Показатели экономического роста в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 23:01, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в рассмотрении феномена экономического роста в Республике Беларусь на настоящем этапе, выявлении его основных факторов, методов государственного регулирования экономического роста, формировании предложений по совершенствованию политики государства в стимулировании экономического развития страны.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1 Понятие, типы и основные показатели экономического роста

1.1 Экономический рост как категория экономической системы…………..5

1.2 Основные показатели и цели экономического роста …………………....6

1.3 Типы и основные модели экономического роста ………………………..8

2 Факторы экономического роста………………………………………………16

3 Динамика национальной экономики Республики Беларусь в период ее реформирования……………….……………………………………………...20

Заключение……………………………………………………………………… 32

Список используемых источников.……………………………………………. 34

Работа содержит 1 файл

моя.doc

— 257.50 Кб (Скачать)

     Анализ  Э. Денисона содержал много интересных и неожиданных выводов, был ясен и последователен, однако вскоре после  его распространения подвергся  серьезной научной критике. Главный  недостаток исследования заключался в том, что Денисон изучал отдельно влияние различных факторов на экономический рост, полностью игнорируя процесс их взаимодействия и взаимовлияния.

     В современных же условиях важнейшим фактором экономического роста является НТП, т.к. он несомненно влияет на хозяйственный рост и структуру мировой экономики, затрагивая все элементы производительных сил. НТП- это постепенное совершенствование и распространение в производстве техники и технологических процессов в рамках действующих научно- технических принципов. Экономисты особо выделяют НТР- качественный скачок в развитии производительных сил общества, переворот в технике и технологии производства. Таким образом, НТП и НТР взаимосвязаны и соотносятся как эволюционная и революционная форма развития материально- технической базы общества. Революционная форма НТП означает переход к использованию качественно новых научно- производственных принципов в производстве. НТР преобразует весь технологический способ производства, все его стороны и компоненты/26, с 169/.

       В качестве причин, сдерживающих экономический  рост, часто называют ресурсные и экологические ограничения, широкий спектр социальных издержек, связанных с ростом производства, а также неэффективную экономическую политику правительства.

      Каждый фактор в отдельности, а также они в совокупности  определяют уровень и скорость экономического роста.

      Экономический рост каждой отдельной страны, в каждый конкретный промежуток времени, является результатом эффективного использования соответствующих факторов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      3 Динамика национальной экономики  Республики Беларусь в период  ее реформирования 
 

     В Беларуси социальные и экономические  реформы начались после распада  Советского Союза уже как в  суверенном государстве в условиях политического и экономического кризиса (уровень ВВП, потребления и промышленного и сельскохозяйственного производства упал, возникла скрытая безработица, уровень инфляции повышался и т. д.). Правительство республики на основании понимания общеполитической обстановки в стране на разных этапах утверждало различные цели и стратегии реформ. Благодаря более чем десятилетним усердным исканиям удалось добиться определенных результатов.

     Государство играет значительную роль в регулировании экономического роста. Сущность государственного регулирования экономики заключается в целенаправленной деятельности государства в лице соответствующих законодательных, исполнительных и контролирующих органов, которые посредством системы различных форм, методов обеспечивают достижение поставленной цели и решение важнейших задач соответствующего этапа развития экономики, регламентируют хозяйственные отношения в обществе /11, с.13/.

     К основным функциям государства в  современной рыночной экономике относятся:

—    создание правовой основы функционирования рыночного механизма;

—   организация денежного обращения;

— поддержание конкурентных начал в экономике, демонополизация производства;

— управление нерыночным сектором хозяйства (оборона, охрана правопорядка, здравоохранение, образование, фундаментальная наука и т.д.);

—   стабилизация экономики, преодоление кризисных явлений, безработицы и инфляции;

—  обеспечение социальной защиты и социальных гарантий членам общества /10, с.57/.

