Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 20:27, отчет по практике
В настоящем отчете отражены те операции, которые используются при работе в банке. Банк обслуживает как физических, так и юридических лиц. В отчете рассмотрены практически все вопросы в соответствии с календарным планом прохождения практики. Работа выполнена на основании данных, полученных в указанных отделах.
В ходе практики максимум работы выполняла самостоятельно и ежедневно всю проделанную работу фиксировала в дневнике.
Введение
С мая по июнь месяц текущего года мной была пройдена производственная практика в Филиале Акционерного коммерческого Сберегательного банка РФ (ОАО) Южного отделения № 7004 Дополнительного офиса №7004/0483.
Эта практика проводится с целью углубления профессиональных знаний студентов и формирования, необходимых для будущей профессиональной деятельности умений, навыков и личностных качеств.
В настоящем отчете отражены те операции, которые используются при работе в банке. Банк обслуживает как физических, так и юридических лиц. В отчете рассмотрены практически все вопросы в соответствии с календарным планом прохождения практики. Работа выполнена на основании данных, полученных в указанных отделах.
В ходе практики максимум работы выполняла самостоятельно и ежедневно всю проделанную работу фиксировала в дневнике.
Глава 1. Организация деятельности коммерческих банков
Учетная политика банка на 2010год предполагает, что банк, как юридическое лицо, имеющее свой уставный фонд, свое имущество и свои обязательства, обособленные от имущества и обязательств своих акционеров, продолжает свою деятельность в соответствии с утвержденным уставом, у него отсутствуют намерения ликвидировать или существенно сокращать свою деятельность.
Все проводимые банком операции отражаются методом двойной записи, на счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий «План счетов Сбербанка России». Бухгалтерский учет совершаемых операций ведется в валюте РФ- рублях и копейках.
Учет имущества других юридических и физических лиц, находящихся обособленно от материальных ценностей, принадлежащих банку. Доходы и расходы формируются по кассовому методу и относятся на счета по их учету после фактического получения доходов и совершения расходов.
Остатки на балансовых и внебалансовых счетах, а также счетах срочных сделок на начало текущего отчетного периода должны соответствовать остаткам на конец предшествующего периода.
Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета, а так же данным бухгалтерской отчетности.
Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется на основе натуральных измерителей в денежном выражении путем сплошного, непрерывного, документального и взаимосвязанного их отражения на счетах синтетического и аналитического учета, открываемых в соответствии с установленными правилами бухгалтерского учета.
Счета активов и пассивов оцениваются отдельно и отражаются в развернутом виде. Активы и пассивы учитываются по их первоначальной стоимости на момент приобретения или возникновения.
Активы и обязательства в иностранной валюте переоцениваются по мере изменения курса валюты в соответствии с нормативными актами Банка России.
Образовавшееся в конце дня в учете дебетовое сальдо по пассивному счету или кредитовое по активному счету, счетов, определенных списком парных счетов, согласно правилам бухгалтерского учета №61, автоматически переносятся бухгалтерской проводкой на основании программного мемориального ордера на парный счет.
Счета в иностранной валюте открываются на тех счетах, где могут в установленном порядке учитываться операции в иностранной валюте. Совершение операций по счетам в иностранной валюте производится с соблюдением валютного законодательства РФ, правил валютного контроля и в соответствии с нормативными актами ЦБ РФ по этим вопросам.
Счета аналитического учета в иностранной валюте ведутся в рублях по курсу ЦБ РФ и в иностранной валюте.
Все совершаемые банком операции в иностранной валюте отражаются в ежедневном едином бухгалтерском балансе только в рублях.
Глава 2. Организация учетно-операционной работы и документооборота
в учреждениях банков
2.1 Организация работы учетно-операционного отдела
Бухгалтерские операции выполняют работники, выделенные для этого, независимо от того, в каком структурном подразделении кредитной организации эти работники состоят. В эту категорию входят работники, занятые приемом, оформлением, контролем расчетно-денежных и других документов.
