятости отдельных категорий населения, трудоустройство которых затруднено;
    4. повышение экономической заинтересованности предприятий и организаций в создании рабочих мест и использовании гибких форм занятости;
    5. совершенствование организационной структуры государственной службы занятости, формирование ее материальной, кадровой, информационной, статистической, финансовой и научно-методической базы.
 

1.2 О занятости населения в январе-августе 2011 г. 

     В экономике Республики Беларусь в  январе-августе 2011 г. было занято 4657,8 тыс. человек, что на 0,1% меньше, чем в январе-августе 2010 г. Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, на конец августа 2011 г. составила 31,5 тыс. человек, что на 18,5% меньше, чем в августе 2010 г. Уровень зарегистрированной безработицы на конец августа 2011 г. составил 0,7% от экономически активного населения (на конец августа 2010 г. – 0,8%).

     Организациями республики (без субъектов малого предпринимательства негосударственной  формы собственности) в январе-августе 2011 г. было принято на работу 569,2 тыс. человек, в том числе на дополнительно введенные рабочие места – 38,8 тыс. человек, уволено по различным причинам 608,4 тыс. человек. Из общей численности уволенных 7,6% было уволено за прогул и другие нарушения трудовой дисциплины, 0,9% - в связи с сокращением численности или штата работников, ликвидацией организаций.

     Из  общей численности уволенных 7,6% было уволено за прогул и другие нарушения трудовой дисциплины, 0,9% - в связи с сокращением численности или штата работников, ликвидацией организаций. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     При выборе путей формирования рынка  труда надо исходить из необходимости  изучения и анализа внутренних закономерностей, присущих развитию занятости и сохраняющихся в условиях рыночной экономики, поскольку многие факторы, влияющие на важнейшие параметры занятости, зависят непосредственно от человека (численность населения, его половозрастная структура, расселение населения в городской и сельской местностях и т.д.).

Информация о работе Политика занятости ее направления и методы