Переходная экономика: основные концепции и особенности развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 12:39, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время экономика Республики Беларусь, так же как и ряда других бывших социалистических стран Восточной и Центральной Европы, приобретает рыночные черты. Необходимость реформирования экономики этих стран назревала давно. Она была обусловлена нарастающей из года в год неспособностью административно-командной экономики обеспечивать устойчивые темпы экономического развития. Положение осложнялось по мере исчерпания экстенсивных и предпринимаемых попыток использования интенсивных факторов роста.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….… 4
1 Общая характеристика переходной экономики… …………………...….6
Переходная экономика: содержание, черты, задачи………………………6
Главные задачи переходной экономики и пути их решения…… ...….....8
Роль государства в рыночной экономике…… ……………………...…. .11
2 Концепции перехода к рыночной экономике и их реализация в
отдельных странах……… ……………………………………………….…... .15
2.1 Концепция градуализма и особенности ее реализации в различных
странах………… ……………………………………………………………. …15
2.2 Модель шоковой терапии… ……………………… ………………..… …17
3. Особенности трансформационной экономики Республики Беларусь……23
3.1 Социально-экономическое развитие Республики Беларусь… ………....23
3.2 Белорусская модель перехода к рынку……… …..………….....………...28
Заключение…………………………………………………………………… …32
Список использованных источников…………………

Работа содержит 1 файл

моя курсовая.docx

— 103.03 Кб (Скачать)

 

Примечание ― Источник: [20, с.78]

 

Значительно превышены  задания Программы на 2001  –  2005 годы по выпуску промышленной продукции, объему экспортно-импортных операций, росту реальных денежных доходов населения и заработной платы, розничного товарооборота. Республика Беларусь в 2005 году по многим параметрам значительно превысила уровень докризисного  
1990 года: по производству ВВП  –  на 27 процентов, выпуску промышленной продукции  –  на 53, производству потребительских товаров  –  на 66 процентов, по реальным денежным доходам и заработной плате  –  в 1,7 и 2 раза соответственно, розничному товарообороту  –  в  
2,2 раза, хотя производство продукции сельского хозяйства составило 90% инвестиций в основной капитал  –  96,2 процента от уровня 1990 года. Для сравнения следует отметить, что ведущие государства - участники СНГ по основным параметрам в большей степени отстают от уровня докризисного года.

В прошедшем пятилетии  улучшились качественные параметры  функционирования экономики  –  повысилась рентабельность реализованной продукции (работ, услуг) с 7,8 процента в 2001 году до 13,5 процента в 2005 году, снизилась доля убыточных организаций соответственно с 33,4 до 3,5 процента. Снизилось соотношение запасов и среднемесячного объема производства промышленной продукции  
с 63,8 процента за 2001 год до 51,9 процента за 2005 год.

Увеличилась покупательная  способность среднемесячной заработной платы. За 2001  –  2005 годы оплата труда в номинальном выражении увеличилась в 8 раз, среднемесячный размер пенсии по возрасту  –  в 8 раз при росте индекса потребительских цен в 3,8 раза. Ускорение экономического роста и повышение эффективности функционирования экономики обеспечили к концу 2005 года средний уровень заработной платы в эквиваленте 261 доллар США [16].

Благодаря постепенному переходу к более жесткой денежно-кредитной  политике в сочетании с мерами ценового регулирования произошли  позитивные сдвиги по финансовой стабилизации и укреплению доверия к белорусскому рублю, существенно снижены темпы  инфляции и девальвации. Если в 2000 году снижение обменного курса белорусского рубля к доллару США составило 269 процентов, то  
за 2005 год произошло номинальное его укрепление. Кроме того, Национальному банку практически удалось обеспечить выполнение целевого значения обменного курса белорусского рубля к доллару США на уровне 2155 рублей в 2005 году. В этом пятилетии обеспечена стабильность потребительского рынка. Прирост индекса потребительских цен в 2005 году составил 8 процентов по сравнению с 107,5 процента в 2000 году.

Главная идея нынешнего  пятилетия – повышение уровня конкурентоспособности на основе модернизации экономики, а его девиз – «человек–инновации–благосостояние».

Основной целью социально-экономического развития Республики Беларусь на данный момент является дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения на основе развития и эффективного использования человеческого потенциала, технического перевооружения и совершенствования структуры экономики, роста ее конкурентоспособности.