Все бухгалтерские работники в вопросах ведения бухгалтерского учета подчиняются главному бухгалтеру кредитной организации.
Организация работы бухгалтерского аппарата строится по принципу создания одного бухгалтерского подразделения, образования специализированных отделов, работнику поручается единолично оформлять и подписывать документы по выполняемому кругу операций, за исключением тех документов по операциям, подлежащим дополнительному контролю.
Конкретные обязанности бухгалтерских работников и распределение обслуживаемых ими счетов определяет главный бухгалтер кредитной организации или по его поручению начальных отделов. Главный бухгалтер утверждает положения об отделах.
Кредитная организация самостоятельно определяет продолжительность операционного дня, представляющего собой часть рабочего дня, в течении которого обслуживание клиентов. Конкретное время начала, конца операционного дня определяется кредитной организацией и доводится до сведения обслуживаемой клиентуры.
Организация рабочего дня бухгалтерских работников устанавливается с таким расчетом, чтобы обеспечить своевременное оформление документов и отражение их в бухгалтерском учете по балансовым и внебалансовым счетам с составлением ежедневного баланса.
При разработке правил документооборота должно обеспечиваться следующее:
1.Все документы, поступающие в операционное время в бухгалтерские службы, в том числе в филиалы, подлежат оформлению и отражению по счетам кредитной организации в этот же день.
2.Документы, поступившие во внеоперационное время, отражаются по счетам на следующий рабочий день.
Если необходимо по принятым документам осуществить перевод денежных средств, открытых в учреждениях Банка России или в других кредитных организациях, то операции совершаются в порядке, установленном нормативными актами Банка России по расчетам.
Оплата денежно-расчетных документов проводится в пределах наличия средств на счете плательщика на начало дня и по возможности с учетом поступления средств текущим днем или в пределах суммы «овердрафта» определяет договором.
Выписки из корреспондентских счетов кредитные организации должны получать из РКЦ Банка России, других кредитных организаций не позднее, чем на следующий день до начала рабочего дня кредитной организации. Полученные выписки разрабатываются к операции, отраженные в них, включаются в баланс кредитной организации днем их проводки по корреспондентскому счету.
Средства, зачисленные на корреспондентские счета без оправдательных документов, кредитная организация отражает или по счету учета сумм, поступавших на корреспондентские счета до выяснения, или на счета получателей средств.
Во взаимоотношениях с банками- нерезидентами документооборот регулируется договорами, заключенными с ними.
Чеки и платежные поручения принимаются банком в течение 10 дней со дня их выписки, не считая дня выписки, без исправления даты, обозначенной на документе. В объявлениях на взнос наличных денег должна быть указана дата фактического предъявления их в банк.
Документы должны содержать четкое изложение сущности операции. Каждый документ, предъявленный в кредитную организацию на бумажном носителе, и каждый отдельный лист сводного документа, оформленного на бумажном носителе, например, сводного платежного поручения должен иметь подписи уполномоченных должностных лиц клиента и оттиск его печати и соответствовать заявленным образцам. Объявления на взнос наличных денег подписываются вносителями.
Общие положения об учетно-операционном отделе.
1.Учетно-операционный отдел является самостоятельным подразделением, обеспечивающим организацию учета, составление статистической, бухгалтерской отчетности в филиале, контроль за рациональным, законным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности банка.
2.Учетно-операциооный отдел возглавляет главный бухгалтер, который подчиняется непосредственно директору филиала. В период временного отсутствия главного бухгалтера его функции выполняет заместитель главного бухгалтера.
3.Назначение на должности, перемещение, увольнение, решение вопросов по зарплате, положение взысканий на сотрудников отдела производит директор филиала в установленном порядке по представлению главного бухгалтера филиала.
