Перспективы и проблемы развития бытового обслуживания населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 19:48, курсовая работа

Описание работы

В Советском Союзе существовала четкая структуризация отраслей народного хозяйства и, хотя термины «малый бизнес» и «ремесленничество» не применялись, можно было назвать отрасли, которые содержали предприятия и организации, аналогичные по экономическим параметрам и механизмам управления предприятиям малого бизнеса и ремесленничества. Традиционными отраслями малого бизнеса были бытовое обслуживание населения, местная промышленность, народные промыслы, промкооперация и некоторые другие, которые по другой терминологической линии можно было отнести к отраслям, содержащим в основном ремесленные предприятия.

Содержание

Основная часть:
Анализ состояния организации бытового обслуживания населения.
Концепция развития сферы бытовых услуг и ремесленничества в Российской Федерации на период 2000 – 2005 годы.
Перспективный план развития малых предприятий в сфере бытового обслуживания.
Предложения по поддержке бытового обслуживания населения в Ленинградской области.
Выводы.
Литература.

Работа содержит 1 файл

Byt obsluzhivanie.doc

— 150.00 Кб (Скачать)

       Таким образом, можно сделать вывод, что  в соответствии с федеральными законами организацией бытового обслуживания населения в государственном масштабе, за исключением ритуальных услуг, не занимаются ни федеральный, ни территориальный, ни местный уровни управления. Бытовое обслуживание полностью отделено от государства.

       В бытовом обслуживании используются примерно 3000 технологических процессов  и около 1500 типов машин и оборудования. Примерно 80% применяемых технологий таковы, что их нарушение может  привести к опасным и очень  опасным для потребителя последствиям. Так, при химчистке применяются компоненты , из которых 236 являются ядами; услуги парикмахерских весьма опасны в санитарно-эпидемиологическом отношении; 40% сапожником имеют грибковые заболевания и являются потенциальными переносчиками этих инфекций; ремонт бытовой техники чреват поражением электротоком, а телевизоры при отсутствии надлежащего ремонта и обслуживания предрасположены к самовозгоранию; выделка меха домашних животных (особенно бродячих собак) при отклонении от технологии может привести к заражению весьма опасными для жизни человека бактериями; некачественная переработка сельскохозяйственных продуктов может вызвать сальмонеллез и т.п. И это лишь небольшой перечень опасностей, подстерегающих потребителей при несоблюдении технологий бытового обслуживания.

       Ранее в России защитой потребителей, разработкой  технологии и подготовкой профессиональных кадров для бытового обслуживания занимались 14 научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро, 4 вуза с  тремя филиалами, 19 техникумов, 99 учебно-производственных комбинатов, а в каждом субъекте федерации имелся специализированный производственно-технический комбинат бытового обслуживания, 10 – 12 отраслевых объединений, в составе которых были производственные, технологические, метрологические, и внедренческие службы, отделы управления качеством. Сегодня вся эта огромная профессионально-технологическая структура бытового обслуживания практически не существует. 

       С 1992 года в России введены в действие лишь три новых стандарта (а их было 155), и с 1996 года служба быта практически не имеет ни одного нормально действующего республиканского стандарта; из 80 тыс. технологических норм и нормативов, разработанных до 1992 года, более 70% полностью устарели.

       До 1992 года в бытовом обслуживании действовали 26 отраслевых правил по химчистке, ритуальным услугам, работе парикмахерских, бань и т.п., утвержденных Минбытом РСФСР, которые в настоящее время утратили юридическую силу. Разрабатывать и утверждать новые правила    просто некому – нет профессиональных организаций, имеющих на это право.

       Таким образом, налицо, с одной стороны, полное отделение службы быта от государства, а с другой – ликвидация профессионально-технологических  структур бытового обслуживания, вводящих нормативные документы, без которых  существование этой сферы деятельности в рамках правового поля статьи 71 Конституции РФ невозможно.

       2. Концепция развития сферы бытовых  услуг и ремесленничества в  Российской Федерации на период 2000 – 2005 годы

 

       Концепция развития сферы бытовых услуг  и ремесленничества в Российской Федерации на период 2000 – 2005 годы. Концепция разработана специалистами Росбытсоюза при участии Министерства экономики России, Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, Госстандарта России и других организаций.

