Переходная экономика: основные концепции и особенности развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 12:39, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время экономика Республики Беларусь, так же как и ряда других бывших социалистических стран Восточной и Центральной Европы, приобретает рыночные черты. Необходимость реформирования экономики этих стран назревала давно. Она была обусловлена нарастающей из года в год неспособностью административно-командной экономики обеспечивать устойчивые темпы экономического развития. Положение осложнялось по мере исчерпания экстенсивных и предпринимаемых попыток использования интенсивных факторов роста.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….… 4
1 Общая характеристика переходной экономики… …………………...….6
Переходная экономика: содержание, черты, задачи………………………6
Главные задачи переходной экономики и пути их решения…… ...….....8
Роль государства в рыночной экономике…… ……………………...…. .11
2 Концепции перехода к рыночной экономике и их реализация в
отдельных странах……… ……………………………………………….…... .15
2.1 Концепция градуализма и особенности ее реализации в различных
странах………… ……………………………………………………………. …15
2.2 Модель шоковой терапии… ……………………… ………………..… …17
3. Особенности трансформационной экономики Республики Беларусь……23
3.1 Социально-экономическое развитие Республики Беларусь… ………....23
3.2 Белорусская модель перехода к рынку……… …..………….....………...28
Заключение…………………………………………………………………… …32
Список использованных источников…………………

Работа содержит 1 файл

моя курсовая.docx

— 103.03 Кб (Скачать)

Согласно монетаристской доктрине, главная задача государства в переходный период - поддержание устойчивости финансовой системы, поскольку без стабильной денежной единицы рынок существовать не может. Поэтому борьба с инфляцией - стержень монетаризма.

Финансовая политика правительства  в период «шоковой терапии» направлена на обеспечение так называемых жестких бюджетных ограничений, которые должны сменить мягкие бюджетные ограничения, характерные для социализма. Жесткие бюджетные ограничения означают, что предприятия могут тратить только то, что заработают сами, не рассчитывая на получение денег от государства. Что касается огромных тягот для населения от резкого удорожания жизни, то монетаристы считают, что период высоких цен лучше пройти быстро, чем растягивать финансовую стабилизацию на долгие годы [22, с.146].

В наиболее последовательном виде эта доктрина была реализована  в Польше в 1990-1991 гг. первым некоммунистическим правительством под руководством Лешека Бальцеровича. Польскому руководству удалось за два-три года подавить инфляцию. Укрепление денежной системы в сочетании с бурным развитием частного сектора и притоком иностранных инвестиций позволило Польше всего через три-четыре года после начала «шоковой терапии» войти в стадию экономического роста.

Недолгая история переходной экономики показывает, что почти  все постсоциалистические страны в той или иной степени руководствовались доктриной «шоковой терапии». В некоторых странах - например, в Польше, Чехии и Эстонии - этот опыт был вполне успешен.

Выбор, который большинство  стран с переходной экономикой делают в пользу «шоковой терапии», обусловлен объективными факторами. На начальном этапе переходного периода обычно нет условий для постепенных преобразований, направляемых государством. Денежный навес, стремительная инфляция и развал экономики в этот период сопровождаются распадом старых органов государственного управления, что делает едва ли возможным осуществление последовательного экономического курса. Только немногие страны, обеспечившие плавный переход от государственности советского типа к новому демократическому государственному устройству или, напротив, подобно Китаю сохранившие нетронутыми государственные институты, сумели обеспечить последовательность и постепенность рыночных преобразований.

Программа «шоковой терапии» предлагает следующий пакет мер:

  1. Реформа цен и рынка (либерализация экономики):

   реформа внутренних цен;

  либерализация системы распределения;

   либерализация внешней торговли;

  либерализация рынка рабочей силы и системы заработной платы;

  реформа банковской системы и создание финансовых рынков.

  2. Развитие частного сектора — приватизация:

   малая приватизация и развитие частного сектора;

  крупномасштабная приватизация;

  структурная перестройка, ликвидация монополий.

  3. Пересмотр роли государства:

   ограничение права государственной собственности;

   ограничение прямой хозяйственной деятельности;

  усиление регулирующей функции в социальной сфере.

  4. Макроэкономическая  стабилизация:

  новая фискальная политика, изменение денежно-кредитной системы, законодательная реформа;

  институциональная реформа;

  социальные гарантии.

