Переходная экономика: основные концепции и особенности развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 12:39, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время экономика Республики Беларусь, так же как и ряда других бывших социалистических стран Восточной и Центральной Европы, приобретает рыночные черты. Необходимость реформирования экономики этих стран назревала давно. Она была обусловлена нарастающей из года в год неспособностью административно-командной экономики обеспечивать устойчивые темпы экономического развития. Положение осложнялось по мере исчерпания экстенсивных и предпринимаемых попыток использования интенсивных факторов роста.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….… 4
1 Общая характеристика переходной экономики… …………………...….6
Переходная экономика: содержание, черты, задачи………………………6
Главные задачи переходной экономики и пути их решения…… ...….....8
Роль государства в рыночной экономике…… ……………………...…. .11
2 Концепции перехода к рыночной экономике и их реализация в
отдельных странах……… ……………………………………………….…... .15
2.1 Концепция градуализма и особенности ее реализации в различных
странах………… ……………………………………………………………. …15
2.2 Модель шоковой терапии… ……………………… ………………..… …17
3. Особенности трансформационной экономики Республики Беларусь……23
3.1 Социально-экономическое развитие Республики Беларусь… ………....23
3.2 Белорусская модель перехода к рынку……… …..………….....………...28
Заключение…………………………………………………………………… …32
Список использованных источников…………………

Работа содержит 1 файл

моя курсовая.docx

— 103.03 Кб (Скачать)

 

 

Рисунок 1 ― Общие закономерности перехода к рыночной экономике

Примечание ― Источник: [7, с.112]

 

 

Таким образом, переход к рыночной экономике  требует глубоких изменений в  институциональной структуре общества, институциональной трансформации: преобразования отношений собственности (приватизацию) и введения института  частной собственности, либерализацию  экономики, создания пакета рыночных законов  и ограничения роли государства, формирования новых субъектов хозяйствования (коммерческих банков, различных бирж, инвестиционных и пенсионных фондов и др.). Рассмотрим основные задачи переходной экономики и пути их решения[12, с.23].

 

    1.  Главные задачи переходной экономики и пути их решения

 

Процесс трансформации, который  сейчас проходят бывшие социалистические страны, а также образовавшиеся на постсоюзном пространстве государства, можно охарактеризовать как переходную экономику. Поскольку это переход  от прежней экономической системы огосударствленного социализма к новой экономической системе, то здесь имеют место признаки переходной экономики: изменение основ экономической системы, включая формы координации и изменение собственности, а также изменение всех основных институтов общества        [6, с.12].

Мировой опыт развития XX века, включая опыт бывших социалистических стран, позволяет выявить ряд  устойчивых закономерных тенденций, которые  проявились в экономике различных  и, прежде всего, развитых государств в  настоящее время.

1. Рыночная экономика,  рыночное распределение ресурсов  и оценка их эффективности  еще раз доказали свою ключевую  роль в развитии общества. Тот  факт, что все попытки отказаться  от товарно-денежных отношений,  принизить их роль, предпринятые  в бывших социалистических странах  и в некоторых других государствах, не увенчались успехом — яркое  свидетельство уникальной роли  рынка и рыночной системы хозяйства.  Несмотря на то, что в XX веке  произошли значительные изменения  в рыночной системе, ее основные  элементы и свойства сохранились  и в современных условиях. Это,  во-первых, независимое, обособленное  положение субъектов рынка, которые  осуществляют инициативную предпринимательскую  деятельность и развитие на  этой основе капиталистической  тенденции. Во-вторых, рыночная система  предполагает наличие целой системы  рынков, которые взаимно дополняют  друг друга. В-третьих, рыночная  система не может функционировать  без целостной системы институтов  рынка, включая правовое обеспечение  рыночной деятельности. Рыночная  экономика, как единство микро- и макроуровней экономической системы, включает в себя все данные элементы в единстве. Недооценка любого из них может привести к тому, что потенциал рыночного хозяйства страны будет недоиспользован. Отсюда перед переходной экономикой стоит особая задача — создание рыночной системы как основы экономики.

2. Объективная потребность  в сознательном регулировании  всего народного хозяйства стала  фактом экономической жизни всех  развитых стран с рыночным  хозяйством. Опыт государственного  регулирования экономики, функции  государства в обеспечении социальной  и экономической стабильности  в обществе, научно-технического  прогресса и так далее свидетельствует  о том, что речь идет не  просто о воздействии на ход  воспроизводства, что имело место  и ранее, а о новом явлении,  когда сознательно и постоянно  регулируется все общественное  хозяйство.

