Отчёт по практике ГКБ № 24

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 12:06, отчет по практике

Описание работы

Цель преддипломной практики состоит в изучении методики формирования и реализации инновационных организационно-управленческих технологий, повышающих эффективность системы здравоохранения. Достижения поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- выявление и анализ основных признаков управляемости системы здравоохранения;
- анализ организационно-экономических предпосылок формирования инновационных организационно-управленческих технологий в здравоохранении;
- характеристика отечественных многоуровневых информационных технологий управления в здравоохранении;
- определение факторов влияния информационно-аналитических систем управления на эффективность функционирования систем здравоохранении;

Работа содержит 1 файл

работа_1689 - сайт.doc

— 880.00 Кб (Скачать)

Структуру платежеспособного  спроса на рынке платных медицинских  услуг определяют три источника финансирования данной помощи: личные средства граждан, средства системы добровольного медицинского страхования и средства работодателей, выделяемые корпоративно на покрытие медицинских потребностей своих сотрудников.

Основными конкурентами, составляющими как макро-, так  и микросреду для ГКБ № 24 являются: частные медицинские центры и другие государственные учреждения здравоохранения, в первую очередь, стационары, оказывающие платную амбулаторную помощь.

На рынке амбулаторной медицинской помощи в границах административного  района количество государственных и частных медицинских центров, в целом, сравнимо. На основе анализа ценовой политики можно заключить, что предлагаемые ГКБ № 24 цены конкурентоспособны. Полученные значения коэффициента эластичности для ряда услуг (от -0,01 до -0,35) свидетельствуют о неэластичности спроса на платные услуги. Проведённые исследования влияний на спрос сезонных колебаний и изменений в уровне доходов населения показали, что оценка этих факторов является обязательной при интерпретации значений коэффициента эластичности спроса по цене.

По результатам маркетингового анализа основных конкурентов, оказывающих  сходный спектр услуг и наиболее близко расположенных от больницы, то есть являющихся микросредой для рассматриваемого учреждения, с помощью экспертного метода, выявлено, что рассматриваемая уступает по интегральному показателю уровня конкурентоспособности (25,2) изученным частным медицинским центрам (26,0 - 28,6). Главным компонентом неценовой конкуренции является конкуренция на основе качества предоставляемых услуг. Существенный разрыв в экспертных оценках по фактору «функциональное» качество услуг в частных центрах (8,9 - 9,4) по сравнению с остальными учреждениями (6,3 - 7,9) наглядно демонстрирует факт более высокого уровня сервиса в первых.

Доля средств, полученных от оказания платных медицинских услуг, в общем доходе ГКБ № 24 составляет 26,2%, в то время как посещения, обеспечившие эти средства, составляют всего 4,2% в структуре всех посещений больницы. При этом, в среднем, стоимость одного посещения по программе государственных гарантий бесплатной медицинской помощи составляет 13,4 руб., а стоимость услуги, оказываемой на платной основе -108,4 руб. Таким образом, оказание платных медицинских услуг характеризуется высокой экономической результативностью.

 

3. Совершенствование управленческой деятельности учреждения здравоохранения

 

Выявление резервов повышения  эффективности системы здравоохранения  необходимо рассматривать с точки  зрения макроэкономического и микроэкономического  аспектов деятельности здравоохранения с учетом межуровневых связей, критериев и факторов эффективной деятельности, как всей отрасли, так и ее отдельных элементов. Поэтому выявление резервов эффективности нужно начинать с деятельности лечебно профилактического учреждения (ЛПУ) как главного микроэкономического элемента здравоохранения. Действительно, ЛПУ, с одной стороны, является непосредственным производителем и поставщиком медицинских услуг, а, следовательно, характеристики их деятельности, по сути дела, определяют деятельность всего здравоохранения в целом, с другой стороны, решения макроэкономического уровня, каковыми, к примеру, являются формирование территориальной Программы государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи, уровень тарифов на медицинские и другие услуги, являются управляющими воздействиями на деятельность ЛПУ.

На рис. 3 представлена модель управления ЛПУ с точки  зрения макроэкономического анализа, где предполагается, что управляющее  воздействие внешнего блока управления формируется не только в зависимости от внешних факторов (экономическое положение территории, уровень заболеваемости, демографическая ситуация, уровень развития научно-технических разработок, степень автоматизации управленческой деятельности), но и от результатов деятельности непосредственно ЛПУ. К управляющим воздействиям такого рода относятся различные нормативы, методические положения, Программы государственных гарантий, территориальные программы ОМС и др. Управленческое воздействие второго блока управления, т.е. непосредственно менеджмента ЛПУ должно формироваться на основе не только распорядительных и нормативных предписаний внешнего блока управления, а также неуправляемых факторов внешней    среды    и    факторов    внутреннего    состояния    ЛПУ    (кадры, материально-техническая база и т.д.), но и на основании использования данных мониторинга информационно-аналитической системы об уровне результативности и эффективности деятельности ЛПУ в предшествующий период.

