Платежный баланс РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 10:39, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - раскрытие структуры платежного баланса, факторов, влияющих на платежный баланс, основных методов его регулирования. В задачу работы входит обзор платежного баланса Российской Федерации.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
1. Теоретические аспекты платежного баланса………………………..4
1.1. Понятие платежного баланса……………………………………….4
1.2. Структура платежного баланса…………………………………….5
1.3. Основные методы регулирования платежного баланса…………..9
1.4. Факторы, влияющие на платежный баланс.....................................13
2. Анализ платежного баланса РФ……………………………………...17
Заключение……………………………………………………………….30
Список литературы………………………………………………………32

Работа содержит 1 файл

мировая экономика.docx

— 372.29 Кб (Скачать)

2. Девальвация. Понижение курса национальной валюты направлено на стимулирование экспорта и сдерживание импорта товаров. Однако роль девальвации в регулировании платежного баланса зависит от конкретных условий ее проведения и сопутствующей общеэкономической и финансовой политики. Девальвация стимулирует экспорт товаров лишь при наличии экспортного потенциала конкурентоспособных товаров и услуг и благоприятной ситуации на мировом рынке. Что касается сдерживающего влияния девальвации на импорт, то в условиях интернационализации процесса воспроизводства и развития международной специализации страна зачастую не может резко сократить ввоз товаров. К тому же не все страны проводят успешную политику импортозамещения.

Делая дороже импорт, девальвация может привести к росту затрат производства отечественных товаров, к повышению цен в стране и потере полученных с ее помощью конкурентных преимуществ на внешних рынках.

3. Валютные ограничения. Блокирование инвалютной выручки экспортеров, лицензирование продажи иностранной валюты импортерам, сосредоточение валютных операций в уполномоченных банках направлены на устранение дефицита платежного баланса путем ограничения экспорта капитала и стимулирования его притока, сдерживания импорта товаров.

4. Финансовая и денежно-кредитная политика. Для уменьшения дефицита платежного баланса используются бюджетные субсидии экспортерам, протекционистское повышение импортных пошлин, отмена налога с процентов, выплачиваемых иностранным держателям ценных бумаг в целях притока капитала в страну, денежно-кредитная политика, особенно учетная политика и таргетирование денежной массы (установление целевых ориентиров ее ежегодного роста).

5. Специальные меры государственного воздействия на платежный баланс в ходе формирования его основных статей — торгового баланса, «невидимых» операций, движения капитала.

Важным объектом регулирования  является торговый баланс. В современных условиях государственное регулирование охватывает не только сферу обращения, но и производства экспортных товаров. Стимулирование экспорта на стадии реализации товаров осуществляется путем воздействия на цены (предоставление экспортерам налоговых, кредитных льгот, изменение валютного курса и т.д.). Для создания долгосрочной заинтересованности экспортеров в вывозе товаров и освоении внешних рынков государство предоставляет целевые экспортные кредиты, страхует их от экономических и политических рисков, вводит льготный режим амортизации основного капитала, предоставляет им иные финансово-кредитные льготы в обмен на обязательство выполнять определенную экспортную программу.

В условиях обострения конкуренции  на мировых товарных рынках особое внимание уделяется регулированию  экспортного производства путем  углубления внутриотраслевой специализации и кооперирования национальных фирм с иностранными государствами. С целью углубления международной специализации государство стимулирует экспортную деятельность мелких и средних фирм. Принимаются меры по повышению роли экспорта сельскохозяйственной продукции, которая рассматривается как «зеленая нефть». Поощряется расширение сбыта машин и оборудования. Государство усиленно ориентирует предприятия на внешние рынки, создавая для них преимущества и переводя ресурсы в экспортное производство из отраслей, производящих продукцию на внутренний рынок. Государственное регулирование экспорта распространяется на все стадии движения товара от изучения иностранного рынка и до послепродажного обслуживания за рубежом.

