Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 23:01, курсовая работа
Цель данной работы заключается в рассмотрении феномена экономического роста в Республике Беларусь на настоящем этапе, выявлении его основных факторов, методов государственного регулирования экономического роста, формировании предложений по совершенствованию политики государства в стимулировании экономического развития страны.
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Понятие, типы и основные показатели экономического роста
1.1 Экономический рост как категория экономической системы…………..5
1.2 Основные показатели и цели экономического роста …………………....6
1.3 Типы и основные модели экономического роста ………………………..8
2 Факторы экономического роста………………………………………………16
3 Динамика национальной экономики Республики Беларусь в период ее реформирования……………….……………………………………………...20
Заключение……………………………………………………………………… 32
Список используемых источников.……………………………………………. 34
Можно сказать, что в 2008 году достигнуты значительные положительные результаты в развитии национальной экономики. При этом образовалась определенная консервация хозяйственной структуры. На фоне исчерпаемости экстенсивных факторов роста стали отчетливо проявляться структурные дисбалансы. Тотальная поддержка и дальнейшее развитие высокими темпами всей сложившейся структуры экономики чревато рецессией, а в последующем – и новым экономическим кризисом с существенным снижением объёмов производства. Назрела необходимость выборочной поддержки наиболее перспективных производств и создания новых. Это должны быть производства, имеющие корни в национальной экономике и подготовленные к интенсивному формированию всем ее предшествующим ходом развития. В первую очередь это касается электронной промышленности, вычислительной техники и программного обеспечения, телекоммуникаций, роботостроения, науки и образования. Однако, следует ак5тивнее развивать сферу услуг (как для населения, так и для производства,, как для внутреннего, так и для внешнего рынка). Во внешней торговле необходимо всемирно наращивать положительное сальдо торговли услугами, делать более весомым положительное сальдо платежного баланса за счет привлечения иностранный инвестиций.
Мировой
финансовый кризис как необратимое
следствие чрезмерного
Беларусь до начала мирового финансового кризиса испытывала постепенный рост. За одиннадцать месяцев 2008 года реальные денежные доходы населения по сравнению с аналогичным периодом 2007 года увеличились на 12,3%, реальные располагаемые - на 12,4%. Средняя заработная плата в ноябре составила 955 тыс. рублей и по сравнению с ноябрем 2007 года увеличилась в реальном выражении на 13,9% /27/.
Для Белоруссии финансовые
Данные социологических
При сопоставлении социологических и экономических данных есть опасность прийти к поспешному выводу о том, что россияне, как и белорусы являются людьми, которые по сравнению с украинцами более удовлетворены своей жизнью. Однако это только на первый взгляд. Вопросы задавались людям живущим практически в трех разных политико-экономических моделях. Так, Россия и Беларусь, по сравнению с Украиной являются более закрытыми в политическом плане государствами. В Белоруссии и России нет институционализированой оппозиции и полностью свободных СМИ, граждане этих стран не привыкли к тому, что к участникам массовых мирных акций протеста как нормального легитимного способа выражения социального недовольства не будет применена сила. И если господствующая группа Белоруссии уже начала понимать, что демократические изменения и окрытость экономики тождественны укреплению суверенитета Белоруссии, то для России единственно эффективным, в российском понимании этого термина, будет более авторитарный стиль государственного управления.
Сравнительный анализ макроэкономических индикаторов Украины, России и Белоруссии в сопоставлении с данными исследований общественного мнения по этим странам дают основания говорить о том, что глобальный финансовый кризис усилил центробежные тенденций в трех странах. Поскольку новые независимые государства применяют разные модели и методы государственного управления, практикуют отличные подходы государственного вмешательства в экономику и работу СМИ, то говорить о едином универсальном рецепте выхода из кризиса не целесообразно. В то же время большинство экспертов в качестве главного антикризисного инструмента называют внедрение крупных инфраструктурных проектов, финансируемых из государственного бюджета. Эти проекты создадут рабочие места и стабильный источник заработка для большого числа граждан. В этом вопросе "светом в конце тоннеля" для Белоруссии, которая в значительно меньшей степени страдают от внутриполитической конкуренции, решающее значение будут иметь собственные программы преодоления кризиса.