     Если  сгруппировать все функции государства  по двум группам, то мы обнаружим две  основные цели, которые преследует государственное регулирование: это  обеспечение функционирования рыночной системы и усиление, развитие самой  экономической системы. В то время как при конкретном выборе пути развития национальной экономики первая цель может и не преследоваться (например, командная экономика), укрепление экономических позиций государства на мировом рынке рассматривается всеми правительствами как первостепенная цель в области государственного регулирования. В свою очередь, эта цель является первоочередной при стремлении государства к экономическому росту. 

     По  данным ЕБРР, за 1996 - 1999 гг. Беларусь занимала второе место по

среднегодовым темпам инфляции (после Болгарии). При этом Беларусь «лидирует» по темпам инфляции последние три года. Столь высокая инфляция явилась следствием сворачивания реформ и «стимулирующей» монетарной политики, призванной поддерживать систему мягких бюджетных ограничений (МБО). В 2000 - 2001 гг. произошло ужесточение монетарной политики и либерализация валютного рынка, что, однако, не носит долгосрочного характера, т.к. не сопровождается созданием жестких бюджетных ограничений (ЖБО) ни для бюджета, ни для предприятий (по этой же причине не была успешной стабилизация 1994 -1995гг.).

     Либерализация цен, которая практически завершилась  к 1995 г., сменилась административным регулированием, причем каждый год количество товаров, на которые регулировались цены, постоянно росло. По разным оценкам, в 2000 г. регулировались вались цены, постоянно росло. По разным оценкам, в 2000 г. регулировались цены 60 -70% потребительской корзины, кроме того, для всех товаров законодательно устанавливались индексы предельного повышения цен. Либерализация внешней торговли и валютного рынка Беларуси также была свернута в 1996 г. Была введена практика множественности валютного курса и обязательная продажа части валютных поступлений по официальному курсу. До 2000 г. либерализация выражалась в том, что время от времени уменьшалась обязательная продажа и иногда официальный курс девальвировался более активно, чем рыночный, чтобы снизить слишком высокие издержки экспортеров и импортеров от существования практики множественности курсов. Только к концу 2000 г. внутренний валютный рынок были либерализован (частично), а также были сняты все ограничения на внешнеторговые расчеты в белорусских рублях /27/.

     Позитивные  результаты этих мер не замедлили  сказаться - по сравнению с 1999 г., выросли экспорт, импорт и обязательная продажа, а также снизилась доля бартера, что отчасти связано с выходом предприятий из тени из-за уменьшения трансакционных издержек. Это в очередной раз подтвердило тезис о том, что внешняя либерализация чрезвычайно важна для экономического роста, или, по словам А. Ослунда, «если попытаться выделить одну решающую (для экономического роста) меру, то ею, пожалуй, был бы переход на единый валютный курс и введение некоторой конвертируемости валюты». Отсутствие большинства этих изменений в совокупности с регулированием цен и широким административным вмешательством в экономику обусловили место Беларуси среди трех самых нереформированных стран с переходной экономикой.

     Беларусь  по-прежнему остается аутсайдером в  развитии частного сектора: по оценкам ЕБРР, доля частного сектора в ВВП в Беларуси составляет всего 20% (последнее место среди всех стран с переходной экономикой).

     По  данным Всемирного банка, Беларусь в 1999 г. находилась на 19 месте среди 25 стран с переходной экономикой по доле сектора услуг в ВВП (после Беларуси в списке находятся Узбекистан, Азербайджан, Армения, Кыргызстан, Туркменистан и Албания, см. рис. 2). Принимая во внимание тесную корреляцию кумулятивного индекса либерализма и доли услуг в ВВП, такая позиция свидетельствует о медленном развитии рыночных институтов.

     В условиях перехода к рыночным отношениям обычно проявляются структурные кризисы, в Республики Беларусь структурный кризис порождён переходом от командно-административной системы к рыночным отношениям. Произошли существенные изменения в области собственности: кроме государственной собственности появились различные другие формы собственности. Стали образовываться местные рынки и на некоторые виды продукции отсутствует государственное ценообразование, т.е. «конкурентная среда» белоруской экономики вынуждает приспосабливаться, либо регулировать рыночные отношения. Необходимы постепенные реформы, т.к. белорусская экономика оказалась неподготовленной к рыночной среде, что и породило инфляцию в таких гигантских размерах и безработицу в меньших размерах, но в связи с рядом факторов действующую не менее пагубно влияющую на наш уровень жизни, благосостояние население и т.д. Многие экономисты утверждают, что в Республике Беларусь цикличность отсутствует как таковая. В Беларуси одновременно растёт и инфляция, и безработица. Чтобы ликвидировать укоренившиеся в нашей экономике противоречия нужны «свежие мозги» и такой же взгляд на происходящее в нашей стране, со стороны правительства, нужны реформы, которые привлекут инвестиции, обновят производственную систему, создадут новые рабочие места.

