Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 23:01, курсовая работа
Цель данной работы заключается в рассмотрении феномена экономического роста в Республике Беларусь на настоящем этапе, выявлении его основных факторов, методов государственного регулирования экономического роста, формировании предложений по совершенствованию политики государства в стимулировании экономического развития страны.
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Понятие, типы и основные показатели экономического роста
1.1 Экономический рост как категория экономической системы…………..5
1.2 Основные показатели и цели экономического роста …………………....6
1.3 Типы и основные модели экономического роста ………………………..8
2 Факторы экономического роста………………………………………………16
3 Динамика национальной экономики Республики Беларусь в период ее реформирования……………….……………………………………………...20
Заключение……………………………………………………………………… 32
Список используемых источников.……………………………………………. 34
Основные положения действующей политики государства отражены в важнейших государственных социально-экономических документах: Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года, Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь до 2015 года, Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 - 2010 годы.
В них зафиксированы направления и механизмы реализации выработанной стратегии реформирования и создания перспективной модели социально-экономического развития, которая определена как социально ориентированная рыночная экономика. Для стимулирования развития рыночной экономики государством осуществляется взвешенная либерализация различных сфер экономики, государственная собственность трансформируется в акционерную и частно-индивидуальную, происходит становление новых адекватных рыночной экономике социальных типов хозяйства при активной роли государственного регулирования и создании гибких механизмов реформирования экономики.
Приватизация в Беларуси осуществляется по двум основным направлениям: "малая" приватизация охватывает сферы торговли и услуг, мелкие предприятия промышленности и строительства, находящиеся в муниципальной собственности; "большая" приватизация касается крупных предприятий республиканской собственности. Она предполагает возмездную или безвозмездную передачу государственной собственности в частную или акционерную (корпоративную) в целях повышения эффективности производства, достижения разумного баланса интересов раз-личных социальных групп /8, с 96/.
Преобладающим способом реформирования объектов республиканской собственности является преобразование государственных и арендных предприятий в открытые акционерные общества с последующей продажей акций внутренним и внешним инвесторам.
Реформирование
государственной собственности
в Республике Беларусь началось в 1991
году и продолжается до настоящего
времени. Основополагающими
Наиболее активно процессы разгосударствления и приватизации происходили в торговле, на транспорте, в сфере услуг и на предприятиях легкой, лесной, деревообрабатывающей и пищевой промышленности.
В Беларуси за время проведения реформ (с 1991 г.) преобразовано 4,1 тыс. предприятий. Среди них 543 (13,2%) – объекты промышленности, 292 (7,1%) – строительства, 81 (2%) – транспорта и связи, 1523 (37,1%) – торговли и общественного питания, 459 (11,2%) – бытового обслуживания населения, 763 (18,6%) – агропромышленного комплекса, 442 (10,8%) – прочих отраслей народного хозяйства. Численность работающих на реформированных предприятиях составляет 958,9 тыс. человек, или более 22% от числа занятых в экономике республики. В сфере торговли, общественного питания, бытового обслуживания, в отраслях, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию, реформировано более 70% объектов, в промышленности – около 40%, в строительстве – свыше 30%.
Высокий экономический рост наблюдался в Беларуси в 2007 году. Это признали эксперты Международного валютного фонда. В 2007 году ВВП Республики Беларусь составил более 96 млрд. руб., а за пол 2008 года более 55 млрд. руб. (см. табл. 3.1). При этом ИПЦ составил в 2007 году 116,8%, индекс цен производителей промышленной продукции вырос на 7,8% кпо отношению к 2006 году, а к середине 2008 года он составил 101,4%. Реальные денежные доходы населения в соответствии с данными Минстата в 2007 г. выросли по сравнению с предыдущим годом на 16,1%, что тем не менее, не отразилось на соответствующем увеличении совокупного спроса внутри страны - замедлившийся рост производства промышленной продукции, потребительских товаров, продукции сельского хозяйства свидетельствует скорее об увеличившихся накоплениях, что, в свою очередь отразилось на снижении инвестиций в основной капитал (здесь снижение составило 16 процентных пункта - 116% в 2007 г. против 132% в 2006 г.)/22, с139/.
По мнению экспертов МВФ, снижение обусловлено не весьма благоприятными внешними условиями и экономической политикой Беларуси. По мнению специалистов МВФ, улучшить показатели развития страны до конца года позволит прекращение финансирования дефицита бюджета со стороны Национального банка, а также включение в состав бюджета инновационных фондов, ранее в него не входивших /23/.
Успешному
экономическому развитию страны способствовало
и динамичное продвижение товаров
и услуг на внешние рынки. К
важнейшим результатам
Нельзя не признать, что стихийно найденная белорусская модель государственного капитализма, оказалась достаточно эффективной в период восстановления экономики. Особенно на фоне исключительно благоприятных внешних условий: резкий рост цен на нефть и нефтепродукты на мировом рынке в последние 4-5 лет, включая продукты белорусской нефтехимии; рост потребления в России, получившей стабильный приток нефтедолларов, и предъявившего спрос на белорусскую продукцию производственного и потребительского назначения; длительные энергетические «дотации» белорусской экономике со стороны России, позволившей последней нарастить производство без его существенной модернизации /13/.
