Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 11:30, реферат
Пенсионное обеспечение в Республике Беларусь осуществляется по солидарному принципу, когда работающие содержат неработающих. В этом случае рабочий стаж и заработок в течение трудоспособного периода слабо влияет на размер получаемой пенсии.
Введение
1. Цели, задачи и приоритеты социально-экономического развития Республики Беларусь на долгосрочную перспективу
Заключение
Литература
Система
социального обеспечения
в Республике Беларусь
ПЛАН:
Введение
1. Цели, задачи и приоритеты социально-экономического развития Республики Беларусь на долгосрочную перспективу
Введение
Понятие «социальное обеспечение» появилось в России в 1919 году, заменив «социальное страхование». Оно представляло собой материальную помощь рабочим и служащим, семьям красноармейцев, ремесленникам, крестьянам, больным и престарелым за счет ассигнований из бюджета. В 1921 году государственное обеспечение было заменено социальным страхованием. В дальнейшем в хозяйственной практике бывшего СССР эта терминология и сфера деятельности появились вновь. Причем социальное обеспечение находилось в ведении Министерства социального обеспечения, социальное страхование - в ведении профсоюзов.
Под
социальным обеспечением следует понимать
установленную государством систему
материального обеспечения
Социальная защита населения Республики Беларусь на разных этапах развития имела свою специфику. Так, до 1921 года в республике существовала система социального обеспечения, финансируемая из бюджета. В начале 1922 года постановлением Совета Народных Комиссаров «О социальном страховании лиц, занятых наемным трудом на кооперативных, концессионных, арендных и частных предприятиях, учреждениях» в составе Наркомата соцобеспечения БССР было создано отделение социального страхования, переведенное с 7 июля 1922 года на самоокупаемость. В 1933 году социальное страхование было переведено в ведение профсоюзов, и тарифы страховых взносов утверждались дифференцированно по отраслевым профсоюзам.
В 1964 году было введено социальное обеспечение и некоторые формы социального страхования членов колхозов, которые с 1930-х годов были одной из самых незащищенных категорий трудящихся. В 1971 году организуются независимые от бюджета государственного социального страхования и фонда социального обеспечения централизованные фонды социального страхования и социального обеспечения колхозников. В 1990 году все вышеперечисленные фонды прекратили свое существование и на их базе в Республике Беларусь были созданы - фонд социального страхования и пенсионный фонд.
Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 10.06.1993 года на базе пенсионного фонда и фонда социального страхования, находящегося в структуре Совета Федерации профсоюзов Беларуси, был образован фонд социальной защиты населения (ФСЗН) в подчинении Совета Министров Республики Беларусь. Указом Президента Республики Беларусь № 122 от 23.09.1994 года ФСЗН был присоединен к Министерству социальной защиты с правом юридического лица. В 2001 году Указом Президента Республики Беларусь № 516 от 24.09.2001 года ФСЗН преобразуется в ФСЗН Министерства труда и социальной защиты.
Социальная защита населения осуществляется из специализированных государственных и негосударственных фондов, количество и назначение которых в каждом государстве соответствует уровню его экономического развития, а также классификации самой социальной защиты.
В Республике Беларусь этот процесс осуществляется за счет средств государственных целевых бюджетных фондов: Фонда социальной защиты населения (ФСЗН), государственного фонда содействия занятости, а также страховых компаний, занимающихся страхованием жизни и несчастных случаев. С 1999 года по 2002 год включительно функционировал Фонд социальной защиты молодежи (ФСЗМ).
Фонд социальной защиты населения образован в соответствии с постановлением Верховного Совета Республики Беларусь № 2367-ХII от 10.06.1993 года на базе пенсионного фонда и фонда социального страхования. ФСЗН до 2004 года был самостоятельной финансово-кредитной организацией при Министерстве труда и социальной защиты, а в 2004 году в соответствии с Законом «О бюджете Республики Беларусь на 2004 год» стал целевым бюджетным фондом. Его денежные средства не подлежат использованию по другому назначению. В своей деятельности ФСЗН опирается на Закон Республики Беларусь «Об основах государственного социального страхования», введенный в действие с 1 апреля 1995 года.
