Показатели экономического роста в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 23:01, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в рассмотрении феномена экономического роста в Республике Беларусь на настоящем этапе, выявлении его основных факторов, методов государственного регулирования экономического роста, формировании предложений по совершенствованию политики государства в стимулировании экономического развития страны.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1 Понятие, типы и основные показатели экономического роста

1.1 Экономический рост как категория экономической системы…………..5

1.2 Основные показатели и цели экономического роста …………………....6

1.3 Типы и основные модели экономического роста ………………………..8

2 Факторы экономического роста………………………………………………16

3 Динамика национальной экономики Республики Беларусь в период ее реформирования……………….……………………………………………...20

Заключение……………………………………………………………………… 32

Список используемых источников.……………………………………………. 34

Работа содержит 1 файл

моя.doc

— 257.50 Кб (Скачать)

     Можно сказать, что в 2008 году достигнуты значительные положительные результаты в развитии национальной экономики. При этом образовалась определенная консервация хозяйственной структуры. На фоне исчерпаемости экстенсивных факторов роста стали отчетливо проявляться структурные дисбалансы. Тотальная поддержка и дальнейшее развитие высокими темпами всей сложившейся структуры экономики чревато рецессией, а в последующем – и новым экономическим кризисом с существенным снижением объёмов производства. Назрела необходимость выборочной поддержки наиболее перспективных производств и создания новых. Это должны быть производства, имеющие корни в национальной экономике и подготовленные к интенсивному формированию всем ее предшествующим ходом развития. В первую очередь это касается электронной промышленности, вычислительной техники и программного обеспечения, телекоммуникаций, роботостроения, науки и образования. Однако, следует ак5тивнее развивать сферу услуг (как для населения, так и для производства,, как для внутреннего, так и для внешнего рынка). Во внешней торговле необходимо всемирно наращивать положительное сальдо торговли услугами, делать более весомым положительное сальдо платежного баланса за счет привлечения иностранный инвестиций.

     Мировой финансовый кризис как необратимое  следствие чрезмерного общественного  потребления супер-государств уже  захлестнул все мировые экономики, изменив привычный уклад жизни  граждан многих развивающихся стран. Сегодня мы переживаем третью волну экономического кризиса. Ее последствиями стали серия банкротств ведущих мировых финансовых компаний и замедление темпов развития реального сектора мирового хозяйства, падение спроса на мировых рынках и, как результат, обвал цен на рынках сырьевых. Для развивающейся экономики Беларуси эти глобальные тренды проявились в значительном снижении уровня производства, остановке внутреннего кредитования, обесценивании национальной валюты, внеся в жизнь простых белорусов элемент неопределенности, который поставил их перед угрозой потерять работу или необходимостью пересмотреть некоторые привычные статьи расходов.

     Беларусь  до начала мирового финансового кризиса  испытывала постепенный рост. За одиннадцать  месяцев 2008 года реальные денежные доходы населения по сравнению с аналогичным периодом 2007 года увеличились на 12,3%, реальные располагаемые - на 12,4%. Средняя заработная плата в ноябре составила 955 тыс. рублей и по сравнению с ноябрем 2007 года увеличилась в реальном выражении на 13,9% /27/.

        Для Белоруссии финансовые сложности  сказались, прежде всего, на  реальном секторе - прирост ВВП  в январе составил 4,2%, а по итогам  января-февраля - 1,4%". С сентября 2008 года в промышленности республики  в целом и в большинстве ее отраслей наблюдается сокращение объемов производства, вызванное снижением спроса на продукцию белорусских предприятий. В значительной степени ориентированная на экспорт (Россия -- 47,5% от общего товарооборота), промышленность республики уже ощутила воздействие кризисных явлений, имеющих место в соседних государствах. В результате производство промышленной продукции в декабре 2008 года по сравнению с августом сократилось на 22%, а по сравнению с ноябрем (то есть, только за один месяц) на 7,2%. В декабре 2008 года по сравнению с декабрем предыдущего года потребительские цены возросли на 13,3%. В стране выросла вынужденная неполная занятость. В ноябре по сравнению с октябрем 2008г. численность работников, переведенных на работу с неполным рабочим днем (неделей) по инициативе нанимателя возросла в 2,4 раза. В вынужденные отпуска по инициативе нанимателя было направлено в 3,3 раза людей больше, чем в октябре 2008 года.

