Показатели экономического роста в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 23:01, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в рассмотрении феномена экономического роста в Республике Беларусь на настоящем этапе, выявлении его основных факторов, методов государственного регулирования экономического роста, формировании предложений по совершенствованию политики государства в стимулировании экономического развития страны.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1 Понятие, типы и основные показатели экономического роста

1.1 Экономический рост как категория экономической системы…………..5

1.2 Основные показатели и цели экономического роста …………………....6

1.3 Типы и основные модели экономического роста ………………………..8

2 Факторы экономического роста………………………………………………16

3 Динамика национальной экономики Республики Беларусь в период ее реформирования……………….……………………………………………...20

Заключение……………………………………………………………………… 32

Список используемых источников.……………………………………………. 34

Работа содержит 1 файл

моя.doc

— 257.50 Кб (Скачать)

      Основные  положения действующей политики государства отражены в важнейших государственных социально-экономических документах: Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года, Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь до 2015 года, Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 - 2010 годы.

      В них зафиксированы направления  и механизмы реализации выработанной стратегии реформирования и создания перспективной модели социально-экономического развития, которая определена как социально ориентированная рыночная экономика. Для стимулирования развития рыночной экономики государством осуществляется взвешенная либерализация различных сфер экономики, государственная собственность трансформируется в акционерную и частно-индивидуальную, происходит становление новых адекватных рыночной экономике социальных типов хозяйства при активной роли государственного регулирования и создании гибких механизмов реформирования экономики.

      Приватизация в Беларуси осуществляется по двум основным направлениям: "малая" приватизация охватывает сферы торговли и услуг, мелкие предприятия промышленности и строительства, находящиеся в муниципальной собственности; "большая" приватизация касается крупных предприятий республиканской собственности. Она предполагает возмездную или безвозмездную передачу государственной собственности в частную или акционерную (корпоративную) в целях повышения эффективности производства, достижения разумного баланса интересов раз-личных социальных групп /8, с 96/.

      Преобладающим способом реформирования объектов республиканской  собственности является преобразование государственных и арендных предприятий  в открытые акционерные общества с последующей продажей акций  внутренним и внешним инвесторам. 

      Реформирование  государственной собственности  в Республике Беларусь началось в 1991 году и продолжается до настоящего времени. Основополагающими законодательными актами по реформированию государственной  собственности в Республике Беларусь стали законы: "О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь", "Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью", "Об именных приватизационных чеках", "О предприятиях", "О собственности", "О ценных бумагах".

     Наиболее  активно процессы разгосударствления и приватизации происходили в  торговле, на транспорте, в сфере  услуг и на предприятиях легкой, лесной, деревообрабатывающей и пищевой  промышленности.

     В Беларуси за время проведения реформ (с 1991 г.) преобразовано 4,1 тыс. предприятий. Среди них 543 (13,2%) – объекты промышленности, 292 (7,1%) – строительства, 81 (2%) – транспорта и связи, 1523 (37,1%) – торговли и общественного питания, 459 (11,2%) – бытового обслуживания населения, 763 (18,6%) – агропромышленного комплекса, 442 (10,8%) – прочих отраслей народного хозяйства. Численность работающих на реформированных предприятиях составляет 958,9 тыс. человек, или более 22% от числа занятых в экономике республики. В сфере торговли, общественного питания, бытового обслуживания, в отраслях, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию, реформировано более 70% объектов, в промышленности – около 40%, в строительстве – свыше 30%.

     Высокий экономический рост наблюдался в Беларуси в 2007 году. Это признали эксперты Международного валютного фонда. В 2007 году ВВП Республики Беларусь составил более 96 млрд. руб., а за пол 2008 года более 55 млрд. руб. (см. табл. 3.1). При этом ИПЦ составил в 2007 году 116,8%, индекс цен производителей промышленной продукции вырос на 7,8% кпо отношению к 2006 году, а к середине 2008 года он составил 101,4%. Реальные денежные доходы населения в соответствии с данными Минстата в 2007 г. выросли по сравнению с предыдущим годом на 16,1%, что тем не менее, не отразилось на соответствующем увеличении совокупного спроса внутри страны - замедлившийся рост производства промышленной продукции, потребительских товаров, продукции сельского хозяйства свидетельствует скорее об увеличившихся накоплениях, что, в свою очередь отразилось на снижении инвестиций в основной капитал (здесь снижение составило 16 процентных пункта - 116% в 2007 г. против 132% в 2006 г.)/22, с139/.