       Бытовое обслуживание населения и ремесленничество являются органической частью экономики  страны, главной целью которой  является человек с его социальными  потребностями и индивидуальными  способностями.

       При разработке концепции учитывался имеющийся  в некоторых субъектах Российской Федерации, их административных единицах, положительный опыт построения и организации бытового обслуживания населения в условиях рыночной экономики, создание условий для развития ремесел.

       Учитывалась также необходимость принятия Закона «Об основах бытового обслуживания населения в Российской Федерации». Предлагаемая концепция использует положения проекта Закона, предложения, высказанные депутатами Государственной Думы Российской Федерации, законодательного собрания субъектов Российской Федерации, при обсуждении проекта Закона.

       Настоящая концепция является органичным продолжением, разработанной ранее Росбытсоюзом концепции на период 1996 – 2000 годы, которая  показала полную свою жизнеспособность.

       2.1. Состояние сферы бытовых услуг  и ремесленничества в Российской Федерации на момент разработки концепции (итоги 1999 года)

       Россия  вступила в 2000 год в условиях ожидания оживления экономики, преодолев  наиболее острые последствия финансового  и экономического кризиса 1998 года. Этому  способствовали усилия всех субъектов Российской Федерации, Правительства по стабилизации экономики и финансов в посткризисный период, а также благоприятные для России внешние условия, сложившиеся в 1999 году.

       Итоги развития экономики России в 1999 году свидетельствуют в структурных изменениях хозяйственной ситуации.

       Безусловно, позитивным результатом является рост промышленного производства в 1999 году, который не только компенсировал  спад его в 1998 году, но и обеспечил  превышение по физическому объему выпуска  уровень относительно благоприятного 1997 года почти на 2,5%. По ВВП достигнутый рост (3,2%), на полностью компенсировал его снижение в 1998 году. Причиной стало сокращение физического объема оказываемых и потребляемых услуг. Это говорит о том, что методологическое обеспечение баланса денежных доходов и расходов населения требует дополнительного анализа и возможно изменения.

       Некоторые успехи в производстве сопровождаются качественными изменениями в  финансах предприятий: значительно  сократилось количество убыточных предприятий, несколько возросла прибыль, увеличились оборотные активы в денежной форме. Можно отметить некоторый прирост вложений в основные средства, а также иностранные инвестиции в российскую экономику. Улучшилась динамика поступлений доходов в бюджет. Вместе с тем, тенденции общего оживления ситуации в экономике сами по себе еще не могут быть признаны устойчивыми. Особенно это касается кризисного состояния сельского хозяйства. Кроме того реальные доходы населения в 1999 году, в целом составили только 70,5% к уровню 1997 года, что помимо влияния на социальную ситуацию, сдерживает экономический рост развития сферы платных услуг и особенно сферы бытового обслуживания населения. Продолжается также рост дифференциации населения по доходам.

       Деятельность  в сфере платного обслуживания происходила в соответствии с общей ситуацией в экономике России.

       Общий объем бытовых услуг, полученных населением в 1999 году (с учетом неформальной экономики) составил 71844 млн рублей, это составляет 133,2% к соответствующему периоду прошлого года, индекс физического объема к соответствующему периоду прошлого года составил 102,6%.

       В тоже время в 47 субъектах Российской Федерации произошло снижение объемов  бытовых услуг в сопоставимых ценах. Особенно неблагополучное положение  с получением населением бытовых услуг складывалось в автономных округах, большинстве Северных и сибирских территориях.

       Вывод: В сфере бытового обслуживания населения  – одной из важных по своей социальной значимости, в целом по России наметились положительные тенденции, вместе с тем в большей части субъектов Российской Федерации продолжилось падение бытовых услуг, и как следствие снизились поступления в бюджет органов власти различных уровней.

       За  последнее  время существенные изменения  произошли в структуре потребляемых услуг.

       Более чем в 3 раза поднялся удельный вес  услуг по ремонту и строительству  жилья, в 1,3 раза – транспортно-экспедиторских услуг, в 2,2 раза услуги по ремонту и  строительству жилья.

