Платежи за использование природными ресурсами

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 09:07, контрольная работа

Описание работы

Земля, ее недра, леса, животный мир и другие ресурсы составляют основу жизни и деятельности людей. Россия обладает уникальными богатствами, созданными самой природой, и эти богатства её земли.
Формирование государственной политики в области воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов становится обязательным условием успешной реализации экономических реформ в нашей стране.

Содержание

Введение 3
1 Экономическая природа и роль природоресурсных платежей в доходы 4
бюджета
2 Платежи за пользование природными ресурсами 6
2.1 Платежи за пользование недрами 6
2.2 Налог на добычу полезных ископаемых 7
2.3 Плата за негативное воздействие на окружающую среду 8
2.4 Сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных
биологических ресурсов 9
2.5 Водный налог 10
2.6 Лесной налог 13
2.7 Земельный налог 14
Заключение 18
Библиографический список 19

Работа содержит 1 файл

Гос.собственность, контрольная.doc

— 104.00 Кб (Скачать)


СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                                                                                                        3

1 Экономическая природа и роль природоресурсных платежей в доходы               4

   бюджета

2 Платежи за пользование природными ресурсами                                                                      6

   2.1 Платежи за пользование недрами                                                                                                  6

   2.2 Налог на добычу полезных ископаемых                                                                                    7

   2.3 Плата за негативное воздействие на окружающую среду                                          8

   2.4 Сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных

         биологических ресурсов                                                                                                                9

   2.5 Водный налог                                                                                                                                            10

   2.6 Лесной налог                                                                                                                                            13

   2.7 Земельный налог                                                                                                                                            14

Заключение                                                                                                                                                          18

Библиографический список                                                                                                                              19


ВВЕДЕНИЕ

 

Земля, ее недра, леса, животный мир и другие ресурсы  составляют  основу жизни и деятельности людей. Россия обладает уникальными богатствами, созданными самой природой, и  эти богатства её земли.

Формирование государственной политики в области воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов становится обязательным условием успешной реализации экономических реформ в нашей стране. Россия занимает третье место по землеобеспеченности и площади пашни на одного жителя, но состояние наших земель оценивается как неблагополучное и нуждается в восстановлении плодородия. В России сосредоточено более 20% мировых запасов пресных вод, в то же время современное состояние источников не гарантирует требуемого качества питьевой воды. Российская Федерация занимает одно из ведущих мест в мире по запасам минерального сырья и топливно-энерге­тических ресурсов. Воспроизводство же минерально – сырьевой базы год от года ухудшается. В современных условиях развитие и эффективное использование природно-сырьевой базы России становится главным фактором роста ее экономики.

Для субъектов хозяйственной деятельности (юридических и физических лиц) платным является пользование всеми основными природными ресурсами: земельными, лесными, водными, объектами животного мира и водными биологическими ресурсами (прежде всего рыбными), месторождениями полезных ископаемых.

Общее  природопользование,  связанное  с   реализацией естественного права каждого на благоприятную окружающую среду, является  для его субъектов безвозмездным. Введением платы достигается решение,  как  общих задач государства, так и  задач,  связанных  с  поддержанием  благоприятного состояния  эксплуатируемого  природного  ресурса  или  его  восстановлением.

 

 

 

 

1 Экономическая природа и роль природоресурсных платежей в доходы     

   бюджета

 

Формирование государственной политики в области воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов становится обязательным условием успешной реализации экономической реформы в стране. В современных условиях развитие и эффективное использование природно-сырьевой базы России становится главным фактором роста ее экономики. Поэтому платежи за пользование природными ресурсами в системе факторов реализации природно-ресурсной политики государства являются особо значимыми. Платежи за природные ресурсы установлены с целью экономического регулирования природопользования, стимулирования рационального и комплексного использования различных видов природных ресурсов и охраны окружающей среды, формирования денежных средств для охраны и воспроизводства ресурсов в условиях рыночной экономики. Они призваны оказать стимулирующее влияние на повышение эффективности использования и охраны земель, лесов, водных объектов и недр, добычи и рационального использования минерально-сырьевых ресурсов и продуктов их переработки.

В соответствии Закона «Об охране  окружающей  природной  среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ, плата за природные ресурсы (землю, недра, воду, лес и иную растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) должны взиматься за:

- право пользования и использования природных ресурсов в пределах установленных лимитов;

- сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;

- воспроизводство и охрану природных ресурсов.

Плата за пользование природными ресурсами, в которой экономически реализуется право собственника ресурсов на получение части прибыли от эксплуатации каждого вида ресурсов. Так реализуется абсолютная рента, которая не зависит от финансово-хозяйственных показателей деятельности предприятия. В плату входит и дифференциальная рента, т.е. стоимостная оценка различий в самих ресурсах, которая отражается на эффективности их эксплуатации. Например, месторождение, более благоприятное по горно-геологическим условиям и содержанию полезных ископаемых, используется с большим эффектом, чем месторождение с худшими показателями, и результатом является получение сверхприбыли. Очевидно, что получаемый эффект не зависит от вклада предприятия и уже только по этой причине должен был изъят. Такая мера может повысить экономическую заинтересованность предприятия в интенсификации использования природных ресурсов, во внедрении новых безотходных технологий.

