Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 21:41, отчет по практике
Деятельность Райпо неразрывно связана с экономикой Чувашской Республики, которая в 2011 г. характеризовалась следующими показателями:
Промышленностью Чувашской Республики по состоянию на декабрь 2011 г. было произведено продукции (191215,5 млн. руб.) на 14,4 % больше чем в 2010 г.(167119,8 млн. руб.). Сохранилась положительная динамика производства ведущих отраслей промышленности.
Оборот розничной торговли в 2011 году увеличился по сравнению с предыдущим годом на 16,5 % и составил 95422,6 млн. руб.
В 2011 году населению республики оказано платных услуг на 18060345,6 млн. руб., что на 25,5 % больше уровня прошлого года.
Среднедушевые денежные доходы населения составили 16890,5 руб., что на 6,7 % больше, чем в 2010 г.
Численность занятых в экономике республики составила ________ тыс. человек, это на ______ % больше, чем в 2010 г. (618,1 тыс. чел.).
Показатели деятельности потребительского общества………………3
1.1. Социально-экономические показатели зоны деятельности Райпо, их оценка…………………………………………………………………………..3
1.2. Организационно-экономическая характеристика Райпо………………12
1.3. Оценка среды деятельности Райпо, ее роль в экономике района, места в социальной инфраструктуре…………………………………………………18
2. Экономические ресурсы, используемые в кооперативной организации.23
2.1. Основные фонды: анализ обеспеченности, оценка эффективности использования…………………………………………………………………23
2.2. Оборотные средства: анализ обеспеченности, оценка эффективности использования…………………………………………………………………26
2.3. Трудовые ресурсы, занятые на предприятиях организации: анализ обеспеченности, оценка эффективности использования…………………...28
2.4. Комплексная оценка ресурсного обеспечения потребительского общества……………………………………………………………………….30
3. Оборот торговой сети и предприятий питания: показатели оборота, их оценка………………………………………………………………………….32
3.1. Анализ общего объема оборота организации, отдельных предприятий торговли и питания…………………………………………………………...32
3.2. Расчет влияния факторов на изменение показателей оборота. ………32
4. Финансовые результаты кооперативной организации, их анализ……...36
Издержки обращения предприятий торговли и питания, их анализ в целом по организации и элементам. ………………………………………..36
Комплексная оценка финансовых результатов…………………….37
Прибыль и рентабельность кооперативной организации, их анализ.38
Для более подробного анализа конкурентоспособности Райпо возьмем в качестве примера одно торговое предприятие данной кооперативной организации - магазин «Любимый», который находится в центральной части района, где также функционируют и конкуренты - частные магазины. Рассмотрим основных конкурентов потребительского общества (табл.2).
Таблица 2
Основные конкуренты магазина «Любимый» Райпо
№ |
Наименование торгового предпри |
Форма собствен-ности |
Фамилия, имя, отчество собственника |
Место нахождения |
Группы товаров |
1 |
Магазин «Наташа» |
частная |
Кузьмин СИ. |
г. Цивильск ул. Терешковой 20 |
Прод. товары |
2 |
Магазин «Ентеш» |
частная |
Абрашев В.В. |
г. Цивильск ул. Николаева, 8 |
Прод. товары |
3 |
Магазин «Саванас» |
частная |
Алексеев А.И. |
г. Цивильск Цивильская 1 |
Прод. товары |
4 |
Магазин «Черемушки» |
частная |
Яковлев А.К. |
г. Цивильск ул. Советская, д.80 |
Прод.товары |
5 |
Магазин «Юбилейный» |
частная |
Яковлева А.И. |
г. Цивильск ул. Юбилейная |
Прод.товары |
Сравнительный анализ преимуществ и недостатков магазина Райпо по сравнению с основными его конкурентами представлен в табл. 3. Таблица составлена на основе экспертного обследования.
Таблица 3
Оценка конкурентных позиций магазина «Любимый» Райпо
(в баллах)
Признаки |
Магазин "Любимый" Райпо |
Конкуренты | ||
Магазин «Черемушки» |
Магазин «Наташа» |
Магазин «Ентеш» | ||
Качество |
5 |
5 |
3 |
4 |
Цена |
4 |
4 |
5 |
5 |
Ассортимент |
5 |
5 |
4 |
3 |
Обслуживание |
4 |
4 |
4 |
5 |
Месторасположение |
5 |
4 |
5 |
4 |
Режим работы |
4 |
5 |
4 |
2 |
Итого |
27 |
27 |
25 |
23 |
По результатам сравнительного анализа, приведенного в табл. 3, можно сделать вывод, что в рассмотренном районе сложился своеобразный рейтинг предприятий по уровню конкурентоспособности (в порядке убывания): магазин "Любимый" Райпо, «Черемушки», "Наташа", «Ентеш».
На основе рейтинга мы можем выделить главных конкурентов Райпо, таковыми являются магазины «Черемушки», "Наташа" и «Ентеш», которые набрали максимальное количество баллов: 22 и 21 соответственно.
Для анализа конкурентоспособности предприятий розничной торговли Райпо можно использовать графический метод «Многоугольник конкурентоспособности» (рис. 1).
Рис. 1. Многоугольник конкурентоспособности магазина
«Любимый» Райпо
В результате проведенного анализа можно сказать, что Райпо по количеству баллов опережает не всех своих конкурентов, есть проблемы, связанные с ценой товаров. Потребительскому обществу необходимо уделить больше внимания качеству обслуживания покупателей, пересмотреть режим работы магазина.
