Пенсионное обеспечение в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 11:30, реферат

Описание работы

Пенсионное обеспечение в Республике Беларусь осуществляется по солидарному принципу, когда работающие содержат неработающих. В этом случае рабочий стаж и заработок в течение трудоспособного периода слабо влияет на размер получаемой пенсии.

Содержание

Введение
1. Цели, задачи и приоритеты социально-экономического развития Республики Беларусь на долгосрочную перспективу
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

Реф44.doc

— 121.00 Кб (Скачать)

    Социальная  политика на прогнозируемый период основывается на следующих основных принципах:

    всестороннее  развитие человека, его образовательных, профессиональных, духовных, физических и других характеристик;

    обеспечение устойчивой положительной динамики важнейших параметров уровня и качества жизни населения;

    создание  для трудоспособных граждан условий, позволяющих своим трудом обеспечить достойный уровень жизни себе и своей семье;

    свобода в выборе сферы приложения труда  на основе создания новых рабочих  мест, в том числе за счет развития малого и среднего предпринимательства;

    повышение уровня государственных минимальных  социальных гарантий;

    приоритетное  развитие образования, культуры, здравоохранения, жилья как отраслей, формирующих  человеческий капитал и совершенствующих его качество;

    ответственность государства за уровень и качество жизни нынешнего и будущих поколений страны.

    в 2011–2015 годах:

    создание  условий для эффективной занятости  населения, обеспечение баланса  спроса и предложения на рынке  труда на основе повышения качества, конкурентоспособности и мобильности рабочей силы; содействие развитию предпринимательства;

    повышение эффективности социальных программ и рациональное использование выделяемых государством средств на социальную защиту;

    снижение  уровня малообеспеченности;

    расширение  хозяйственной самостоятельности учреждений социальной сферы, в том числе в поиске альтернативных источников их финансирования, повышение качества, разнообразия и доступности предоставляемых гражданам социальных услуг.

Субъекты, объекты и содержание правоотношений в  сфере социального обеспечения граждан.

     
        Конкретное правоотношение по социальному обеспечению, возникшее на основе юридических фактов при реализации гражданами прав на соответствующие виды социального обеспечения, не только закрепляет круг субъектов, но и указывает границы их определенного поведения.

    Как и всякие правовые отношения, правоотношения по социальному обеспечению граждан  и их семей возможны лишь при наличии  не менее двух субъектов, обладающих правами и несущими обязанности. Субъектами правоотно-шений по социальному обеспечению, с одной стороны, вы-ступают граждане и их семьи, наделенные общей и отраслевой (права социального обеспечения) правосубъектностью, а с другой - государственные органы социального обеспече-ния, профсоюзные комитеты, военные комиссариаты и др. Общая отраслевая правосубъектность управомоченных участников правоотношений по видам социального обеспе-чения одинакова и не ограничена временем вступления гражданина в конкретное правоотношение. Обладающий такой правосубъектностью гражданин становится субъектом правоотношений по социальному обеспечению при условиях, указанных в нормах права, и после вступления в конкретное правоотношение. Вследствие этого содержание прав и обязанностей гражданина, возникших на основе об-щей и отраслевой правосубъектности, расширяется за счет новых прав и обязанностей, вытекающих из нового состоя-ния его как пенсионера.

      После вступления работника в  пенсионное правоотношение содержание  его правосубъектности расширяется  за счет новых прав и обязанностей  как пенсионера. Гражданин, обладающий общей и отраслевой (права социального обеспечения) правосубъектностью, выступает управомоченной стороной. Обязанной стороной в этом правоотношении выступают органы социального обеспечения. Правосубъек-тность названных органов имеет свои особенности.

    Обязательным  субъектом во многих правоотношениях  по социальному обеспечению граждан  является районный отдел социального  обеспечения, выплачивающий им в  установленных случаях пенсии и  пособия. Однако по зако-нодательству о социальном обеспечении назначение пенсий членам семьи граждан отнесено к компетенции комиссий по назначению государственных пенсий, которые образуются исполнительными комитетами районных Со-ветов депутатов (местными администрациями). В обязан-ности этих комиссий входят проверка достоверности наступления юридического факта и юридически значимых обстоятельств (полного юридического состава) у граждан и вынесение решения о назначении соответствующего вида и размера пенсии.