     По  мнению экспертов МВФ, снижение обусловлено не весьма благоприятными внешними условиями и экономической политикой Беларуси. По мнению специалистов МВФ, улучшить показатели развития страны до конца года позволит прекращение финансирования дефицита бюджета со стороны Национального банка, а также включение в состав бюджета инновационных фондов, ранее в него не входивших /23/.

     Успешному экономическому развитию страны способствовало и динамичное продвижение товаров  и услуг на внешние рынки. К  важнейшим результатам прошедшего 2008 года можно отнести существенное замедление инфляционных процессов, что наряду с динамичным развитием экономики позволило обеспечить опережающий рост реальных денежных доходов населения и реальной заработной платы. Так, например, реальные денежные доходы населения, которые являются индикатором повышения уровня жизни населения страны, возросли на 16,1%. Одновременно рост доходов стал одним из основных внутренних факторов экономического роста /9/.

     Нельзя  не признать, что стихийно найденная  белорусская модель государственного капитализма, оказалась достаточно эффективной в период восстановления экономики. Особенно на фоне исключительно благоприятных внешних условий: резкий рост цен на нефть и нефтепродукты на мировом рынке в последние 4-5 лет, включая продукты белорусской нефтехимии; рост потребления в России, получившей стабильный приток нефтедолларов, и предъявившего спрос на белорусскую продукцию производственного и потребительского назначения; длительные энергетические «дотации» белорусской экономике со стороны России, позволившей последней нарастить производство без его существенной модернизации /13/.

     Однако "экономическая мудрость" современной  экономической политики государства  в ближайшем будущем представляется неперспективной - в первую очередь  это может выразиться не только в  политической, но и в экономической  изоляции Республики Беларусь: это, во-первых, выборочное ограничение белорусского экспорта в ЕС и США (нефти и нефтепродуктов, калийных удобрений, черных металлов, продукции деревообработки и строительных материалов), а также импорта из них высокотехнологического оборудования и, во-вторых, фактическое блокирование всех переговоров по вступлению Беларуси в ВТО путем выдвижения заведомо неприемлемых условий. 

Таблица 3.1 – Основные социально-экономические показатели развития  

Год Валовой внутренний продукт Внешняя торговля
млрд

руб.

%, к соответст-вующему пе-риоду преды-дущего года млрд

долл.

США

Экспорт,

млн долл. США

Импорт, млн долл. США
Всего в том числе  в страны СНГ Всего в том числе  из стран СНГ
2005 65067.1 109.4 30.2 15979,3 7060,3 16708,1 11142,5
2006 79267.0 110.0 36.9 19733,7 8608,8 22351,2 14511,7
2007 96087.2 108.2 44.7 24275,3 11221,4 28693,1 19015,7
2008 янв 2432,8 1056,6 2624,0 1953,8
февраль 2656,6 1212,4 2883,3 2015,4
март 25802,5 110,9 12,0 2939,2 1279,0 3256,7 2262,1
апрель 2855,1 1330,4 3459,8 2339,9
май 3078,4 1336,2 3448,8 2427,5
июнь 55290,1 110,5 25,8 3310,6 1378,6 3815,0 2631,9
 

     Как уже было отмечено выше, последнее  пятилетие и особенно последние три года - 2006-2008 гг. - были крайне удачными для белорусской экономики во внешнеэкономическом плане. Это позволило значительно повысить реальные денежные доходы населения за этот период: примерно на 38,5% или в среднем по 11,6% ежегодно. Рост денежных доходов заметно увеличил внутреннее потребление товаров и услуг. Товарооборот внутреннего розничного рынка за три года вырос почти на 48% или в среднем по 14% в год. И это при том, что темпы роста только рублевых денежных сбережений населения в белорусских банках были еще выше - в 5,1 раза. Можно также констатировать определенное нарастание ежегодных темпов жилищного строительства - примерно на треть в 2008 г. по сравнению с 2006 г. Можно приводить еще много других статистических данных, подтверждающих рост денежных доходов и потребления товаров и услуг белорусским населением в последнее пятилетие. Собственно, без статистики невооруженным глазом можно заметить нарастание автомобильных пробок в крупных городах и не пустующие рестораны в вечернее время /13/.

