Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 14:54, реферат
Умом понимаешь, что реформированная пенсионная система должна работать эффективнее и в интересах работников, которые должны стать пенсионерами. Но интуиция подсказывает - не так все просто! Иначе как понять масштабное включение в пенсионные схемы не только пенсионных фондов, но и коммерческих банков, страховых компаний? Без материальной выгоды такие проекты для этих участников непривлекательны. Основным же источником материальной выгоды в данном случае могут быть только пенсионные взносы.
Крымский Экономический Институт
Киевского Национального Экономического Университета
Самостоятельная работа по курсу: «Финансы»
на тему:
«Пенсионная реформа в Украине»
Выполнил: Эминов Ремзи группа ЭП – 31
Проверила: Ягупова Е.А.
Симферополь, 2003
Содержание:
Предусмотренный законопроектами "Про общеобязательное государственное пенсионное страхование" и "Про негосударственное пенсионное обеспечение" путь реформирования пенсионной системы Украины есть логическим продолжением и составной частью экономических реформ в стране, последовательной реализацией прежде принятых решений и отвечает требованиям:
Этими документами установлены основные задачи и цели пенсионной реформы, а именно:
Учитывая социально-экономическ
Реформа Первого уровня (солидарной системы) предусматривает:
Таким образом Первый уровень будет представлять собой солидарную систему пенсионных выплат, взносы в которой будут платиться всеми работающими гражданами страны и их работодателями. За счет этого средства и будут выплачиваться страховые пенсии и будет устанавливаться минимальный уровень пенсионных выплат пенсионерам. Лицам, которые будут иметь маленький страховой стаж и/или размер заработка, из которого платились пенсионные страховые взносы, а итак низкие размеры пенсий, предполагается предоставление целевой социальной помощи, которая разрешит обеспечить им доходы на уровне минимальных социальных стандартов в Украине, которые будут установлены, исходя из реальных финансовых возможностей Государственного бюджета и Пенсионного фонда. В реформированной солидарной системе размер пенсии будет зависеть от размера заработной платные, из которой платились пенсионные взносы и страхового стажа, на протяжении которого они платились что будет достигаться путем увольнения Пенсионного фонда от осуществления несвойственных нему выплат (то есть размежевание источников финансирования выплаты пенсий, предназначенных за разными пенсионными программами) и внедрение системы персонифицированного учета сведений о заработке и уплате пенсионных взносов, на основе данных которой будут назначаться и выплачиваться пенсии. Ведение и обслуживание такой системы будет осуществлять Пенсионный фонд Украины.
Создание Второго уровня
пенсионной системы будет означать
внедрение в нашей стране системы
общеобязательного
Суть такой системы будет состоять в потому, что часть обязательных взносов в пенсионную систему (общий уровень пенсионных отчислений останется неизменной) будет накапливаться в едином Накопительном фонде и будет учитываться на индивидуальных накопительных пенсионных счетах граждан которые (и в пользу которых) будут платить такие взносы. Эти средства будут инвестироваться в экономику страны с целью получения инвестиционного дохода и защиты их от инфляционных процессов. Управление пенсионным средством будут осуществлять компании из управления активами (для которых эта деятельность есть профессиональной и будет лицензироваться), избранными на конкурсной (тендерной основе). При инвестировании пенсионных активов компании будут действовать в соответствии с требованиями законопроектов относительно направлений инвестирования, рынков на которые можно будет осуществлять инвестиции и требований относительно диверсификации (вкладывание средства в разные направления) инвестиционных вложений. Непосредственное сохранение пенсионных активов будет осуществлять банковское учреждение - хранитель, которая будет нести ответственность за целевое использование этих активов. Средство, которое будут учитываться на индивидуальных накопительных пенсионных счетах граждан будут собственностью этих граждан, и они смогут воспользоваться ними при достижении пенсионного возраста (или, в случаях предусмотренных законом, прежде этого срока, например в случае инвалидности). Выплаты из Накопительного фонда будут осуществляться дополнительно к выплатам из солидарной системы.
Социальные партнеры, каковыми являются профсоюзы и организации работодателей, очень внимательно наблюдают за нормотворческим процессом в сфере реформирования пенсионной системы, особенно за привлекательной и в то же время настораживающей ее накопительной составляющей. Новое всегда воспринимается с опаской, особенно когда нет возможности увидеть и оценить аналог на практике.
