Перспективы и проблемы развития бытового обслуживания населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 19:48, курсовая работа

Описание работы

В Советском Союзе существовала четкая структуризация отраслей народного хозяйства и, хотя термины «малый бизнес» и «ремесленничество» не применялись, можно было назвать отрасли, которые содержали предприятия и организации, аналогичные по экономическим параметрам и механизмам управления предприятиям малого бизнеса и ремесленничества. Традиционными отраслями малого бизнеса были бытовое обслуживание населения, местная промышленность, народные промыслы, промкооперация и некоторые другие, которые по другой терминологической линии можно было отнести к отраслям, содержащим в основном ремесленные предприятия.

Содержание

Основная часть:
Анализ состояния организации бытового обслуживания населения.
Концепция развития сферы бытовых услуг и ремесленничества в Российской Федерации на период 2000 – 2005 годы.
Перспективный план развития малых предприятий в сфере бытового обслуживания.
Предложения по поддержке бытового обслуживания населения в Ленинградской области.
Выводы.
Литература.

Работа содержит 1 файл

Byt obsluzhivanie.doc

— 150.00 Кб (Скачать)
  1. Отсталая кадровая политика, некомпетентность и непрофессионализм руководителей крупных и малых предприятий, ввиду их частой сменяемости и полная их незащищенность. 

       Создание  правовой базы стимулирующей  деятельность предприятий  и организаций  в сфере бытового обслуживания населения  и ремесленничества 

       Имеющиеся законодательные акты и Постановления в области бытовых услуг и ремесленничества не образуют целостной системы, что существенно снижает эффективность деятельности предприятий и развитие их предпринимательской активности.

       Главной задачей на ближайшую перспективу  является окончательное принятие Закона Российской Федерации «Об основах бытового обслуживания населения в Российской Федерации». Именно в нем заложены правовые основы, определяющие развитие бытового обслуживания населения и ремесленничества, вопросы регулирования и поддержки хозяйственных субъектов.

       Названный Федеральный Закон определяет правовое поле системы Ремесленных палат  в стране.

       Практика  некоторых субъектов Российской Федерации, принявших подобные местные  Законы, создание территориальных Ремесленных  палат и Ремесленной палаты России дает возможность до принятия Федерального Закона «Об основах бытового обслуживания населения в Российской Федерации» продолжить начатую работу имеющейся правовой базы. При этом имеется в виду разработка регистра (закона о ремесленной палате и ремесленничества в России) Закона «О бух учете, отчетности и налогообложении малых и средних предприятий».

         Кроме того, принимаемые федеральные  и местные законодательные акты  по налогообложению (налог с  продаж, налог на вмененный доход  и другие) должны стимулировать стремление предприятий бытового обслуживания населения и ремесленников, к развитию производства, быть привлекательной сферой для инвесторов. 

       Создание  рыночных структур профессиональных объединений в  сфере бытового обслуживания населения и ремесленничества 

       За  последние годы как в стране в  целом, так и в субъектах Российской Федерации велись упорные поиски оптимальных рыночных структур в  сфере бытового обслуживания населения  и ремесленничества.

       Практика  показала, что жизнеспособными оказались смешанные структуры или профессиональные объединения, наделенные органами власти рядом функций, существенных для жизнедеятельности отдельных предприятий и ремесленников.

       Предстоящий период должен стать периодом неуклонного  подъема в сфере бытового обслуживания населения и ремесленничества, впитавшим в себя идеи создания устойчивого среднего класса, класса собственников на базе малого предпринимательства. Главным структурным звеном в этом случае должны стать некоммерческие партнерства – территориальные ремесленные палаты, объединенные ремесленной палатой России.

       Ремесленные палаты должны выполнять функции: центров  по координации деятельности предприятий  службы быта и ремесленников, подготовке и переподготовке кадров, сертификации, разработке и внедрению нормативных документов, обеспечивающих профессионализм и качество выполняемых работ, решение технических и технологических проблем, юридической защите и некоторые другие.

