Пенсионная реформа в Украине

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 14:54, реферат

Описание работы

Умом понимаешь, что реформированная пенсионная система должна работать эффективнее и в интересах работников, которые должны стать пенсионерами. Но интуиция подсказывает - не так все просто! Иначе как понять масштабное включение в пенсионные схемы не только пенсионных фондов, но и коммерческих банков, страховых компаний? Без материальной выгоды такие проекты для этих участников непривлекательны. Основным же источником материальной выгоды в данном случае могут быть только пенсионные взносы.

Работа содержит 1 файл

reforma_pensionnoi_sistemy_ykrainy.doc

— 139.00 Кб (Скачать)

Крымский Экономический  Институт

Киевского Национального  Экономического Университета

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа по курсу: «Финансы»

на тему:

«Пенсионная реформа в Украине»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Эминов Ремзи группа ЭП – 31

Проверила: Ягупова Е.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Симферополь, 2003

 

Содержание:

 

 

1. Обзор основных направлений реформирования пенсионной системы Украины

 

Предусмотренный законопроектами "Про общеобязательное государственное  пенсионное страхование" и "Про  негосударственное пенсионное обеспечение" путь реформирования пенсионной системы Украины есть логическим продолжением и составной частью экономических реформ в стране, последовательной реализацией прежде принятых решений и отвечает требованиям:

  1. статьи 46 Конституции Украины;
  2. положений Концепции социального обеспечения население Украины, которая одобренная Верховной Радой Украины 21 декабря 1993 года;
  3. основ законодательства Украины про общеобязательное государственное социальное страхование;
  4. Указа Президента Украины "Об Основных направлениях реформирования пенсионного обеспечения в Украине".

Этими документами установлены  основные задачи и цели пенсионной реформы, а именно:

  1. повысить уровень жизни пенсионеров;
  2. установить зависимость размеров пенсий от величины заработка и трудового стажа;
  3. обеспечить финансовую стабильность пенсионной системы;
  4. поощрить граждан к сбережению средств под старость;
  5. создать более эффективную и более действенную систему административного управления в пенсионном обеспечении.

Учитывая социально-экономические и политические реалии в Украине, Правительство предлагает путь постепенного внедрения трехуровневой пенсионной системы:

  1. Уровень 1 - солидарная система
  2. Уровень 2 - общеобязательная накопительная система
  3. Уровень 3 - добровольная негосударственная система пенсионных сбережений

Реформа Первого уровня (солидарной системы) предусматривает:

  1. Охват системой общеобязательного государственного пенсионного страхования всех работающих граждан (в том числе и тех, что обеспечивают себя работой самостоятельно, а также нанимаемых работников в частном секторе экономики).
  2. Внедрение новой формулы начисления пенсий, которая предусматривает расширение периода учет заработка при определении размеров пенсий (на основании данных системы персонифицированного учета взносов), зачисление к страховому стажу периодов, за которые уплаченыы страховые взносы и ставит будущий размер пенсии в зависимость от величины заработка, из которого платились пенсионные взносы, и страхового стажа, на протяжении которого они платились. Причем, сегодняшним пенсионерам будет предоставлено право на перерасчет предназначенной им пенсии по условиям нового Закона.
  3. Сохранение права выхода на пенсию в 55 и 60 лет, с одновременным предоставлением возможности более позднего выхода на пенсию с повышением размеров пенсий от 3 процентов за один год отсрочки выхода на пенсию до 85,32 процентов за десять лет более позднего выхода на пенсию. Кроме того, в случае отсрочки времени выхода на пенсию, увеличится период, на протяжении которого лицо будет платить взносы в Пенсионный фонд, а значит и размер ее пенсии будет высшей. Такое решение вопроса будет личным делом каждого гражданина и будет зависеть исключительно от его готовности "работать на самого себя". Ведь в законопроекте заложен экономически стимулирующий подход к более позднему выходу на пенсию.
  4. Размежевание источников финансирования пенсий, предназначенных за разными пенсионными программами. На первом этапе - размежевание источников финансирования с Государственным бюджетом, а на второй - постепенное переведение финансирования досрочных пенсий (по списку №1 и №2) других категорий повышенных пенсий в систему негосударственных профессиональных и корпоративных пенсионных фондов с обязательным отчислением к ним пенсионных взносов со стороны соответствующих работодателей.
  5. Экономическое стимулирование граждан к выходу на пенсию в более позднем веку без законодательного повышения действующего пенсионного возраста.
  6. Финансирование из Государственного бюджета дефицита средств в рамках солидарной системы, в случае его возникновения.
  7. Постепенное внедрение системы управление Пенсионным фондом на основе паритетного представительства сторон социального партнерства (представителей государства, работодателей и работников).