    После этого пенсионное дело возвращается в районный (городской) отдел социального обеспечения, который как орган исполнительного комитета районного (городского) Совета депутатов осуществляет пенсионное обеспечение граждан. 
Таким образом, несмотря на различия в объеме прав и обязанностей всех перечисленных органов как юридичес-ки обязанных субъектов правоотношений по социальному обеспечению граждан, все они осуществляют общую фун-кцию - предоставляют различные виды социального обес-печения тем гражданам, у которых субъективное право возникло. В правовом отношении граждане как управомо-ченные субъекты реализуют свое право на конкретные виды социального обеспечения, а перечисленные обще-ственные и государственные органы осуществляют возло-женные на них юридические обязанности. Обе стороны правоотношений по социальному обеспечению в отноше-нии один к другому выступают как равные стороны, а между ними возникает двусторонняя связь. 
Объект правоотношений.

    Вопрос  об объекте правоотношений по социальному  обеспечению граждан в юридической  литературе относится к числу малоизученных. По мнению одних авторов, объектом правовых отношений могут быть лишь действия обязанных лиц, по мнению других - не только действия таких лиц, но и вещи, иными словами, объекты правоотношений могут иметь имущественный и неимущественный характер2. По мнению третьих, объектами правовых отно-шений могут быть, помимо действий и вещей, и личные блага человека - здоровье, свобода, честь и достоинство, а также продукты духовного творчества. Некоторые авторы полагают, что объектом воздействия в правовом отношении является и воля его субъектов, поскольку само правоотношение представляет собой связь воли сторон, в которых воздействие государства направлено на волю действующих и воздействующих субъектов. 
К объектам правоотношений относятся не только действия обязанных лиц, но и вещи, а также и дру-гие, нематериальные, блага, включая продукты духовного творчества. 
Анализируя объекты правоотношений по социальному обеспечению граждан, следует иметь в виду, что в конкретном правоотношении гражданин реализует возникшее у него субъективное право на данный вид социального обеспечения. Поскольку субъективное право есть по существу мера возможного поведения лица, характеризующая его правовое состояние, то можно говорить об объекте субъективного права в смысле предмета его воздействия. Однако предмет воздействия не всегда может выступать объектом субъективного права. Объект правоотношений - это то, на что на-правлены субъективное право и правовая обязанность. Кон-кретное правоотношение по социальному обеспечению граж-данина как общественное, волевое отношение регламентирует фактическое поведение определенных субъектов: с од-ной стороны, гражданина - обладателя субъективного пра-ва на соответствующий вид обеспечения, а с другой — долж-ностных лиц органа, осуществляющего социальное обеспе-чение и участвующего в этом правоотношении. В нем субъек-тивное право гражданина, а также его сознание и деятель-ность направлены на получение в свое владение, пользова-ние и распоряжение денежной суммы или иных благ и услуг из общественных фондов потребления. На это направлена и правовая обязанность должностных лиц органа, осуществ-ляющего социальное обеспечение и участвующего в данном правоотношении. Следовательно, осуществление субъектив-ного права гражданина на соответствующие виды социаль-ного обеспечения в правоотношениях и исполнение обязан-ностей органами социального обеспечения связаны с переда-чей собственности государства, предприятий различных форм собственности в личную собственность гражданам, определенной суммы как выплаты алиментарного харак-тера или с предоставлением других благ, услуг за счет колхозов и предприятий всех форм собственности. Эта денежная сумма или данные блага и услуги, поскольку по их поводу возникло соответствующее правоотношение, и являются его объектом. 
Рассматривая данный вопрос, В.С. Андреев пишет, что объектами этих правоотношений служат пенсии, пособия и другие виды обеспечения - в зависимости от специфики юридических фактов у гражданина может возникнуть субъективное право на различные виды социального обес-печения: на пенсии по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, на доплаты к пенсиям, на пособия, протезирование, на содержание в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, на санаторно-курортное лече-ние. Реализуя субъективное право на конкретные виды социального обеспечения в правоотношении, граждане при обеспечении пенсиями, пособиями получают в качестве объектов в одних случаях периодические, ежемесячные или разовые денежные выплаты алиментарного характера, в других - бесплатное или льготное санаторно-курортное лечение, в третьих - они будут содержаться и обслу-живаться за счет средств государства, колхозов в домах-интернатах для престарелых, обеспечиваться мотоколяс-ками, воспитывать и содержать детей за счет общества. Это значит, что в различных правоотношениях по соци-альному обеспечению граждан различны и их объекты. 
Правда, трудно определить объект правоотношений по поводу установления в суде факта иждивения, нахожде-ния в браке, несчастного случая, связанного с производ-ством и приведшего к инвалидности, а также при рассмот-рении жалоб и заявлений на действия органов, осуществ-ляющих социальное обеспечение. Однако в этих случаях конечной целью гражданина является получение пенсии или другого вида социального обеспечения. 
Пенсии, пособия, натуральные блага становятся объектами правоотношений не сами по себе, а потому, что между гражданами как субъектами правоотношений и органами, осуществляющими обеспечение, в связи с ними и по поводу их складываются определенные общественные отношения, урегулированные правовыми нормами. 
Содержание правоотношений по социальному обеспечению 
Правоотношения в сфере социального обеспечения име-ют и свое содержание. Содержание анализируемых право-отношений составляют взаимные права и обязанности их субъектов. Кроме этого, в их содержание входит и право управомоченного субъекта обратиться за защитой своего субъективного права на конкретный вид пенсии или дру-гой вид социального обеспечения с жалобой в выше-стоящий орган социального обеспечения или суд, если обязанный субъект этих правоотношений недобросовестно выполняет возложенную на него обязанность по предос-тавлению гражданам Республики Беларусь пенсий и дру-гих видов социального обеспечения.
 