Главными задачами фонда являются:
-
финансирование расходов на
- сбор страховых взносов;
-
расширенное воспроизводство
-
международное сотрудничество
Функциями ФСЗН являются:
-
методическая и
-
контроль за поступлением и
расходованием средств и
- координация работы структурных подразделений и методическая помощь им;
-
обеспечение капитализации его
средств и привлечение
-
совершенствование
- организация информации всей категории плательщиков;
-
ведение бухгалтерской и
-
определение совместно со
Средства ФСЗН складываются из обязательных взносов нанимателей и граждан, от коммерческой деятельности (в основном от капитализации денежных средств), добровольных пожертвований, поступлений по регрессным рискам. Размер обязательных страховых взносов нанимателей и граждан устанавливается от фонда заработной платы в соответствии с законом Республики Беларусь «О размерах обязательных страховых взносов в фонд социальной защиты населения Министерства социальной защиты Республики Беларусь» и может уточняться Советом Министров.
Средства ФСЗН расходуются на следующие цели:
- выплата пенсий по возрасту, инвалидности, за выслугу лет, по случаю потери кормильца, социальных пенсий;
-
выплата пособий и компенсаций
в связи с несчастными
Помимо этого из ФСЗН выплачиваются пенсии гражданам, выезжающим за пределы республики в соответствии с ее международными договорами, финансируются расходы на оздоровление трудящихся, повышение социальных пенсий в связи с изменением индекса стоимости жизни и ростом заработной платы, оказание материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам, обеспечение текущей деятельности фонда и возмещение расходов по оформлению регрессных исков.
Пенсионное
обеспечение в Республике Беларусь
осуществляется по солидарному принципу,
когда работающие содержат неработающих.
В этом случае рабочий стаж и заработок
в течение трудоспособного
1.
Цели, задачи и приоритеты
социально-экономического
развития Республики
Беларусь на долгосрочную
перспективу
Стратегической целью социально-экономического развития Республики Беларусь в 2006–2015 годах является динамичное повышение уровня благосостояния народа на основе сбалансированного и устойчивого экономического роста, обеспечения рациональной занятости населения и приближения благосостояния и качества уровня жизни граждан республики к уровню экономически развитых европейских государств. Достижение этой цели связано с ускорением институциональных и структурных преобразований экономики и улучшением всех качественных параметров ее функционирования.
В ближайшее пятилетие (2010–2015 годы) основной целью социально-экономического развития Республики Беларусь является дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения на основе развития и эффективного использования человеческого потенциала, технического перевооружения и совершенствования структуры экономики, роста ее конкурентоспособности.
Для ее достижения необходимо решение следующих задач:
создание
благоприятных условий и
обеспечение роста реальных денежных доходов населения и снижения уровня малообеспеченности (бедности);
улучшение демографической ситуации;
инновационно-структурное обновление экономики, стимулирование разработки и реализации эффективных инновационных и инвестиционных проектов;
повышение
уровня конкурентоспособности
радикальное
улучшение инвестиционного
опережающее развитие сферы услуг, прежде всего образования, здравоохранения, культуры как основы эффективного накопления и использования человеческого потенциала, телекоммуникационных, информационных, финансовых, страховых и других прогрессивных видов услуг;
повышение
эффективности
расширение взаимовыгодных экономических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья, прежде всего с Россией, другими странами СНГ и ЕС;
обеспечение национальной безопасности страны.
В качестве приоритетных направлений социально-экономического развития на прогнозируемый период определены следующие приоритеты, которые, с одной стороны, развивают на более высоком качественном уровне главные направления развития предыдущего периода, а с другой – включают новые приоритеты, обеспечивающие переход на инновационный путь развития, формирование нового постиндустриального информационного общества. К ним отнесены:
всестороннее гармоничное развитие человека, формирование эффективных систем образования, здравоохранения и других отраслей сферы услуг;
инновационное развитие национальной экономики, энерго- и ресурсосбережения;
наращивание
экспортного потенциала на основе повышения
уровня конкурентоспособности
повышение уровня и качества жизни сельского населения на основе дальнейшего развития аграрного сектора и агрогородков;
развитие
экономических методов
комплексное развитие территорий, малых и средних городов с учетом сохранения и улучшения окружающей среды;
совершенствование структуры и повышение комфортности возводимого жилья на основе улучшения его потребительских и эксплуатационных характеристик.
Реализация
этих приоритетов позволит обеспечить
преемственность стратегии
Важнейшие
принципы и направления
социальной политики
Главными целями социальной политики в долгосрочной перспективе являются обеспечение устойчивого роста уровня и качества жизни населения, формирование всесторонне развитого человека нового постиндустриального общества, определяющего прогресс и будущее нации.