Особые экономические зоны

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 18:03, реферат

Описание работы

Установление льготных режимов осуществления хозяйственной деятельности на определенной ограниченной территории государства представляется довольно распространенным явлением в международной экономической практике, получившим название экономического зонирования. По данным ООН по промышленному развитию (ЮНИДО), к началу 2006 года в 120 странах мира насчитывалось порядка 3 тысяч особых экономических зон, обеспечивающих рабочими местами около 50 миллионов человек. Объем произведенной экспортной продукции оценивается в 600 миллиардов долларов. По оценкам специалистов, в настоящее время функционируют около 1500 предпринимательских зон, более 700 экспортно-производственных зон, включая зоны свободной торговли, около 450 научно-промышленных парков и примерно 700 зон специального назначения (оффшорные центры, зоны рекреации, эколого-экономические районы, туристические центры и т.д.).

Работа содержит 1 файл

ВЭД.docx

— 58.84 Кб (Скачать)

 

Особая экономическая  зона технико-внедренческого  типа  Санкт-Петербурга

Решение о создании особой экономической зоны на территории г. Санкт-Петербурга принято Правительством Российской Федерации на основании проведенного конкурса заявок субъектов РФ. В ноябре 2005 года Санкт-Петербург стал одним из победителей конкурса на право создания особой экономической зоны (ОЭЗ) технико-внедренческого типа. На конкурс поступило 72 заявки, из них на организацию технико-внедренческих ОЭЗ – 29 заявок. Правительство Российской Федерации и Правительство Санкт-Петербурга 18 января 2006 года заключилиСоглашение о создании особой экономической зоны.

Особая экономическая  зона технико-внедренческого типа в  соответствии с Законом Российской Федерации от 22 июля 2005 года «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» № 116-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2005 № 780 «О создании на территории Санкт-Петербурга особой экономической зоны технико-внедренческого типа» создается в Санкт-Петербурге на территории общей площадью 200 га в Петродворцовом районе (территория «Нойдорф» (пос. Стрельна) площадью 18,9 гектаров и в Приморском районе (территория севернее лесопарка Ново-Орловский площаью более 112 гектаров) Санкт-Петербурга.

В Концепции социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2025 года, которая была принята два года назад, есть три сценария: Петербург  – город, открытый миру, транспортно-логистический центр и инновационный центр мирового уровня. Все они между собой взаимосвязаны. Цель достижения статуса мирового инновационного центра и легла в основу инновационной политики городского правительства. Именно ей оно руководствовалось, когда в 2007 году принимали первый документ, направленный на инновационное развитие Петербурга – Постановление Правительства «Об основах инновационной политики Санкт-Петербурга на 2008–2011 годы». В нем впервые закрепили ряд терминов, определяющих инновационный глоссарий, определили цели и задачи инновационной политики, ее основные направления, закрепили за нашим Комитетом роль координирующего органа исполнительной власти при реализации поставленных задач.

«Через полгода после  принятия этого Постановления, в  начале 2008 года, мы на заседании городского Правительства утвердили Комплексную  программу мероприятий по реализации инновационной политики в Санкт-Петербурге на 2008–2011 годы, - рассказывает Сергей Фивейский, первый заместитель председателя КЭРППиТ. - Эта программа определяла основные практические шаги по стимулированию инновационной деятельности в городе. Она состоит из двух блоков – мероприятий, реализуемых за счет бюджета Петербурга, и мероприятий, основанных на совместном финансировании из федерального и местного бюджетов.

В первом блоке программы  среди основных направлений –  подготовка и переподготовка кадров, развитие инновационной инфраструктуры, реализация мероприятий кластерной политики, продолжение создания нормативно-правовой базы, содействие увеличению спроса на инновационную продукцию и ее экспорту, продвижение инновационной  продукции, содействие в участии  в федеральных целевых программах. Второй блок представляет собой комплекс мероприятий по реализации в городе четырех крупных федеральных  проектов – особой экономической  зоны технико-внедренческого типа, Технопарка «Ингрия», Фонда содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия научно-технической сферы, Наукограда в г. Петергоф.

Отмечу, во-первых, что главным  итогом нашей работы в прошлом  году я бы назвал то, что Программа  начала действовать, к ней появился реальный интерес со стороны многих участников инновационного процесса. Да, мы не сделали все, что запланировали, но удалось многое, был заложен  определенный фундамент дальнейших наших действий. Что касается ее конкретных итогов, то начну с федеральных  проектов.

За 2008 год количество резидентов особой экономической зоны увеличилось  более чем в два раза – с 12 до 26. Сейчас их количество составляет уже 31 компанию. Напомню, что ОЭЗ  создается на двух площадках –  «Нойдорф» на юге города и в «Ново-Орловской» на севере. Общая площадь этих территорий порядка . Они создавались фактически с нуля, на пустом месте, поэтому довольно много времени ушло на проведение изыскательских работ, инженерную подготовку территорий, создание соответствующей инфраструктуры. Нам удалось в прошлом году на территории «Нойдорф» начать строительство административно-делового центра общей площадью . Сегодня уже фактически построены все его 8 этажей, и осенью он будет сдан. Также здесь созданы два контрольно-пропускных пункта, дорожная инфраструктура. Резиденты площадки начинают строительство своих объектов за собственные средства, а в конце года состоится открытие первой очереди «Нойдорфа». Комплекс работ по «Ново-Орловской» шире, так как эта территория в несколько раз больше. Но при этом и здесь с некоторыми резидентами уже заключены договора аренды земельных участков, происходит межевание участков, начинают проектироваться объекты. В 2010 году мы планируем запустить первую очередь и этой площадки».