Для большей наглядности при рассмотрении внешней среды функционирования Райпо воспользуемся методом SWOT-анализа, который является современным инструментом управленческого анализа. В настоящее время SWOT-анализ применяется достаточно широко в различных сферах экономики и управления. Его универсальность позволяет использовать его на различных уровнях и для различных объектов: анализ продукции, предприятия, конкурентов, города, региона и т. д. Этот метод как инструмент управленческого обследования (управленческого анализа) можно использовать для любого предприятия, чтобы предотвратить его попадание в кризисную ситуацию.
Таблица 4
Сводный SWOT-анализ по предприятиям торговли и общественного питания Райпо
Сильные стороны |
Слабые стороны | |
А |
Б | |
Внутренняя среда |
|
|
Возможности |
Угрозы | |
Внешняя среда |
|
|
Исходя из SWOT-анализа определяются основные направления развития потребительской кооперации с учетом ее возможностей адаптации к постоянно изменяющимся условиям рынка и необходимости выполнения социальной миссии.
Для комплексной оценки внешней среды деятельности Райпо проведем также PEST – анализ на основе кластеризации факторов (табл. 5). Данная методика появилась более 40 лет назад. Название представляет собой аббревиатуру из первых букв слов политика (policy – P), экономика (economy – E), общество (society – S), технология (technology – T).
Таблица 5
PEST- анализ внешней среды Райпо на основе кластеризации факторов
№ |
Фактор |
Значение фактора по шкале от -3 до +3 |
Политика | ||
1. |
Угрозы со стороны контролирующих органов и администрации |
-1 |
2. |
Нестабильность политической и экономической ситуации в стране |
-2 |
3. |
Отношение правительства к |
1 |
Экономика | ||
1. |
Темп инфляции |
-3 |
2. |
Уровень безработицы |
-2 |
3. |
Уровень образованности рабочей силы |
-1 |
4. |
Величина заработной платы |
-2 |
5. |
Выгодное географическое положение |
2 |
Социальная сфера | ||
1. |
Отсутствие квалифицированных специалистов |
-2 |
2. |
Низкая платежеспособность населения |
-2 |
3. |
Отношение людей к работе и качеству жизни |
-1 |
Технология | ||
1. |
Технический уровень производимых товаров |
2 |
2. |
Модернизация технологии изготовления и сбыта |
2 |
3. |
Возможность производства новой продукции |
2 |
На его основе можно сделать вывод, что положительно влияют на деятельность потребительского общества такие факторы, как географическое положение, технический уровень производимых товаров, модернизация технологии изготовления и сбыта, возможность производства новой продукции. Негативными являются темпы инфляции, отсутствие заинтересованности среди молодежи обживаться в райцентрах, низкая платежеспособность населения и др.
1.2. Организационно-экономическая характеристика
Райпо
Райпо по своей организационно – правовой форме является потребительским кооперативом и развивается как структурное подразделение региональной системы потребительской кооперации, в отношении которой вырабатывается определенная государственная политика. В отношении потребительской кооперации государственная политика проявляется в следующих направлениях:
Районное потребительское общество – добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц созданное на основе членства путем объединения его членами (пайщиками) имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.
Потребительское общество в своей деятельности руководствуется своим уставом и действующим законодательством РФ.
Районное потребительское общество (далее Райпо) – юридическое лицо являющееся некоммерческой организацией, имеющей самостоятельный баланс, расчетные и иные счета в банках, печать и другие реквизиты.
Целью Райпо является удовлетворение материальных и иных потребностей пайщиков.
Для выполнения указанной цели Райпо осуществляет:
В структуру Райпо входят 6 обществ с ограниченной ответственностью, выделенных для целей оперативности управления и минимизации налогового бремени: ООО «Общепит», ООО «Заготовитель», ООО «Универмаг», ООО «Хлебокомбинат», ООО «Хлеб» и ООО «Пряник».
В отношении розничной торговли применяется специальный налоговый режим, предусматривающий уплату единого налога на вмененный доход, остальные объекты применяют упрощенную и традиционную систему налогообложения.
На 1 января 2012 г. в системе Райпо действует 81 магазин, из них 66 единиц имеют чайные столы. В Райпо имеется 11 предприятий общественного питания, 3 общетоварных склада. Кроме того в Райпо действует 63 приемо-заготовительных пункта, аптека, аптечный пункт и ветеринарная аптека.
Основой экономической деятельности Райпо является имущество, которое принадлежит ему на праве собственности.
Источниками образования имущества Райпо являются:
Основными принципами ведения экономической деятельности Райпо являются:
Управление Райпо осуществляет общее собрание уполномоченных Райпо, Совет и правление Райпо. Высшим органом управления является высшее собрание уполномоченных Райпо. В период между общими собраниями управление в Райпо осуществляет Совет. Исполнительным органом является правление Райпо. Контроль за соблюдением Устава, за финансово-хозяйственной деятельностью осуществляет ревизионная комиссия и комиссии кооперативного контроля кооперативных участков Райпо, которая подотчетна общему собранию уполномоченных. Для осуществления хозяйственной деятельности в Райпо созданы торговый, финансово-экономический отделы, бухгалтерия, которая подчиняется Совету и правлению (рис. 2).