Содержание пакетов предлагаемых реформ и преследуемые при этом цели, по мнению разработчиков, коротко сводятся к следующему:

Первый пакет мер —  меры по либерализации экономики  связаны с переходом к конкурентным рыночным отношениям и соответствующей реформой цен. На первых порах введение свободных цен приводит к бесконтрольному расширению рынков товаров и услуг, что, в свою очередь, требует демонополизации торговли и транспорта. Очень важный момент в комплексе системных преобразований относится к созданию рынков факторов производства: рабочей силы и финансовых ресурсов.

Второй пакет мер предполагает реформу и структурную перестройку производства и предприятий. Первый шаг в этом направлении заключается в четкой формулировке прав государственной собственности и разделении функций государства как органа в целом. Важное место занимает осуществление программ приватизации. Оформление гарантированных прав частной собственности и облегчение процессов создания новых частных предприятий имеют критически важное значение. Реформу производства невозможно провести без ликвидации крупных монополий, перемещения или увольнения излишков рабочей силы, прекращения убыточного производства, перепрофилирования и ликвидации предприятий.

Третий пакет мер требует  переосмысления роли государства в  экономике: оно должно отказаться от прямой собственности и контроля за производством и заменить их косвенным регулированием, которое бы поощряло экономическую адаптацию и частную экономическую деятельность. Другая важная задача государства — реформировать систему социального обеспечения и создать гибкую систему социальной поддержки, позволяющую смягчить последствия безработицы, которая будет расти по мере углубления финансово-экономического кризиса. Государство должно установить соответствующие юридические рамки для коллективных сделок и деятельности частного сектора и сформировать законодательные институты, обеспечивающие их соблюдение. Необходимо реформировать основные правительственные институты, включая центральный банк и налоговые ведомства, провести корректировку статей бюджета, наладить систему контроля.

Четвертый пакет мер —  макроэкономическая стабилизация предполагает ужесточение налоговой и кредитной политики по отношению к предприятиям, исправление различных диспропорций, порожденных «избытком» денежной массы (т. е. накопленной суммы денег, которую просто не на что потратить в условиях дефицита). В результате на рынке (прежде всего, потребительском) должно наступить равновесие, а государственный бюджет достигнет сбалансированности. Тем самым будет ликвидирован инфляционный потенциал в виде излишнего количества денег у населения и предприятий [24, с.13-15].

Разработанная до деталей  программа вряд ли может быть с  одинаковым успехом применена в разных странах. Специфические особенности каждого отдельного хозяйства, безусловно, повлияют и на ход преобразований, и на достигаемые эффекты. В то же время, по мнению разработчиков этой программы, все меры должны быть взаимосвязаны, и очень важно с самого начала сформулировать долгосрочную стратегию, одновременно приступая к действиям на многих направлениях. Некоторые реформы возможно предпринимать лишь на поздних этапах, когда уже достаточно развиты рыночные механизмы [19, с.46].

Стратегия «шоковой терапии» основана на неолиберальной теории. Согласно неолиберализму рыночная экономика является саморегулирующейся системой. Поэтому главная задача преобразований заключается в сведении к минимуму экономической роли государства. За ним сохраняется важнейшая функция — поддержание устойчивости финансовой системы, а для этого необходимо решительное подавление инфляции, которая препятствует регулирующей роли рынка.

В числе важнейших  институциональных преобразований стратегия радикального перехода предполагает:

1. одномоментную либерализацию цен на основную массу товаров и услуг и переход от государственного материально-технического снабжения к свободной торговле средствами производства и предметами потребления. Эта мера приводит к устранению товарного дефицита и запускает механизмы рыночного саморегулирования;

2. скорейшее разрушение прежней системы централизованного планирования и замена административных способов государственного регулирования экономическими, среди которых главными являются ужесточение условий предоставления кредита, ограничение денежной эмиссии;

3. ускоренную приватизацию государственной собственности, переход к частной собственности на землю;

4. либерализацию внешнеэкономической деятельности, что приводит к широкому открытию внутреннего рынка и экономики в целом для иностранных товаров и капитала [3, c.211].

Недостатки  стратегии радикального перехода к  рыночной экономике сводятся к следующему:

 во-первых, в условиях, унаследованных от прежней системы огромных структурных диспропорций переход к свободному ценообразованию приводит к тому, что наиболее прибыльной сферой вложения капитала становится перераспределительная деятельность в финансовом секторе при оттоке ресурсов из реального сектора;

 во-вторых, стремительный переход к ценообразованию  на основе спроса и предложения  в условиях доставшегося от  планового хозяйства товарного  дефицита и монопольного положения  производителей на первых порах  вызывает высокую инфляцию;

 в-третьих,  стратегия радикального перехода, сопровождаемая высокой инфляцией,  влечет за собой падение жизненного  уровня преобладающей части населения  и усиление социальной дифференциации.

