Пенсионная реформа в Украине

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 14:54, реферат

Описание работы

Умом понимаешь, что реформированная пенсионная система должна работать эффективнее и в интересах работников, которые должны стать пенсионерами. Но интуиция подсказывает - не так все просто! Иначе как понять масштабное включение в пенсионные схемы не только пенсионных фондов, но и коммерческих банков, страховых компаний? Без материальной выгоды такие проекты для этих участников непривлекательны. Основным же источником материальной выгоды в данном случае могут быть только пенсионные взносы.

Работа содержит 1 файл

reforma_pensionnoi_sistemy_ykrainy.doc

— 139.00 Кб (Скачать)

Поскольку работник определял  свою пенсионную перспективу напрямую с банком или страховой компанией, без участия предприятия и  профсоюза, то возможности защиты его интересов будут значительно ниже. Результат можно предвидеть, особенно если оглянуться на грустную перспективу трастовых компаний в середине 90-х.

Выход - в консолидации усилий социальных партнеров через  совместное создание корпоративных фондов и управление их деятельностью. Это уравновесит возможности фондов разных типов и будет содействовать надежности их работы.

В целом предложенная пенсионная реформа - явление, несомненно, прогрессивное. Мы критически рассмотрели  одну составляющую, возможно, есть еще детали, которые требуют корректировки. Вся же предложенная накопительная система заслуживает положительной оценки. Есть уверенность, что дальнейшая работа будет строиться с участием социальных партнеров национального уровня для достижения цели, провозглашенной Президентом Украины Л.Кучмой в 2001 году: "обеспечение надлежащего уровня жизни пожилых людей на началах социальной справедливости, гармонизации отношений между поколениями и содействия экономическому росту".

Сергей Украинец,

профсоюз работников морского транспорта Украины

 

 

3. Кадровая готовность

Решение проблемы кадровой готовности Фонда к выполнению этой задачи е стратегически важным. Люди на местах должны знать, если, что, как  делать, и четко сознавать свою личную ответственность за порученную им участок работы.

Поэтому необходимо обеспечить полномасштабную подготовку кадров к работе в новых условиях, максимально  используя для этого на центральном  уровне - постоянно действующие курсы  повышения квалификации, а на региональный - областные центры повышения квалификации государственных служащих, а также тематические семинары.

Одним из мероприятий, употребленных  Пенсионным фондом Украины в этом направлении, есть открытие специальных  факультетов в Национальной юридической  академии Украины им. Ярослава Мудрого (г.Харьков) и Одесской юридической академии. Следующего года в Киевском национальном торгово-экономическом университете состоится первый выпуск специальной группы специалистов - актуариев, подготовка которых осуществлялась на заказ Пенсионного фонда Украины. Также на постоянно действующих курсах на базе Киевского национального торгово-экономического университета осуществляется повышение профессиональной квалификации руководящих работников и специалистов органов Пенсионного фонда региональной и районного (городского) звена по вопросам пенсионного реформирования. В подведомственных управлениях Фонда начат робот общественных приемных и информационно-консультативных пунктов, где специалисте Пенсионного фонда проводят разъяснительную робот. Фондом осуществляется большой объем такой работы через радио, телевидение, прессу. Основан журнал "Вестник Пенсионного фонда Украины" и еженедельную газету "Пенсионный курьер".

4. Техническая готовность

В условиях функционирования страховой системы назначение пенсий и внедрение обязательной накопительной системы решающего значения приобретает надежность и четкость работы системы персонифицированного учета взносов. Поэтому необходимо консолидировать все возможные силы и ресурсы на усовершенствование этой системы, а также обеспечить последовательную, планомерную ее подготовку к внедрению обязательной накопительной системы. Мы не имеем права на ошибки и срывы, допущенные в других странах, в том числе в странах бывшего СССР.

Очень важно максимально автоматизировать технологический цикл назначения и выплаты пенсий и через установление качественного компьютерного оснащения обеспечить надлежащую оперативность доступа к данным системы персонифицированного учета и базы данных пенсионеров. Это, кроме того, будет оказывать содействие снижению уровня административных расходов, связанных с обслуживанием и эксплуатацией компьютерного оснащения.

Нужно также обеспечить подготовку и проверку программного обеспечения, необходимого для назначения и выплаты  пенсий в условиях нового пенсионного Закона.

5. Финансовая готовность

В соответствии с полученными  расчетными данными, возрастание расходов Пенсионного фонда Украины, связанное  с проведением перерасчетов уже  предназначенных пенсий и назначением  новых пенсий, можно ожидать на равные свыше 5 млрд.грн. ежегодно.