    Социально-культурный комплекс 

    В решении задач социально-экономического развития Республики Беларусь важнейшая  роль принадлежит отраслям социальной сферы (образование, культура, здравоохранение, физическая культура, спорт и туризм), обеспечивающим формирование физически здорового, всесторонне развитого и восприимчивого к достижениям научно-технического прогресса человека – члена нового постиндустриального общества.

    В связи с этим основными задачами в развитии этих отраслей являются обеспечение условий для сохранения здоровья человека, продолжительной здоровой творческой его жизни, интеллектуального, духовного и физического развития, создание благоприятной жизненной среды, формирование здорового образа жизни.

    Главными  целями дальнейшего развития здравоохранения  являются создание эффективной системы  здравоохранения, укрепление ее потенциала и повышение доступности и  качества медицинской помощи, улучшение  здоровья населения.

    Для их реализации предусматривается решение следующих задач:

    проведение  структурных преобразований в системе  здравоохранения;

    развитие  ресурсного потенциала системы здравоохранения  и повышение эффективности его  использования;

    совершенствование нормативной и правовой базы лекарственного обеспечения и системы предоставления населению медицинских услуг;

    развитие  науки и научно-медицинского потенциала;

    улучшение медицинской помощи на селе.

    Приоритетными направлениями развития здравоохранения  в 2006–2010 годах являются обеспечение  гарантированного объема медицинской помощи учреждениями здравоохранения на основе государственных социальных стандартов в области здравоохранения, модернизация и совершенствование материально-технической базы, усиление профилактической направленности, формирование у населения потребности в здоровом образе жизни, повышение доступности высокоэффективных и безопасных лекарственных средств для населения, приоритетное развитие первичной медико-санитарной помощи как основы системы здравоохранения.

    В этот период предполагается внедрение новой, эффективной медико-экономической модели развития здравоохранения, основу которой составляют планирование финансовых средств в расчете на одного жителя, разработка территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, совершенствование системы государственных социальных стандартов в области охраны здоровья.