        Данные социологических исследований  проведенных на территории Украины,  Белоруссии и России, свидетельствуют о том, что такие экономические показатели, сделав "временно недоступными" некоторые привычные товары потребительской корзины простых граждан, не содействуют укреплению легитимности государств, наиболее пострадавших от кризиса. Данные говорят о том, что среди трех вышеперечисленных стран больше всего обеспокоены кризисом украинцы (62%), среди россиян этот показатель - 56%, а в Белоруссии об этом сообщает лишь каждый третий (30%). Белорусы чаще других сообщают, что кризис волнует их, но не сильно (44%, среди россиян доля таких респондентов составляет 31% (в январе - 40%), среди украинцев - 28%) или же почти не беспокоит (17% против 8% среди россиян (в январе - 14%) и 6% среди украинцев). В сравнении с украинцами и россиянами, белорусы ощущают на себе влияние экономического кризиса в меньшей мере. Рецепт их "экономической защищенности" имеет достаточно тривиальную основу -- Беларусь не является настолько глубоко интегрированной в мировые экономические цепочки, как Россия и Украина. Главные проявления кризиса, с которыми за последние два месяца столкнулись россияне, украинцы и белорусы одинаковы это рост цен, уменьшение доходов и отказ от некоторых товаров и услуг. В то же время эти данные говорят о разной степени проявления этих явлений в каждой стране. Закономерно, что снижение экономического роста напрямую связано с ростом безработицы, которая существенно усиливает потенциал массовых протестов.

       При сопоставлении социологических и экономических данных есть опасность прийти к поспешному выводу о том, что россияне, как и белорусы являются людьми, которые по сравнению с украинцами более удовлетворены своей жизнью. Однако это только на первый взгляд. Вопросы задавались людям живущим практически в трех разных политико-экономических моделях. Так, Россия и Беларусь, по сравнению с Украиной являются более закрытыми в политическом плане государствами. В Белоруссии и России нет институционализированой оппозиции и полностью свободных СМИ, граждане этих стран не привыкли к тому, что к участникам массовых мирных акций протеста как нормального легитимного способа выражения социального недовольства не будет применена сила. И если господствующая группа Белоруссии уже начала понимать, что демократические изменения и окрытость экономики тождественны укреплению суверенитета Белоруссии, то для России единственно эффективным, в российском понимании этого термина, будет более авторитарный стиль государственного управления.

     Сравнительный анализ макроэкономических индикаторов  Украины, России и Белоруссии в сопоставлении с данными исследований общественного мнения по этим странам дают основания говорить о том, что глобальный финансовый кризис усилил центробежные тенденций в трех странах. Поскольку новые независимые государства применяют разные модели и методы государственного управления, практикуют отличные подходы государственного вмешательства в экономику и работу СМИ, то говорить о едином универсальном рецепте выхода из кризиса не целесообразно. В то же время большинство экспертов в качестве главного антикризисного инструмента называют внедрение крупных инфраструктурных проектов, финансируемых из государственного бюджета. Эти проекты создадут рабочие места и стабильный источник заработка для большого числа граждан. В этом вопросе "светом в конце тоннеля" для Белоруссии, которая в значительно меньшей степени страдают от внутриполитической конкуренции, решающее значение будут иметь собственные программы преодоления кризиса.

     В 2008 году рентабельность реализованной  продукции составила около 5%. Вместе с тем итоги работы предприятия за первые месяцы 2009 года отражают негативное влияние мирового финансового кризиса: сократились объемы производства и сбыта продукции из-за снижения спроса и платежеспособности потребителей. Экспорт уменьшился практически наполовину. Существенно сократился потребительский спрос на выпускаемую продукцию для автомобильной промышленности, металлургии.

     Мировой финансово-экономический кризис при  всех отрицательных моментах сыграет  для белорусской экономики и  положительную роль: он стимулирует производство востребованной на мировых рынках продукции, научит эффективности и дисциплине производства, - об этом заявил Президент Беларуси Александр Лукашенко /27/.