Умом понимаешь, что реформированная пенсионная система должна работать эффективнее и в интересах работников, которые должны стать пенсионерами. Но интуиция подсказывает - не так все просто! Иначе как понять масштабное включение в пенсионные схемы не только пенсионных фондов, но и коммерческих банков, страховых компаний? Без материальной выгоды такие проекты для этих участников непривлекательны. Основным же источником материальной выгоды в данном случае могут быть только пенсионные взносы.
Социальные партнеры ожидают от пенсионной реформы почти одного и того же, но порою интересы расходятся. Итак, работодатели хотели бы:
Работников и их представителей - профсоюзы - интересует:
Теперь важно сопоставить эти интересы и ожидания с возможностями, которые содержатся в законопроектах "Об обязательном государственном пенсионном страховании" и "О негосударственном пенсионном обеспечении".
Ныне действующий Пенсионный фонд, являющийся центральным органом исполнительной власти, должен превратиться в самоуправляемую организацию, управление которой осуществляется на паритетной основе государством и представителями субъектов социального страхования, то есть страхователей и застрахованных лиц. Это устраивает и работодателей, и профсоюзы.
Часть обязательных взносов работник может направлять из солидарной в накопительную систему. В этом заинтересованы работодатели и работники предприятий, чьи пенсионные взносы существенно превышают суммы получаемых "солидарных" пенсий. И таких много - это отрасли нефтегазового, транспортного, энергетического комплексов, сфера финансово-банковской деятельности.
Основным действующим инструментом формирования средств негосударственных пенсионных фондов в законопроекте избран коллективный договор. Это - правовой акт, сторонами которого являются, как правило, предприятие (организация, учреждение, хозяйственное товарищество и т. д.) и один или несколько профсоюзных органов, представляющих работников этого предприятия. Положения коллективного договора - дело исключительно добровольного волеизъявления и взаимного согласия сторон. Они совместно ведут переговоры, заключают договор, контролируют и обеспечивают выполнение норм и обязательств.
Таким образом принимаются решения о формировании фондов оплаты труда, социального развития трудовых коллективов, распространении на работников медицинского и других видов дополнительного социального страхования. То есть социальные партнеры совместно принимают решения и участвуют в реализации программ, имеющих социальную направленность.
Никто не станет возражать, что главной целью системы негосударственного пенсионного обеспечения является решение социальной задачи - повысить материальный уровень жизни части пенсионеров за счет дополнительных взносов предприятий и работников, одновременно дать возможность работодателям привлечь более эффективные кадры. Эффективность ее напрямую зависит от совместных усилий социальных партнеров.
Законопроектом "О негосударственном пенсионном обеспечении" возможности совместной работы социальных партнеров в значительной степени ограничены. Дело в том, что негосударственные пенсионные фонды могут быть успешными при соблюдении нескольких условий:
а - они аккумулируют значительные финансовые ресурсы, что достигается взносами не только предприятий, но и самих работников (например, соответственно 10% и 5% от заработной платы);
б - они управляются и контролируются совместно работодателями и представителями работников (профсоюзами), что обеспечивает необходимые прозрачность, согласованный выбор стратегии, защиты от злоупотреблений;
в - к ним существует
максимальное доверие со стороны
работодателей и самих
Законопроектом же предусмотрено, что работодатели и работники (профсоюзы) могут выступать учредителями негосударственных пенсионных фондов, но разных типов: работодатели - корпоративных, профсоюзы - профессиональных. Таким образом, сферы деятельности и возможности работодателей и профсоюзов искусственно разделены, что не позволяет обеспечить изложенные выше условия успешной работы негосударственных пенсионных фондов корпоративного и профессионального типов.
От ослабления позиций негосударственных пенсионных фондов выигрывают два других участника этих отношений - коммерческие банки и страховые компании, которым законопроектом предполагаются аналогичные льготы в налогообложении пенсионных средств.
Трудно судить о всем спектре последствий такого преимущества, но очевидно одно - часть из них, а именно мелкие и маломощные банки, страховые компании, которым удастся привлечь пенсионные средства за счет красочной рекламы, не смогут обеспечить эффективную защиту этих накоплений от инфляции в продолжительной перспективе. Многие из них просто исчезнут при неминуемом ужесточении конкуренции на рынках банковских и страховых услуг. Намереваясь за счет привлечения пенсионных взносов поправить на время свое финансовое положение, они не собираются предупреждать будущих пенсионеров о предстоящем кризисе - иначе это будет противоречить их коммерческим интересам.