Перспективы и проблемы развития бытового обслуживания населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 19:48, курсовая работа

Описание работы

В Советском Союзе существовала четкая структуризация отраслей народного хозяйства и, хотя термины «малый бизнес» и «ремесленничество» не применялись, можно было назвать отрасли, которые содержали предприятия и организации, аналогичные по экономическим параметрам и механизмам управления предприятиям малого бизнеса и ремесленничества. Традиционными отраслями малого бизнеса были бытовое обслуживание населения, местная промышленность, народные промыслы, промкооперация и некоторые другие, которые по другой терминологической линии можно было отнести к отраслям, содержащим в основном ремесленные предприятия.

Содержание

Основная часть:
Анализ состояния организации бытового обслуживания населения.
Концепция развития сферы бытовых услуг и ремесленничества в Российской Федерации на период 2000 – 2005 годы.
Перспективный план развития малых предприятий в сфере бытового обслуживания.
Предложения по поддержке бытового обслуживания населения в Ленинградской области.
Выводы.
Литература.

Работа содержит 1 файл

Byt obsluzhivanie.doc

— 150.00 Кб (Скачать)

«Перспективы  и проблемы развития бытового обслуживания населения»

       СОДЕРЖАНИЕ

 

       Введение.

       Основная  часть:

    1. Анализ состояния организации бытового обслуживания населения.
    2. Концепция развития сферы бытовых услуг  и ремесленничества в Российской Федерации на период 2000 – 2005 годы.
    3. Перспективный план развития малых предприятий в сфере бытового обслуживания.
    4. Предложения по поддержке бытового обслуживания населения в Ленинградской области.

    Выводы.

    Литература. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

       ВВЕДЕНИЕ

 

       В Советском Союзе существовала четкая структуризация отраслей народного хозяйства и, хотя термины «малый бизнес» и «ремесленничество» не применялись, можно было назвать отрасли, которые содержали предприятия и организации, аналогичные по экономическим параметрам и механизмам управления предприятиям малого бизнеса и ремесленничества. Традиционными отраслями малого бизнеса были бытовое обслуживание населения, местная промышленность, народные промыслы, промкооперация и некоторые другие, которые по другой терминологической линии можно было отнести к отраслям, содержащим в основном ремесленные предприятия.

       Фактически  все эти отрасли, за исключением  некоторых направлений деятельности промкооперации, в период реформаторства, с 1990 по 1998 год, были разрушены принятыми  федеральными законами, постановлениями правительства, новыми структурами управления на местах и вновь избранными руководителями регионов и законодательных собраний, малосведущими в этом деле.

Наиболее сильному разрушению подверглись бытовое  обслуживание населения и местная  промышленность. Например, указом Президента РСФСР от 28

    С учетом того, что служба быта еще  в 1987 году перешла на договорные условия  работы и фактически превратилась в 137 тыс. мелких производителей услуг, у  которых остались централизованными  лишь специализированные, заготовительные, ремонтные, метрологические, транспортные и подобные им подразделения, количество предприятий бытового обслуживания к 1996 году уменьшилось до 57 тыс., а если не принимать во внимание «методику досчета» Госкомстата России, то их число стало еще меньше. Сохранилось лишь около 50 тыс. предприятий, причем многие из них только по названию относятся к сфере бытового обслуживания. Объем бытовых услуг в сопоставимых ценах составил в 1996 году всего около 6% от уровня 1990 года.

       Проблему  бытового обслуживания исследует Кобелев Николай Борисович в своей книге «Организация ремесленной деятельности». Данное издание адресовано широкому кругу читателей, занимающихся ремесленной деятельностью, экономистам, руководителям предприятий, специалистам по организации малого бизнеса, студентам и аспирантам экономических специальностей.

       Книга посвящена проблемам ремесленничества в бытовом обслуживании населения, организации ремесленных палат, различным законодательным и  нормативным документам Российской Федерации по бытовому обслуживанию.

       Суть  вопроса заключена в том, что  малому бизнесу и предприятиям, которые  можно отнести к ремесленным, широко разрекламированным реформаторами  в период с 1990 по 1998 год, в это же время был нанесен значительный урон проводимыми реформами, и в первую очередь неумелой приватизацией и коммерциализацией. Существовавшее в Советском Союзе законодательство, подзаконные акты, структуры, традиционные для малого бизнеса и предприятий, которые можно отнести к ремесленным, были бездумно упразднены, и замены им нет до настоящего времени.