     Важно, однако, обратить внимание на нарастание одной весьма характерной тенденции в растущих денежных доходах белорусского населения. Это увеличение удельного веса в совокупных денежных доходах доли оплаты и труда и социальных трансфертов при одновременном падении доходов от предпринимательской деятельности и собственности. В 2006 г. удельный вес оплаты труда наемных работников составлял 46,9%, социальные трансферты - 18,1%, доходы от предпринимательской деятельности и собственности - 33,9%. В 2007 г. эти показатели выглядели уже следующим образом: 55,7%, 20,9% и 23,4%. В 2008 г. - 58,4%, 21,3% и 20,3%. С политэкономической точки зрения это означает, что за счет труда по найму и выплат из бюджетных фондов в 2006 г. было получено 67,4% всех денежных доходов, из независимых источников - 32,6%. В 2007 г. это соотношение составило уже 76,6% и 23,4%. А в 2008 г. разница увеличилась еще больше: 79,7% и 21,3%. Т.е. белорусское население стремительно превращается в наемных работников, преимущественно - на госпредприятиях, или же финансируется за счет бюджета. Т.е. примерно 3,7 млн. работоспособных индивидов переходит на содержание государства /23/.

     К чему это может привести? До тех  пор пока рост уровня внутреннего  потребления сохранится, большинство  населения будет вполне удовлетворено. Но возможности для роста экономики практически уже исчерпаны. За весь период нахождения Лукашенко у власти белорусская экономика не предложила рынку, прежде всего - внешнему, ни одного значимого нового товара или услуги. Не создано ни одного сколько-нибудь крупного бизнеса: ни государственного, ни частного. Неизбежное в ближайшие годы замедление темпов экономического роста и тем более - вероятного спада, может спровоцировать в Беларуси весьма нецивилизованную смену власти.

     Такова  ситуация с экономическим ростом страны в настоящий момент. Рассмотрим теперь основные моменты государственного регулирования экономического роста в Республике Беларусь.

В 2008 г. белорусское правительство обеспечило экономический рост за счет расширения преференций основным промышленным предприятиям, снижения инфляции и налоговой нагрузки /2/.

     Запланированное снижение налоговой нагрузки позволило  накопить предприятиям дополнительные ресурсы для инвестирования в  основной и оборотный капитал. За 2007 год правительству удалось немного уменьшить налоговую нагрузку - на 1,6 процентных пункта от ВВП, в 2008 году она снизилась еще больше за счет снижения НДС с 20% до 18%, а также части оборотных налогов. Одной из форм политики государственной поддержки реального сектора является стимулирование сверхнормативного роста производства промышленных предприятий. В 2007 г. льготы по уплате ряда налогов при превышении плана производства получило 61 предприятие. Было также определено 101 предприятие, которые находились под мониторингом со стороны правительства с тем, чтобы эффективно и своевременно решать проблемы, с которым они сами совместно с отраслевыми министерствами справиться не могли /2/.

     С учетом преемственности проводимой в стране экономической политики в проекте Программы социально-экономического развития на 2006-2010 годы определена основная цель пятилетия - дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения на основе эффективного использования человеческого потенциала, технического перевооружения и совершенствования структуры экономики, роста ее конкурентоспособности. Главная идея пятилетия - повышение уровня конкурентоспособности на основе модернизации экономики, а ее девиз: "Человек-инновации-благосостояние". Поэтому и приоритетами социально-экономического развития страны на ближайшие пять лет определены: всестороннее гармоничное развитие человека, формирование эффективной системы здравоохранения, инновационное развитие национальной экономики, энерго- и ресурсосбережение, наращивание экспортного потенциала, развитие агропромышленного комплекса, малых и средних городов, жилищное строительство /9/.

      Характер  и динамика экономического развития страны являются предметом самого пристального внимания экономистов и политиков. От того, какие процессы происходят в динамике и уровне развития, какие  при этом происходят структурные изменения в национальной экономике, зависит очень многое в жизни страны и ее перспективах.

Информация о работе Показатели экономического роста в Республике Беларусь