Пенсионное обеспечение в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 11:30, реферат

Описание работы

Пенсионное обеспечение в Республике Беларусь осуществляется по солидарному принципу, когда работающие содержат неработающих. В этом случае рабочий стаж и заработок в течение трудоспособного периода слабо влияет на размер получаемой пенсии.

Содержание

Введение
1. Цели, задачи и приоритеты социально-экономического развития Республики Беларусь на долгосрочную перспективу
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

Реф44.doc

— 121.00 Кб (Скачать)

Система социального обеспечения в Республике Беларусь 

ПЛАН:

Введение

    1. Цели, задачи и приоритеты социально-экономического развития Республики Беларусь на долгосрочную перспективу

 
 
Введение 

    Понятие «социальное обеспечение» появилось  в России в 1919 году, заменив «социальное страхование». Оно представляло собой материальную помощь рабочим и служащим, семьям красноармейцев, ремесленникам, крестьянам, больным и престарелым за счет ассигнований из бюджета. В 1921 году государственное обеспечение было заменено социальным страхованием. В дальнейшем в хозяйственной практике бывшего СССР эта терминология и сфера деятельности появились вновь. Причем социальное обеспечение находилось в ведении Министерства социального обеспечения, социальное страхование - в ведении профсоюзов.

    Под социальным обеспечением следует понимать установленную государством систему  материального обеспечения граждан, оказавшихся в трудном положении. Оно осуществляется в формах социального  страхования, социальной помощи, попечительства, социального обслуживания. Таким образом, социальное обеспечение представляет процесс социальной защиты, а социальное страхование, социальная помощь, попечительство и социальное обслуживание - его формы.

    Социальная  защита населения Республики Беларусь на разных этапах развития имела свою специфику. Так, до 1921 года в республике существовала система социального обеспечения, финансируемая из бюджета. В начале 1922 года постановлением Совета Народных Комиссаров «О социальном страховании лиц, занятых наемным трудом на кооперативных, концессионных, арендных и частных предприятиях, учреждениях» в составе Наркомата соцобеспечения БССР было создано отделение социального страхования, переведенное с 7 июля 1922 года на самоокупаемость. В 1933 году социальное страхование было переведено в ведение профсоюзов, и тарифы страховых взносов утверждались дифференцированно по отраслевым профсоюзам.

    В 1964 году было введено социальное обеспечение  и некоторые формы социального  страхования членов колхозов, которые  с 1930-х годов были одной из самых незащищенных категорий трудящихся. В 1971 году организуются независимые от бюджета государственного социального страхования и фонда социального обеспечения централизованные фонды социального страхования и социального обеспечения колхозников. В 1990 году все вышеперечисленные фонды прекратили свое существование и на их базе в Республике Беларусь были созданы - фонд социального страхования и пенсионный фонд.

    Постановлением  Верховного Совета Республики Беларусь от 10.06.1993 года на базе пенсионного фонда и фонда социального страхования, находящегося в структуре Совета Федерации профсоюзов Беларуси, был образован фонд социальной защиты населения (ФСЗН) в подчинении Совета Министров Республики Беларусь. Указом Президента Республики Беларусь № 122 от 23.09.1994 года ФСЗН был присоединен к Министерству социальной защиты с правом юридического лица. В 2001 году Указом Президента Республики Беларусь № 516 от 24.09.2001 года ФСЗН преобразуется в ФСЗН Министерства труда и социальной защиты.

    Социальная  защита населения осуществляется из специализированных государственных и негосударственных фондов, количество и назначение которых в каждом государстве соответствует уровню его экономического развития, а также классификации самой социальной защиты.

    В Республике Беларусь этот процесс осуществляется за счет средств государственных целевых бюджетных фондов: Фонда социальной защиты населения (ФСЗН), государственного фонда содействия занятости, а также страховых компаний, занимающихся страхованием жизни и несчастных случаев. С 1999 года по 2002 год включительно функционировал Фонд социальной защиты молодежи (ФСЗМ).

    Фонд  социальной защиты населения образован  в соответствии с постановлением Верховного Совета Республики Беларусь № 2367-ХII от 10.06.1993 года на базе пенсионного фонда и фонда социального страхования. ФСЗН до 2004 года был самостоятельной финансово-кредитной организацией при Министерстве труда и социальной защиты, а в 2004 году в соответствии с Законом «О бюджете Республики Беларусь на 2004 год» стал целевым бюджетным фондом. Его денежные средства не подлежат использованию по другому назначению. В своей деятельности ФСЗН опирается на Закон Республики Беларусь «Об основах государственного социального страхования», введенный в действие с 1 апреля 1995 года.

    Главными задачами фонда являются:

    - финансирование расходов на пенсии, пособия и другие социальные  выплаты;

    - сбор страховых взносов;

    - расширенное воспроизводство средств  фонда на принципах самофинансирования;

    - международное сотрудничество в  области социального страхования.

    Функциями ФСЗН являются:

    - методическая и организационная  работа по установлению порядка  платежей и размеров страховых  взносов;

    - контроль за поступлением и  расходованием средств и деятельностью  структурных подразделений;

    - координация работы структурных подразделений и методическая помощь им;

    - обеспечение капитализации его  средств и привлечение добровольных  и благотворительных взносов;

    - совершенствование государственного  социального страхования;

    - организация информации всей  категории плательщиков;

    - ведение бухгалтерской и статистической  отчетности и ответственность  за ее достоверность;

    - определение совместно со всеми  структурами, чья деятельность  связана с социальной защитой  населения, направлений расходования  дополнительных средств, поступающих в фонд.