       Процесс разрушения малого бизнеса и ремесленничества несколько замедлился к 1997 году, когда  многие практические работники, экономисты, ряд политических деятелей, значительная часть законодательных собраний субъектов федерации. Государственная Дума поняли пагубность проводимого экономического курса и начали подготовительную работу к формированию законодательства, действительно стимулирующего развитие малого бизнеса и ремесленничества. Законопроект «Об основах бытового обслуживания населения в Российской Федерации» первый законопроект, который позволяет предприятиям бытового обслуживания после почти десятилетнего периода неорганизованности и бесправия восстановить хотя бы частично свои профессиональные институты в рамках негосударственной схемы организации управления, основой которой должны стать ремесленные палаты.

    Цель  моего реферата – стабилизация и  развитие деятельности предприятий  бытового обслуживания населения, преодоление  кризисного состояния отрасли, обеспечение насыщения рынка разнообразными видами бытовых услуг, и, в первую очередь, социально-приоритетными, повышения их  качества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       ОСНОВНАЯ  ЧАСТЬ

 

       В своем развитии предприятия  и предприниматели  бытового обслуживания населения сталкиваются с серьезными трудностями и проблемами:

  • отсутствие соответствующей законодательной и нормативной базы и механизмов регулирования взаимоотношений между исполнителями, потребителями услуг и органами местного самоуправления;
  • недостаточность собственных оборотных средств;
  • нехватка квалифицированных кадров;
  • трудности получения кредитов, неразвитость рынка лизинговых услуг;
  • сложности получения помещений, высокая арендная плата;
  • социальная незащищенность работников;

       низкий  уровень платежеспособности основной массы населения.

       1. Анализ состояния организации  бытового обслуживания населения

 

       Бытовое обслуживание населения является главным  направлением деятельности по восстановлению ремесленничества в России. И наоборот, восстановление бытового обслуживания непосредственно связано с введением ремесленничества в нашей стране.

       Бытовое обслуживание населения до 1991 года существовало как специфическая  отрасль народного хозяйства, которая  обеспечивала удовлетворение самых  насущных потребностей населения в  среднем на 70% от рационального норматива. Объем бытовых услуг в России в 1990 году достиг более 5,5 млрд руб., а темп его роста в 1988 – 1990 годах составлял в среднем 15% в год. В отрасли работало около 1,2 млн человек и насчитывалось более 130 тыс. ателье, мастерских и приемных пунктов бытового обслуживания. В сельской местности практически во всех центральных усадьбах существовали комплексные приемные пункты, а в районных центрах и крупных селах действовали дома бытовых услуг со всем комплексом услуг (ремонт холодильников, телевизоров, пошив и ремонт одежды и обуви, химчистка, стирка, парикмахерские услуги, ремонт и строительство жилья и т.п.).

       В настоящее время бытовое обслуживание перестало существовать как отрасль. Объем бытовых услуг в 1997 году составил менее 7% от уровня 1990 года, а потребность в них, с учетом существующего уровня доходов населения, удовлетворена в среднем на 40%. Количество ателье, мастерских, приемных пунктов на 1 октября 1996 года (по данным Госкомстата) составило всего 57100 единиц, а в сельской местности – 16170 единиц, т.е. сократилось соответственно в 2,2 и 6 раз по отношению к 1990 году. Более того многие предприятия бытового обслуживания являются таковыми только по отчетности, а занимаются другими видами деятельности. Важнейшие виды услуг (химчистка, стирка и т.п.) практически перестали существовать даже в ряде областных центров. Управление бытовым обслуживанием на федеральном уровне каким-либо государственным органом не осуществляется.

       Если  ранее бытовыми услугами пользовались практически все население, то сейчас положение изменилось. Лишь 5 – 10% наиболее обеспеченного населения получают все нужные им услуги, а основная масса людей не в состоянии почистить одежду, отремонтировать обувь, телевизор, стиральную машину и т.п. в связи с отсутствием сети бытового обслуживания с доступными ценами. В настоящее время сложились монопольно-высокие цены на бытовые услуги в связи с отсутствием конкуренции из-за ликвидации массовой сети бытового обслуживания и, следовательно, их массового предложения. Например, в Москве часовщик не возьмется почистить обычные часы менее чем за 50 руб., а мастер из металлоремонтной мастерской заменит пряжку на дамской сумочке не менее чем за 100 руб., хотя себестоимость этих работ в 10 – 15 раз ниже. Мастер будет ждать одного или двух богатых клиентов целый день, хотя мог бы за это время обслужить 15 – 20 клиентов по доступным ценам и получить те же деньги. Таким образом, изменилась даже психология обслуживающего персонала в связи с отсутствием массового предложения бытовых услуг по реальным ценам. Лишь в некоторых областных центрах, где администрации удалось сохранить массовую сеть бытового обслуживания и обеспечить контроль над ней, ситуация несколько лучше.