       Ремесленные палаты могут объединять, как отдельных  ремесленников, так и их объединения по отраслевому принципу – гильдии. 

       Профессиональные  объединения и  органы власти 

       В настоящее время бытовое обслуживание населения и ремесленничество остаются одним из секторов экономики, государственное  регулирование которого требует  особого внимания.

       Государственное регулирование осуществляется властными органами через профессиональные объединения Ремесленной палаты, пользуясь поддержкой и выполняя ряд важных узаконенных функций координирует деятельность предприятий службы быта и ремесленников, в том числе вносят предложения по их финансовой поддержке, представлении льгот, лоббировании интересов во властных структурах. В тоже время, органы власти используют возможности Ремесленных палат для создания комплексных или целевых программ развития сферы бытовых услуг и ремесленничества, формирования госзаказа для предприятий этой сферы, решают другие задачи, связанные с социальным развитием региона.

       Согласно  Закону Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» ремесленные  палаты могут заниматься сертификацией. В Законе записано, что допускается участие в проведении работ по обязательной сертификации зарегистрированных некоммерческих (бесприбыльных) объединений (союзов) и организаций любых форм собственности при условии их аккредитации соответствующим государственным органом управления.

       Для тесного взаимодействия в органы Управления ремесленных палат могут  включаться представители властных структур. Органы власти субъектов  Российской Федерации принимают  специальные законодательные акты, создающие благоприятные условия для производства и занятия предпринимательством в сфере бытового обслуживания населения и ремесленничества (снижение платы за аренду помещений, коммунальные услуги, щадящий режим налогообложения) тем самым решается ряд важных социальных задач: создаются дополнительные рабочие места, снимая проблему с занятостью населения, сдерживая рост цен на товары, услуги и другие.

       2.3. Инвестиционная политика

       В разработанных сценарных условиях функционирования экономики страны в 2001 году и на период до 2003 года и рассмотренных на заседании Правительства Российской Федерации, к сожалению не предусмотрено конкретных мероприятий по существенному изменению кредитной политики государства в отношении малого бизнеса и среднего бизнеса,, в т.ч. предприятий бытового обслуживания населения и ремесленников.

       Основной  целью кредитной политики, на период до 2003 года, по предложениям работников, является создание нормативной и  институциональной базы для обеспечения  нефинансового сектора экономики  ресурсами по ставкам привлечения, сопоставимым с рентабельностью производственной деятельности.

       В этой связи – главной задачей  государственной инвестиционной политики в сфере бытовых услуг и  ремесленничества является формирование благоприятных условий для роста  инвестиционной активности и заинтересованности банков, предпринимателей в развитии сферы бытового обслуживания и ремесленничества в субъектах Российской Федерации на местах.

       Причем  инвестиционная активность должна стимулироваться  действиями органов власти всех уровней, созданием экономической привлекательности занятия бытовым обслуживанием населения и ремесленничеством, создания зоны благоприятствования (виды и ставки налогообложения; коммунальные платежи; арендная плата и т.п.) в целях обеспечения доступных цен на оказываемые услуги и производимый ремесленниками товар, изделия.

       Инвестиционная  деятельность может осуществляться также за счет собственных финансовых ресурсов предприятий, заемных и  привлеченных средств, бюджетных ассигнований, средств внебюджетных фондов, иностранных инвестиций целевого характера. В целях поддержки районов со слаборазвитой материально-технической базой службы быта необходимо предусмотреть отчисления от сумм реализации услуг и продукции в фонд развития бытового обслуживания населения и ремесленничества при ремесленных палатах и фондах поддержки малого предпринимательства, расположенных в территориях.

        

       2.4. Налоговая политика

       В целях сбалансирования государственного бюджета и необходимости расширения финансовой базы предусматривается  совершенствование налоговых реформ, направлениями которых являются:

  • Снижение налогового бремени, в том числе на оплату труда и его оптимальное перераспределение между различными категориями налогоплательщиков;
  • Упрощение налоговой системы;
  • Расширение налоговой базы за счет упорядочения системы налоговых льгот;
  • Повышение эффективности налогового администрирования.

