Планирование охраны природы и рационального использования природных ресурсов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 12:15, лекция

Описание работы

Долгое время наиболее слабым звеном в системе планирования социально-экономического развития страны являлась недостаточная разработка эколого-экономических проблем охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Многолетняя практика функционирования хозяйствующих субъектов показала, что многие из них не уделяли необходимого внимания изучению отрицательного воздействия хозяйственной деятельности на истощение природных ресурсов, загрязнение водоемов и атмосферного воздуха, уничтожение лесов, эрозии плодородных земель и т.п.

Работа содержит 1 файл

планирование.doc

— 69.00 Кб (Скачать)

Структура и  содержание природоохранного плана  зависит от масштабов и специфики  деятельности организации, особенностей, значимости и объема каждого объекта планирования. В качестве основных объектов в процессе разработки плана выступают прежде всего земельные ресурсы, минерально-сырьевые ресурсы, водные ресурсы, атмосферный воздух и другие виды ресурсов и природных компонент. Программа охраны и рационального использования каждого из них обычно является самостоятельным разделом природоохранного плана с соответствующим названием.

Земельные ресурсы. Планирование земельных ресурсов нацелено на рациональное использование, улучшение и охрану земель путем оптимального их распределения по производственным комплексам и предупреждения загрязнения земли отходами производства, создания защитных земляных зон, рекультивации нарушенных земель и других мероприятий, обеспечивающих повышение эффективности землепользования.

В системе плановых показателей рационального землепользования основными являются предельно и  временно допустимые концентрации загрязненного  вещества в почве, размер площади нарушенных земель, окупаемость затрат на охрану и рациональное использование земельных ресурсов, продуктивность (урожайность) земель, рентный доход земли.

Предельно допустимая концентрация загрязненного вещества в почве не должна оказывать прямого или косвенного отрицательного воздействия на самоочищающую способность почвы, а также на воду и воздух, контактирующие с почвой, и, следовательно, здоровье человека. Временно допустимая концентрация вредного вещества в почве устанавливается расчетным путем, обычно на период не более 3 лет.

Площадь нарушенных земель определяется с учетом площади  земельных участков, занятых под  строительством, накопителями и хранилищами  разных отходов, а также земель, нарушенных при добыче полезных ископаемых, и т.п.

Уровень нормативных  параметров продуктивности земель устанавливается  на основе перспективных технологических  карт, позволяющих определить затраты  для соответствующих значений урожайности.

Рентный доход  земли рассчитывается умножением среднегодовой  дифференциальной ренты земли на нормативный показатель эффективности и характеризует экономический эффект, приносимый этими землями при их эксплуатации.

Минерально-сырьевые ресурсы – это совокупность природных  веществ минерального происхождения, выявленных в результате геологоразведочных работ и предназначенных для получения сырья, материалов и топлива. Они занимают особое место в природно-ресурсном потенциале страны, являются основным естественным источником развития производства и используются во всех сферах и отраслях экономики.  Потребность в минерально-сырьевых ресурсах удовлетворяется за счет разведки и извлечения из выявленных месторождений полезных ископаемых.

Планирование  охраны и рационального использования  минеральных ресурсов производится прежде всего в организациях добывающих отраслей промышленности и тесным образом связано со всесторонней оценкой месторождений полезных ископаемых, изучением перспектив проведения геологоразведочных работ.

Оценка состояния  разведанности и уровня добычи минеральных  ресурсов нацелена на определение эффективности месторождений полезных ископаемых. Для этого первоначально им дается геологическая и технологическая оценка. Геологическая оценка месторождений позволяет определить их геологическое строение и глубину разработки, размер и качество запасов полезного ископаемого, горно-геологические условия залегания месторождения, мощность пласта, а также сделать общую геологическую характеристику разрабатываемого района в целом. Технологическая оценка устанавливает технологическую возможность разработки месторождения, масштабы добычи полезного ископаемого, возможности внедрения прогрессивной технологии подготовки, вскрытия месторождения и добычи полезного ископаемого.

Планирование  минерально-сырьевых ресурсов осуществляется с учетом экономических тенденций тенденций состояния и развития естественных богатств природы, характеризующихся расширением геологоразведочных работ и разработкой месторождений с более сложными горноклиматическими и техническими условиями,  снижением содержания полезных веществ в минеральных ресурсах, потерями ценных веществ при добыче и переработке полезных ископаемых, ужесточением требований к природопользованию и ресурсосбережению. Все это предопределяет увеличение общих расходов на добычу минерального сырья, рост цен на единицу конечной продукции и в конечном счете приводит к снижению эффективности использования минерально-ресурсного потенциала.

В таких условиях планирование охраны недр и рационального  использования минерально-сырьевых ресурсов в добывающих отраслях промышленности призвано обеспечить разработку и внедрение природоохранных мероприятий, направленных на повышение экологической безопасности и экономической эффективности технологий добычи, переработки и использования минерального сырья, совершенствование методов разработки месторождений полезных ископаемых, повышение уровня их извлечения из недр земли, сокращение потерь при добыче, переработке и использовании природно-сырьевых ресурсов и др.

В производственных отраслях, прямым образом не связанных с добычей природных ископаемых, планирование поступления, переработки и использования энергии, сырья и материалов, получаемых с минерального сырья, основывается на расчетах материальных и топливно-энергетических балансов.

Водные ресурсы. Разработка плана рационального использования водных ресурсов также базируется на расчетах баланса. Водохозяйственный баланс содержит ресурсную и расходную части, в которых потребность производства в водных ресурсах балансируется с количеством планируемого поступления воды по всем источникам водоснабжения.

