Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 12:15, лекция
Долгое время наиболее слабым звеном в системе планирования социально-экономического развития страны являлась недостаточная разработка эколого-экономических проблем охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Многолетняя практика функционирования хозяйствующих субъектов показала, что многие из них не уделяли необходимого внимания изучению отрицательного воздействия хозяйственной деятельности на истощение природных ресурсов, загрязнение водоемов и атмосферного воздуха, уничтожение лесов, эрозии плодородных земель и т.п.
Долгое время наиболее слабым звеном в системе планирования социально-экономического развития страны являлась недостаточная разработка эколого-экономических проблем охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Многолетняя практика функционирования хозяйствующих субъектов показала, что многие из них не уделяли необходимого внимания изучению отрицательного воздействия хозяйственной деятельности на истощение природных ресурсов, загрязнение водоемов и атмосферного воздуха, уничтожение лесов, эрозии плодородных земель и т.п.
Часто в составе стратегических и тактических планов раздел об охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов отсутствовал, экономический ущерб от влияния антропогенных факторов на конечные результаты деятельности, как правило, не рассчитывался, мероприятия по рациональному природопользованию носили формальный характер или же вовсе не разрабатывались.
Это связано
с тем, что применяемые командно-
Современная природоохранная концепция охватывает систему мероприятий, ориентированных на реализацию долгосрочных целей, основных направлений и конкретных задач, по сохранению и улучшению окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов для обеспечения экологической безопасности жизнедеятельности человека.
В целом концепция окружающей среды строится с учетом проводимой государством природоохранной политики, действующего законодательства и отражается в следующих государственных и иных материалах:
- Национальная
стратегия устойчивого
- Национальная
программа рационального
- Прогноз социально-
- Годовой прогноз социально-экономического развития страны;
- Планы охраны
отдельных природных
- отраслевые
и территориальные программы
охраны окружающей среды и
рационального использования
Наряду с основными общегосударственными, ведомственными, территориальными и другими плановыми материалами перечень реализуемых природоохранных мероприятий обосновывается и для отдельных экономических процессов и хозяйствующих субъектов.
Переход на рыночные условия хозяйствования, расширение самостоятельности организаций и унитарных предприятий качественно меняет формы и методы планирования рационального природопользования, повышает ответственность за охрану окружающей среды.
Вместе с тем, как показывает опыт, несовершенство осуществляемых рыночных преобразований привело к тому, что практически все страны – члены СНГ лишились возможности решать природоохранные проблемы на государственном уровне, но в то же время не развили понимания важности данных проблем у частных субъектов рынка. В результате этого эколого-экономические проблемы могут привести к катастрофическим последствиям. Беларусь практически единственная страна на постсоветском пространстве, в которой благодаря умелому сочетанию государственного регулирования и рыночных методов планирования разработан экономический механизм охраны окружающей среды и природопользования и успешно решаются ресурсосберегающие и природоохранные проблемы.
Экономический механизм охраны окружающей среды и природопользования включает следующие элементы:
- разработку государственных прогнозов и программ социально-экономического развития Республики Беларусь в части рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды;
- финансирование
программ и мероприятий по
рациональному использованию
- создание фондов охраны природы;
- установление
платежей за
- проведение
экономической оценки
- экономическая
оценка воздействия
- установление мер экономического стимулирования в области охраны окружающей среды;
- возмещение
в установленном порядке вреда,
- экологическое страхование;
- иные экономические меры, направленные на охрану окружающей среды.
Новый подход к
хозяйственной
Структура и
содержание плана охраны и рационального
использования природных
В система элементов
экономического механизма охраны окружающей
среды и рационального
Внутрифирменное
планирование рационального
Цель и задачи планирования
Главная цель планирования
природопользования – обеспечение
охраны окружающей среды и рационального
использования природных
Основными задачами планирования природопользования являются:
- экономное и рациональное использование и восстановление нарушенных и загрязненных водных, земельных и лесных ресурсов, растительного и животного мира;
- комплексное
использование минеральных
- обеспечение
стабильного равновесия в
- разработка
научно обоснованных
В процессе планирования
охраны окружающей среды и рационального
использования природных
Нормирование природопользования
Важнейшим элементом
эффективной организации и
Согласно закону Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», нормирование в области окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, лимитов на природопользование, а также иных нормативов в области окружающей среды.
Нормативы качества окружающей среды устанавливаются на уровне, обеспечивающем экологическую безопасность, и применяются для оценки состояния окружающей среды и нормирования допустимого воздействия на нее. К данной группе нормативов относятся: нормативы предельно допустимых концентраций химических и иных веществ; нормативы предельно допустимых физических воздействий; нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов и др.
В целях сохранения особо охраняемых природных территорий, курортных и рекреакционных зон, а также типичных и редких природных ландшафтов, имеющих особое природоохранное значение, могут устанавливаться более жесткие, чем действующие на остальных территориях, нормативы качества окружающей среды.
Нормативы допустимого
воздействия на окружающую среду
предназначены для
Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий.
Лимиты на природопользование представляют собой установленные природопользователем на определенный период объемы предельного использования (изъятия, добычи) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ, размещение отходов и иных видов вредного воздействия на окружающую среду.
Эффективное планирование
охраны окружающей среды и рационального
использования природных
Экономический анализ и оценка проводится по всем видам ресурсов и позволяет определить выполнение плана по каждому их них, установить уровень их использования и причины отклонений от плановых заданий, учесть возможные потери, экологические последствия воздействия производства на окружающую среду, разработать мероприятия по рациональному природопользованию и ресурсосбережению в планируемом периоде, рассчитать их экономическую эффективность.
Планирование охраны и рационального использование природных ресурсов организациями производится самостоятельно на основе стратегических намерений и тактических задач развития с учетом территориальных и отраслевых природоохранных планов и программ.
Информация о работе Планирование охраны природы и рационального использования природных ресурсов