Таким образом Первый уровень будет представлять собой солидарную систему пенсионных выплат, взносы в которой будут платиться всеми работающими гражданами страны и их работодателями. За счет этого средства и будут выплачиваться страховые пенсии и будет устанавливаться минимальный уровень пенсионных выплат пенсионерам. Лицам, которые будут иметь маленький страховой стаж и/или размер заработка, из которого платились пенсионные страховые взносы, а итак низкие размеры пенсий, предполагается предоставление целевой социальной помощи, которая разрешит обеспечить им доходы на уровне минимальных социальных стандартов в Украине, которые будут установлены, исходя из реальных финансовых возможностей Государственного бюджета и Пенсионного фонда. В реформированной солидарной системе размер пенсии будет зависеть от размера заработной платные, из которой платились пенсионные взносы и страхового стажа, на протяжении которого они платились что будет достигаться путем увольнения Пенсионного фонда от осуществления несвойственных нему выплат (то есть размежевание источников финансирования выплаты пенсий, предназначенных за разными пенсионными программами) и внедрение системы персонифицированного учета сведений о заработке и уплате пенсионных взносов, на основе данных которой будут назначаться и выплачиваться пенсии. Ведение и обслуживание такой системы будет осуществлять Пенсионный фонд Украины.

Создание Второго уровня пенсионной системы будет означать внедрение в нашей стране системы  общеобязательного накопительного пенсионного страхования.

Суть такой системы  будет состоять в потому, что часть обязательных взносов в пенсионную систему (общий уровень пенсионных отчислений останется неизменной) будет накапливаться в едином Накопительном фонде и будет учитываться на индивидуальных накопительных пенсионных счетах граждан которые (и в пользу которых) будут платить такие взносы. Эти средства будут инвестироваться в экономику страны с целью получения инвестиционного дохода и защиты их от инфляционных процессов. Управление пенсионным средством будут осуществлять компании из управления активами (для которых эта деятельность есть профессиональной и будет лицензироваться), избранными на конкурсной (тендерной основе). При инвестировании пенсионных активов компании будут действовать в соответствии с требованиями законопроектов относительно направлений инвестирования, рынков на которые можно будет осуществлять инвестиции и требований относительно диверсификации (вкладывание средства в разные направления) инвестиционных вложений. Непосредственное сохранение пенсионных активов будет осуществлять банковское учреждение - хранитель, которая будет нести ответственность за целевое использование этих активов. Средство, которое будут учитываться на индивидуальных накопительных пенсионных счетах граждан будут собственностью этих граждан, и они смогут воспользоваться ними при достижении пенсионного возраста (или, в случаях предусмотренных законом, прежде этого срока, например в случае инвалидности). Выплаты из Накопительного фонда будут осуществляться дополнительно к выплатам из солидарной системы.

 

 

2. Пенсионная реформа - ожидания профсоюзов и работодателей

Социальные партнеры, каковыми являются профсоюзы и организации  работодателей, очень внимательно  наблюдают за нормотворческим процессом  в сфере реформирования пенсионной системы, особенно за привлекательной и в то же время настораживающей ее накопительной составляющей. Новое всегда воспринимается с опаской, особенно когда нет возможности увидеть и оценить аналог на практике.

Умом понимаешь, что  реформированная пенсионная система  должна работать эффективнее и в интересах работников, которые должны стать пенсионерами. Но интуиция подсказывает - не так все просто! Иначе как понять масштабное включение в пенсионные схемы не только пенсионных фондов, но и коммерческих банков, страховых компаний? Без материальной выгоды такие проекты для этих участников непривлекательны. Основным же источником материальной выгоды в данном случае могут быть только пенсионные взносы.

Социальные партнеры ожидают от пенсионной реформы почти  одного и того же, но порою интересы расходятся. Итак, работодатели хотели бы:

  • уменьшения обязательных отчислений в Пенсионный фонд, достигающих трети фонда оплаты труда персонала;
  • использования накопительной системы для улучшения пенсионного обеспечения своих работников за счет части обязательных взносов и добровольных взносов как своих, так и самих будущих пенсионеров - этот интерес характерен для более состоятельных предприятий;
  • прозрачности движения пенсионных взносов в накопительной системе и расширения возможностей влияния на их эффективное использование;
  • возможностей для инвестирования пенсионных средств в собственное развитие.