Плата за воспроизводство и охрану природных ресурсов, которая представляет собой оплачиваемые предприятиям расходы специализируемых предприятий и организаций на восстановление природных ресурсов, вовлеченных в хозяйственную деятельность.

Платежи за сверхлимитное использование природных ресурсов. В настоящее время в России сложилась система платежей за природные ресурсы в бюджет, включающая в себя: платежи за пользование недрами, плату за загрязнение окружающей среды, сборы за пользование объектами животного мира и водных ресурсов, водный налог, земельный налог, плата за лесопользование.

Итак, платежи за пользование природными ресурсами - являются важнейшим компонентом экономического механизма природопользования. Поступающие платежи (налоги) распределяются между федеральным бюджетом и бюджетом конкретного субъекта Федерации в пропорциях, установленных природно-ресурсными законами.


2 Платежи за пользование природными ресурсами

 

2.1 Платежи за пользование недрами

Отношения государственной собственности на недра урегулированы Федеральным Законом «О недрах» от 21 февраля 1992 г. (с изменения от 18 июля 2011). Закон содержит правовые и экономические основы использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан РФ, а также прав пользователей недр.

Система платежей включает:

- сбор за участие в конкурсе и выдачу лицензии. Размер сбора определяется с учетом стоимости подготовки проведения конкурса, с подведением итогов и оформлением лицензии;

- плату за получение права на пользование недрами;

- плату за пользование недрами, включающую затраты поиска и разведку месторождений, их добычу и пользование недрами;

- отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы также относятся к системе платежей за пользование недрами;

- платежи за право на поиски месторождений полезных ископаемых, их разведку и разработку, а также платежи за право строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых и др.

Определение размера платежей ведется с учетом условий геологии, гидрологии, экономико-географических особенностей, размера участка, глубины залегания, вида полезных ископаемых, климатических условий, уровня обжитости местности, инженерных коммуникаций и транспорта, а также степени риска. Платежи могут быть как разовыми, так и регулярными взносами.

Платежи за право пользования природными ресурсами взимаются со всех пользователей недр, исключая следующие категории пользователей:

1) собственников, владельцев земельных участков, осуществляющих в установленном порядке добычу общераспространенных полезных ископаемых на принадлежащем им или арендуемых земельных участках для своих нужд;

2) пользователей недр, ведущих работы научно-изыскательского характера без нарушения целостности недр, а также получивших участки для образования особо охраняемых геологических объектов.

Плата за пользование недрами осуществляется в форме денежных платежей, части объема добытого сырья или иной производимой продукции, выполнения работ или предоставления услуг, зачета сумм предстоящих платежей в бюджет, в качестве долевого вклада в уставный фонд создаваемой организации. Форма внесения платы, размеры и условия платежей по каждому объекту лицензирования устанавливаются в лицензии

2.2 Налог на добычу полезных ископаемых

Налог на добычу полезных ископаемых осуществляется в соответствии с гл. 26 Налогового кодекса РФ.

Налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых (ст. 334 Налогового Кодекса) признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством РФ. Налогоплательщики подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых по месту нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством РФ (ст. 335 Налогового Кодекса).

Объектом налога на добычу полезных ископаемых признаются (ст. 336 Налогового Кодекса):

- полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством РФ;

- полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством РФ о недрах.

- полезные ископаемые, добытые из недр за пределами территории Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование.

Оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно одним из следующих способов (ст. 340 Налгового Кодекса):

- исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учета государственных субвенций;

- исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого;

- исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.

Налоговая ставка определяется отдельно для каждого вида полезного ископаемого в соответствии со ст. 342 Налогового кодекса РФ. Налог уплачивается раздельно по каждому виду добытых полезных ископаемых. Налог подлежит уплате по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством РФ. При этом сумма налога, подлежащая уплате, рассчитывается исходя из доли полезного ископаемого, добытого на каждом участке недр, в общем коли­честве добытого ископаемого соответствующего вида. Сумма налога, исчисленная по полезным ископаемым, добы­тым за пределами территории РФ, подлежит уплате по месту на­хождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя.

2.3 Плата за негативное воздействие на окружающую среду

Законом "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 №7-ФЗ (ред. 19.07.2011) установлена плата за негативное воздействие на окружающую среду, которую вносят организации и физические лица, деятельность которых оказывает негативное воздействие на окружающую среду. Плата за негативное воздействие на окружающую среду (или плата за загрязнение окружающей среды) является формой компенсации ущерба, наносимого загрязнением окружающей природной среде, и перечисляется предприятиями, учреждениями, организациями в бесспорном порядке.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду:

- выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;

- сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;

- размещение отходов.

2.4 Сборы за пользование объектами животного мира и объектами

      водных биологических ресурсов.

Сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов осуществляется в соответствии с гл. 25.1 Налогового кодекса РФ, действует с 1 января 2004 г.

 Плательщиками сбора за пользование объектами животного мира, за исключением объектов животного мира, относящихся к объектам водных биологических ресурсов (ст. 333.1 Налогового  Кодекса), признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами животного мира на территории Российской Федерации.

 Плательщиками сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген.

Информация о работе Платежи за использование природными ресурсами