Методы стимулирования экспорта применяются  все более комплексно. Они включают валютные, кредитные, финансовые, организационные формы поддержки экспортеров, в том числе рекламу, информацию, подготовку кадров. Вывоз капитала издавна используется для поощрения экспорта товаров.

При пассивном платежном балансе  регулирование импорта осуществляется путем его сокращения и развития национального производства товаров  в целях замещения импорта. Практикуются нетарифные ограничения, а также соглашения с контрагентами о добровольном ограничении их экспорта.

В целях регулирования платежей и поступлений по «невидимым» операциям платежного баланса принимаются следующие меры:

• ограничение нормы вывоза валюты туристами данной страны;

• прямое или косвенное участие  государства в создании туристической инфраструктуры в целях привлечения иностранных туристов;

• содействие строительству морских  судов за счет бюджетных средств  для уменьшения расходов по статье «Транспорт»;

• расширение государственных расходов на научно-исследовательские работы в целях увеличения поступлений от торговли патентами, лицензиями, научно-техническими знаниями и т.д.;

• регулирование миграции рабочей  силы. В частности, ограничение въезда иммигрантов для сокращения переводов иностранных рабочих.

Обычно применяется компенсационное  регулирование платежного баланса, основанное на сочетании двух противоположных комплексов мероприятий: рестрикционных (кредитные ограничения, в том числе повышение процентных ставок, сдерживание роста денежной массы, импорта товаров, «бегства» капитала др.) и экспансионистских (стимулирование экспорта товаров, услуг, движения капиталов, девальвация и т.д.). Государство осуществляет регулирование не только отдельных статей, но и сальдо платежного баланса.

1.4. Факторы, влияющие на платежный баланс.

Различаются внутренние и внешние  факторы, влияющие на платежный баланс. С одной стороны, он складывается под влиянием процессов, происходящих в экономике данной страны, и дает представление об ее участии в международном разделении труда, масштабах, структуре и характере внешнеэкономических связей. С другой стороны, платежный баланс развивающихся стран испытывает сильное воздействие внешних факторов, связанных с состоянием мирового хозяйства, валютной системы, политикой развитых стран.

На состояние платежного баланса  влияют следующие основные факторы:

1. Неравномерность экономического и политического развития стран, международная конкуренция;

2. Циклические колебания экономики развитых стран. В платежных балансах находят выражение колебания, подъемы и спады хозяйственной активности в стране, так как от состояния внутренней экономики зависят ее внешнеэкономические операции. Колебания платежного баланса, обусловленные механизмом промышленных циклов, способствуют перенесению внутриэкономических циклических процессов из одной страны в другие;

3. Военные расходы. Косвенное воздействие военных расходов на платежный баланс определяется их влиянием на условия производства, темпы экономического роста, а также масштабами изъятия из гражданских отраслей ресурсов, которые могли бы использоваться для капиталовложений, в частности в экспортные отрасли;

4. Зависимость развивающихся стран от внешних источников финансирования. В современных условиях движение финансовых потоков стало важной формой международных экономических связей. Это обусловлено увеличением масштабов вывоза капиталов, развитием мирового рынка ссудных капиталов, включая еврорынки, финансовые рынки, в условиях либерализации условий сделок. Важным фактором движения капиталов стали усиление не равновесия платежного баланса и потребность в привлечении заемных средств для покрытия его пассивного сальдо. Это усиливает валютные и кредитные риски, в первую очередь риск неплатежеспособности заемщика;

5. Изменения в условиях международной торговли;

6. Валютно-финансовые факторы. Девальвация обычно поощряет экспорт, а ревальвация стимулирует импорт при прочих равных условиях. Нестабильность мировой валютной системы ухудшает условия международной торговли и расчетов. В ожидании снижения курса национальной валюты происходит смещение сроков платежей по экспорту и импорту: импортеры стремятся ускорить платежи, а экспортеры, напротив: задерживают получение вырученной иностранной валюты;

7. Отрицательное влияние инфляции. Это происходит в том случае, если повышение цен снижает конкурентоспособность национальных товаров, затрудняя их экспорт, поощряет импорт товаров и способствует бегству капиталов за границу;

8. Торгово-политическая дискриминация определенных стран;

9. Чрезвычайные обстоятельства - неурожай, стихийные бедствия, катастрофы.