Работников и их представителей - профсоюзы - интересует:

  • максимальная персонификация пенсионных взносов, чтобы размеры пенсионных выплат прямо зависели от произведенных накоплений;
  • защищенность пенсионных средств от инфляции, учитывая продолжительный (20-30-40 лет) цикл накопления;
  • возможность непосредственно влиять на процессы управления пенсионными средствами с целью эффективного их использования.

Теперь важно сопоставить эти интересы и ожидания с возможностями, которые содержатся в законопроектах "Об обязательном государственном пенсионном страховании" и "О негосударственном пенсионном обеспечении".

Ныне действующий Пенсионный фонд, являющийся центральным органом исполнительной власти, должен превратиться в самоуправляемую организацию, управление которой осуществляется на паритетной основе государством и представителями субъектов социального страхования, то есть страхователей и застрахованных лиц. Это устраивает и работодателей, и профсоюзы.

Часть обязательных взносов  работник может направлять из солидарной в накопительную систему. В этом заинтересованы работодатели и работники  предприятий, чьи пенсионные взносы существенно превышают суммы  получаемых "солидарных" пенсий. И таких много - это отрасли нефтегазового, транспортного, энергетического комплексов, сфера финансово-банковской деятельности.

Основным действующим  инструментом формирования средств  негосударственных пенсионных фондов в законопроекте избран коллективный договор. Это - правовой акт, сторонами которого являются, как правило, предприятие (организация, учреждение, хозяйственное товарищество и т. д.) и один или несколько профсоюзных органов, представляющих работников этого предприятия. Положения коллективного договора - дело исключительно добровольного волеизъявления и взаимного согласия сторон. Они совместно ведут переговоры, заключают договор, контролируют и обеспечивают выполнение норм и обязательств.

Таким образом принимаются  решения о формировании фондов оплаты труда, социального развития трудовых коллективов, распространении на работников медицинского и других видов дополнительного социального страхования. То есть социальные партнеры совместно принимают решения и участвуют в реализации программ, имеющих социальную направленность.

Никто не станет возражать, что главной целью системы  негосударственного пенсионного обеспечения  является решение социальной задачи - повысить материальный уровень жизни  части пенсионеров за счет дополнительных взносов предприятий и работников, одновременно дать возможность работодателям привлечь более эффективные кадры. Эффективность ее напрямую зависит от совместных усилий социальных партнеров.

Законопроектом "О  негосударственном пенсионном обеспечении" возможности совместной работы социальных партнеров в значительной степени ограничены. Дело в том, что негосударственные пенсионные фонды могут быть успешными при соблюдении нескольких условий:

а - они аккумулируют значительные финансовые ресурсы, что достигается  взносами не только предприятий, но и самих работников (например, соответственно 10% и 5% от заработной платы);

б - они управляются  и контролируются совместно работодателями и представителями работников (профсоюзами), что обеспечивает необходимые прозрачность, согласованный выбор стратегии, защиты от злоупотреблений;

в - к ним существует максимальное доверие со стороны  работодателей и самих работников, которое значительно выше, если учредителями фондов являются одновременно как работодатели (предприятия), так и профсоюзы, представляющие интересы работников.

Законопроектом же предусмотрено, что работодатели и работники (профсоюзы) могут выступать учредителями негосударственных  пенсионных фондов, но разных типов: работодатели - корпоративных, профсоюзы - профессиональных. Таким образом, сферы деятельности и возможности работодателей и профсоюзов искусственно разделены, что не позволяет обеспечить изложенные выше условия успешной работы негосударственных пенсионных фондов корпоративного и профессионального типов.

От ослабления позиций негосударственных пенсионных фондов выигрывают два других участника этих отношений - коммерческие банки и страховые компании, которым законопроектом предполагаются аналогичные льготы в налогообложении пенсионных средств.

Трудно судить о всем спектре последствий такого преимущества, но очевидно одно - часть из них, а именно мелкие и маломощные банки, страховые компании, которым удастся привлечь пенсионные средства за счет красочной рекламы, не смогут обеспечить эффективную защиту этих накоплений от инфляции в продолжительной перспективе. Многие из них просто исчезнут при неминуемом ужесточении конкуренции на рынках банковских и страховых услуг. Намереваясь за счет привлечения пенсионных взносов поправить на время свое финансовое положение, они не собираются предупреждать будущих пенсионеров о предстоящем кризисе - иначе это будет противоречить их коммерческим интересам.

Информация о работе Пенсионная реформа в Украине