Пенсионная реформа в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 11:57, реферат

Описание работы

Россия стремится выстроить пенсионную систему, опираясь на опыт других стран. В 2002 году в России была предпринята масштабная пенсионная реформа, цель которой повышение уровня жизни пенсионеров и гарантия финансовой устойчивости государственной пенсионной системы.

Работа содержит 1 файл

Пенсионная реформа в России.doc

— 204.50 Кб (Скачать)

формировать накопительную часть  трудовой пенсии в Пенсионном фонде  РФ и отказаться от выбора управляющей компании. В этом случае инвестирование пенсионных накоплений гражданина будет осуществляться государственной управляющей компанией (ГУК);

отказаться от услуг ПФР и  формировать накопительную часть  трудовой пенсии в негосударственном пенсионном фонде (НПФ);

отказаться от услуг НПФ и  перевести формирование накопительной  части трудовой пенсии обратно в  ПФР;

 

Право выбора управляющей компании, а с 2004 года и негосударственного пенсионного фонда, застрахованное лицо может реализовывать ежегодно.

 

Организации, участвующие в реализации пенсионной реформы

 

В настоящее время сформирована следующая структура управления средствами пенсионных накоплений:

Пенсионный фонд РФ – формирует  накопительную часть трудовой пенсии, организует процесс инвестирования путем заключения договоров доверительного управления с управляющими компаниями и с государственной управляющей компанией;

негосударственные пенсионные фонды  – формируют накопительную часть  трудовой пенсии, организуют процесс  инвестирования путем заключения договоров доверительного управления с управляющими компаниями;

государственная управляющая компания (ГУК) – осуществляет инвестирование средств пенсионных накоплений граждан, не воспользовавшихся правом выбора управляющей компании, а также  выбравших государственную управляющую компанию в качестве управляющей компании;

управляющие компании (УК) – инвестируют  средства пенсионных накоплений;

специализированный депозитарий  – осуществляет контроль за соответствием  деятельности управляющих компаний по управлению средствами пенсионных накоплений требованиям законодательства, нормативным документам и инвестиционной декларации; уведомляет соответствующие контролирующие органы о возможных проблемах и некорректных действиях; ведёт учет ценных бумаг и учет перехода прав на ценные бумаги, приобретенные в результате инвестирования средств пенсионных накоплений; осуществляет контроль за стоимостью чистых активов, находящихся в управлении УК, за перечислением в ПФР средств на выплаты гражданам за счет средств пенсионных накоплений;

брокеры – предоставляют брокерские услуги управляющим компаниям по приобретению разрешенных активов.

 

 

Сущность и основные понятия  пенсионной реформы

 

 

Сущность пенсионной реформы в  РФ Федерации заключается в переходе работы Пенсионного Фонда от распределительной схемы, к распределительно-накопительной.

Распределительная схема представляла собой сбор пенсионных отчислений работающих граждан и последующее их распределние между пенсионным населением.

Распределительно-накопительная схема, как видно из названия, не только распределяет пенсионные отчисления, но и определенную часть отчислений накапливает на специальном пенсионном счете работающего гражданина.

 

Таким образом, Государство стремится  обеспечить финансовое благополучие будущих пенсионеров.

Рассмотрим работу Пенсионного  фонда России (ПФР) и изменения, появившиеся  после пенсионной реформы.

 

До пенсионной реформы ПФР осуществлял  деятельность по распределительному принципу – каждый работодатель обязан уплачивать Единый социальный налог (ЕСН), который предусматривает отчисления в Пенсионный фонд. Данные поступления ПФР направлял на выплату пенсий действующим пенсионерам. Отчисления в ПФР состояли из двух частей: базовой и страховой. Кратко можно сказать, что все отчисления в ПФР поступали на один счет или в один общий фонд, из которого производилась выплата пенсий.

 

С появлением пенсионной реформы ПФР  перешел от распределительной системы  пенсионных накоплений к распределительно-накопительной. Таким образом, пенсия стала включать в себя три части – базовую, страховую и накопительную. У каждого гражданина появились пенсионные накопительные счета, с помощью которых отдельная часть пенсии накапливается в собственный пенсионный фонд. Это значит, что каждый гражданин начинает формировать собственную пенсию с началом трудовой деятельности.