Законом Украины "Про общеобязательное государственное пенсионное страхование" определен источника покрытия указанных  расходов, тем не менее, на мой взгляд, много будет зависеть от эффективности  работы органов Пенсионного фонда относительно сбора страховых взносов, работы с должниками, суровым соблюдением финансовой дисциплины. Я глубоко убежден в потому, что все эти задачи будут выполнены, и 1 января 2004 года будет обозначено успешным стартом широкомасштабной пенсионной реформы в Украине.

 

6. Принятые постановления.

Конечно, долгожданный Закон  еще не вступил в силу, но огромная организаторская работа относительно освещения его положений, разъяснение  населению Украины первых шагов  внедрение пенсионной реформы, преимущества новой системы пенсионного обеспечения перед той, что может пойти в минувшее, вконце концов, конкретные мероприятия по воплощению Закона у жизни сегодня в поле зрения каждого работника социальной сферы.

Именно в таком аспекте заместители  председателя Правление Пенсионного фонда Украины В.М.Короневський и О.Б.Зарудний - доложили участникам заседания о приоритетных задачах относительно улучшения пенсионного обеспечения населения соответственно  требованиям нового Закона.

Председатель Правления  Борис Александрович Зайчук детально остановился на узловых вопросах, актуальных именно сегодня. Вот некоторые из них.

Страна ждет увеличение пенсий. А  все ли имеют на это  право?  Понимает ли рядовой труженик, человек нанимаемой работы, которая  его работодатель теперь обязан платить пенсионные взносы за этого же рабочего, который в будущему пойдет на заслуженный отдых, и эти взносы возвратятся ветерану в виде пенсии?  Осведомленный ли в этом сам руководитель? Каким образом любой работник может поинтересоваться: чему его работодатель не пересчитал соответствующие средства, ссылаясь, например, на их отсутствие через задолженность из заработной платы, а сам разъезжает на только что приобретенному "Мерседесе"?

Проблема плательщиков, которые платят взносы за упрощенной системой, будет решаться теперь просто: льгот нет. Платить должны все, так как все необходимая пенсия. Б.О.Зайчук обратил внимание на средства, с помощью которых можно решить одно из важнейших задач: популяризацию нового законодательства. Не секрет, люди не знают законов - как некоторые руководители, так и рядов граждане. Поэтому газета "Пенсионный курьер" должна стать надежным посредником между Фондом и читателем, доносить у массы информацию из первых рук.

Серьезная работа должна быть осуществлена относительно наполнения Пенсионного фонда Украины к моменту вступления в силу Закона. К новому году необходимо пополнить бюджет Фонда на 5,5 млрд.грн. Первый квартал следующего года, как и всегда, будет "с минусом"... Поэтому сегодня надо сосредоточить все внимание на те, кто или уклоняется от уплаты взносов, или прикрывается "безденежьем". Тревожные сигналы сегодня поступают от работников бюджетной сферы. Например, просвещенцам не выплачивают отпускные, село "показывает на неурожай".

Существует проблема кадров, точенее, обеспечение ними. Каждый должен осознать: к Фонду идут люди, с которыми надо работать индивидуально. Необходимо быть в "всеоружии": знаниями и желанием предоставить конкретную помощь, в особенности сегодня, если придется решать судьбу каждого пенсионера. И дать нему понять: одинаково платить все не будем. Мы не уменьшаем пенсии, а оставляем на предшествующему равные или повышаем тому, кто ее заработал.

 

7. Успешный старт Украины в пенсионном обеспечении граждан

Десятилетиями пенсионное обеспечение в Украине считалось разновидностью социальной помощи. В его основе было убеждение: государство должно обеспечить всех граждан пенсионными выплатами, как только они достигнут соответствующего века. Пенсионное обеспечение осуществлялось по солидарному принципу: государство отсчитывало часть заработка с работающих и перераспределяла его среди людей преклонного века в виде пенсий. Однако сегодня солидарная система, такая, которой она была в последние десятилетия, не может обеспечить дифференциацию размера пенсий в зависимости от стажа и величины заработка. Именно это и побуждало к ее реформированию, вчастности, - к изменению механизма распределения пенсионного средства.

Сегодня в Украине  проживает почти 14 млн. пенсионеров. Количество трудоспособного населения - свыше 22 млн. человек. Если учесть число реально работающих и безработных, выяснится, что количество пенсионеров и занятого населения фактически приближается к соотношению 1:1. То есть один работающий должен обеспечить удержание одного неработающего. Такая погрузка есть непосильной.