Обобщая опыт первых лет  реформ, ученые пришли к выводу, что  выбор концепции трансформации во многом зависит от исходного состояния дел в стране. Но при любом варианте проведения реформ огромное значение имеет сила государственных институтов, то есть способность государства, после начального этапа распада старых органов управления и создания новых органов, добиваться осуществления выбранной экономической политики.

Это справедливо не только для градуалистской, но и для либеральной концепции, реализация которой требует болезненных реформ в системе государственных расходов, энергичных усилий по сбору налогов, защиты прав собственности, противодействия обороту незаконных платежных средств (в том числе иностранной валюты) и утечке капитала, борьбы с коррупцией и других действий государства. Следует отметить, что вопреки распространенному мнению, либеральное государство чрезвычайно жестко и последовательно в защите закона и прав граждан; его либеральная природа проявляется не в безвластии, а в невмешательстве в те сферы общественной и экономической жизни, где предпочтительна частная инициатива.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Особенности трансформационной экономики Республики Беларусь

 

 

3.1 Социально-экономическое развитие  Республики Беларусь

 

 

 

Цели и задачи социально-экономического развития Республики Беларусь определяются Национальной стратегией устойчивого  социально-экономического развития страны исходя из анализа и оценки экономического положения Беларуси, тенденций мирового развития, прогнозных показателей экономического роста соседних государств – торговых партнеров Беларуси, прежде всего  Российской Федерации, Казахстана, Украины, а также стран ЕС и других региональных интеграционных образований [13, с.3].

С 1991 года Республика Беларусь развивается как независимое  государство. Результаты функционирования экономики страны за 1996-2007 гг. достаточно впечатляющие: ВВП вырос в 2,3 раза, продукция: промышленности - в 3.0, инвестиции в основной капитал - в 3,7, реальные денежные доходы населения в 4,7 раза. Уровень производства промышленной продукции докризисного периода (1990 г.) был превышен в 2000 г., реальных денежных доходов населения      - в 2001 г.; ВВП - в 2003 г., инвестиций   в основной капитал - в 2006 г. В итоге за    1991-2007 гг. рост ВВП составил 151%, продукции промышленности – 185%, инвестиций в основной капитал – 142%, реальных денежных доходов населения - 241%. Производство продукции сельского хозяйства вплотную приблизилось к уровню 1990 г -  99%.

В прошедшем пятилетии, в период с 2001 по 2005 годы работа всех органов государственного управления, всех коллективов и организаций Республики Беларусь была направлена на решение задач и достижение параметров Программы социально-экономического развития страны на 2001  –  2005 годы, реализацию ежегодных прогнозов социально-экономического развития.

Принятые меры способствовали увеличению объемов производства и  улучшению качественных параметров функционирования реального сектора экономики (таблица 1).

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1 - Выполнение основных макроэкономических показателей, предусмотренных Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001  –  2005 годы

 

 

 

Показатели Программы

 

Показатели Программы, процентов

 

Выполне-ние пока-зателей Программы

 

2005 год 

к уровню 1990 года

к

уровню 

1995  
года

         

Валовой внутренний продукт

135 -140

143,1

127

1,9 раза 

         

Продукция промышленности

128 -132

151,8

153

2,5 раза 

         

Продукция сельского хозяйства

122 -128

125,7

90

1,2 раза 

         

Инвестиции в основной капитал

160 -170

184

96,2

2,5 раза

         

Производство потребительских  товаров

142 - 147

150,4

166

2,8 раза 

         

в том числе:

       
         

продовольственные товары

139 - 144

151,1

117

2,3 раза 

непродовольственные товары

146 - 152

150,4

198

3,4 раза 

Объем внешней торговли  
(с учетом услуг по методо-логии платежного баланса)

142 - 150

229

-

3,3 раза

         

в том числе:

       
         

экспорт

143 -152

237,6

-

3,4 раза

         

импорт 

141 - 149

220,8

-

3,1 раза

         

Реальные денежные доходы населения

158 - 163

176,7

174,7

3,4 раза

         

Реальная заработная плата

180 - 185

205,5

195,3

3,5 раза

         

Розничный товарооборот

150 - 155

209,9

217

5 раз

         

Платные услуги населению

160 -165

171,6

93

2,6 раза 

         

Снижение энергоемкости ВВП

20 - 25

25,5

-

-

         

Ввод в эксплуатацию жилых домов, млн. м2 за период

12,75 - 15

16,12

72

1,9 раза

Информация о работе Переходная экономика: основные концепции и особенности развития