 

 

В пенсионной реформе могут участвовать  граждане РФ, родившиеся в 1967 г и  моложе. Для граждан старше 1967 года рождения система выплаты пенсий будет производиться без учета  изменений, появившихся после пенсионной реформы

 

 

 

Цели и задачи пенсионной реформы

 

 

С помощью проведения пенсионной реформы  в стране государство преследует следующие цели:

совершенствовать пенсионные выплаты  гражданам РФ;

обеспечить достойную старость пенсионерам;

стабилизировать ситуацию, учитывая демографический кризис;

искоренить «черные» заработные платы;

привлечь дополнительные инвестиции в экономику страны.

 

 

Проведение пенсионной реформы  имеет ряд задач:

введение новой системы трудовой пенсии, состоящей из базовой, трудовой и накопительной частей;

предоставление индивидуального  выбора управляющей компании, прошедших  конкурсный отбор;

сохранение прав граждан на пенсионное обеспечение всех видов трудовой пенсии (по старости, по инвалидности и  в случае потери кормильца);

нормативное обеспечение проведение реформы пенсионных накоплений;

привлечение к реформе негосударственных  пенсионных фондов и частных управляющих  компаний;

контроль инвестиций пенсионных накоплений.

 

 

В результате введения пенсионной реформы  гражданам представляется возможность регулирования материального обеспечения пенсионных накоплений, успешная релизация всех задач пенсионной реформы позволит обеспечить достойную пенсию гражданам РФ.

 

Накопительная часть пенсии

 

 

Основная идея пенсионной реформы - это создание накопительной части пенсии. Так что же такое накопительная часть пенсии?

Это составляющая часть пенсии, которая  появилась 1 января 2002 года с началом  реформирования пенсионной системы  РФ. Если раньше пенсия состояла из двух частей: базовой и страховой, то теперь пенсия включает в себя три части: базовую, страховую и накопительную части. Пенсия формируется путем суммирования всех трех частей. Появление накопительной части обусловлено стремлением увеличить пенсионные накопления граждан РФ.

 

В соответствии с законодательством накопительная часть пенсии передается в доверительное управление частным управляющим компаниям, негосударственным пенсионный фонда (НПФ), либо остается в ПФР, который направлять накопительную часть в управление государственной управляющей компании (ВнешЭкономБанк). 

 

 

Законодательством предусмотрено  принятие индивидуального решения  гражданина о выборе способа управления накопительной частью пенсии. Если будущий пенсионер не высказал предпочтение о способе управлении накопительной частью, то она автоматически поступает в управление государственной управляющей компании.

 

Размер накопительной части  зависит от дохода гражданина. Соответственно, накопительная часть формируется  исходя из величины зарплаты и дохода, полученного от инвестирования накопительной части.

 

Как рассчитывается размер накопительной  части?

Прежде всего, необходимо разобраться, откуда и как поступают пенсионные отчисления в ПФР. Каждый работодатель уплачивает Единый социальный налог (ЕСН) . ЕСН включает в себя суммы отчислений в ПФР. Если раньше все средства поступали в общий фонд ПФР, то теперь часть средств (базовая и страховая часть) поступает в ПФР, а оставшаяся часть (накопительная) зачисляется на специальный личный накопительный пенсионный счет.

 

 

Наглядно пенсионные отчисления можно представить следующим образом:

размер пенсионных отчислений – 28% от официальной зарплаты(данные отчисления уплачивает работодатель за каждого  работника).

28% состоят из:

14% - размер базовой части (это  фиксированная государством сумма, не зависит от уровня зарплаты сотрудника);

14% - сумма страховой и накопительной  частей пенсии (зависит от уровня  зарплаты сотрудника)

 

 

Кроме того, стоит обратить внимание на возраст работающего гражданина, т.к. для граждан, родившихся в 1967 году и старше, пенсионные отчисления направляются в ПФР и не подлежат перераспределению. Для граждан, родившихся в 1967 году и моложе, накопительная часть подлежит зачислению на личный пенсионный счет.

 

Инвестирование денежных средств  с накопительных счетов строго контролируется законодательством и ограничивает доли вложения в определенные активы, а также в зарубежные инвестиции.

