Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 12:46, курсовая работа
Цель данной работы заключается в анализе результатов и оценке перспектив пенсионной реформы Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
дать определение пенсионной системе;
выявить причины пенсионного реформирования;
рассмотреть особенности возникновения и развития пенсионной системы в России,
охарактеризовать современный этап развития;
наметить перспективы российской пенсионной системы.
1.ВВЕДЕНИЕ
2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1.Причины проведения, цели и задачи пенсионной
реформы
2.2.Организация пенсионной системы в России
2.3.Основные недостатки пенсионной реформы
2.4.Перспективы развития пенсионного обеспечения и
руководство к действию
3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
4.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
КУРСОВАЯ
РАБОТА
на тему:
«Пенсионная
реформа в России:
проблемы и перспективы»
Факультет:
Экономический
Выполнил:
Студент группы 1ЭДС2
Рябова Людмила
Анатольевна
Преподаватель:
Попова Татьяна
Львовна
МОСКВА 2009
СОДЕРЖАНИЕ
1.ВВЕДЕНИЕ
2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1.Причины проведения, цели и задачи пенсионной
реформы
2.2.Организация пенсионной системы в России
2.3.Основные недостатки пенсионной реформы
2.4.Перспективы развития
руководство к действию
3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
4.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Началом общественно-политической дискуссии вокруг пенсионной реформы можно считать 1995 год — год разработки Правительственной Концепции реформы пенсионного обеспечения в Российской Федерации, первого документа, в котором были системно изложены причины, вызывающие необходимость поиска кардинальных решений в пенсионной сфере, а также принципы, на которые должна опираться будущая национальная пенсионная система. Весь последующий период вопрос о пенсионной реформе не покидал политической повестки.
За прошедшее время пенсионная
система пережила не один
С 2002 г. пенсионные отчисления российских граждан делятся на три части: базовую, страховую и накопительную. Соответственно, и будущая пенсия будет состоять из трех частей: базовой (фиксирована, зависит только от возраста и наличия иждивенцев), страховой (зависит от трудового стажа и заработной платы) и накопительной, размер которой определяется размером пенсионных накоплений, то есть суммой пенсионных отчислений и дохода от их инвестирования.
Переход к накопительной
- более эффективной
и справедливой организации
- восстановления
зависимости между взносами по
пенсионному страхованию и
- снятия с
государства и
При этом следует отметить, что накопительная пенсионная система может породить многие организационные и структурные проблемы. При введении накопительной системы и выбора между институциональными структурами велик риск перекосов в сторону повышенного внимания не к реализации целей реформы, а к незначительным деталям и защите ведомственных интересов.
Учитывая сложность организации пенсионной системы и компромиссный характер законодательства о введении накопительного пенсионного страхования, долгий срок проявления последствий, множественность рисков, важность пенсий по старости для всего населения, структура пенсионной системы и ее нормативная база должны стать предметом переговоров государства, бизнеса и общества. То, что многие нормативные акты еще только предстоит принять, дает возможность провести строительство новой системы в интересах ее участников и с учетом мировой практики.
Таким образом, вопрос реформирования российской пенсионной системы представляет собой серьезную научную проблему (причем проблему междисциплинарного характера) этим и объясняется актуальность выбранной темы.
Цель данной работы заключается в анализе результатов и оценке перспектив пенсионной реформы Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
дать определение пенсионной системе;
выявить причины пенсионного реформирования;
рассмотреть особенности возникновения и развития пенсионной системы в России,
охарактеризовать современный этап развития;
наметить перспективы российской пенсионной системы.
Объектом курсовой работы является пенсионная система.
Предметом являются особенности российской пенсионной системы, политика российского государства в пенсионной сфере.
Настоящее исследование посвящено анализу
этих вопросов.
Причины
проведения, цели и задачи
пенсионной реформы
До принятия реформы государственные пенсии выплачивались на основе принципа "солидарности поколений": те, кто сейчас на пенсии, получают деньги за счет налогов, уплачиваемых работающими гражданами (если точнее - работодателями за своих работников пропорционально фонду оплаты труда). Собранные деньги не инвестируются, так как, едва поступив в Пенсионный фонд России, они сразу идут на выплату текущих пенсий.
Подобная система хороша, когда на одного пенсионера приходится 3-4 (а лучше еще больше) работающих граждан: тогда можно платить сравнительно достойные пенсии, отбирая у работающих не слишком много. Но если демографическая структура в стране ухудшается из-за увеличения продолжительности жизни и снижения рождаемости, т.е. население стареет, - то сокращается и соотношение числа работающих с числом пенсионеров. На момент принятия реформы эта цифра была меньше 2 и имела перспективу к снижению. В данной ситуации приходилось либо увеличивать налоги, либо уменьшать пенсии.