3. Экономика современных  государств — это открытая  экономика. Эта тенденция настойчиво  проявляла себя  на протяжении  всей истории развития различных  государств, однако лишь в XX веке  она стала господствующей во  внешнеэкономической деятельности. Причины открытости экономики  вытекают из ее рыночной основы, когда в конкурентные отношения  на мировых рынках вступают  не только отдельные государства,  но и все основные субъекты  экономики. Открытость экономики  все более и более обогащается  интеграционными процессами, что  создает новые возможности для  переплетения внутренних рынков  различных государств, свободного  движения ресурсов между ними. Следовательно, перед переходными  экономиками возникает сложная  проблема формирования открытой  экономики и одновременно поиска  модели национального воспроизводства.

Такие кризисные явления, как резкое сокращение промышленного производства, рост безработицы, усиление инфляции и другие в определенной мере обусловлены деформацией функционирующего в условиях плановой системы хозяйственного механизма. В их основе лежат глубочайшие противоречия, накапливаемые в плановой экономике в течение десятилетий. Отказ от централизованного планирования, от твердых цен на продукцию «выплеснул» наружу противоречия и несоответствия. Поскольку кризисные явления образуют элемент содержания переходной экономики, это существенно усложняет ее задачи, ибо требует принятия чрезвычайных мер по преодолению кризисной ситуации и стабилизации экономики.

Важнейшей основой преобразования существующей экономической системы  является создание развитой системы  социальной защиты и социальных гарантий. Современной экономике нужна  эффективная система социальной защиты, которая позволяла бы использовать трудовой и инновационный потенциал  каждого человека, независимо от его  социально-экономического статуса.

Сложность состояния экономики  к началу переходных процессов и  грандиозность проблем по реформированию экономической системы предопределили необходимость одновременного решения  многообразных и разноплановых задач: во-первых, задач чрезвычайного характера, связанных с кризисным состоянием экономики и других сфер общественной жизни; во-вторых, задач перехода от плановой системы хозяйствования к рыночной; в-третьих, задач перспективного стратегического развития в направлении создания социально ориентированной экономики.

Сочетание этих задач определяет своеобразие содержания переходной экономики и следующие пути их решения.

1. Осуществление финансово-кредитной  стабилизации экономики посредством  проведения жесткой денежно-кредитной  политики.

2. Разгосударствление и  приватизация экономики и развитие  на этой основе предпринимательства  и конкуренции. От темпов преобразования  отношений собственности зависит  процесс развития конкуренции  в переходной экономике.

3. Демонополизация экономики,  являющаяся важнейшей предпосылкой  для развития рыночной конкуренции.  Ее эффективное проведение в  рамках переходной экономики  предполагает:

    • разработку системы ограничений на слияния и монополийные межфирменные соглашения, ведущие к существенному росту уровня монополизации и ослаблению конкуренции;
    • проведение разукрупнения сложившихся предпринимательских монополий;
    • создание конкуренции в монополизированных отраслях, поощрение действующих предприятий в других отраслях к производству монополизированных видов продукции, поощрение импорта такой продукции и другие меры.

4. Либерализация цен, переход  к их формированию в соответствии  с рыночным механизмом. Свободные  рыночные цены уравновешивают  спрос и предложение, ликвидируют  состояние дефицита, создавая условия  для усиления конкурентной борьбы. Существуют два основных способа  перехода к рыночному ценообразованию:

а) радикальный, то есть быстрая  и широкомасштабная, полная либерализация  цен, выступающая основным элементом  реализации так называемых шоковых  экономических реформ;

б) постепенный, то есть поэтапная  и рассчитанная на длительный период времени либерализация цен.

5. Формирование рыночной  инфраструктуры — системы экономических  институтов (предприятий и организаций), призванных постоянно обслуживать  развивающийся механизм рыночных  связей производства и потребления.

6. Создание сильной системы  социальной защиты населения.

7. Достижение социальной  переориентации экономики на  основе активной структурно-инвестиционной  политики в направлении опережающего  развития производства потребительских  товаров и услуг    [11, с.17-19].