Рассмотрев множественность факторов, влияющих на платежный баланс следует вывод, что достичь ежегодной сбалансированности поступлений в страну или ее выплат другим странам - задача чрезвычайно сложная. Поэтому вряд ли какое-либо государство мира ставит его для беспрекословного решения, поскольку не существует непосредственной угрозы нарушения экономической стабильности при определенном невыполнение входных и восходящий потоков. Однако, как и везде, здесь также должна придерживаться определенная мера.

Так, долгосрочное пассивное сальдо платежного баланса приводит к тому, что для покрытия дефицита иностранной валюты нужно использовать официальные резервы, уменьшая их объемы. Эти резервы не безграничны. Поэтому страна, чтобы исправить ситуацию, вынуждена идти на введение различных протекционистских мер для сдерживания импорта и увеличения экспорта. Следствием дефицита платежного баланса может стать изменение курсовой стоимости национальной валюты. Валютный курс, с одной стороны, отображает состояние платежного баланса, а с другой - является одним из факторов, существенно влияющий на состояние платежного баланса.

Что касается долгосрочного активного сальдо платежного баланса, то здесь могут быть негативные последствия. Если активное сальдо достигается за счет положительного сальдо платежного баланса, то это означает, что импорт не перекрывает экспорта и фактический уровень потребления становится меньше потенциально возможного. Если сальдо формируется под влиянием значительного превышения притока капитала над его оттоком, то страна превращается в принимающую сторону со всеми возможными негативными последствиями.

Ведь иностранные инвестиции - это своего рода допинг для национальной экономики, поскольку со временем часть валового национального продукта, созданного в стране, в виде прибыли инвестора будет отходить за границу, что может негативно повлиять на темпы экономического роста.

Кроме того, долговременное превышение притока валюты в страну над ее оттоком может быть причиной инфляции, обесценивания национальной денежной единицы и повышения уровня цен на внутреннем рынке. Ведущие страны принимают меры по обеспечению стабильности рыночных курсов своих валют через согласованное межгосударственное влияние на деятельность валютных рынков, усиление воздействия официальных органов на курсы с целью ограничения рамок их колебания. Для этого центральные банки проводят совместные валютные интервенции.

 

 

 

 

 

2.Анализ платежного баланса РФ

Платежный баланс и  внешний долг Российской Федерации  в январе-июне 2011 года.

Платежный  баланс  в  первом  полугодии  2011  года  формировался  на  фоне благоприятной  для  российского  экспорта  конъюнктуры  мировых  товарных  рынков  и улучшившихся  условий  торговли.  Увеличившееся  сальдо  текущего  счета  создало  основу для  роста  объема  официальных  резервов  и  расширения  экспорта  капитала  частными корпорациями и  банками.

Профицит  счета  текущих  операций  составил  56,3  млрд.  долларов  США.  По сравнению с январем-июнем 2010 года он повысился на 7,9%. Сальдо  торгового  баланса  сложилось  в  размере  102,3  млрд.  долларов  США  (на 18,8%  больше,  чем  в I  полугодии 2010  года). 