 

 

Рисунок 3. Модель управления ЛПУ с использованием информационно-аналитической системы

 

Обратная связь, реализованная  путем мониторинга результатов  деятельности ЛПУ при принятии управленческих решений как микроэкономического, так и макроэкономического уровней, может быть достаточно эффективной только в том случае, если характеристики деятельности ЛПУ, во-первых, достаточно объективны, во-вторых, отражают различные аспекты деятельности ЛПУ (медико-технологические, экономические, статистические), в-третьих, имеют как качественные, так и количественные характеристики, что во всех трех случаях может быть достигнуто только путем автоматизации управленческой деятельности на базе информационно-аналитических систем.

Предлагаемая методика формирования информационно-аналитической  системы позволяет объединить в  рамках созданной модели информационно-аналитическую  и расчетно-аналитическую системы, добившись тем самым логического  объединения исходной и аналитической  информации, необходимой для выработки и принятия соответствующих управленческих решений. Предлагаемая модель позволяет осуществлять тотальный анализ работы стационара, больницы, отдельно взятого кабинета врача, отделения, всего лечебного учреждения за любой промежуток времени. Она позволяет проанализировать также поступление и использование финансовых средств из всех источников и по каждому отдельно на оказание медицинских услуг данному пациенту, сделать анализ и прогноз эффективности использования мощностей ЛПУ по видам оказываемой медицинской помощи, выявить потребности в финансовых средствах данного ЛПУ, территории в целом, а также потребности населения в медицинской помощи данного вида в разрезе районов и отдельных ЛПУ.

Предложенная методика дает также возможность рассчитать себестоимость отдельно взятой медицинской услуги на уровне данного ЛПУ, района, города в целом, на основании чего можно сделать с высокой степенью достоверности прогнозные оценки видов, объемов и стоимости медицинских услуг, требуемых для обеспечения территориальной Программы государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи.

Практическое применение разработанной модели информационно-аналитической  системы Министерства здравоохранения  «Управление медицинским учреждением», как показано на рисунке 4, позволило сократить время ведения медицинской документации более чем в 2,5 раза с 40% общего рабочего времени врача до 15%, время, затрачиваемое врачом на поиск информации с 50% его рабочего времени до 15%, что позволило увеличить время для непосредственного лечения больного в семь раз, с 10% от общего рабочего времени лечащего врача, до 70%. Кроме того, внедрение информационно-аналитической системы позволило за счет автоматизации информационно-управленческих технологий увеличить поток пациентов в амбулаторно-поликлинических отделениях ЛПУ на 15%,

сократить время установления диагноза на 25%, а время ожидания больным процедур сократить вдвое. Как свидетельствуют приведенные данные, если до внедрения информационно-аналитической системы врач половину своего рабочего времени тратит на поиск информации о пациенте и его заболевании, 40% -на ведение медицинской документации, и только 10% - на непосредственное лечение пациента, то с внедрением данной ИАС врач получает возможность уделять пациенту время на его лечение в семь раз больше, т.е. 70% своего рабочего времени, и только по 15% на поиск информации и ведение медицинской документации.

Проведенный анализ с  целью уточнения понятия и  составляющих эффективности деятельности ЛПУ, а также влияния на этот процесс современных организационно-управленческих технологий, позволит сформировать более действенный инструмент для оценки роли и значения информационных технологий в повышении эффективности системы здравоохранения в целом.

Таким образом, можно сделать вывод, что функционирование любой отрасли народного хозяйства, в том числе и здравоохранения, все в большей степени зависит от рационального использования не только финансовых, кадровых и материальных, но и информационных ресурсов. Эффективное управление ресурсным потенциалом здравоохранения, особенно в условиях реформирования и становления рыночных отношений в отрасли, а также связанной с этими процессами кризисной ситуации, возможно только при условии полноценного информационного обеспечения процессов управления системы здравоохранения как на уровне ЛПУ, территории и Федерации в целом. Своевременное, адекватное и качественное информационное обеспечение медицинских работников (врачей, специалистов, провизоров и других), ЛПУ, фондов ОМС, руководителей всех уровней управления здравоохранением является необходимым требованием эффективного управления системой, а, соответственно, и эффективности ее функционирования в целом.

Главной целью разработанной  ИАС является оптимизация процессов  управления лечебным учреждением на основе использования единого информационного пространства, а также единой системы эквивалентов, выражающейся в стоимости простой медицинской услуги. Данный подход обеспечивает решение важнейших задач управления здравоохранением, предусматривающих:

  • переход на принцип стратегического планирования и прогнозирования развития здравоохранения;
  • обеспечение на всех уровнях управления здравоохранением единства, преемственности     и     целенаправленности     принимаемых    решений     в реализации конституционных прав граждан в сфере охраны здоровья;
  • укрепление        вертикали       управления       здравоохранением       и совершенствование структуры аппарата Министерства здравоохранения РТ;
  • совершенствование   нормативно-правового   регулирования   системы здравоохранения.

