Пенсионная реформа в России: проблемы и перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 12:46, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в анализе результатов и оценке перспектив пенсионной реформы Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
дать определение пенсионной системе;
выявить причины пенсионного реформирования;
рассмотреть особенности возникновения и развития пенсионной системы в России,
охарактеризовать современный этап развития;
наметить перспективы российской пенсионной системы.

Содержание

1.ВВЕДЕНИЕ
2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1.Причины проведения, цели и задачи пенсионной
реформы
2.2.Организация пенсионной системы в России
2.3.Основные недостатки пенсионной реформы
2.4.Перспективы развития пенсионного обеспечения и
руководство к действию
3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
4.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Курсовая!Окончательный вариант.doc

— 115.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                 

                                       
 

                       

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 

на  тему:

«Пенсионная реформа в России: проблемы и перспективы» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Факультет: 

Экономический

 

Выполнил:

Студент группы 1ЭДС2

Рябова Людмила  Анатольевна 

Преподаватель:

Попова Татьяна  Львовна 
 
 
 
 
 

 

МОСКВА 2009 
 

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 

1.ВВЕДЕНИЕ 

2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

          2.1.Причины проведения, цели и задачи пенсионной

                реформы

          2.2.Организация пенсионной системы в России

          2.3.Основные недостатки пенсионной реформы

          2.4.Перспективы развития пенсионного  обеспечения и               

                руководство к действию 

3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

4.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

          Началом общественно-политической дискуссии вокруг пенсионной реформы можно считать 1995 год — год разработки Правительственной Концепции реформы пенсионного обеспечения в Российской Федерации, первого документа, в котором были системно изложены причины, вызывающие необходимость поиска кардинальных решений в пенсионной сфере, а также принципы, на которые должна опираться будущая национальная пенсионная система. Весь последующий период вопрос о пенсионной реформе не покидал политической повестки.

          За прошедшее время пенсионная  система пережила не один кризис  — затяжной период дефицита  Пенсионного фонда, главного финансового  института системы, кризис неплатежей  и задолженности, шок после  дефолта 1998 г. и т.д. Каждый  из этих кризисов давал свои уроки, вносил новые аргументы «за» и «против» реформы и влиял на формирование новых подходов к решению проблемы. Палитра этих подходов довольно богата. На рубеже 2001–2002 гг. реформа вступила в стадию своей реализации — было принято новое пенсионное законодательство, которое принципиально изменило отношения в пенсионной системе. До этого момента пенсионная система в нашей стране носила чисто распределительный характер. То есть собранные за определенный год отчисления налога шли на выплаты текущим пенсионерам. Таким образом, происходило своеобразное перекрестное субсидирование различных поколений: пенсии выплачивались за счет отчислений работающих.

          С 2002 г. пенсионные отчисления  российских граждан делятся на  три части: базовую, страховую и накопительную. Соответственно, и будущая пенсия будет состоять из трех частей: базовой (фиксирована, зависит только от возраста и наличия иждивенцев), страховой (зависит от трудового стажа и заработной платы) и накопительной, размер которой определяется размером пенсионных накоплений, то есть суммой пенсионных отчислений и дохода от их инвестирования.

          Переход к накопительной пенсионной  системе может обеспечить решение  сразу нескольких задач: 

- более эффективной  и справедливой организации поддержания доходов пожилых людей,

- восстановления  зависимости между взносами по  пенсионному страхованию и размером  пенсии,

- снятия с  государства и налогоплательщика  части обязательств в условиях  ухудшающейся демографической ситуации, приток "длинных денег" в экономику, развитие финансового сектора.

          При этом следует отметить, что накопительная пенсионная система может породить многие организационные и структурные проблемы. При введении накопительной системы и выбора между институциональными структурами велик риск перекосов в сторону повышенного внимания не к реализации целей реформы, а к незначительным деталям и защите ведомственных интересов.

          Учитывая сложность организации пенсионной системы и компромиссный характер законодательства о введении накопительного пенсионного страхования, долгий срок проявления последствий, множественность рисков, важность пенсий по старости для всего населения, структура пенсионной системы и ее нормативная база должны стать предметом переговоров государства, бизнеса и общества. То, что многие нормативные акты еще только предстоит принять, дает возможность провести строительство новой системы в интересах ее участников и с учетом мировой практики.

          Таким образом, вопрос реформирования российской пенсионной системы представляет собой серьезную научную проблему (причем проблему междисциплинарного характера) этим и объясняется актуальность выбранной темы.

          Цель данной работы заключается в анализе результатов и оценке перспектив пенсионной реформы Российской Федерации.

          Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

дать определение  пенсионной системе;

выявить причины  пенсионного реформирования;

рассмотреть особенности возникновения и  развития пенсионной системы в России,

охарактеризовать  современный этап развития;

наметить  перспективы российской пенсионной системы.

          Объектом курсовой работы является пенсионная система.

          Предметом являются особенности российской пенсионной системы, политика российского государства в пенсионной сфере.

          Настоящее исследование посвящено анализу этих вопросов.  

Причины проведения, цели и задачи пенсионной реформы 

          До принятия реформы государственные пенсии выплачивались на основе принципа "солидарности поколений": те, кто сейчас на пенсии, получают деньги за счет налогов, уплачиваемых работающими гражданами (если точнее - работодателями за своих работников пропорционально фонду оплаты труда). Собранные деньги не инвестируются, так как, едва поступив в Пенсионный фонд России, они сразу идут на выплату текущих пенсий.