В 2006 году успешно стартовала реализация Программы социально-экономического развития страны на 2006-2010 годы. Анализируя результаты выполнения Программы за 2006 – 2008 годы, можно сделать вывод  о том, что по некоторым социально  – экономическим показателям  наблюдается превышение фактического уровня показателей над прогнозируемым. Это говорит о положительных темпах социально – экономического развития страны. Например, в прошедшем 2008 году индекс изменения валового внутреннего продукта составил 130,9%, хотя прогнозируемый уровень был 124,8 – 128,9%. Фактический индекс изменения продукции промышленности составил 134,2% и превысил прогнозируемый на 7,1%. Индекс изменения продукции сельского хозяйства за 2006 – 2010 годы составил 120,5%, а ожидаемый уровень предполагался 119,1 – 124,8%. Инвестиции в основной капитал за этот период составили  189,1%, что существенно превышает прогнозируемый уровень в 148,8 – 156,1% (Приложение А).

Республика Беларусь имеет  достаточно весомые предпосылки  для устойчивого развития. Основу экономики страны составляют крупнейшие предприятия, специализирующиеся на производстве продукции машиностроительной, нефтеперерабатывающей, химической и нефтехимической отраслей промышленности, на долю которых приходится подавляющая часть всего экспорта страны. Согласно данным ПРООН по индексу  развития человеческого потенциала, характеризующему достигнутый уровень социально-экономического развития, Беларусь занимает 67 место среди 177 стран мира и входит в группу государств со средним уровнем развития человеческого потенциала, опередив все государства - участники СНГ, кроме России.  Беларусь  –  одна из первых государств-участников СНГ, которая к началу XXI века достигла и превысила уровень докризисного 1990 года, что можно наблюдать, анализируя объём и динамику ВВП за 1990 – 2008 годы по таблице 2.

Таблица 2 – Объём и динамика ВВП

            Год

 1990

19951)

  20002)

2003

  2005

2007

2008

2009 (январь-июнь)

ВВП (втекущих ценах), млрд. руб.

43,3

  121402,6

9133,8

36564,8

65067,1

97165,3

128828,8

 

ВВП (в постоянных ценах), в % к предыдущему году

89,6

105,8

107,0

  109,4

108,6

110,0

 

110,4


Примечание – Источник [21, с.309]

Анализ социально-экономической  ситуации в стране показывает, что, несмотря на складывающиеся положительные  тенденции, в экономике имеется  ряд нерешенных проблем. Основными  из них являются:

недостаточная эффективность  производства и сложное финансовое положение значительного числа  организаций реального сектора  экономики;

высокий уровень физического  и морального износа основных средств, высокая материало- и энергоемкость  производства, сильная зависимость  его от конъюнктуры цен на импортируемые  топливно-энергетические и сырьевые ресурсы;

ограниченность инвестиционных ресурсов и инновационных возможностей для обновления основных фондов, преодоления  технического и технологического отставания существующих производств;

высокий уровень налоговой  нагрузки, сдерживающий деловую активность и развитие частного сектора;

недостаточное развитие малого предпринимательства [2, с.87].

Решение этих проблем будет  способствовать макроэкономической стабилизации и создаст надежную основу для  устойчивого социально-экономического развития страны.

Следовательно, для достижения поставленных целей социально – экономического развития необходимо решить следующие задачи:

  создать благоприятные  условия и возможности для  интеллектуального и физического  развития человека;

  обеспечить рост  реальных денежных доходов населения  и снижение уровня малообеспеченности;

  улучшить демографическую  ситуацию;

  осуществить переход  на инновационный путь развития  экономики на основе стимулирования  разработки и реализации эффективных  инновационных и инвестиционных  проектов;

  повысить уровень  конкурентоспособности экономики  на основе структурной перестройки,  технико-технологического перевооружения  и реструктуризации производств;

  радикально улучшить  инвестиционный климат и обеспечить  значительный рост инвестиций  в развитие, прежде всего, приоритетных  отраслей;

  опережающими темпами  развивать сферу услуг, прежде  всего образование, здравоохранение,  культуру как основу эффективного  накопления и использования человеческого  потенциала, телекоммуникационные, информационные, финансовые, страховые и другие  виды услуг;

  значительно повысить  эффективность агропромышленного  комплекса, ускорить развитие  социальной инфраструктуры села;

  расширить взаимовыгодные  экономические связи, прежде всего  с Россией, другими странами  СНГ, а также ЕС;

  обеспечить национальную  безопасность страны (Приложение Б).