Трансформация административно-командной  системы в рыночную экономику  может быть осуществлена двумя путями: эволюционным или путем шоковой  терапии. Различие между ними заключается  в сроках проведения системных преобразований и стабилизационных мер, степени  охвата рыночными механизмами народного  хозяйства, объеме регулирующих функций  государства и так далее.

Следует отметить, что выбор эволюционного или шокового пути перехода к рыночной экономике зависит не столько от воли политиков, сколько от комплекса политических, экономических, социальных, исторических и других факторов.

 

 

1.3 Роль государства в переходной экономике

 

 

      Одним из  главных условий перехода к  рыночной экономике является  изменение роли государства как  регулятора хозяйственных процессов.  В плановой экономике государственное  управление играло решающую роль  в определении всех экономических  пропорций, тогда как в рыночной  экономике основным регулятором  хозяйственных пропорций является рынок. Однако в переходной экономике роль государственного регулирования более значима, чем в сложившемся рыночном хозяйстве

[4, с.138].

      Система  государственного регулирования  в переходной экономике характеризуется  двумя определяющими тенденциями.  Во-первых, степень государственного  вмешательства в экономику уменьшается.  Во-вторых, происходит переход от  преимущественно административных  способов государственного регулирования  к экономическим [8, с.173].

Значительная роль государства  в период перехода к рынку обусловлена  следующими причинами. Переход от административно-командной системы к рыночной не происходит автоматически, особенно в странах, находящихся на этапе индустриального общества (Беларусь, Россия, большинство стран СНГ, страны Восточной Европы). Также в переходной экономике рынок не сразу становится главным регулятором хозяйственной деятельности. На начальном этапе перехода к рынку распад административно-командной системы обычно происходит быстрее, чем создание рыночных механизмов, что вызывает дезорганизацию хозяйственной деятельности. Чтобы не допустить этого, государству приходится более активно вмешиваться в экономические процессы [26, с.147].

      Можно выделить  две группы регулирующих функций  государства. Во-первых, группа функций  по созданию условий эффективной  работы рынка. Во-вторых, это функции по дополнению и корректировке действия собственно рыночных регуляторов.

К первой группе относится  функция обеспечения правовой базы и создания общих правовых условий  экономической деятельности субъектов  хозяйствования, а также функции  стимулирования и защиты конкуренции  как главной движущей силы в рыночной среде, создания и развития рыночной инфраструктуры. Эти функции присущи как переходной, так и развитой рыночной экономике.

      Государству принадлежит важная роль в стимулировании и защите конкуренции. В связи с неразвитостью конкуренции и чрезвычайно высоким уровнем монополизации рынка, характерным для экономики переходного периода, реализация данной функции приобретает особое значение. Ведь там, где существует монополистическая власть, механизм цен не может обеспечить эффективное использование располагаемых обществом ресурсов. Поэтому, во-первых, нужны законы, которые разрешают и стимулируют предпринимателей открывать новые фирмы. Во-вторых, процесс приватизации существующих предприятий должен предусматривать создание конкурентных рынков. В-третьих, следует открыть внутренние рынки для иностранных предпринимателей. В-четвертых, должны быть законы, поощряющие конкуренцию и запрещающие монополистические объединения и соглашения относительно цен.

      Формирование рыночной  системы предполагает обеспечение  экономической и политической  стабильности. С одной стороны,  это необходимо для зарождающегося  внутреннего бизнеса, а с другой  — для привлечения иностранного  капитала. Необходимость реализации государством стабилизационной функции обусловлена кризисным состоянием переходной экономики, для которой характерны снижение экономической активности и спад производства, высокий уровень инфляции, тяжелое финансовое положение предприятий и снижение инвестиционной активности, безработица и падение уровня жизни большей части населения.

      Государство призвано сыграть существенную роль в становлении рынка и его сегментов, институтов и инфраструктуры. Именно государство институционально формирует структуру рынка: рынок товаров и услуг; финансовый рынок, включающий в себя межбанковский рынок, валютный рынок, рынок ценных бумаг, рынок среднесрочных и долгосрочных банковских кредитов; рынок труда. Государство активно участвует в создании инфраструктуры рынка: банки, биржи (товарные, сырьевые, фондовые), холдинги, корпорации, биржи труда и так далее [10, с.168].

Информация о работе Переходная экономика: основные концепции и особенности развития