 

Если одних работающий будет удерживать одного неработающего, а то и больше пенсионеров, то, чтобы  обеспечить пенсиями всех, нужно будет  увеличить отчисления к Пенсионному  фонду Украины. Работодатель вынужден будет платить из фонда заработной платы не 32%, как ныне, а 40-50%. Едва ли украинская экономика справится с такой погрузкой.

9 июля 2003 года состоялось  знаковое событие в новейшей  истории украинского государства,  влияние которой на социальное - экономическое развитие страны тяжело переоценить. Верховной Радой Украины были окончательно одобрены базовые законы из реформирования системы пенсионного обеспечения - "Про общеобязательное государственное пенсионное страхование" и "Про негосударственное пенсионное обеспечение".

Это решения парламента окончательно сформировало правовую базу новой системы и фактически дало старт полномасштабной пенсионной реформе.

Указанными законами, которые вступят в силу с 1 января 2004 года, детально регламентируются правовые основы функционирования реформированной систем и пенсионного обеспечения, которое будет иметь трехуровневую структуру:

  1. Первый уровень - реформированная солидарная пенсионная система, построенная на принципах "социального страхования" и "солидарности поколений".
  2. Второй уровень - обязательная накопительная пенсионная система. Средство этой системы будут инвестироваться по специальным правилам с целью получения инвестиционного дохода в пользу застрахованных лиц. Накопленные в системе средство будут належать застрахованным лицам, будут использоваться для осуществления им пенсионных выплат и будут наследоваться наследниками;
  3. Третий уровень - система добровольного негосударственного пенсионного обеспечения.

Реформа первого уровня (солидарной системы) предусматривает:

  1. охват системой общеобязательного государственного пенсионного страхования всех работающих граждан (в том числе и тех, кто обеспечивает себя работой самостоятельно, а также нанимаемых работников в частном секторе экономики), что разрешит создать равного права на пенсионное обеспечение для всех категорий граждан;
  2. внедрение новой формулы начисления пенсий, которая предусматривает расширение периода учет заработка при определении размеров пенсий (на основании данных системы персонифицированного учета взносов), зачисление к страховому стажу периодов, за которые уплачены страховые взносы, ставит будущий размер пенсии в зависимость от величины заработка, из которого платились пенсионные взносы, и страхового стажа, на протяжении которого они платились.

Кроме того, будет снято максимальное ограничение размеров трудовых пенсий, которые на сегодня составляет 150 грн. Это восстановит надлежащую дифференциацию пенсий, а затем - социальную справедливость пенсионной системы. При этом сегодняшним пенсионерам будет предоставлено право на перерасчет предназначенной им пенсии по условиям нового Закона, который разрешит воспользоваться преимуществами реформированной пенсионной системы всем вековым группам наших граждан.

Таким образом, первый уровень - это солидарная система пенсионных выплат, взносы в которой будут платиться всеми работающими гражданами страны и их работодателями. За счет этого средства и будут выплачиваться страховые пенсии. Размер пенсии будет зависеть от размера заработной платы, из которой платились пенсионные взносы, и страхового стажа, на протяжении которого они платились, что будет достигаться путем внедрения системы персонифицированного учета сведений о заработке и уплате пенсионных взносов, на основе данных которой будут назначаться и будут выплачиваться пенсии. Ведение и обслуживание такой системы будет осуществлять Пенсионный фонд Украины.

Создание второго уровня пенсионной системы будет означать внедрение в нашей стране системы  общеобязательного накопительного пенсионного страхования. Суть такой  системы состоит в потому, что часть обязательных взносов в пенсионную систему (общий уровень пенсионных отчислений останется неизменной) будет накапливаться в едином накопительном фонде и будет учитываться на индивидуальных накопительных пенсионных счетах граждан, которые (и в пользу которых) будут платить такие взносы. Эти средства будут инвестироваться в экономику страны с целью получения инвестиционного дохода и защиты их от инфляционных процессов. Управление пенсионным средством будут осуществлять компании из управления активами (для которых эта деятельность есть профессиональной и будет лицензироваться), избранными на конкурсной основе. При инвестировании пенсионных активов компании будут действовать в соответствии с требованиями законов относительно диверсификации (вкладывание средства в разные направления) инвестиционных вложений. Непосредственное сохранение пенсионных активов будет осуществлять банковское учреждение - хранитель, который будет нести ответственность за целевое использование этих активов. Средства на индивидуальных накопительных пенсионных счетах граждан будут собственностью этих граждан, и они смогут воспользоваться ними при достижении пенсионного возраста (или, в случаях, предусмотренных законом, прежде этого срока, например в случае инвалидности). Выплаты из накопительного фонда будут осуществляться дополнительно к выплатам из солидарной системы.

Информация о работе Пенсионная реформа в Украине