Пенсионная реформа в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 11:57, реферат

Описание работы

Россия стремится выстроить пенсионную систему, опираясь на опыт других стран. В 2002 году в России была предпринята масштабная пенсионная реформа, цель которой повышение уровня жизни пенсионеров и гарантия финансовой устойчивости государственной пенсионной системы.

Работа содержит 1 файл

Пенсионная реформа в России.doc

— 204.50 Кб (Скачать)

По существу в Швеции традиционная распределительная система  заменяется смешенной, распределительно-накопительной  с условно накопительными счетами  в ее распределительной части. При  этом переход на новую систему  обязателен для лиц, родившихся в 1954 г. и позже, родившимся до 1934 г. , пенсия будет выплачиваться по старым правилам, лица 1935-1953 гг. рождения одну часть пенсии получат по новым, другую по старым правилам.

В ходе пенсионной реформы  в развитых государствах возникла такая  новация, как условно-накопительные счета, они положены в основу и российской реформы.

Система условно-накопительных  счетов позволяет ослабить воздействие  на пенсионную систему демографического фактора – увеличения продолжительности  жизни (пособие исчисляется на основе актуарных расчетов, исходя из ожидаемой продолжительности жизни в стране на момент выхода индивида на пенсию) и досрочного выхода на пенсию. Последнее крайне важно для развитых государств, поскольку, как уже отмечалось, повышение уровня благосостояния и система налогообложения стимулируют выход на пенсию ранее законодательно установленного срока.

Несмотря на то, что  переход к накопительным схемам не стал целью реформ в подавляющем  большинстве стран, наблюдается  тенденция к осторожному и  постепенному введению накопительных элементов и возрастанию роли негосударственных (частных) пенсий в доходах пенсионеров. Пенсионные системы все более индивидуализируются, усиливается связь пособия с уровнем и продолжительностью страховых взносов. Предусматривается дальнейшее развитие этих тенденций. Так, в официальных документах ЕС установлены конкретные цели перехода к новым пенсионным схемам в период с 1998 по 2020 г. Предполагается, что за этот период доля распределительной системы в пенсионных выплатах снизится с 84 до 64%; на много возрастает накопительный элемент – с 12 до 29%, а незначительная сегодня доля добровольного частного пенсионного страхования утроится – с 1,5 до 4,5%.7

В постсоциалистических странах к общим для всех стран  мира причинам реформирования пенсионных систем добавились и специфические, обусловленные особенностями переходного периода:

- заметно снизившаяся  способность государства собирать  страховые платежи;

- низкий уровень дохода  населения;

- сохранение большого  количества пенсионных льгот  с невысокими критериями, дающими право на их получение;

- слишком обширные  системы социального обеспечения,  не соответствующие уровню экономического  развития.

Во второй половине 90-х  годов многие страны приступили к  системным пенсионным реформам. В  целом результаты реформ в постсоциалистических странах еще трудно обобщить и оценить однозначно.. Более определенные выводы можно сформулировать лишь относительно концепций реформ и методов их реализации, которые имеют как ряд общих черт, так и существенных особенностей.

   Мировой опыт  показывает, что решение финансовых  проблем пенсионных систем возможно  по 3-м направлениям: 1) сохранение  в несколько реформированном  виде государственной распределительной  пенсионной системы и одновременно  стимулирование развития добровольных частных пенсионных программ; 2) введение многоуровневой распределительно-накопительной пенсионной схемы, финансируемой из различных источников; 3) переход к полностью накопительной схеме. В практике пенсионного реформирования в постсоциалистических странах присутствуют все 3 направления (Приложение 2).

Начат или планируется  переход к многоуровневым схемам в Болгарии, Хорватии, Румынии, Словакии и Македонии.

На постсоветском пространстве первой страной, преобразовавшей в 1996 г. Распределительную схему по принципу условно накопительных счетов, была Латвия. В 2000-2001 гг. пенсионные реформы были продолжены, введен накопительный уровень, обязательный для лиц моложе 30 лет и свободный для работников в возрасте 30-50 лет. Уже с 2001 года взносы в пенсионную систему, равные 20% фонда заработной платы, делятся поровну между распределительным и накопительным уровнями.8

Переход к системе  персонифицированного учета, т.е. условно-накопительным  счетам, осуществлен в Киргизии и  Молдавии. Остальные государства, за исключением Казахстана, ограничиваются пока изменениями, вносимыми в действующую распределительную схему с целью адаптации ее к меняющимся условиям. Однако временно многие государства СНГ рассматривают возможность перехода в перспективе к многоуровневой схеме.