Однако
"экономическая мудрость" современной
экономической политики государства
в ближайшем будущем
Таблица 3.1 – Основные
социально-экономические показатели развития
Год | Валовой внутренний продукт | Внешняя торговля | |||||
млрд
руб. |
%, к соответст-вующему пе-риоду преды-дущего года | млрд
долл. США |
Экспорт,
млн долл. США |
Импорт, млн долл. США | |||
Всего | в том числе в страны СНГ | Всего | в том числе из стран СНГ | ||||
2005 | 65067.1 | 109.4 | 30.2 | 15979,3 | 7060,3 | 16708,1 | 11142,5 |
2006 | 79267.0 | 110.0 | 36.9 | 19733,7 | 8608,8 | 22351,2 | 14511,7 |
2007 | 96087.2 | 108.2 | 44.7 | 24275,3 | 11221,4 | 28693,1 | 19015,7 |
2008 янв | … | … | … | 2432,8 | 1056,6 | 2624,0 | 1953,8 |
февраль | … | … | … | 2656,6 | 1212,4 | 2883,3 | 2015,4 |
март | 25802,5 | 110,9 | 12,0 | 2939,2 | 1279,0 | 3256,7 | 2262,1 |
апрель | … | … | … | 2855,1 | 1330,4 | 3459,8 | 2339,9 |
май | … | … | … | 3078,4 | 1336,2 | 3448,8 | 2427,5 |
июнь | 55290,1 | 110,5 | 25,8 | 3310,6 | 1378,6 | 3815,0 | 2631,9 |
Как уже было отмечено выше, последнее пятилетие и особенно последние три года - 2006-2008 гг. - были крайне удачными для белорусской экономики во внешнеэкономическом плане. Это позволило значительно повысить реальные денежные доходы населения за этот период: примерно на 38,5% или в среднем по 11,6% ежегодно. Рост денежных доходов заметно увеличил внутреннее потребление товаров и услуг. Товарооборот внутреннего розничного рынка за три года вырос почти на 48% или в среднем по 14% в год. И это при том, что темпы роста только рублевых денежных сбережений населения в белорусских банках были еще выше - в 5,1 раза. Можно также констатировать определенное нарастание ежегодных темпов жилищного строительства - примерно на треть в 2008 г. по сравнению с 2006 г. Можно приводить еще много других статистических данных, подтверждающих рост денежных доходов и потребления товаров и услуг белорусским населением в последнее пятилетие. Собственно, без статистики невооруженным глазом можно заметить нарастание автомобильных пробок в крупных городах и не пустующие рестораны в вечернее время /13/.
Важно, однако, обратить внимание на нарастание одной весьма характерной тенденции в растущих денежных доходах белорусского населения. Это увеличение удельного веса в совокупных денежных доходах доли оплаты и труда и социальных трансфертов при одновременном падении доходов от предпринимательской деятельности и собственности. В 2006 г. удельный вес оплаты труда наемных работников составлял 46,9%, социальные трансферты - 18,1%, доходы от предпринимательской деятельности и собственности - 33,9%. В 2007 г. эти показатели выглядели уже следующим образом: 55,7%, 20,9% и 23,4%. В 2008 г. - 58,4%, 21,3% и 20,3%. С политэкономической точки зрения это означает, что за счет труда по найму и выплат из бюджетных фондов в 2006 г. было получено 67,4% всех денежных доходов, из независимых источников - 32,6%. В 2007 г. это соотношение составило уже 76,6% и 23,4%. А в 2008 г. разница увеличилась еще больше: 79,7% и 21,3%. Т.е. белорусское население стремительно превращается в наемных работников, преимущественно - на госпредприятиях, или же финансируется за счет бюджета. Т.е. примерно 3,7 млн. работоспособных индивидов переходит на содержание государства /23/.
К
чему это может привести? До тех
пор пока рост уровня внутреннего
потребления сохранится, большинство
населения будет вполне удовлетворено.
Но возможности для роста
Такова ситуация с экономическим ростом страны в настоящий момент. Рассмотрим теперь основные моменты государственного регулирования экономического роста в Республике Беларусь.
В 2008 г. белорусское правительство обеспечило экономический рост за счет расширения преференций основным промышленным предприятиям, снижения инфляции и налоговой нагрузки /2/.
Запланированное снижение налоговой нагрузки позволило накопить предприятиям дополнительные ресурсы для инвестирования в основной и оборотный капитал. За 2007 год правительству удалось немного уменьшить налоговую нагрузку - на 1,6 процентных пункта от ВВП, в 2008 году она снизилась еще больше за счет снижения НДС с 20% до 18%, а также части оборотных налогов. Одной из форм политики государственной поддержки реального сектора является стимулирование сверхнормативного роста производства промышленных предприятий. В 2007 г. льготы по уплате ряда налогов при превышении плана производства получило 61 предприятие. Было также определено 101 предприятие, которые находились под мониторингом со стороны правительства с тем, чтобы эффективно и своевременно решать проблемы, с которым они сами совместно с отраслевыми министерствами справиться не могли /2/.
С
учетом преемственности проводимой
в стране экономической политики
в проекте Программы социально-
Характер и динамика экономического развития страны являются предметом самого пристального внимания экономистов и политиков. От того, какие процессы происходят в динамике и уровне развития, какие при этом происходят структурные изменения в национальной экономике, зависит очень многое в жизни страны и ее перспективах.
Информация о работе Показатели экономического роста в Республике Беларусь