В 2008 году рентабельность реализованной продукции составила около 5%. Вместе с тем итоги работы предприятия за первые месяцы 2009 года отражают негативное влияние мирового финансового кризиса: сократились объемы производства и сбыта продукции из-за снижения спроса и платежеспособности потребителей. Экспорт уменьшился практически наполовину. Существенно сократился потребительский спрос на выпускаемую продукцию для автомобильной промышленности, металлургии.
Мировой финансово-экономический кризис при всех отрицательных моментах сыграет для белорусской экономики и положительную роль: он стимулирует производство востребованной на мировых рынках продукции, научит эффективности и дисциплине производства, - об этом заявил Президент Беларуси Александр Лукашенко /27/.
В
заключение вопроса отмечу, что избранная
Беларусью модель экономического развития,
а также достигнутые к настоящему времени
результаты оцениваются отечественными
и зарубежными экспертами и аналитиками
в большей части положительно. Беларуси
удалось смягчить негативные последствия
системного кризиса для экономического
развития государства, избежать существенного
расслоения общества по уровню доходов.
Страна обладает весомым экономическим
потенциалом и благоприятными стартовыми
условиями для более динамичного реформирования
экономики и проведения структурной перестройки
на основе достижений научно-технического
прогресса. Именно в инновационном развитии
экономики, наращивании объемов экспорта
высоких технологий ее будущее.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В Республике Беларусь в последнее время проблемы экономического роста являются достаточно дискуссионными. Официальная статистика настаивает на высоких темпах экономического роста. Однако снижение реальных доходов населения и повышение цен позволяют усомниться в наличии экономического роста. Экономический рост есть увеличение производства товаров и услуг в масштабе всего национального хозяйства. В более широкой трактовке он включает в себя повышение уровня занятости, увеличение производства товаров и услуг на душу населения и улучшение ряда других показателей, например, увеличение свободного времени членов общества. На экономический рост воздействует три группы факторов: ис-ходные условия, макроэкономическая политика, внешние силы.
Основные современные модели экономического роста, как и любые модели представляют собой абстрактное, упрощенное выражение реального экономического процесса в форме уравнений или графиков. Целый ряд допущений, предваряющих каждую модель, уже изначально отодвигает результат от реальных процессов, но, тем не менее, дает возможность проанализировать отдельные стороны и закономерности такого сложного явления как экономический рост.
Среди основных функций государства, которое оно вынуждено выполнять в ситуации фиаско рынка, существуют задачи, которые обеспечивают или, по крайней мере, преследуют экономический рост страны. Воздействие государства на экономический рост обеспечивается двумя основными формами: прямого и косвенного регулирования. Прямое регулирование осуществляется с преобладанием административных методов, косвенное - экономических. В инструментарий регулирования входят механизмы финансово-бюджетной, налоговой, социальной, инвестиционной, и других политик правительства.
Система индикаторов оценки экономического роста в Республике Беларусь позволяет оценить прогресс не только с количественной, но и с качественной стороны. Более 80 индикаторов разделены на три группы, основными из них являются: изменение ВНП, объемы инвестиций, рост производства продукции в отраслях специализации, размер антропогенной нагрузки на окружающую среду, численность населения, естественный баланс, продолжительность жизни, уровень доходов и бедности, состояние общественного здоровья.
На фоне исключительно благоприятных внешних условий, в частности дотационной энергетической политики России, белорусская модель государственного капитализма оказалась достаточно эффективной в период восстановления экономики, следствием чего стал бурный экономический рост в Республике Беларусь. Однако "экономическая мудрость" современной экономической политики государства в ближайшем будущем представляется неперспективной - в первую очередь это может выразиться не только в политической, но и в экономической изоляции Республики Беларусь, либо ее дальнейшем развитии в качестве придатка России в составе Содружества. Если министры в своих отчетах оперируют лишь поверхностными показателями, то более глубокий анализ указывает на слабую основу экономического роста в стране с позиций долгосрочного планирования.
Государство регулирует экономический рост преимущественно методами стимулирования государственного сектора, созданием системы преференций для крупных промышленных предприятий, дотируя сельское хозяйство. Правительство осуществляет чрезмерный контроль над экономикой страны, однако в планах развития на ближайшие пять лет есть цели технического перевооружения и совершенствования структуры экономики, роста ее конкурентоспособности.
Совершенствование
государственного регулирования экономического
роста заключается в
Информация о работе Показатели экономического роста в Республике Беларусь