 

Соглано Постановлению Правительства  РФ № 379 от 30 июня 2003 г. Накопительная  часть пенсии может быть направлена:

Государственные облигации - без ограничений

Облигации субъектов РФ - до 40%

Муниципальные облигации - до 40%

Корпоративные облигации - до 80%

Акции открытых акционерных обществ - до 65%

 

 

Размер сумм отчислений ПФР предполагает ежегодно индексировать с учетом темпов инфляции в стран

 

 

Нормативная база пенсионной системы

 

 

Пенсионная система РФ базируется на обширном перечне нормативно-правовых документов, что гарантирует защищенность граждан РФ по пенсионному обспечению.

 

Пенсионное законодательство в  Российской Федерации

 

Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ "Об инвестировании средств  для финансирования накопительной  части трудовой пенсии в Российской Федерации". Во исполнение данного  закона, Правительством Российской Федерации  был принят ряд постановлений:

постановление Правительства РФ от 30 июня 2003 г. № 379 “Об установлении дополнительных ограничений на инвестирование средств  пенсионных накоплений в отдельные  классы активов и определении  максимальной доли отдельных классов  активов в инвестиционном портфеле в соответствии со статьями 26 и 28 Федерального закона “Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации”;

постановление Правительства РФ от 30 июня 2003 г.

 

№ 395 “О мерах по организации управления средствами пенсионных накоплений”;

постановление Правительства РФ от 26 июня 2003 г. № 390 “Об утверждении  методики определения совокупной взвешенной оценки (рейтинга) специализированного  депозитария при проведении в 2003 году конкурса по отбору специализированного депозитария и требований к участникам и должностным лицам участников конкурса по отбору управляющих компаний для заключения с ними Пенсионным фондом Российской Федерации договоров об оказании услуг специализированного депозитария и о доверительном управлении средствами пенсионных накоплений”;

постановление Правительства РФ от 19 июня 2003 г. № 346 “О реализации права  застрахованного лица на выбор инвестиционного  портфеля (управляющей компании) в  соответствии с Федеральным законом  “Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации”;

постановление Правительства РФ от 8 мая 2003 г. № 266 “О конкурсах по отбору специализированного депозитария  и управляющих компаний для заключения с ними Пенсионным фондом Российской Федерации договора об оказании услуг специализированного депозитария и договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений”;

постановление Правительства РФ от 22 января 2003 г. № 34 “О назначении Банка  внешнеэкономической деятельности СССР (Внешэкономбанк) государственной управляющей компанией по доверительному управлению средствами пенсионных накоплений”;

постановление Правительства РФ от 31 августа 2003 г. № 652 “Об утверждении  правил инвестирования средств страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступившие в течение финансового года в Пенсионный фонд Российской Федерации”;

 

Федеральный закон от 7 мая 1998 года № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах». Во исполнение данного закона, Правительством Российской Федерации был принят ряд постановлений: 

 

Постановление Правительства РФ от 22 июля 2002 г. № 546 "Об утверждении  Положения о лицензировании деятельности негосударственных пенсионных фондов";

Постановление Правительства РФ от 23 декабря 1999 г. № 1432 "Об утверждении Правил размещения пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением";

Постановление Правительства РФ от 13 декабря 1999 г. № 1385 "Об утверждении  Требований к пенсионным схемам негосударственных пенсионных фондов, применяемым для негосударственного пенсионного обеспечения населения"

Постановление Правительства РФ от 5 октября 1999 г. № 1117 "Об утверждении  Положения об Инспекции негосударственных  пенсионных фондов при Министерстве труда и социального развития Российской Федерации"

 

Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Во исполнение данного закона, Правительством Российской Федерации был принят ряд постановлений:

Постановление Правительства РФ от 11 марта 2003 г. № 148 "Об утверждении  Правил исчисления и уплаты страховых  взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в размере, превышающем  минимальный размер фиксированного платежа"

Постановление Правительства РФ от 12 июня 2002 г. № 408 "О порядке выдачи пенсионной книжки застрахованного  лица в Пенсионном фонде Российской Федерации"

Постановление Правительства РФ от 12 июня 2002 г.

 

№ 407 "Об утверждении Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал" Федеральный Закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Во исполнение данного закона, Правительством Российской Федерации был принят ряд постановлений:

Информация о работе Пенсионная реформа в России