Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 13:18, отчет по практике
Целью исследования является изучить особенности франчайзинга в ресторанном бизнесе. Основными задачами исследования, направленными на достижение цели являются:
определить сущность и основные направления франчайзинга;
изучить франчайзинг в России в сфере общественного питания;
оценить общую характеристику хозяйственной деятельности трактира «Елки-Палки»;
проанализировать франчайзинговую политику компании «Елки-Палки».
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….2
1.ФРАНЧАЙЗИНГ КАК НОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ………………………………………………………………………….3
1.1.Сущность и основные направления франчайзинга………………………..........................................................................3
1.2.Франчайзинг в России в сфере общественного питания……………………………………………………………………………….9
2.ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЕТЕВОЙ КОМПАНИИ «ЕЛКИ-ПАЛКИ» НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ……………………………………………………………………………..17
2.1Общая характеристика хозяйственной деятельности трактира "Елки - Палки"………………………………………………………………………………17
2.2Франчайзинговая политика компании «Елки-Палки»……………………………………………………………………………....24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………..................................................................31
Прежде всего, продажа франшизы - это особый бизнес, требующий исключительно профессиональный подход.
Франчайзинг имеет только косвенную связь с основным бизнесом. Франчайзинг по сути своей направлен на объединение и тесное сотрудничество предпринимателей, на развитие их взаимодействия в решении общих проблем. Франчайзор и все его франчайзи традиционно выступают единым фронтом против натиска конкурентов, и их сотрудничество основано на позитивном уважительном отношении друг к другу.
При выборе франчайзора франчайзи не гонится за дешевой франшизой, его средняя покупательная способность позволяет ему ориентироваться на известный бренд и четко стандартизированную франшизу. Это идеальная модель франчайзинга, которая живет в США и Европе, и которой у нас добросовестно и порой себе в ущерб стремятся придерживаться только предприниматели-нерезиденты и немногие крупные российские франчайзоры.
Ниже описывается российский франчайзинг в сфере общественного питания. Необходимо отметить, что у российских предпринимателей очень своеобразный подход к франчайзингу. В современной России правильное представление о франчайзинге коренным образом искажается. Для нашего франчайзинга более адекватным является правило «каждый сам за себя». То есть, очевидно, что российская компания при открытии франшизного предприятия стремится даже не столько избежать инвестиций, сколько не хочет рисковать собственной структурой и отправляет на «минное поле» неизведанных или сомнительных территорий своих франчайзи.
Анализ договоров франчайзинга, используемых нашими рестораторами, тоже убедительно подтверждает вышесказанное. Практически любой договор о передаче франшизы предприятий общепита, как правило, состоит из огромного количества жестких норм, направленных на превращение франчайзи не в партнера (горизонтальные отношения), а в зависимое лицо (вертикальные отношения). Причем подобное отношение к франчайзи в России вполне оправдано, ведь у российских франчайзи еще не сложилась культура франчайзинга, очень часто франчайзи желают уйти от стандартов и проявить творчество, кроме того, частенько желают заработать в краткосрочной перспективе, нанося вред франчайзору, не говоря уже о том, что франчайзи - это потенциальные конкуренты франчайзора. В итоге партнеры «строят высокие заборы и роют глубокие рвы» друг для друга. Актуальной для российского франчайзинга продолжает оставаться тема контроля над франчайзи.
Законодатель тоже «внес свою лепту» в общее дело, даже не определив, что такое франчайзинг. Наиболее близким по содержанию к зарубежным аналогам франчайзинга является коммерческая концессия и договор коммерческой концессии, регулируемый главой 54 Гражданского кодекса Российской Федерации и рядом других нормативно-правовых актов.
Именно благодаря изначальной приближенности коммерческой концессии к франчайзингу договор коммерческой концессии слепо выбирают иностранные франчайзоры, поскольку они считают его наиболее проработанным в данной области, а порой и единственным договором, позволяющим оформить франчайзинговые отношения в России. Чистейшую коммерческую концессию использует, к примеру, Американская компания «Сабвей» (Subway Russia Franchising Company, LLC).
Данная договорная конструкция недоработана российским законодателем, в ней содержится множество пробелов и неудачных формулировок. При анализе норм главы 54 ГК РФ складывается ощущение, что разработчик сам никогда франчайзингом на практике не занимался и не видит франчайзинг изнутри.
Мы видим следующие наиболее характерные минусы договора коммерческой концессии6:
Компания, которая единолично
(только от имени себя) передает право
пользования фирменным
Как правило, иностранные компании работают в России по двухуровневой системе, предоставляя одному российскому предпринимателю по Генеральному договору коммерческой концессии «Мастер-франшизу», т.е. передавая исключительные права на продажу и «эксплуатацию» своих франшиз другим предпринимателям на территории РФ уже по договорам коммерческой субконцессии. По этому пути идут, к примеру, правообладатель товарного знака «Сбарро», который предоставил Мастер-франшизу российской компании «Бразерс и компания», или уже упомянутый «классик франчайзинга» компания «Сабвей», ведущая дела в России через «Subway Russia Franchising Company, LLC».
Компания ЗАО «Ланч» (сеть
трактиров русской кухни «Ёлки-
В целом, можно сказать, что, несмотря на указанные негативные моменты коммерческой концессии, наши рестораторы-франчайзоры не стараются избегать ее применения с помощью альтернативных договорных конструкций, когда речь идет о клонировании бизнеса, однако российское законодательство позволяет обходить коммерческую концессию, в частности, с помощью лицензионного договора, консалтингового договора, договора на обучение сотрудников франчайзи.
