Планирование на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 22:08, курсовая работа

Описание работы

Планирование (прогнозирование) прибыли – составная часть финансового планирования и важный участок финансово-экономической работы на предприятии. Планирование прибыли производится раздельно по всем видам деятельности предприятия. Это не только облегчает планирование, но и имеет значение для предполагаемой величины налога на прибыль, так как некоторые виды деятельности не облагается налогом на прибыль, а другие – облагаются по повышенным ставкам. В процессе разработки планов по прибыли важно не только учесть все факторы, влияющие на величину возможных финансовых результатов , но и обеспечивающий максимальную прибыль.

Работа содержит 1 файл

Глава 3.doc

— 113.00 Кб (Скачать)
 

    Глава 3. Пути совершенствования  финансового прогнозирования  на предприятии

    3.1. Методы планирования  и прогнозирования  прибыли для обеспечения  финансовой устойчивости  на предприятии 

     Планирование (прогнозирование) прибыли – составная  часть финансового планирования и важный участок финансово-экономической работы на предприятии. Планирование прибыли производится раздельно по всем видам деятельности предприятия. Это не только облегчает планирование, но и имеет значение для предполагаемой величины налога на прибыль, так как некоторые виды деятельности не облагается налогом на прибыль, а другие – облагаются по повышенным ставкам. В процессе разработки планов по прибыли важно не только учесть все факторы, влияющие на величину возможных финансовых результатов , но и обеспечивающий максимальную прибыль.

     Объектом  планирования  (прогнозирования) являются планируемые элементы  балансовой прибыли, главным образом, прибыль  от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг. Основой для расчета  является объем производственной программы, который базируется на заказах потребителей и хозяйственных договорах.1

     Все больше предприятий использует финансовое моделирование для составления финансовых планов,  бюджетов и прогнозов.  Финансовая модель —  точное математическое описание экономического процесса,  т.е.  описание факторов, характеризующих структуру и закономерности изменения данного экономического явления, с помощью математических символов и приемов (уравнений, неравенств, таблиц, графиков и т.д.). В модель включают только основные (определяющие) факторы.

     При расчете моделей планирования первостепенное значение имеет определение периода исследования.  Он должен быть таким,  чтобы исходные данные были однородными.  С одной стороны,  если период исследования слишком мал — нельзя выявить общие закономерности.  С другой стороны,  нельзя брать слишком большой период, так как любые экономические закономерности непостоянны и могут существенно изменяться в течение длительного времени.  Поэтому для перспективного планирования используют годовые данные деятельности предприятия за 3— 5  лет,  а для текущего планирования  (бюджетирования) -  квартальные данные за 1  год. 

     При существенных изменениях условий работы предприятия в плановом периоде в рассчитанные показатели вносят необходимые коррективы. Модель финансового планирования необходимо очень тщательно выбирать, поскольку последствия этого выбора для финансового планирования и будущего предприятия очень велики.  Хорошей модели финансового планирования присущи следующие характеристики:

  • достоверные результаты и исходные предположения;
  • возможность совершенствования модели;
  • модель учитывает взаимосвязь решений в области инвестиций и источников финансирования, дивидендной политики, производстве и влияние этих решений на стоимость предприятия;
  • достаточная гибкость модели, возможность использования в различных ситуациях;
  • результаты модели, понятные пользователю, не требуют от него специальной подготовки.

Большинство методов и моделей финансового планирования базируют на определенных предположениях о будущем.  На основании этих предположений генерируют ожидаемые значения для большого числа переменных.  Финансовая модель может включать следующие элементы:

  • планирование инвестиций (капитальных вложений), в том числе объема производственных мощностей;
  • прогноз объемов продаж;
  • планирование затрат и цен;
  • планирование денежных потоков;
  • планирование потребностей в финансировании;
  • планирование налогов;
  • планирование курсов обмена валют;
  • планирование поглощений и слияний;
  • планирование новых областей деятельности;
  • оценку возможностей по аренде/покупкам активов;
  • оценку результатов деятельности по сегментам;
  • анализ рисков и др.

     Полная точность финансовых планов недостижима:  если бы это было возможно, то потребность в финансовом планировании значительно сократилась бы.  Но, тем не менее,  предприятия должны стремиться к максимальному результату. В финансовой модели должно быть учтено множество требований,  условий,  предположений,  которые можно пересматривать, что даст возможность получить разные варианты финансовых и бизнес - планов.

    Основные  методы и модели долгосрочного финансового  планирования:

  1. аналитические;
  2. эконометрические;
  3. математические.

     Модели  могут сильно отличаться по сложности, но почти все из них включают следующие элементы:

• прогноз  объема продаж;

• прогнозные отчеты;

• планирование активов;

• планирование источников финансирования;

• регулирующий элемент (переменная) — «пробка»;

• предположения  об экономической среде.

     Вне зависимости от типа используемых моделей  все финансовые планы

основаны  на предварительной оценке будущего объема продаж  (роста),  как правило, получаемой от отдела сбыта (маркетинга).

     В финансовом менеджменте наибольшее распространение поучили аналитические методы планирования, основанные на процентных зависимостях. Сущность таких моделей заключена в анализе взаимосвязей между ожидаемым объемом продаж, а также активами и финансированием, необходимыми для его реализации. Поскольку сбыт зависит от неопределенного состояния экономики,  получить точные данные будущих объемов продаж невозможно.  Поэтому на практике часто задают не точную цифру будущего объема продаж, а предполагаемые коэффициенты их роста.