       Однако  в малых городах, особенно в сельской местности и северных районах, положение катастрофическое. Там служба быта практически отсутствует. О простом человеке – сельском труженике, рабочем добывающей промышленности на северных окраинах нашей страны, т.е. о людях, которые фактически поддерживают нашу развалившуюся промышленность и экономику, - государство совсем забыло. Ранее служба быта села и северных районов дотировалась государством путем перераспределения прибыли, получаемой от бытового обслуживания. В 1990 году она составила около 800 млн руб., или примерно 3 трлн руб. в ценах 1998 года. Теперь же бюджет получает от бытового обслуживания менее 1% этой суммы. Такова цена социальной и финансовой политики государства в сфере бытового обслуживания.

       По  нашим расчетам, реальная платежеспособная потребность населения в бытовых услугах в 1997 году по отношению к 1990 году снизилась примерно на 30%, а уровень производства услуг по предприятиям всех форм собственности упал на 75 – 80%. Такое положение свидетельствует о том, что предприятия и ремесленники в течение семи лет не могут приспособиться к сложившимся экономическим условиям.

       Ссылка  на свободу рынка для всех желающих участвовать в нём оказалась  явно дилетантской по отношению к  сложнейшим и тончайшим механизмам рыночного регулирования. И дело здесь не только в неумелой налоговой политике и инфляции. Главное в том, что полностью разрушена система профессионального регулирования сферы бытовых услуг – от федерального уровня до муниципального. Разрешена существовавшая более 200 лет в России система ремесел, которая в советское время называлась отраслевыми группами бытовых услуг (портные, сапожники, парикмахеры, фотографы, краснодеревщики, часовщики, ремонтники и т.п.). Каждая такая отраслевая группа готовила профессиональные кадры, имела эталонных мастеров-наставников, свои традиции, праздники, свой круг общения. Регулярно 2 – 3 раза в год проводились отраслевые встречи, семинары, совещания в каждом регионе или городе.

       Сегодня наша задача заключается, конечно, не в  том, чтобы вспоминать былое и  сокрушаться по поводу сложившихся обстоятельств. Нам необходимо воссоздать существовавший ранее профессионализм, который не зависит от политических формаций и страстей. Рынок бытовых и других услуг должен иметь чёткую систему регулирования по технологии оказания услуг, оборудованию, профессиональной подготовке, организации обслуживания, культуре, качеству и безопасности.

       Складывающаяся  система регулирования рынка  бытовых услуг не должна подчиняться  государству. Нельзя повторять судьбу службы быта России, ведь с ликвидацией  государственного учреждения – Минбыта РСФСР – были разрушены почти все профессиональные структуры бытового обслуживания.

         Бытовое обслуживание – это  профессиональное ремесло, традиции, способ организации быта нашего  населения, которые должны быть  надежно защищены от любых катаклизмов: политических, экономических, техногенных.

       Как и всяких профессионализм, ремесло  бытового обслуживания на терпит администрирования  и формализма. Оно должно существовать как самоорганизующаяся система, органически  вписывающаяся в тело государства.

       Государство не должно вмешиваться в экономику, технологию, организацию, управление рынком услуг, за исключением вопросов, связанных  с безопасностью потребителя, нанесением ему материального и морального ущерба, защитой окружающей среды  и стимулированием предоставления тех или иных услуг в определенном районе.

       Вместе  с тем правовые основы деятельности независимой от государства службы быта могут быть установлены только федеральным законом.

       Каково  же существующее правовое поле в отношении  бытового обслуживания населения? В Конституции РФ нет ни одного слова о бытовом обслуживании ни в статье 71, определяющей сферы деятельности, которые находятся в ведении Российской Федерации, ни в статье 72, устанавливающей сферы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Видимо, согласно статье 73, те области деятельности, которые не включены в статьи 71 и 72, относятся к ведению субъектов федерации.

       Однако  в Федеральном законе от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации»1 при определении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления (статья 5) о бытовом обслуживании также нет даже упоминания. Лишь в статье 6 к предметам ведения местного самоуправления отнесены организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения, создание условий для обеспечения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

Информация о работе Перспективы и проблемы развития бытового обслуживания населения