Решение вышеперечисленных  задач позволит перейти к реализации приоритетных направлений, определенных в Концепции развития здравоохранения на 2003-2005 годы:

  • в области управления здравоохранением;
  • в области повышения структурной эффективности;
  • в области развития служб здравоохранения;
  • в области финансирования;
  • в области охраны материнства и детства;
  • в области медицинской профилактики заболеваний;
  • в области кадровой политики и образования;
  • в области правового регулирования;
  • в области лекарственного и медико-технического обеспечения;
  • в   области   развития   медицинской   науки   и   внедрения   высоких 
    медицинских и информационных технологий.

Основной целью создания ИАС МЗ является повышение эффективности  управления системой здравоохранения в целом, а также на уровне ЛПУ с использованием современных информационных технологий. Основой для достижения поставленной цели может стать объединение информационных, вычислительных и телекоммуникационных ресурсов в единое информационное пространство на базе применения отраслевых и региональных информационных стандартов.

Таким образом, ИАСУ МЗ объединяет в едином информационном пространстве административные, управленческие, правовые, лечебно-диагностические, финансово-экономические  и хозяйственные процессы.

По своей структуре  ИАС делится на оперативный и  аналитический контуры (Рисунок 5). Оперативный  контур включает в себя такие подсистемы, как реестр медицинских услуг, протоколы  ведения больных, государственный  реестр лекарственных средств, планирование и бюджетирование, кадры, сертификация и стандартизация, электронный паспорт пациента, реестр лечебных учреждений, управление материально-техническим обеспечением, электронный документооборот и бухгалтерия. Аккумулирующей всю информацию от вышеперечисленных подсистем является подсистема «Ценообразование и учет стоимости медицинских услуг». Она представляет собой систему, основной целью которой является решение задачи расчетов тарифов на медицинские услуги на уровне фактической себестоимости оказываемых услуг конкретного ЛПУ.

Основная цель достигается  решением комплекса задач, важнейшими среди которых являются:

на уровне лечебно-профилактического  учреждения:

  • адаптация   базовых  протоколов   ведения   больных  под   принятые 
    схемы   лечения   конкретного   ЛПУ   (формирование   стандартов   ведения 
    больных);
  • сбор информации о фактических затратах, относимых на каждую 
    оказываемую услугу;
  • формирование внутренних натуральных и стоимостных нормативов 
    ЛПУ на основе результатов статистической обработки объемов фактических 
    затрат;
  • расчет   плановой   себестоимости   медицинских   услуг   на   основе 
    сформированных внутренних нормативов;
  • разработка     системы     тарифов     на     основании     рассчитанной 
    себестоимости на медицинские услуги.

Аналитический контур представляет собой подсистему, обеспечивающую сбор и обработку информации по заболеваемости, обеспеченности населения врачами и средним медицинским персоналом, наличии сертификатов специалистов, обеспеченности койками, функционирование коечного фонда и продолжительности пребывания больного в стационаре, больничной летальности, демографическим показателем, социально-значимым.

Рисунок 5. Функциональный состав ПАС МЗ

Подсистема качества медицинской помощи позволяет оценивать  квалификацию специалиста, оптимальность использования медицинского оборудования и лекарственных препаратов, риски для пациентов, удовлетворенность пациентов от взаимодействия с медицинской подсистемой. Аккумулирующей подсистемой аналитического контура является подсистема «Финансовый анализ и прогноз». Подсистема позволяет проводить анализ планово-экономической деятельности ЛПУ и МЗ по различным показателям для принятия соответствующих управленческих решений на основе информации других подсистем ИАС МЗ и ИСУ ЛПУ. Подсистема позволяет анализировать исполнение планов и смет, эффективно управлять финансово-материальными потоками, прогнозировать направления лечебной деятельности ЛПУ на основе статистических данных, формировать среднесрочные и долгосрочные планы ЛПУ, МЗ, экономически обоснованно перепрофилировать, реорганизовывать ЛПУ и определять потребность финансовых, материальных и кадровых ресурсов, экономически обоснованно планировать госзаказ и распределение квот специализированным ЛПУ, динамически в автоматизированном режиме определять отклонения от контрольных цифр и показателей и своевременно принимать управленческие решения по повышению эффективности лечебной деятельности ЛПУ в масштабах региона. Подсистема предполагает ограниченное право доступа, защиту информации и возможность информационного обмена, а также режим автоматической разработки документов различной формы и содержания для стратегического планирования деятельности МЗ.

Информация о работе Отчёт по практике ГКБ № 24