    Предусматривается проведение комплексной реструктуризации, включая перераспределение ресурсов на более эффективные и менее  затратные виды медицинской помощи (врач общей практики) и стационарозамещающие технологии (стационары на дому и дневные стационары), развитие добровольного медицинского страхования и создание унитарных государственных организаций для оказания населению платных медицинских услуг.

    Достижение  нового качества медицинского обслуживания предполагает реконструкцию и переоснащение  операционных блоков и отделений  реанимации центральных районных больниц, больниц скорой медицинской помощи, областных клинических больниц.

    Особое внимание предусматривается уделить реализации Государственной программы возрождения и развития села на 2005–2010 годы, целью которой является преодоление различий в обеспечении медицинской помощи городского и сельского населения, ликвидация диспропорций при распределении ресурсов здравоохранения.

    В области санаторно-курортного лечения  и оздоровления населения в этот период необходимо выработать новую  стратегию развития санаторно-курортных  учреждений, обеспечивающих восстановление здоровья и лечение граждан. Ее основу должны составить разработка стандартов деятельности санаторно-курортных и оздоровительных учреждений, внедрение в их работу современных лечебно-реабилитационных технологий, формирование рыночных механизмов в сфере санаторно-курортного лечения, совершенствование механизма ценообразования.

    В 2011–2015 годах предусматривается  завершить структурные преобразования системы здравоохранения, создать  цивилизованный рынок медицинских  услуг, усилить меры социальной защиты малообеспеченных слоев населения  в предоставлении медицинской помощи, внедрение информационно-коммуникационных технологий на основе использования сетевых интернет-ресурсов, развития международного сотрудничества в области здравоохранения и санаторно-курортного лечения.

    Основная  цель развития образования – повышение образовательного потенциала граждан как необходимого условия дальнейшего динамичного развития общества и социального прогресса. Перед системой образования в текущем пятилетии ставятся следующие задачи:

    приведение  ее в соответствие с современными потребностями личности, общества и государства;

    повышение качества подготовки высококвалифицированных  специалистов для перехода к информационному  обществу;

    опережающее развитие новых наукоемких технологий обучения.

    Для их решения предусматривается обеспечить повышение качества и конкурентоспособности образовательных услуг, и прежде всего на селе, посредством совершенствования содержания и структуры образования, внедрения передовых информационных образовательных технологий, оптимизации структуры подготовки специалистов, приведения ее в соответствие с требованиями экономики, потребностями национального рынка труда, создания эффективных механизмов взаимодействия системы профессионального образования с организациями-заказчиками кадров.

    Государственная политика в сфере образования в 2011–2015 годах предусматривает:

    создание  условий для повышения качества общего образования, приспособление его  к усложняющимся условиям научно-технического прогресса;

    обеспечение всеобщей компьютеризации и информатизации образования, активное использование технологий открытого образования, в том числе виртуального, дистанционного;

    актуализацию  содержания и повышение качества профессиональной подготовки с ориентацией  ее на международные стандарты качества.

    В этот период предполагается создание цивилизованного рынка образовательных услуг на основе рационального сочетания государственного и негосударственного секторов образования для удовлетворения растущих потребностей населения в образовании, а также белорусской экономики в высококвалифицированных кадрах.

    По  прогнозным оценкам индекс уровня образования  к 2015 году составит 0,97 против 0,96 в 2010 году.

    Основная  цель развития культуры – повышение ее роли в социально-экономическом развитии страны, формирование высокой духовности человека в соответствии с историческими, социальными и культурными ценностями белорусского народа и мировой цивилизации.

    Основными задачами развития культуры в 2006–2010 годах  должны стать:

    обеспечение доступности культурных ценностей  и услуг, оказываемых в этой сфере всем слоям населения, повышение уровня и качества таких услуг, увеличение их объемов для жителей села в целях приближения к уровню обслуживания городского населения, улучшение культурного обслуживания жителей отдаленных сел;

    реализация  программы реставрации, реконструкции и сохранения приоритетных историко-культурных ценностей белорусского народа, включение их в культурный и туристский оборот. Определение и восстановление в регионах страны наиболее значимых сельских исторических усадеб для использования в качестве объектов культурно-досуговой деятельности;

Информация о работе Пенсионное обеспечение в РБ