4.Распределение обязанностей между сотрудниками отдела производит главный бухгалтер. На каждого работника разрабатываются и утверждаются должностные инструкции.
5.Учетно-операционный отдел в своей деятельности руководствуется:
Правила ведения бухгалтерского учета в коммерческих банках №61 от 18.06.1997 год;
Законодательством РФ;
Постановлениями правительства РФ;
Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ.
Работники учетно-операционного отдела имеют право:
1.Давать обязательные для исполнения работникам других подразделений филиала указания по вопросам бухгалтерского учета и отчетности;
2.Не принимать к исполнению и оформлению документы по операциям, которые противоречат законодательству и установленному порядку приемки, хранения расходования денежных средств, ТМЦ.
2.2 Аналитический и синтетический учет
Документы аналитического учета, к ним относятся:
Лицевые счета. Порядок отражения операции по лицевым счетам определен при характеристике каждого счета. Лицевым счетам присваиваются наименования и номера. Номер лицевого счета должен определять его принадлежность конкретному клиенту и целевому назначению.
Для открытия счета в бухгалтерию представляется распоряжение руководства банка об открытии счета с приложением карточки образцов подписей должностных лиц, имеющих право распоряжаться счетом и оттиска печати, заверенной в установленном порядке. В распоряжении должен быть указан владелец счета, номер и дата договора банковского счета, порядок и периодичность выдачи выписок счета. Распоряжение после открытия счета с отметкой должностных лиц бухгалтерии, указанных выше, передается в юридическую службу для помещения в юридическое дело клиента.
Лицевые счета, открываемые не клиентом, а для учета имущества, расчетов, участия, капиталов, доходов, расходов, результатов деятельности и т.п. Так же регистрируются в книге регистрации открытых счетов по внутрибанковским операциям.
Документами синтетического учета являются:
1 ежедневная оборотная ведомость
2 ежедневный баланс.
Ежедневная оборотная ведомость составляется по балансовым и внебалансовым счетам. Внутри месяца обороты показываются за день. Кроме того, на первое число составляется оборотная ведомость за месяц, на квартальные и годовые даты с нарастающими оборотами с начала года.
Требования, которым должен отвечать ежедневный баланс, изложены в первой части настоящих Правил. Ежедневный баланс по операциям, совершаемым непосредственно кредитной организацией, должен быть составлен за истекший день до12 часов местного времени на следующий рабочий день. Свободный баланс с включением балансов филиалов составляется до 12 часов следующего рабочего дня после составления баланса по операциям, непосредственно выполняемым кредитной организацией. Баланс для публикации составляется на основе баланса по счетам второго порядка по форме, утвержденной банком России.
Балансы и оборотные ведомости подписываются после их рассмотрения руководителем кредитной организации, главным бухгалтером или по их поручению заместителями.
Суммы, отраженные по счетам аналитического учета, должны соответствовать сумам, отраженным по счетам синтетического учета.
Это должно достигаться устойчивым программным обеспечением, одновременным отражением в ЭВМ, как сказано выше во взаимосвязанных регистрах бухгалтерского учета.
Перед подписанием баланса главный бухгалтер или по его поручению работник банка должен сверить:
соответствие оборотов по итогу, отраженным в бухгалтерском журнале, оборотом, показанным в оборотной ведомости;
соответствие остатков по счетам второго порядка, отраженным в балансе, остаткам, показанным в обратной ведомости, ведомости остатков по счетам;
соответствие остатков по счетам второго порядка, отраженным в ведомости остатков по счетам, остатков показанным в ведомости остатков размещенных привлеченных средств.
О произведенной сверке делается соответствующая запись в балансе перед подписями должностных лиц.
Если по поручению главного бухгалтера сверку производил бухгалтерский работник, то он визирует подпись о произведенной сверке. При выявлении расхождений выясняются причины этого расхождения и принимаются меры к их устранению. Если необходимо сделать исправительные проводки, то они делаются в установленном порядке.