     Уровень развития промышленности в решающей степени определяет эффективность экономики страны в целом, ее социально-экономический потенциал, жизненный уровень населения и роль в международном разделении труда. К началу 1990-х годов в развитии промышленного комплекса Республики Беларусь были достигнуты положительные результаты за счет ускоренного роста наукоемких производств, определяющих научно-технический прогресс. Темпы прироста таких видов продукции, как электронные и компьютерные изделия, точные приборы, в 2,5-3 раза опережали прирост традиционной продукции машиностроения.

     Однако  в 1991-1994 гг. по причине практически  прекратившегося инвестиционного процесса, старения основных фондов, сокращения спроса, прежде всего, на наукоемкие изделия из-за развала военно-промышленного комплекса бывшего СССР, стала резко изменяться структура промышленности.

     В период 1991-1995 гг. наибольший спад (в 5 раз) произошел в топливной промышленности, практически полностью зависящей от объемов импортируемой нефти, в производстве строительных материалов - более чем вдвое; в электроэнергетике и легкой промышленности, функционирующих в основном на импортируемых сырьевых ресурсах - почти в 2 раза.

     Предпринятый  правительством комплекс антикризисных мер позволил к концу 1995 г. обеспечить стабилизацию работы большинства секторов промышленности. В последующие годы промышленность в целом и ее ведущие отрасли систематически, в качественно новой структуре, наращивают объемы пользующейся спросом продукции.

     Итоги работы за 1996-2003гг. свидетельствуют, что подъем промышленного производства состоялся как в экспортоориентированных отраслях (черная металлургия, машиностроение, химическая и нефтехимическая промышленность, деревообработка), так и в производстве строительных материалов, легкой и пищевой отраслях, работающих в основном на внутренний рынок. По отдельным секторам (черная металлургия, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность) уже в 1997 г. достигнут объем производства продукции докризисного 1990 г. Другие отрасли (за исключением топливно-энергетического комплекса) и промышленность в целом смогут выйти на докризисный уровень производства в 2001-2002 гг /27/.

     Положительно  повлияли на ситуацию в белорусской  экономике жесткая денежно-кредитная политика, унификация обменного курса, снижение инфляции, отказ от бартерных расчетов, ужесточение платежной дисциплины. Эксперты ВБ отмечают фактор экономического роста, наиболее часто упоминаемый и отечественными государственными экспертами - сохранение производственных мощностей. Это сделало позицию нашей страны более выгодной по сравнению с другими странами СНГ, в том числе и с Россией. Ценовая конкурентоспособность белорусской продукции дала возможность удержаться на рынках нашим производителям и несколько окрепнуть. В последующие годы экономическому росту способствовала удачная для Беларуси конъюнктура - рост цен на нефть и, как следствие, увеличение объемов экспорта продукции нефтепереработки и платежеспособности российских потребителей /8, с 94/.

      В качестве стратегических направлений социально-экономического развития, программой рыночного реформирования экономики Республики Беларусь определены: формирование принципиально новой социально-экономической системы и создание эффективной структуры экономики на основе внедрения современных прогрессивных технологий, отвечающей реальным потребностям общества и способной к устойчивому функционированию в условиях рынка и интеграции в мировое хозяйство; трансформация отношений собственности; развитие предпринимательства и формирование конкурентной среды; либерализация внешней торговли; повышение экологической безопасности; правовое обеспечение рыночных реформ и гарантий личных прав и свобод граждан, их социальной защиты.

Информация о работе Показатели экономического роста в Республике Беларусь