    Средства  ФСЗН складываются из обязательных взносов  нанимателей и граждан, от коммерческой деятельности (в основном от капитализации  денежных средств), добровольных пожертвований, поступлений по регрессным рискам. Размер обязательных страховых взносов нанимателей и граждан устанавливается от фонда заработной платы в соответствии с законом Республики Беларусь «О размерах обязательных страховых взносов в фонд социальной защиты населения Министерства социальной защиты Республики Беларусь» и может уточняться Советом Министров.

    Средства  ФСЗН расходуются на следующие цели:

    - выплата пенсий по возрасту, инвалидности, за выслугу лет, по случаю  потери кормильца, социальных  пенсий;

    - выплата пособий и компенсаций  в связи с несчастными случаями  на производстве и профессиональными заболеваниями, по беременности, по случаю рождения ребенка и уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, по болезни и временной нетрудоспособности, по уходу за инвалидом первой группы и ребенком-инвалидом до 16 лет, на детей в возрасте до 16 лет, инфицированных или больных СПИДом.

    Помимо  этого из ФСЗН выплачиваются пенсии гражданам, выезжающим за пределы республики в соответствии с ее международными договорами, финансируются расходы  на оздоровление трудящихся, повышение социальных пенсий в связи с изменением индекса стоимости жизни и ростом заработной платы, оказание материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам, обеспечение текущей деятельности фонда и возмещение расходов по оформлению регрессных исков.

    Пенсионное  обеспечение в Республике Беларусь осуществляется по солидарному принципу, когда работающие содержат неработающих. В этом случае рабочий стаж и заработок  в течение трудоспособного периода  слабо влияет на размер получаемой пенсии. 

    1. Цели, задачи и приоритеты социально-экономического развития Республики Беларусь на долгосрочную перспективу 

    Стратегической  целью социально-экономического развития Республики Беларусь в 2006–2015 годах  является динамичное повышение уровня благосостояния народа на основе сбалансированного и устойчивого экономического роста, обеспечения рациональной занятости населения и приближения благосостояния и качества уровня жизни граждан республики к уровню экономически развитых европейских государств. Достижение этой цели связано с ускорением институциональных и структурных преобразований экономики и улучшением всех качественных параметров ее функционирования.

    В ближайшее пятилетие (2010–2015 годы) основной целью социально-экономического развития Республики Беларусь является дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения на основе развития и эффективного использования человеческого потенциала, технического перевооружения и совершенствования структуры экономики, роста ее конкурентоспособности.

    Для ее достижения необходимо решение следующих задач:

    создание  благоприятных условий и возможностей для интеллектуального и физического  развития человека;

    обеспечение роста реальных денежных доходов  населения и снижения уровня малообеспеченности (бедности);

    улучшение демографической ситуации;

    инновационно-структурное  обновление экономики, стимулирование разработки и реализации эффективных  инновационных и инвестиционных проектов;

    повышение уровня конкурентоспособности экономики  на основе структурной перестройки, технико-технологического перевооружения и реструктуризации производства;

    радикальное улучшение инвестиционного климата  и обеспечение значительного  роста инвестиций в основной капитал;

    опережающее развитие сферы услуг, прежде всего  образования, здравоохранения, культуры как основы эффективного накопления и использования человеческого потенциала, телекоммуникационных, информационных, финансовых, страховых и других прогрессивных видов услуг;

    повышение эффективности агропромышленного  комплекса и развитие социальной инфраструктуры села;

    расширение  взаимовыгодных экономических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья, прежде всего с Россией, другими  странами СНГ и ЕС;

    обеспечение национальной безопасности страны.

    В качестве приоритетных направлений  социально-экономического развития на прогнозируемый период определены следующие приоритеты, которые, с одной стороны, развивают на более высоком качественном уровне главные направления развития предыдущего периода, а с другой – включают новые приоритеты, обеспечивающие переход на инновационный путь развития, формирование нового постиндустриального информационного общества. К ним отнесены:

    всестороннее  гармоничное развитие человека, формирование эффективных систем образования, здравоохранения  и других отраслей сферы услуг;

    инновационное развитие национальной экономики, энерго- и ресурсосбережения;

    наращивание экспортного потенциала на основе повышения  уровня конкурентоспособности национальной экономики;

    повышение уровня и качества жизни сельского  населения на основе дальнейшего  развития аграрного сектора и агрогородков;

    развитие  экономических методов управления земельными ресурсами в целях  пополнения местных бюджетов;

    комплексное развитие территорий, малых и средних  городов с учетом сохранения и  улучшения окружающей среды;

    совершенствование структуры и повышение комфортности возводимого жилья на основе улучшения его потребительских и эксплуатационных характеристик.

    Реализация  этих приоритетов позволит обеспечить преемственность стратегии социально-экономического развития Республики Беларусь, активизировать переход национальной экономики на инновационный путь развития и на этой основе существенно повысить уровень благосостояния народа. 

    Важнейшие принципы и направления  социальной политики 

    Главными  целями социальной политики в долгосрочной перспективе являются обеспечение устойчивого роста уровня и качества жизни населения, формирование всесторонне развитого человека нового постиндустриального общества, определяющего прогресс и будущее нации.

Информация о работе Пенсионное обеспечение в РБ