       Фактически  сохранили и даже несколько улучшился  удельный вес в общем объеме бытовых услуг по сравнению с 1990 годом услуг по ремонту и индивидуальному пошиву одежды, в тоже время в 12 раз снизился удельный вес услуг по прокату, в 3,4 раза – химической чистке и крашению, более чем в 3 раза упал удельный вес услуг по ремонту и индивидуальному пошиву обуви, изготовлению и ремонту мебели, прачечных, в 1,8 раза – парикмахерских.

       Изменения в структуре спроса на услуги, удержание  составляющих себестоимости их производства и другие факторы оказались на росте цен. Устойчиво растут спрос и цены на ремонтные виды услуг (одежда, обувь). Более плавно растут цены на ремонт телевизоров.

       Что касается ремесленников, то после распада  системы местной промышленности эта сфера занятости в основном выпала из поля зрения государственных органов, особенно на федеральном уровне. Только некоторые предприятия художественных промыслов смогли объединиться в ассоциацию, а народные промыслы – разобщены и нуждаются в профессиональном организационном начале.

       В 1999 году в сфере бытового обслуживания населения и ремесленничества России окончательно сложились многоукладные экономические отношения. Оформились 3 основные группы хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм:

  1. Индивидуалы (мастера, ремесленники).
  2. Малые предприятия с численностью до 30 человек.
  3. Элитные предприятия (Дома моделей, Торгово-сервисные центры, салоны и т.п.), характеризующиеся высоким уровнем оснащенности, квалифицированными кадрами, современным высокопроизводительным оборудованием.

       В ряде субъектов Российской Федерации администрации стали уделять пристальное внимание вопросам бытового обслуживания населения. Созданы государственные и муниципальные структуры, координирующие деятельность предприятий в этой сфере экономики. Появились профессиональные объединения (ассоциации, союзы, ремесленные палаты и другие), ставшие основой решения специфических вопросов и опорой в защите интересов своих участников. Принят ряд местных законов, касающихся сферы бытового обслуживания, ремесленничества. Такие действия положительно сказались на стабилизации сферы бытовых услуг и ремесленничества.

       Вместе  с тем на федеральном уровне, в  структуре Правительства РФ, нет  органа способного координировать развитие и через систему предприятий  и ремесленников решать социальные проблемы в обществе, касающиеся удовлетворения потребностей населения в услугах.

       На  уровне субъектов Российской Федерации, предприятий накапливаются нерешенные вопросы по нормативной базе, обмена опытом работы, сертификации, технологическим, конструктивным и другим специфическим проблемам (налоговая и кредитная политики, статистика и методология учета услуг).

       2.2. Направление развития бытового  обслуживания населения и ремесленничества  в Российской Федерации на  период 2000 – 2005 года

       Период - 1996 – 1999 годы определялся поиском путей стабилизации деятельности предприятий, организаций, ремесленников в условиях рыночной экономики.

       Посту установления многоукладных экономических  в сфере бытового обслуживания населения  и ремесленничества основными проблемами дальнейшего движения вперед стали следующие:

  1. Самоустранение Федеральных органов власти от координации развития бытового обслуживания населения и неадекватная Государственная политика в сфере малого предпринимательства.
  2. Отсутствие полной правовой базы стимулирующей деятельность предприятий, организаций в сфере бытового обслуживания населения и ремесленничества.
  3. Создание рыночных структур профессиональных объединений как на различных уровнях административных единиц, так и в целом в Российской Федерации, способных стать основой профессионального единства, центром технологической культуры и качества работ, услуг. 
  4. Взаимодействие профессиональных объединений с органами власти, с учётом защиты их интересов и поддержки.
  5. Пути создания благоприятных условий хозяйствования в рамках рыночной экономики:
  • реальная и экономически целесообразная инвестиционная и налоговая политика;
  • щадящий режим по оплате коммунальных услуг, арендной плате и другим составляющим себестоимости услуг;
  • упрощенная регистрация новых предприятий и ремесленников с учетом профессиональных способностей;
  • оказание им экономической и финансовой помощи со стороны органов власти всех уровней
  • создание координационного органа на Федеральном уровне по вопросам нормативов, в том числе технологических, обеспечение современным технологическим оборудованием.

Информация о работе Перспективы и проблемы развития бытового обслуживания населения