     Основными методами планирования и прогнозирования  прибыли являются: 

  • метод прямого счета;
  • аналитический метод;
  • метод совмещенного расчета.

     Метод прямого счета   является наиболее распространенным. Он применяется, как правило,  при небольшом ассортименте выпускаемой продукции.

     Другая  разновидность метода прямого счета  – метод поассортиментного планирования прибыли. Прибыль определяется по каждой ассортиментной  позиции, для чего необходимо располагать соответствующими данными.

     В современных условиях хозяйственный  метод прямого счета можно  использовать при планировании прибыли  только на очень короткий период времени, пока не изменились цены, зарплата и другие обстоятельства.

     Аналитический метод. Этот метод применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к прямому методу, так как он позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль рассчитывается не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Прибыль по несравнимой продукции определяется отдельно.

     Метод совмещенного расчета. В этом случае применяются элементы первого и второго способов. Так, стоимость товарной продукции в ценах планируемого года и по себестоимости отчетного года определяется методом прямого счета, а воздействие на плановую прибыль таких факторов, как изменение себестоимости, повышение качества, изменение ассортимента, цен и др., выявляется с помощью аналитического метода.

     Не  менее важен для проведения обоснованных финансовых расчетов коэффициентный метод  определения величины доходов и  расходов.  При помощи коэффициентов,  базирующихся на достижениях прошлого периода,  несколько уточненных,  рассчитывают предполагаемые доходы и затраты,  платежи в бюджет и внебюджетные фонды.  Однако такой порядок имеет существенные недостатки:  во-первых,  при недостаточно обоснованной базе дальнейшее уточнение показателей усугубит имеющиеся недостатки;  во-вторых,  при несовершенстве действующей на предприятии методики планирования применение коэффициентного метода отрицательно скажется на эффективности использования материальных и финансовых ресурсов, а в некоторых случаях ухудшит финансовое положение предприятия.

     Сущность  нормативного метода планирования заключается  в том, что на основе заранее установленных  норм и технико-экономических нормативов рассчитывают потребность предприятия в финансовых ресурсах и их источниках.  Система норм и нормативов включает:

     1. Федеральные нормативы, которые  установлены законодательно и  являются едиными для всей  территории РФ, для всех хозяйствующих  субъектов: ставки федеральных  налогов, нормы амортизации по группам основных фондов, ставки единого социального налога, отчисления в резервный фонд акционерного общества и др.

     2. Нормативы субъектов РФ и местных  органов власти, которые действуют  в отдельных регионах РФ: ставки  территориальных и местных налогов, сборов и др.

          3. Внутрихозяйственные нормативы  предприятий, которые разрабатывает  непосредственно хозяйствующий  субъект для регулирования производственно-хозяйственной  деятельности, контроля за использованием  финансовых ресурсов,  других целей по эффективному вложению капитала.  К таким нормативам относят нормы потребности в оборотных средствах,  производственных запасах,  нормативы по статьям расходов технологических процессов, видам продукции, центрам финансовой ответственности и др.

     Предприятие разрабатывает нормативы на основе определенной методики.  Они должны  «ориентировать предприятие на будущую  конкуренцию,  а не заставлять оглядываться на свою прошлую деятельность»,  выявлять те производственные участки  или детали изделия,  которые не соответствуют современному уровню и требуют переоценки.  Если действующие нормативы препятствуют осуществлению прибыльного бизнеса,  предприятие должно проанализировать возникшую проблему и принять более действенные нормативы.  Однако разработать идеальные нормативы в принципе невозможно. 

     Обоснование отдельных статей финансовых планов даже наиболее прогрессивными способами  не обеспечит реальность заданий,  если не будут сбалансированы доходы и расходы.

     Сущность  балансового метода — в согласовании расходов с источниками покрытия, во взаимосвязи всех разделов плана между собой,  а также финансовых и производственных показателей.  Это взаимосвязывает материальные,  трудовые и финансовые ресурсы.

     Финансовые  ресурсы должны быть сбалансированы между собой на наиболее рациональной основе, т.е. должны быть выбраны эффективные методы формирования фондов денежных средств,  распределения и использования полученного дохода.  Для финансового планирования особенно важно, как достигнута сбалансированность планов и какие при этом использовали источники финансовых ресурсов. Выбирая направления инвестирования средств и методы привлечения финансовых ресурсов  (собственных и заемных), финансовый менеджер обязан помнить об обеспечении платежеспособности и ликвидности, чтобы не допустить вероятного банкротства.

     Балансовый  метод традиционно применяют  при распределении прибыли,  планировании финансовых фондов — накопления, потребления  и др. Балансовая увязка по финансовым фондам имеет вид:

     Метод дисконтированных денежных потоков используют при составлении финансовых планов для прогнозирования совокупности распределенных во времени поступлений и выплат денежных средств.  Концепция дисконтированных денежных потоков основана на расчете современной (приведенной) стоимости ожидаемых притоков и оттоков денежных средств.  Метод дисконтированных денежных потоков выявляет результат финансовых решений без ссылок на традиционные допущения бухгалтерского учета.  Оценка прогнозных изменений финансовых потоков за определенный период работы предприятия на основе временного фактора может отличаться от традиционного экономического анализа.

Информация о работе Планирование на предприятии