       В целях выполнения поставленных задач  с 2001 года предусматривается введение в действие специальной части  налогового кодекса, в которой будут решены основные проблемы в налогообложении прибыли, поэтапно отменены оборотные налоги, пересмотрено налогообложение в сырьевых отраслях, сокращено число налогов за счет отмены малозначимых налогов и объединения налогов со сходной базой и пр.

       Как видно, Правительство не имеет конкретных мер, направленных на ослабление налогового пресса на предприятия малого и среднего бизнеса и, особенно в сфере бытового обслуживания и ремесленничества.

       Должна  существенно реформироваться налоговая  система в малом и среднем бизнесе, в сфере бытового обслуживания населения.

       2.5. Подготовка кадров

       Система подготовки кадров для  сферы бытового обслуживания и ремесленничества должна осуществляться ремесленными палатами всех уровней.

       Внимание  ремесленных палат субъектов Российской Федерации должно быть сосредоточено на подготовке рабочих отраслевых профессий и ремесленников как через специальные группы, созданные в профтехучилищах, так и непосредственно на рабочих местах (подмастерья).

       На  Федеральном уровне необходимо определить базовые предприятия для подготовки специалистов-технологов, менеджеров по заявкам с мест. Для этого в Ремесленной палате России должен быть создан Учебный центр.

       2.6. Сертификация

       Основными рыночными рычагами регулирования  деятельности предприятий бытового обслуживания населения являются механизмы лицензирования и сертификации. Учитывая, что государственные законодательные акты мало охватывают отраслевые виды бытовых услуг лицензированием, надо больше внимания уделять вопросам сертификации.

       Необходимо иметь такой механизм сертификации, который в соответствии с Законом о сертификации обеспечит доступное и понятное для всех  предприятий и ремесленников проведения проверочных работ по подтверждению соответствия услуг (работ) установленным требованиям нормативных документов (ГОСТов, Правил, нормативов и т.п.), безопасности услуг для жизни, здоровья, имущества потребителей.

       На  данный момент только 4 вида бытовых  услуг подлежат сертификации (техническое  разрешение): техобслуживание и ремонт автомототранспортных средств, химическая чистка и крашение, услуги парикмахерских, ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов.

       Главным направление в проведении сертификации должна стать организационная работа созданных Госстандартом России Центральных органов (ЦОСов) и практическая работа сети органов сертификации (ОС).

       2.7. Система реализации концепции

       Координация деятельности федеральных и региональных органов по реализации основных положений  Концепции, разработке нормативных актов, возлагается на Государственную комиссию при Правительстве Российской Федерации, в состав которой включаются представители Ремесленной палаты России, комитетов, министерств и научных учреждений Российской Федерации.

       Комиссия  осуществляет контроль над ходом выполнения Концепции и, в необходимых случаях, вносит на рассмотрение Правительства Российской Федерации соответствующие предложения, проекты указов, постановлений, распоряжений Правительства.

       3. Перспективный план развития  малых предприятий в сфере бытового обслуживания

 

       Предприятий занимающихся оказанием бытовых  услуг как видно пока еще очень  мало, поэтому необходимо способствовать созданию новых и поддерживать уже  существующие. Вот основные направления  развития бытового обслуживания на примере Ленинградской области: 

       
  1. Подготовка  кадров для предприятий сферы бытового обслуживания по направлениям:
  • профессиональное обучение;
  • основы предпринимательства;
  • сертификация рабочих мест, товаров, услуг;
  • обеспечение предприятий нормативно-технологической документацией.

       Этапы:

  1. Выявление потребностей;
  2. Создание учебных центров на базе ПТУ;
  3. Организация обучения:
      • Подготовка программ,
      • Организация учебных групп,
      • Заключение договоров с учебными центрами.

Информация о работе Перспективы и проблемы развития бытового обслуживания населения