          Подобная система хороша, когда на одного пенсионера приходится 3-4 (а лучше еще больше) работающих граждан: тогда можно платить сравнительно достойные пенсии, отбирая у работающих не слишком много. Но если демографическая структура в стране ухудшается из-за увеличения продолжительности жизни и снижения рождаемости, т.е. население стареет, - то сокращается и соотношение числа работающих с числом пенсионеров. На момент принятия реформы эта цифра была меньше 2 и имела перспективу к снижению. В данной ситуации приходилось либо увеличивать налоги, либо уменьшать пенсии.

          У нас налицо обе неприятности: пенсии почти нищенские, а вместе с тем предприятия-работодатели недовольны чрезмерно высоким, по их мнению, единым социальным налогом, из которого как раз и платятся пенсии. Впрочем, тут мы не первые: развитые западные страны уже давно столкнулись с проблемой старения населения, а вследствие этого - с финансовыми затруднениями распределительных пенсионных систем.

          В качестве главного способа решения этой проблемы предлагается введение накопительного элемента в систему обязательного пенсионного страхования. Это означает, что определенная часть пенсионных взносов, поступающих в ПФР за каждого работника, будет не тратиться на текущие пенсии, а инвестироваться в ценные бумаги или иные финансовые активы. Средства эти будут распределяться по индивидуальным счетам, и сумма на счете конкретного гражданина будет зависеть от его зарплаты. С другой стороны, на накопительные счета будут зачисляться доходы от инвестирования.

          При такой системе, с одной стороны, к старости у человека должна накопиться определенная сумма, из которой можно будет платить ему пенсию, - а с другой стороны, российская экономика получит столь необходимые ей инвестиционные ресурсы. Обе цели выглядят вполне достойно.

          Но введение накопительной системы не означает полного отказа от распределительной системы: в определенном небольшом размере она будет сохраняться. Вместе с тем, введение накопительного элемента в государственную пенсионную систему не отменяет и не заменяет дополнительного добровольного пенсионного обеспечения в негосударственных пенсионных фондах или страховых компаниях.

          Основными целями пенсионной реформы являются:                   

1)реализация гарантированного Конституцией Российской Федерации права граждан на пенсионное обеспечение в старости, в случае инвалидности, при потере кормильца и в иных установленных законом случаях;                          

2)обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы и создание предпосылок для устойчивого развития пенсионного обеспечения на основе государственного  пенсионного страхования и бюджетного финансирования;                

3)адаптация системы пенсионного обеспечения к развивающимся в России рыночным отношениям;                                    

4)рационализация и оптимизация условий предоставления и размеров пенсий;

5)повышение эффективности пенсионной системы путем совершенствования системы управления пенсионным обеспечением.                            

          Первой задачей реформы является снижение сложности пенсионной системы путем применения простой формулы пенсионных выплат и прозрачных условий для получения права на пенсию.

          Второй задачей является повышение мотивации физических лиц к уплате взносов и к более продолжительному периоду работы, что будет способствовать повышению уровня платежеспособности пенсионной системы. Наконец, введение накопительного элемента призвано увеличить размер пенсии наряду с развитием рынка ценных бумаг и содействием экономическому росту.

          В новой пенсионной модели предусмотрена прямая пропорциональная зависимость между размерами зарплаты (и, следовательно, размерами платежей) и размером будущей пенсии. Чем больше зарплата и платежи с нее, тем больше размер и пенсионного капитала, и исчисляемой на его основе пенсии. А общая финансовая стабильность российской пенсионной системы достигается при условии снижающегося коэффициента замещения (соотношение средней пенсии и средней заработной платы).

          Успешная реализация накопительного элемента зависит от трех факторов: способности финансового рынка и рынка ценных бумаг продуктивно “проглотить” поток средств накопительного элемента, возможности для физических лиц получить разумный уровень дохода от накопительного элемента и гарантий в отношении пенсионных активов.

          Для достижения этих целей необходима макроэкономическая стабильность и активное проведение долговременной реформы финансового рынка и рынка ценных бумаг. Для этого также необходимо наличие постоянного числа состоятельных банков и лицензированных специальных депозитариев; соответствующей стратегии управления государственным долгом и некоторых базовых элементов финансовой инфраструктуры и корпоративного управления.

          Состояние пенсионной системы зависит от многих слагающих: от уровня заработной платы, положения на рынке труда, налоговой, страховой и социальной политики государства. Многие специалисты считают, что в нашей стране преобразования сталкиваются с рядом существенных проблем. 

Организация пенсионной системы России 

          Начиная с 2001 г. в России происходит постепенный переход к смешанной системе, сочетающей в себе распределительный и накопительный принципы. Трудовая пенсия (то есть пенсия по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца) будет состоять из трех элементов:

- базовая  пенсия. На время принятия реформы ее размер составлял 450 руб. для большинства пенсионеров. Она может увеличиваться при наличии иждивенцев, а также по достижении 80-летнего возраста и по инвалидности I группы. Закон предусматривает индексацию базовой пенсии в зависимости от уровня инфляции и возможностей бюджета, а также постепенное приближение ее к величине прожиточного минимума;

- страховая  пенсия. Она рассчитывается исходя  из величины условного пенсионного  капитала (суммы страховых взносов  определенным образом проконвертированных), поделенного на ожидаемую продолжительность  выплаты трудовой пенсии. Для лиц, у которых уже имелись некоторые пенсионные права по состоянию на 1 января 2002 г., определенным образом рассчитывается "начальный" пенсионный капитал, к которому добавляются последующие взносы. Фактически размер этой части трудовой пенсии будет зависеть от уровня дохода (и, соответственно, отчислений) и стажа работы;

- накопительная  пенсия. Это реально накопительная  часть, размер которой определяется  размером пенсионных накоплений, то есть суммой пенсионных  отчислений и дохода от их  инвестирования.

Информация о работе Пенсионная реформа в России: проблемы и перспективы