У нас налицо обе неприятности: пенсии почти нищенские, а вместе с тем предприятия-работодатели недовольны чрезмерно высоким, по их мнению, единым социальным налогом, из которого как раз и платятся пенсии. Впрочем, тут мы не первые: развитые западные страны уже давно столкнулись с проблемой старения населения, а вследствие этого - с финансовыми затруднениями распределительных пенсионных систем.
В качестве главного способа решения этой проблемы предлагается введение накопительного элемента в систему обязательного пенсионного страхования. Это означает, что определенная часть пенсионных взносов, поступающих в ПФР за каждого работника, будет не тратиться на текущие пенсии, а инвестироваться в ценные бумаги или иные финансовые активы. Средства эти будут распределяться по индивидуальным счетам, и сумма на счете конкретного гражданина будет зависеть от его зарплаты. С другой стороны, на накопительные счета будут зачисляться доходы от инвестирования.
При такой системе, с одной стороны, к старости у человека должна накопиться определенная сумма, из которой можно будет платить ему пенсию, - а с другой стороны, российская экономика получит столь необходимые ей инвестиционные ресурсы. Обе цели выглядят вполне достойно.
Но введение накопительной
Основными целями пенсионной реформы являются:
1)реализация
гарантированного Конституцией Российской
Федерации права граждан на пенсионное
обеспечение в старости, в случае инвалидности,
при потере кормильца и в иных установленных
законом случаях;
2)обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы и создание предпосылок для устойчивого развития пенсионного обеспечения на основе государственного пенсионного страхования и бюджетного финансирования;
3)адаптация
системы пенсионного обеспечения к развивающимся
в России рыночным отношениям;
4)рационализация и оптимизация условий предоставления и размеров пенсий;
5)повышение
эффективности пенсионной системы путем
совершенствования системы управления
пенсионным обеспечением.
Первой задачей реформы является снижение сложности пенсионной системы путем применения простой формулы пенсионных выплат и прозрачных условий для получения права на пенсию.
Второй задачей является повышение мотивации физических лиц к уплате взносов и к более продолжительному периоду работы, что будет способствовать повышению уровня платежеспособности пенсионной системы. Наконец, введение накопительного элемента призвано увеличить размер пенсии наряду с развитием рынка ценных бумаг и содействием экономическому росту.
В новой пенсионной модели предусмотрена прямая пропорциональная зависимость между размерами зарплаты (и, следовательно, размерами платежей) и размером будущей пенсии. Чем больше зарплата и платежи с нее, тем больше размер и пенсионного капитала, и исчисляемой на его основе пенсии. А общая финансовая стабильность российской пенсионной системы достигается при условии снижающегося коэффициента замещения (соотношение средней пенсии и средней заработной платы).
Успешная реализация накопительного элемента зависит от трех факторов: способности финансового рынка и рынка ценных бумаг продуктивно “проглотить” поток средств накопительного элемента, возможности для физических лиц получить разумный уровень дохода от накопительного элемента и гарантий в отношении пенсионных активов.
Для достижения этих целей необходима макроэкономическая стабильность и активное проведение долговременной реформы финансового рынка и рынка ценных бумаг. Для этого также необходимо наличие постоянного числа состоятельных банков и лицензированных специальных депозитариев; соответствующей стратегии управления государственным долгом и некоторых базовых элементов финансовой инфраструктуры и корпоративного управления.
Состояние пенсионной системы зависит
от многих слагающих: от уровня заработной
платы, положения на рынке труда, налоговой,
страховой и социальной политики государства.
Многие специалисты считают, что в нашей
стране преобразования сталкиваются с
рядом существенных проблем.
Организация
пенсионной системы
России
Начиная с 2001 г. в России происходит постепенный переход к смешанной системе, сочетающей в себе распределительный и накопительный принципы. Трудовая пенсия (то есть пенсия по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца) будет состоять из трех элементов:
- базовая пенсия. На время принятия реформы ее размер составлял 450 руб. для большинства пенсионеров. Она может увеличиваться при наличии иждивенцев, а также по достижении 80-летнего возраста и по инвалидности I группы. Закон предусматривает индексацию базовой пенсии в зависимости от уровня инфляции и возможностей бюджета, а также постепенное приближение ее к величине прожиточного минимума;
- страховая
пенсия. Она рассчитывается исходя
из величины условного
- накопительная
пенсия. Это реально накопительная
часть, размер которой
Информация о работе Пенсионная реформа в России: проблемы и перспективы