Планирование охраны природы и рационального использования природных ресурсов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 12:15, лекция

Описание работы

Долгое время наиболее слабым звеном в системе планирования социально-экономического развития страны являлась недостаточная разработка эколого-экономических проблем охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Многолетняя практика функционирования хозяйствующих субъектов показала, что многие из них не уделяли необходимого внимания изучению отрицательного воздействия хозяйственной деятельности на истощение природных ресурсов, загрязнение водоемов и атмосферного воздуха, уничтожение лесов, эрозии плодородных земель и т.п.

Работа содержит 1 файл

планирование.doc

— 69.00 Кб (Скачать)

Долгое время  наиболее слабым звеном в системе  планирования социально-экономического развития страны являлась недостаточная  разработка эколого-экономических  проблем охраны окружающей среды  и рационального использования  природных ресурсов. Многолетняя  практика функционирования хозяйствующих субъектов показала, что многие из них не уделяли необходимого внимания изучению отрицательного воздействия хозяйственной деятельности на истощение природных ресурсов, загрязнение водоемов и атмосферного воздуха, уничтожение лесов, эрозии плодородных земель и т.п.

Часто в составе  стратегических и тактических планов раздел об охране окружающей среды  и рациональному использованию  природных ресурсов отсутствовал, экономический  ущерб от влияния антропогенных  факторов на конечные результаты деятельности, как правило, не рассчитывался, мероприятия по рациональному природопользованию  носили формальный характер или же вовсе не разрабатывались.

Это связано  с тем, что применяемые командно-административные методы управления экономикой ориентировали прежде всего на экстенсивный рост экономики, нерациональное использование природных ресурсов. Экономические рычаги и стимулы улучшения природопользования были малоэффективны, а действующая в то время система как санкций, так и поощрений не стимулировала развитие ресурсосберегающих и природоохранных технологий. В сферу охраны окружающей среды, рационального использования и восстановления природных ресурсов не были в должной мере включены экономические методы хозяйствования, не созданы необходимые условия для повышения материальной заинтересованности хозяйствующих субъектов, трудовых коллективов и отдельных работников в обеспечении эффективного природопользования.

Современная природоохранная  концепция охватывает систему мероприятий, ориентированных на реализацию долгосрочных целей, основных направлений и конкретных задач, по сохранению и улучшению окружающей среды, рациональному использованию  и восстановлению природных ресурсов для обеспечения экологической безопасности жизнедеятельности человека.

В целом концепция  окружающей среды строится с учетом проводимой государством природоохранной политики, действующего законодательства и отражается в следующих государственных и иных материалах:

- Национальная  стратегия устойчивого развития  Республики Беларусь на 15 лет;

- Национальная  программа рационального использования  природных ресурсов и охраны  окружающей среды;

- Прогноз социально-экономического  развития Республики Беларусь  на долгосрочную и среднесрочную  перспективу;

- Годовой прогноз  социально-экономического  развития страны;

- Планы охраны  отдельных природных комплексов  и экосистем;

- отраслевые  и территориальные программы  охраны окружающей среды и  рационального использования природных  ресурсов.

Наряду с основными  общегосударственными, ведомственными, территориальными и другими плановыми материалами перечень реализуемых природоохранных мероприятий обосновывается и для отдельных экономических процессов и хозяйствующих субъектов.

Переход на рыночные условия хозяйствования, расширение самостоятельности организаций и унитарных предприятий качественно меняет формы и методы планирования рационального природопользования, повышает ответственность за охрану окружающей среды.

Вместе с тем, как показывает опыт, несовершенство осуществляемых рыночных преобразований привело к тому, что практически все страны – члены СНГ лишились возможности решать природоохранные проблемы на государственном уровне, но в то же время не развили понимания важности данных проблем у частных субъектов рынка. В результате этого эколого-экономические проблемы могут привести к катастрофическим последствиям. Беларусь практически единственная страна на постсоветском пространстве, в которой благодаря умелому сочетанию государственного регулирования и рыночных методов планирования разработан экономический механизм охраны окружающей среды и природопользования и успешно решаются ресурсосберегающие и природоохранные проблемы.

Экономический механизм охраны окружающей среды и  природопользования включает следующие  элементы:

- разработку  государственных прогнозов и программ социально-экономического развития Республики Беларусь в части рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды;

- финансирование  программ и мероприятий по  рациональному использованию природных  ресурсов и охране окружающей среды;

- создание фондов  охраны природы;

- установление  платежей за природопользование;

- проведение  экономической оценки природных  объектов;

- экономическая  оценка воздействия  хозяйственной  и иной деятельности на окружающую  среду;

- установление мер экономического стимулирования в области охраны окружающей среды;

- возмещение  в установленном порядке вреда,  причиненного в результате вредного  воздействия на окружающую среду;

- экологическое  страхование;

- иные экономические  меры, направленные на охрану окружающей среды.