     В заключение вопроса отмечу, что избранная Беларусью модель экономического развития, а также достигнутые к настоящему времени результаты оцениваются отечественными и зарубежными экспертами и аналитиками в большей части положительно. Беларуси удалось смягчить негативные последствия системного кризиса для экономического развития государства, избежать существенного расслоения общества по уровню доходов. Страна обладает весомым экономическим потенциалом и благоприятными стартовыми условиями для более динамичного реформирования экономики и проведения структурной перестройки на основе достижений научно-технического прогресса. Именно в инновационном развитии экономики, наращивании объемов экспорта высоких технологий ее будущее. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В Республике Беларусь в последнее  время проблемы экономического роста  являются достаточно дискуссионными. Официальная статистика настаивает на высоких темпах экономического роста. Однако снижение реальных доходов населения и повышение цен позволяют усомниться в наличии экономического роста. Экономический рост есть увеличение производства товаров и услуг в масштабе всего национального хозяйства. В более широкой трактовке он включает в себя повышение уровня занятости, увеличение производства товаров и услуг на душу населения и улучшение ряда других показателей, например, увеличение свободного времени членов общества. На экономический рост воздействует три группы факторов: ис-ходные условия, макроэкономическая политика, внешние силы.

     Основные  современные модели экономического роста, как и любые модели представляют собой абстрактное, упрощенное выражение реального экономического процесса в форме уравнений или графиков. Целый ряд допущений, предваряющих каждую модель, уже изначально отодвигает результат от реальных процессов, но, тем не менее, дает возможность проанализировать отдельные стороны и закономерности такого сложного явления как экономический рост.

     Среди основных функций государства, которое  оно вынуждено выполнять в  ситуации фиаско рынка, существуют задачи, которые обеспечивают или, по крайней  мере, преследуют экономический рост страны. Воздействие государства на экономический рост обеспечивается двумя основными формами: прямого и косвенного регулирования. Прямое регулирование осуществляется с преобладанием административных методов, косвенное - экономических. В инструментарий регулирования входят механизмы финансово-бюджетной, налоговой, социальной, инвестиционной, и других политик правительства.

     Система индикаторов оценки экономического роста в Республике Беларусь позволяет  оценить прогресс не только с количественной, но и с качественной стороны. Более 80 индикаторов разделены на три группы, основными из них являются: изменение ВНП, объемы инвестиций, рост производства продукции в отраслях специализации, размер антропогенной нагрузки на окружающую среду, численность населения, естественный баланс, продолжительность жизни, уровень доходов и бедности, состояние общественного здоровья.

     На  фоне исключительно благоприятных  внешних условий, в частности  дотационной энергетической политики России, белорусская модель государственного капитализма оказалась достаточно эффективной в период восстановления экономики, следствием чего стал бурный экономический рост в Республике Беларусь. Однако "экономическая мудрость" современной экономической политики государства в ближайшем будущем представляется неперспективной - в первую очередь это может выразиться не только в политической, но и в экономической изоляции Республики Беларусь, либо ее дальнейшем развитии в качестве придатка России в составе Содружества. Если министры в своих отчетах оперируют лишь поверхностными показателями, то более глубокий анализ указывает на слабую основу экономического роста в стране с позиций долгосрочного планирования.

     Государство регулирует экономический рост преимущественно  методами стимулирования государственного сектора, созданием системы преференций для крупных промышленных предприятий, дотируя сельское хозяйство. Правительство осуществляет чрезмерный контроль над экономикой страны, однако в планах развития на ближайшие пять лет есть цели технического перевооружения и совершенствования структуры экономики, роста ее конкурентоспособности.

     Совершенствование государственного регулирования экономического роста заключается в совершенствовании  инструментов прямого и косвенного воздействия на экономических субъектов, складывается из комплексной группы политик: политики налогов, государственных расходов, бюджетной политики. Государству следует сконцентрироваться на стимулировании расходов на НИОКР с помощью соответствующего налогового режима - именно это должно помочь перевооружить ресурсоемкую промышленность страны. С учетом мировых тенденций, следуя интеграции с Россией, можно сохранить старую ресурсоемкую и энергоемкую структуру национальной экономики. Но ни улучшения благосостояния населения, ни экономического роста, ни перспектив у страны в этом случае не будет.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Показатели экономического роста в Республике Беларусь