Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 12:39, курсовая работа
В настоящее время экономика Республики Беларусь, так же как и ряда других бывших социалистических стран Восточной и Центральной Европы, приобретает рыночные черты. Необходимость реформирования экономики этих стран назревала давно. Она была обусловлена нарастающей из года в год неспособностью административно-командной экономики обеспечивать устойчивые темпы экономического развития. Положение осложнялось по мере исчерпания экстенсивных и предпринимаемых попыток использования интенсивных факторов роста.
Введение……………………………………………………………………….… 4
1 Общая характеристика переходной экономики… …………………...….6
Переходная экономика: содержание, черты, задачи………………………6
Главные задачи переходной экономики и пути их решения…… ...….....8
Роль государства в рыночной экономике…… ……………………...…. .11
2 Концепции перехода к рыночной экономике и их реализация в
отдельных странах……… ……………………………………………….…... .15
2.1 Концепция градуализма и особенности ее реализации в различных
странах………… ……………………………………………………………. …15
2.2 Модель шоковой терапии… ……………………… ………………..… …17
3. Особенности трансформационной экономики Республики Беларусь……23
3.1 Социально-экономическое развитие Республики Беларусь… ………....23
3.2 Белорусская модель перехода к рынку……… …..………….....………...28
Заключение…………………………………………………………………… …32
Список использованных источников…………………
Рисунок 1 ― Общие закономерности перехода к рыночной экономике
Примечание ― Источник: [7, с.112]
Таким образом,
переход к рыночной экономике
требует глубоких изменений в
институциональной структуре
Процесс трансформации, который сейчас проходят бывшие социалистические страны, а также образовавшиеся на постсоюзном пространстве государства, можно охарактеризовать как переходную экономику. Поскольку это переход от прежней экономической системы огосударствленного социализма к новой экономической системе, то здесь имеют место признаки переходной экономики: изменение основ экономической системы, включая формы координации и изменение собственности, а также изменение всех основных институтов общества [6, с.12].
Мировой опыт развития XX века, включая опыт бывших социалистических стран, позволяет выявить ряд устойчивых закономерных тенденций, которые проявились в экономике различных и, прежде всего, развитых государств в настоящее время.
1. Рыночная экономика,
рыночное распределение
2. Объективная потребность
в сознательном регулировании
всего народного хозяйства
3. Экономика современных
государств — это открытая
экономика. Эта тенденция
Такие кризисные явления, как резкое сокращение промышленного производства, рост безработицы, усиление инфляции и другие в определенной мере обусловлены деформацией функционирующего в условиях плановой системы хозяйственного механизма. В их основе лежат глубочайшие противоречия, накапливаемые в плановой экономике в течение десятилетий. Отказ от централизованного планирования, от твердых цен на продукцию «выплеснул» наружу противоречия и несоответствия. Поскольку кризисные явления образуют элемент содержания переходной экономики, это существенно усложняет ее задачи, ибо требует принятия чрезвычайных мер по преодолению кризисной ситуации и стабилизации экономики.
Важнейшей основой преобразования существующей экономической системы является создание развитой системы социальной защиты и социальных гарантий. Современной экономике нужна эффективная система социальной защиты, которая позволяла бы использовать трудовой и инновационный потенциал каждого человека, независимо от его социально-экономического статуса.
Сложность состояния экономики
к началу переходных процессов и
грандиозность проблем по реформированию
экономической системы
Сочетание этих задач определяет своеобразие содержания переходной экономики и следующие пути их решения.
1. Осуществление финансово-
2. Разгосударствление и
приватизация экономики и
3. Демонополизация экономики,
являющаяся важнейшей
4. Либерализация цен, переход
к их формированию в
а) радикальный, то есть быстрая и широкомасштабная, полная либерализация цен, выступающая основным элементом реализации так называемых шоковых экономических реформ;
б) постепенный, то есть поэтапная и рассчитанная на длительный период времени либерализация цен.
5. Формирование рыночной
инфраструктуры — системы
6. Создание сильной системы социальной защиты населения.
7. Достижение социальной
переориентации экономики на
основе активной структурно-
Трансформация административно-командной
системы в рыночную экономику
может быть осуществлена двумя путями:
эволюционным или путем шоковой
терапии. Различие между ними заключается
в сроках проведения системных преобразований
и стабилизационных мер, степени
охвата рыночными механизмами
Следует отметить, что выбор эволюционного или шокового пути перехода к рыночной экономике зависит не столько от воли политиков, сколько от комплекса политических, экономических, социальных, исторических и других факторов.
1.3 Роль государства в переходной экономике
Одним из
главных условий перехода к
рыночной экономике является
изменение роли государства
[4, с.138].
Система
государственного
Значительная роль государства в период перехода к рынку обусловлена следующими причинами. Переход от административно-командной системы к рыночной не происходит автоматически, особенно в странах, находящихся на этапе индустриального общества (Беларусь, Россия, большинство стран СНГ, страны Восточной Европы). Также в переходной экономике рынок не сразу становится главным регулятором хозяйственной деятельности. На начальном этапе перехода к рынку распад административно-командной системы обычно происходит быстрее, чем создание рыночных механизмов, что вызывает дезорганизацию хозяйственной деятельности. Чтобы не допустить этого, государству приходится более активно вмешиваться в экономические процессы [26, с.147].
Можно выделить
две группы регулирующих
К первой группе относится функция обеспечения правовой базы и создания общих правовых условий экономической деятельности субъектов хозяйствования, а также функции стимулирования и защиты конкуренции как главной движущей силы в рыночной среде, создания и развития рыночной инфраструктуры. Эти функции присущи как переходной, так и развитой рыночной экономике.
Государству принадлежит важная роль в стимулировании и защите конкуренции. В связи с неразвитостью конкуренции и чрезвычайно высоким уровнем монополизации рынка, характерным для экономики переходного периода, реализация данной функции приобретает особое значение. Ведь там, где существует монополистическая власть, механизм цен не может обеспечить эффективное использование располагаемых обществом ресурсов. Поэтому, во-первых, нужны законы, которые разрешают и стимулируют предпринимателей открывать новые фирмы. Во-вторых, процесс приватизации существующих предприятий должен предусматривать создание конкурентных рынков. В-третьих, следует открыть внутренние рынки для иностранных предпринимателей. В-четвертых, должны быть законы, поощряющие конкуренцию и запрещающие монополистические объединения и соглашения относительно цен.
Формирование рыночной
системы предполагает
Государство призвано сыграть существенную роль в становлении рынка и его сегментов, институтов и инфраструктуры. Именно государство институционально формирует структуру рынка: рынок товаров и услуг; финансовый рынок, включающий в себя межбанковский рынок, валютный рынок, рынок ценных бумаг, рынок среднесрочных и долгосрочных банковских кредитов; рынок труда. Государство активно участвует в создании инфраструктуры рынка: банки, биржи (товарные, сырьевые, фондовые), холдинги, корпорации, биржи труда и так далее [10, с.168].
Информация о работе Переходная экономика: основные концепции и особенности развития