Главными  результатами Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы должны стать активизация инновационного пути развития национальной экономики, создание необходимых условий для  обеспечения устойчивого эффективного развития и реализации социально-экономических  приоритетов страны, а также достижение прогнозируемых параметров социально-экономического развития на 2006-2010 годы, представленных в Приложении в.

 

 

 

3.2 Белорусская модель перехода  к рынку

 

 

 

Конец XX в. для экономики Республики Беларусь был поистине судьбоносным — распался Советский Союз, разрушилась административно-командная система планирования и регулирования экономики, все бывшие союзные республики оказались в глубоком политическом и экономическом кризисе. В сжатые сроки необходимо было создать собственную государственность, национальную банковскую систему и ввести национальную валюту, сформировать систему управления экономикой, рационально сочетающую методы государственного регулирования и рыночные механизмы хозяйствования, адаптировать предприятия к условиям конкуренции на мировых рынках товаров и услуг.

В отличие  от большинства республик, выбравших  «шоковый» вариант реформы в  соответствии с рекомендациями МВФ, Беларусь предпочла эволюционный путь рыночных преобразований. Государство  отказалось от масштабной приватизации государственных предприятий, сохранив над ними административный контроль. Незначительно изменились функции банковской системы РБ: как и раньше банк ограничивается функциями казенного фондодержателя и осуществляет возмещение для госбюджета. Наличие небольшого количества рыночных элементов и отсутствие по этой причине в экономике РБ элементов саморегуляции системы имеет своим следствием сохранение широкой сферы административного контроля. В этих условиях проводимая правительством стабилизационная политика не может полагаться на ту реакцию, которая могла бы быть в развитой рыночной системе. [15, с.11].

Весь период трансформации экономики Беларуси можно разделить на следующие  этапы:

1991—1995гг.—  период глубокого затяжного экономического  кризиса;

1996—2000гг. —  этап выхода экономики из кризисного  состояния и углубления рыночных  отношений;

2001—2005 гг. и  следующие пятилетия — переход  на инновационный путь устойчивого экономического развития.[25 , с.31]

Одной из важнейших  целей преобразований в Республике Беларусь является создание социально  ориентированной модели рыночной экономики. Она отличается от других моделей  тем, что в её основе лежит широкий  плюрализм форм собственности, причём значительное место в экономике  занимает государственный сектор. Государство  здесь играет активную роль в обеспечении  экономического роста и повышении  эффективности экономики, регулировании  доходов населения и занятости. Но нужно учитывать, что в каждой стране складывается своя социально  – экономическая ситуация, существуют свои стартовые условия. Есть также  своя история, культура, наконец, менталитет населения, которые накладывают  свой отпечаток на формируемую экономику. Поэтому естественно, что создаваемая  рыночная модель белорусской экономики, при наличии общих признаков, будет отличаться от других существующих моделей социально ориентированной  экономики [11, с.18-19].

В качестве основных направлений структурных  преобразований определены:

•  создание необходимых нормативных и правовых, финансовых и других макроэкономических условий для структурных преобразований, привлечения прямых иностранных  инвестиций и кредитов;

•  опережающее  развитие наукоемких высокотехнологичных  экспортоориентированных и импортозамещающих  отраслей и производств, а также  сферы услуг;

•  стимулирование процесса реформирования реального  сектора экономики, повышения его  эффективности на основе совершенствования  бюджетно-налоговой, денежно-кредитной  и ценовой политики, образования  межгосударственных, межотраслевых, отраслевых и региональных корпоративных структур в форме финансово-промышленных и иных хозяйственных групп;

•  развитие и государственная поддержка малого предпринимательства;

•   повышение эффективности деятельности естественных монополий, формирование конкурентной среды в немонопольных сегментах экономики;

•  разработка и реализация социальных программ и  программ совершенствования производственной инфраструктуры, обеспечивающих развитие человеческого потенциала и приоритетных отраслей и производств.

В последние  годы многое сделано в направлении  перехода белорусской экономики  к рыночной системе. Однако следует  отметить, что некоторые преобразования замедлились в связи:

•  с недостаточно благоприятной правовой и экономической средой для развития бизнеса;

• слабой государственной поддержкой предпринимательской деятельности;

Информация о работе Переходная экономика: основные концепции и особенности развития