Как показывает мировой  опыт, успешные пенсионные реформы  всегда являются результатом общественного  согласия по поводу распределительных  отношений, а также форм и способов проведения реформ.

Перестроить пенсионную систему, не затрагивая всего круга фундаментальных социально-экономических составляющих жизни общества, невозможно. Пенсионная реформа должна быть связана с реформой всей сферы распределительных отношений, прежде всего, оплаты труда.

Как показал выполненный  анализ, введение накопительных элементов, переход к дифференцированным, многоуровневым пенсионным схемам свидетельствует об общей для стран всего мира тенденции. Однако для большинства развитых  государств остается открытым вопрос о том, насколько быстрыми и глубокими будут эти изменения. Так как новые схемы (и накопительные, и многоуровневые), за исключением системы в Чили, функционируют еще мало времени, определенные  выводы о их эффективности затруднительны. Более чем 10-летний опыт функционирования накопительной системы в Чили показал ряд ее преимуществ, но выявил и недостатки, развеяв многие мифы.

Сегодня нет убедительных доказательств и недостаточно опыта, чтобы согласиться с односторонним  взглядом о преимуществах частной  накопительной схемы  и ее способности  обеспечить высокий уровень доходов от инвестирования накоплений и экономический рост и, следовательно, нет убедительных аргументов для полного отказа от традиционных схем, базирующихся на принципах солидарности и текущего финансирования. 

 

3. СОЗДАНИЕ И РАЗМЕЩЕНИЕ  ПЕНСИОННЫХ РЕЗЕРВОВ

 

Становление рыночной экономики  диктует необходимость дальнейшего  совершенствования и развития инфраструктуры. Как показывает зарубежный опыт, этот процесс происходит как за счет создания новых структурных звеньев рыночной инфраструктуры хозяйства, так и за счет использования действующего рыночного инструментария в отраслях, где он не применялся. Необходимость подобного использования действующих рыночных инструментов и расширение сферы их применения определяется самой логикой дальнейшего экономического развития.

Одним из таких направлений  в России является использование  эмиссии государственных ценных бумаг в деятельности пенсионного  и страхового секторов.

Современное рыночное хозяйство  базируется на концентрации капитала, непрерывный рост которого является необходимым условием деятельности предприятия, созданного в любой организационно-правовой форме. Процесс накопления средств тесно связан с рынком ценных бумаг. Естественно, что ценные бумаги должны найти и уже находят применение в такой важной структуре рыночного хозяйства, какой сегодня в России становится негосударственное пенсионное страхование и пенсионное обеспечение, в задачи которых наряду с коммерческим успехом отдельной организации входит обеспечение устойчивости экономического развития всего хозяйства.

Эмиссия государственных  пенсионных и страховых облигаций  позволит, с одной стороны, стабилизировать  инвестиционные ресурсы, а с другой – сохранить и приумножить  средства населения для достойного обеспечения граждан. Выпуск государственных  пенсионных и страховых ценных бумаг придаст устойчивость системе пенсионного обеспечения, основанной на накопительной модели формирования пенсионных резервов. Последняя, как показывает опыт многих стран с развитой рыночной инфраструктурой, дает возможность мобилизовать сбережения населения и тем самым решит три задачи: во-первых, использовать свободные средства на нужды развития хозяйства страны; во-вторых, стимулировать эффективную занятость и заинтересованность в высокой заработной плате, а следовательно заинтересованность в росте квалификации и производительности труда; в-третьих, повысить ответственность государства перед своими внутренними кредиторами и тем самым ограничить масштабы неэффективного использования безвозвратно полученных с помощью налогообложения средств.

Сложившиеся пенсионные системы и источники формирования их доходов в общем виде можно  представить с помощью схемы.

 

Начиная с 1 января 2002 года модель государственного пенсионного  обеспечения, действовавшая   до этого только как распределительная, была дополнена накопительной системой. Накопительный элемент не был введен ранее в связи с  отсутствием или недостатком на рынке инвестиционных инструментов с повышенной надежностью. Сейчас экономические условия изменились, и, как считает Правительство, появилась возможность внедрения инвестиционных механизмов финансирования в обязательную систему пенсионного страхования. Накопительная часть трудовой пенсии должна инвестироваться в соответствии с законом «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», принятым в сентябре 2002 года. Именно этот закон разработчики новой пенсионной системы называют ключевым документом, а вопрос инвестирования пенсионных средств, рассматриваемый в нем, самым щекотливым вопросом во всей пенсионной реформе. Появление накопительной системы создает необходимость поиска оптимальных вариантов направления пенсионных средств на инвестирование.