Разрабатываемые водохозяйственные балансы являются основным источником информации и наличии  и движении конкретных видов водных ресурсов и применяются для обоснования  мероприятий по эффективному водоснабжению  и водопотреблению в планируемом периоде.

К числу основных мероприятий, обеспечивающих повышение  эффективности использования водных ресурсов, относятся: экономное и  рациональное использование свежей воды из подземных водоемов и поверхностных  источников; существенное сокращение (прекращение) сбросов загрязненных и необезвреженных вод в водоемы путем их биолого-химической и механической очистки; установка системы оборотного водоснабжения и извлечения ценных веществ из сточных вод; совершенствование действующих и внедрение новых  безотходных технологических процессов, современного оборудования, разработка научно обоснованных нормативов использования водных ресурсов и лимитов отпуска воды и др.

При планировании охраны и рационального использования  водных ресурсов применяется система экологических нормативов предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ в водном бассейне, которые позволяют обеспечить защиту организма человека от их вредного воздействия, улучшение гигиенических условий водопользования.

Для защиты водного бассейна от загрязнения сточными водами используется также экологический норматив предельно допустимого сброса, регламентирующих массу загрязняющего вещества в сточных водах , сбрасываемого в водоем. Величина этого норматива определяется расчетным путем и должна  обеспечивать санитарно-гигиенические нормы сброса для водных объектов. Норматив предельно допустимого сброса подлежит постоянному пересмотру в сторону уменьшения вплоть до полного прекращения сброса загрязненных веществ в водный бассейн.

Атмосферный воздух. Планирование защиты атмосферного воздуха осуществляется с учетом представлений об атмосфере как об одном из основных жизненно важных элементов окружающей среды, благоприятное состояние которой составляет естественную основу устойчивого развития общества.

Главная цель планирования заключается в сохранении и улучшении  качества атмосферного воздуха, его  восстановлении для предотвращения вредного воздействия на окружающую среду и обеспечения экологической безопасности жизнедеятельности человека.

Для обеспечения наибольшей достоверности и обоснованности плановых заданий, сохранения благоприятного качества атмосферы в практике планирования охраны воздушного бассейна используются нормативы качества атмосферного воздуха. Среди них наиболее широко применяются нормативы предельно допустимой концентрации (ПДК) загрязняющих веществ и уровней вредных воздействий на атмосферный воздух; предельно допустимая концентрация вредного вещества в воздухе рабочей зоны, предельно допустимая максимальная  разовая  концентрация загрязняющего вещества в воздухе населенных мест, предельно допустимая среднесуточная концентрация вредного вещества в воздухе населенных мест; нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ; предельно допустимый выброс загрязняющих веществ в атмосферу, предельно допустимое количество сжигаемого топлива.

В случаях, когда  по тем или иным объективным причинам невозможно соблюдение нормативов предельно  допустимых концентраций и предельно  допустимых выбросов загрязняющих веществ, могут устанавливаться временные нормативы на такие же концентрации  и выбросы вредных веществ.

В процессе планирования охраны атмосферного воздуха важно  предвидеть сокращение предельно допустимых концентраций и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, снижение уровня вредных воздействий на компоненты биосферы, включая человека. В связи с этим разрабатываются мероприятия, обеспечивающие достижение нормативов качества атмосферного воздуха.

В систему основных мероприятий по охране атмосферного воздуха включается: ввод в действие установок  для  установления, обезвреживания и очистки выбросов вредных веществ в атмосферу; автоматизация контроля за загрязнением воздуха на стационарных и передвижных источниках выброса вредных веществ; внедрение в производство установок для утилизации токсических веществ из загрязненного воздуха;  установление обоснованных предельно допустимых лимитов воздействия на атмосферный воздух, гарантирующий безопасность жизнедеятельности человека, и др.

Разработка природоохранных  мероприятий производится в тесной взаимосвязи с перспективами развития основных производственных показателей прежде всего с планами по внедрению новой техники, машин  и оборудования, первоочередной задачей которых в современных условиях становится координальное улучшение экологической ситуации путем применения безотходных ресурсосберегающих технологий. Практическая реализация этой взаимосвязи позволит обеспечивать рациональное использование и эффективное вовлечение природных ресурсов в производственный процесс.

Выбор и реализация природоохранных мероприятий требует всестороннего экономического обоснования. По каждому мероприятию, внесенному в план по охране окружающей среды, производятся расчеты экономической эффективности с учетом имеющихся материальных и финансовых ресурсов, определяются сроки их внедрения.

Расчет общей  экономической эффективности внедрения  природоохранных мероприятий (Эобщ) производится по формуле 

                                 Эобщ = (ЭУпр +∆П-ТЗ)/ СС,

где ЭУпр – годовой экономический ущерб, предотвращенный в результате внедрения природоохранных мероприятий;

∆П – прирост  прибыли от использования уловленных веществ вследствие проведения экологических  мероприятий;

ТЗ – текущие  затраты на эксплуатацию природоохранного объекта.

При оценке сравниваемых вариантов природоохранных мероприятий, отличающихся друг от друга экономическими результатами и удельными затратами, выбор лучшего варианта не ограничивается  лишь отслеживанием их экономической эффективности. Особую значимость в современных условиях приобретает эколого-экономическая оценка социального эффекта от внедрения природоохранных мероприятий, который должен учитываться при планировании внутрихозяйственной деятельности организации, и прежде всего при разработке плана социального развития коллектива.

Информация о работе Планирование охраны природы и рационального использования природных ресурсов