По данным Российской ассоциации франчайзинга, Россия впереди планеты всей по темпу прироста франчайзинговых торговых точек. За 2011 год их количество увеличилось чуть ли не на 100%. Но это относительная величина. В абсолютном же выражении в стране очень мало франчайзинговых предприятий. Если в США около 750 тыс. франчайзи, то в России, по официальной информации, их всего 20 тыс. Казалось бы, отработанная бизнес-схема, появившаяся еще полтора века назад, должна была и в России за 20 лет рыночных отношений завоевать популярность. Однако в нашей стране нет и 500 компаний, которые реально продавали бы франшизы. Участники рынка франчайзинга признают, что попытки реализовать эту бизнес-схему на практике пока напоминают «русскую рулетку». Потенциал франчайзинга действительно велик, считают большинство экспертов. Но пока этот формат взаимоотношений между партнерами не регулируется государством, желающих заниматься этим мало.
В России по-прежнему на ура идут недорогие франшизы. Исходя из своей практики, сейчас российские предприниматели готовы приобретать франшизы, но при условии, что общие затраты на открытие бизнеса не превысят $ 100-120 тыс. Это один из главных минусов. Потому что, покупая франчайзинг, вы приобретаете раскрученную торговую марку. Торговая марка является основным активом франчайзора, она имеет свою стоимость и ликвидность. Раскрученная торговая марка имеет высокий потребительский спрос, даже без дополнительных рекламных затрат. И ее ликвидная стоимость адекватна затраченным вложениям.
Проблемы франчайзинга в России7:
Итак, франчайзинг для
развивающегося ресторанного рынка
имеет определенные преимущества на
этапе создания новых предприятий,
особенно малого и среднего бизнеса.
Но отсутствие благоприятной законодательной
базы сдерживает не столько развитие
отечественных сетей, сколько приход
на российский рынок международных
операторов. В настоящее время
Российская ассоциация развития франчайзинга
разрабатывает предложения по упрощению
процедуры регистрации
Таким образом, проведенное исследование франчайзинга как новой концепции сферы общественного питания позволило сделать следующие выводы:
2.1 Общая характеристика хозяйственной деятельности трактира «Елки-Палки»
Компания «Елки-Палки» существует на российском рынке с 1996 года. Развивает следующие направления бизнеса: ресторанный, производство полуфабрикатов, хлебобулочных и кондитерских изделий, доставка готовых блюд. «Елки-Палки» на данный момент один из крупнейших игроков на рынке общественного питания города Москвы. Компании принадлежит около 30 % ресторанного рынка столицы. Трактир «Елки-Палки» является частью управляющей компании ЗАО «Ланч», «Альфа-групп» приобрела «Елки-палки» в 2007 году у ресторатора Аркадия Новикова. А в 2012 году холдинг «Г. М. Р. Планета гостеприимства» приобрел сеть ресторанов «Елки-Палки».
Сеть в настоящее время насчитывает 90 предприятий в Москве, филиалы в городе Ростове - на – Дону, городе Домодедово, городе Санкт – Петербурге, Воронеже, Красноярске, Омске, Нальчике, Твери, Тюмени и в других городах России, 30 предприятий работают по системе коммерческой концессии. Не останавливаясь в своем развитии, сеть ресторанов активно осваивает всё новые регионы России. В разных уголках страны открываются трактиры и кафе по программе франчайзинга. Основа успеха компании – профессионализм сотрудников, имеющих опыт работы на российских и иностранных предприятиях более 15 лет. Компания давно приобрела репутацию надежного делового партнера и ответственного работодателя: на данный момент в сети ресторанов «Елки-Палки» трудится 2000 человек. Ежегодно рестораны сети посещают около пяти миллионов человек. Компания занимается созданием и управлением семейных сетевых ресторанов с полным сервисом средней ценовой категории, а также развивает другие проекты в сфере общественного питания. Из года в год компания стремительно развивается, открывая новые рестораны и преодолевая конкурентную борьбу. Более пятнадцати лет работы на российском рынке говорят сами за себя, особенно, когда компания специализируется на одном виде деятельности. Становление и рост компании происходили одновременно со становлением и ростом обновлённой российской розничной торговли. Сегодня рестораны «Елки-палки» успешно ведут бизнес на территории России. Сформулирована и поэтапно реализуется программа регионального развития, которая предполагает два пути развития – корпоративный и франчайзинговый. За годы работы компания приобрела репутацию надежного делового партнера. Поэтому компания по праву гордится своим успешным брендом.
Компания «Елки-Палки» удостоена многочисленных наград, званий, знаков отличия за свою профессиональную деятельность. Вот только некоторые из них8:
1. Диплом Лауреата премии «Российский Торговый Олимп - 2007» в номинации «Народное признание»,
2. Диплом Победителя Конкурса среди объектов туристской инфраструктуры, расположенных в туристско-рекреационной зоне «Золотое кольцо Москвы» 2005-2007 гг.,
3. Диплом Лауреата премии «Налогоплательщик года 2006»,
4. Диплом лауреата Городского конкурса Москвы «Лучший стол» 2007г.,
5. Диплом Международного Кулинарного Салона «Мир ресторана - 2004».
6. В составе холдинга «Г.М.Р. ПЛАНЕТА ГОСТЕПРИИМСТВА» признана лучшей франчайзинговой компанией столицы в декабре 2012 года.
Большое уважение компания снискала за свою благотворительную деятельность для детских домов, ветеранов ВОВ, детей-инвалидов, детей-сирот, малообеспеченных семей. Социальная деятельность компании отмечена множеством грамот и благодарственных писем.
Информация о работе Отчет по практике в трактире «Елки-Палки»