Анализ возможных вариантов  инвестирования свободных и накапливаемых средств Пенсионного фонда в российские активы показывает полное отсутствие инструментов долгосрочного инвестирования на внутреннем рынке, удовлетворяющих потребностям  Пенсионного фонда РФ, НПФ и страховых компаний, а тем более инструментов, специально предназначенных для добровольного накопления средств на старость гражданам с относительно высокими доходами.

Необходимость размещения средств, накапливающихся на персонифицированных  счетах в системе государственного пенсионного обеспечения, а также развитие системы российских негосударственных пенсионных фондов неизбежно повлияет на дальнейшее расширение и развитие рынка ценных бумаг. Поэтому следует остановиться на анализе инвестиционных возможностей государственного Пенсионного фонда и системы негосударственных пенсионных фондов России.

Еще четче инвестиционная деятельность Пенсионного фонда  выразилась с выходом 18 сентября 2002 года постановления Правительства  РФ №681 «О порядке размещения в 2002 году временно свободных средств резерва  бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации». Пенсионный фонд получил право направлять часть временно свободных средств на покупку государственных ценных бумаг. Объем, структура и сроки приобретения и продажи государственных ценных бумаг согласовываются с Минфином РФ. Агентами по операциям с временно свободными средствами и ценными бумагами определены ЦБ России и Внешэкономбанк. Ежеквартально Пенсионный фонд должен отчитываться об операциях с ценными бумагами перед правительством и Минфином.

Состояние финансового рынка в России, отсутствие специальных инструментов  инвестирования пенсионных накоплений в Пенсионном  фонде России ставит в затруднительное положение реализацию пенсионной реформы. Выброс на финансовый рынок средств в больших объемах требует соответствующего нормативного регулирования. В связи с этим выход закона, регулирующего процесс инвестирования пенсионных накоплений, весьма актуален.

Действующим законодательством  предусмотрены следующие направления  размещений пенсионных накоплений ПФ РФ:

- государственные ценные бумаги РФ;

- государственные ценные  бумаги субъектов РФ;

- облигации российских  эмитентов;

- акции российских  эмитентов, созданных в форме  открытых акционерных обществ;

- паи (акции, доли) индексных  инвестиционных фондов, размещающих  средства  в государственные ценные бумаги иностранных государств, облигации и акции иных иностранных эмитентов;

- ипотечные ценные  бумаги РФ;

- денежные средства  в рублях на счетах в кредитных  организациях;

- иностранная валюта  на счетах в кредитных организациях.

Основой третьего уклада пенсионной системы России должна стать  система добровольного пенсионного  обеспечения, основанная на работе НПФ  и частном инвестировании.

Среди НПФ можно выделить такие группы фондов, как корпоративные  – ЛУКойл-Гарант, Сургутнефтегаз, отраслевые – НПФ Электроэнергетики, Мосэнерго, Дальмагистраль, региональные – Ермак, Таганрогский, пенсионные фонды банков и страховых организаций – Внешэкономбанк, НПФ Сберегательного банка.

Основу российской негосударственной  пенсионной системы составляют именно корпоративные фонды. Это так называемые фонды закрытого типа, которые создаются только для участников, сгруппированных по определенному признаку (работников, состоящих в штате одного или нескольких предприятий, учредивших фонд; работников какой-либо отрасли, профессии и т.п.)

Негосударственная пенсионная система, основанная  первоначально  на обязательных взносах работодателей, многовариантна. Она включает взносы в любой  избранный самим работодателем  или работником негосударственный  пенсионный фонд, взносы в профессиональную пенсионную систему либо непосредственную выплату пенсий работодателем без формирования фондом и накопления средств.

В функционировании негосударственных  пенсионных фондов можно выделить следующие  основные черты: мобильность при выборе и смене управляющей компании; снижение рисков путем диверсификации портфеля по управляющих компаниям, а также определенный уровень доходности; информационную открытость и прозрачность; обеспечение высокого уровня обслуживания.

Информация о работе Пенсионная реформа в России