Новый подход к  хозяйственной самостоятельности  отечественных организаций, переход  к экономическим методам управления значительно усиливает воздействие  финансовых рычагов и стимулов на более рациональное использование  и воспроизводство природных ресурсов. Впервые реально хозяйствующие субъекты несут материальную ответственность за несоблюдение  природоохранного законодательства, возмещают ущерб, причиненный загрязнением окружающей среды и нерациональным использованием природно-ресурсного потенциала. 

Структура и  содержание плана охраны  и рационального  использования природных ресурсов 

В система элементов  экономического механизма охраны окружающей среды и рационального использования  природных ресурсов особо важное место занимает научно обоснованное планирование взаимодействия общества и природы на всех уровнях управления природопользованием.

Внутрифирменное планирование рационального природопользования базируется на общеметодологических положениях планирования социально-экономического развития национальной экономики страны и включает совокупность целей и задач, информационную базу и нормативы, виды планов и методы их обоснования, разработку природоохранных мероприятий и определение их экономической эффективности.

Цель  и задачи планирования

Главная цель планирования природопользования – обеспечение  охраны окружающей среды и рационального  использования природных ресурсов, эффективного взаимодействия производственных факторов и природы в процессе хозяйственной и иной деятельности.

Основными задачами планирования природопользования являются:

- экономное и  рациональное использование и  восстановление нарушенных и  загрязненных водных, земельных  и лесных ресурсов, растительного  и животного мира;

- комплексное  использование минеральных ресурсов, внедрение безотходных и малоотходных технологий переработки минерального сырья;

- обеспечение  стабильного равновесия в природной  среде путем разработки и внедрения  оптимальных нормативов и лимитов  в области охраны, рационального  использования и воспроизводства природных ресурсов;

- разработка  научно обоснованных природоохранных  и ресурсосберегающих мероприятий  и расчет их экономической  эффективности.

В процессе планирования охраны окружающей среды и рационального  использования природных ресурсов применяются следующие материалы: национальная стратегия устойчивого развития страны; национальная программа рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды; комплексные планы экономического и социального развития  регионов; отраслевые и ведомственные программы охраны природы; материалы специальных исследований в области природопользования и ресурсосбережения;  стратегические и тактические планы развития организации; данные анализа охраны и рационального использования природных ресурсов за ряд предшествующих лет; нормативы в области охраны окружающей среды; лимиты природопользования и другие материалы.

   

      Нормирование  природопользования

Важнейшим элементом  эффективной организации и планирования природоохранной и ресурсосберегающей деятельности является разработка научно обоснованных нормативов в области охраны окружающей среды и лимитов природопользования.

Согласно закону Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», нормирование в области окружающей среды осуществляется в целях  государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

Нормирование  в области охраны окружающей среды  заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, лимитов на природопользование, а также иных нормативов в области окружающей среды.

Нормативы качества окружающей среды устанавливаются  на уровне, обеспечивающем экологическую безопасность, и применяются для оценки состояния окружающей среды и нормирования допустимого воздействия на нее. К данной группе нормативов относятся: нормативы предельно допустимых концентраций химических и иных веществ; нормативы предельно допустимых физических воздействий; нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов и др.

В целях сохранения особо охраняемых природных территорий, курортных и рекреакционных зон, а также типичных и редких природных  ландшафтов, имеющих особое природоохранное значение, могут устанавливаться более жесткие, чем действующие на остальных территориях, нормативы качества окружающей среды.

Нормативы допустимого  воздействия на окружающую среду  предназначены для предотвращения вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности всех природопользователей. К ним относятся: нормативы допустимых выбросов и сбросов химических и иных веществ; нормативы образования отходов производства; нормативы допустимых физических воздействий; нормативы допустимого изъятия природных ресурсов; нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду.

Нормативы допустимого  воздействия на окружающую среду  должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий.

Лимиты на природопользование представляют собой установленные  природопользователем на определенный период объемы предельного использования (изъятия, добычи) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ,  размещение отходов и иных видов вредного воздействия на окружающую среду.

                                                 Состав и содержание плана

Эффективное планирование охраны окружающей среды и рационального  использования природных ресурсов возможно только на основе всестороннего их анализа и экономической оценки за ряд предшествующих лет. Цель анализа заключается в повышении эффективности производства и конкурентоспособности продукции на основе рациональной природоохранной деятельности.

Экономический анализ и оценка проводится по всем видам ресурсов и позволяет определить выполнение плана по каждому их них, установить уровень их использования и причины отклонений от плановых заданий, учесть возможные потери, экологические последствия воздействия производства на окружающую среду, разработать мероприятия по рациональному природопользованию и ресурсосбережению в планируемом периоде, рассчитать их экономическую эффективность.

Планирование  охраны и рационального использование  природных ресурсов организациями  производится самостоятельно на основе стратегических намерений и тактических задач развития с учетом территориальных и отраслевых природоохранных планов и программ.

Информация о работе Планирование охраны природы и рационального использования природных ресурсов