Экспорт  товаров  увеличился  с  189,9  до  249,4  млрд.  долларов  США.  Весь  его прирост  обеспечивался  ценовым  фактором  (на  30,7%)  при  незначительном  росте физического  объема  поставок  на  0,5%.  Высокие  темпы  наращивания  вывоза  отмечались по  всем  укрупненным  позициям  товарной  номенклатуры,  за  исключением продовольственных товаров и сырья для их производства. Экспорт  наиболее  значимой  группы  товаров  -  минеральных  продуктов  -  вырос  на 32,5%,  превысив  175,7  млрд. долларов  США  (71,4%  общего  объема).  В  условиях существенного  повышения  контрактных  цен,  составившего  по  сырой  нефти  37,1%, нефтепродуктам  –  33,3%  и  природному  газу  –  16,6%,  суммарный  вывоз  трех  топливно-энергетических  товаров  достиг  164,9  млрд.  долларов США.  При  этом  только  экспорт природного  газа  в  физическом измерении  превысил  уровень  базисного  периода  (на 18,7%), поставки сырой нефти были ниже на 1,4%, нефтепродуктов - на 5,4%.

На 10,3% сократился физический объем экспорта металлов и изделий из них. Доля этой  группы  в  вывозе  уменьшилась  на  1,1  п.п.  (до  9,5%).  При  этом  стоимость металлургической  продукции,  благодаря росту экспортных  цен  на  30,2%,  увеличилась  с 20,0 до 23,4 млрд. долларов США.

В  географической  структуре  экспорта  доля  стран  ЕС снизилась с 55,0  до  53,2% удельный  вес  государств  АТЭС  увеличился  с  16,2  до  17,6%,  СНГ -  с 14,1  до  15,4%. Крупнейшим торговым партнером оставались Нидерланды (12,2% совокупного экспорта). Второе  место  в  распределении  вывоза  по  стоимостным  объемам  занимала  Германия (6,8%), третье - Украина и Китай (по 6,5%). Доля Италии уменьшилась до 6,0%.

Импорт  товаров,  зафиксировав  исторический  максимум  в  ряду  сопоставимых периодов, составил 147,2 млрд. долларов США, что на 41,7% больше, чем в I полугодии 2010 года. Увеличение физического объема поставок  опережало рост контрактных  цен,  обеспечив 59,7% стоимостного  прироста импорта.

Ускоренным  по  сравнению  с  импортом  в  целом  был  рост  ввоза  продукции машиностроения (прирост на 62,6%). Стоимость импортированных машин, оборудования и транспортных средств повысилась до 63,7 млрд. долларов США. Доля указанной группы товаров в структуре совокупного импорта увеличилась с 41,2 до 45,6%, в том числе с 10,6 до 14,2% вырос удельный вес средств наземного транспорта.

Импорт  продукции  химической  промышленности и товаров продовольственной группы  увеличился  в 1,3  раза.  Из-за  некоторого отставания  темпов  роста  ввоза  этих позиций   товарной   номенклатуры   от   общей   динамики   импорта   их   удельный   вес уменьшился до 15,5 и 15,7%, соответственно.

Географическое  распределение  импорта  в  отчетном  периоде  характеризовалось незначительными  изменениями:  при  увеличении  доли  государств  ЕС  на  1,1  процентных пункта – до 41,5% несколько уменьшились удельные веса группы стран АТЭС (32,6%) и стран  СНГ  (15,0%).   Важнейшими  партнерами  оставались  Китай  (15,3%),  Германия

(12,0%) и Украина (6,6%).

Дефицит  баланса  внешней  торговли  услугами  в  I  полугодии  2011  года  сложился максимальным в ряду сопоставимых данных (15,1 млрд. долларов США): на 35,7% выше 11уровня  того  же  периода 2010  года. Сказался  опережающий  рост российского импорта услуг по сравнению с их экспортом.

Экспорт  услуг  составил  24,3  млрд.  долларов  США,  увеличившись  относительно января-июня 2010 года на 18,7%.

Стоимость  обслуживания  транспортными  компаниями  зарубежных  потребителей выросла с 6,7 млрд. долларов США в январе-июне 2010 года до 7,9 млрд. долларов США в январе-июне  текущего  года.  Услуги пассажирского  транспорта  увеличились  на  28,5%, стоимость международных перевозок грузов - на 19,9%.

Информация о работе Платежный баланс РФ