«С открытием административно-делового центра, построенного за государственные  средства, начинается реальная работа на территории ОЭЗ, тогда как предыдущие этапы создания особой экономической  зоны в Санкт-Петербурге были скорее строительными, - говорит Сергей Фивейский. – В центр на правах арендаторов смогут въехать целый ряд компаний, работающих преимущественно в сфере информационных технологий. Размещение компаний ведется в сотрудничестве с крупнейшей ассоциацией этой сферы – НП «РУССОФТ». Работа в центре позволит инновационным предприятиям гибко реагировать на свои потребности в развитии и использовать для этого предоставленные здесь возможности. Широкий спектр необходимых для инновационной деятельности услуг будет снижать расходы, связанные, в первую очередь, с научными исследованиями и опытными разработками».

«В центре для эффективного развития инновационных компаний будет  создана так называемая система  «одного окна», - добавляет руководитель Территориального Управления Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами Юрий Михайлов. - Это позволит предприятиям, которые здесь расположатся, оперативно решать вопросы, находящиеся в ведении представительств Федеральной налоговой, таможенной и других служб».  

 

Свободная таможенная зона

На территории особой экономической  зоны технико-внедренческого  типа по г. Санкт-Петербургу действует режим свободной таможенной зоны.

Свободная таможенная зона – таможенный режим, при котором иностранные товары размещаются и используются в пределах территории особой экономической зоны без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, а также без применения к указанным товарам мер нетарифного регулирования.

Российские товары размещаются  и используются на территории особой экономической зоны на условиях, применяемых  к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта, с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин.

В отношении российских и  иностранных товаров таможенный режим свободной таможенной зоны может быть заявлен только резидентом особой экономической зоны.

Использование резидентами  технико-внедренческой особой экономической  зоны таможенного режима свободной  таможенной зоны возможно в течение  всего срока существования особой экономической зоны.

Таможенный режим свободной  таможенной зоны носит разрешительный характер.

До подачи таможенной декларации резидент особой экономической зоны обязан не позднее,  чем за пятнадцать дней до начала каждого календарного года, а в отношении первой партии товаров, ввозимых на территорию особой экономической зоны, – не позднее чем за пятнадцать дней до подачи таможенной декларации, представить в письменной форме:

сведения о товарах, предполагаемых к ввозу в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны;

сведения о совершаемых  с товарами операциях и о товарах, изготавливаемых в результате совершения таких операций.

Перечисленные сведения подлежат согласованию с органами управления особыми экономическими зонами.

Под таможенный режим свободной  таможенной зоны могут помещаться:

иностранные товары, ввозимые на таможенную территорию РФ с территорий иностранных государств;

российские и иностранные  товары, ввозимые на территорию особой экономической зоны с остальной  части таможенной территории РФ;

российские и иностранные  товары, находящиеся на территории особой экономической зоны и приобретаемые  у лиц, не являющихся резидентами  особой экономической зоны.

В двух последних случаях  иностранные товары рассматриваются  как вывозимые за пределы таможенной территории РФ с возможностью освобождения от уплаты или возврата ранее уплаченных ввозных таможенных пошлин и ввозного налога на добавленную стоимость.

При нахождении товаров в  режиме свободной таможенной зоны допускается  совершение с ними любых операций в соответствии с условиями соглашения о ведении технико-внедренческой  деятельности.

Территория особой экономической  зоны имеет статус постоянной зоны таможенного контроля. Резиденты  и нерезиденты обязаны вести  учет ввозимых, вывозимых, хранящихся, изготавливаемых, перерабатываемых, приобретаемых  и реализуемых товаров на территории особой экономической зоны и представлять таможенным органам отчетность в  отношении этих товаров.

Таможенный режим свободной  таможенной зоны может быть завершен одним из следующих способов.

Выпуск товаров для  свободного обращения на остальной  части таможенной территории РФ или  отчуждение товаров в пользу нерезидентов особой экономической зоны.

При выпуске для свободного обращения иностранных товаров (в  том числе продуктов их переработки, их отходов или остатков) подлежат уплате ввозные таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость  и акцизы по ставкам, действующим  на дату принятия таможенным органом  таможенной декларации в связи с  завершением режима свободной таможенной зоны. Акцизы подлежат уплате только при  выпуске для свободного обращения  продуктов переработки, если продуктами переработки являются товары, изготовленные  из иностранных и (или) российских товаров, не являющихся подакцизными при помещении  их под таможенный режим свободной  таможенной зоны.

1.1. Исчисление таможенных пошлин (ч.20 ст.37 Федерального Закона от 22 июля 2005 г. «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» №116-ФЗ) возможно:

с применением ставок таможенных пошлин, установленных для иностранного товара, ввезенного на территорию особой экономической зоны;

с применением ставок таможенных пошлин, установленных для продуктов  переработки (товара, изготовленного на территории особой экономической зоны).

Платеж рассчитывается исходя из таможенной стоимости и количества иностранных товаров, в том числе  подвергшихся переработке, на день их помещения под таможенный режим  свободной таможенной зоны (без учета  добавленной стоимости переработки, в том числе без учета стоимости  и количества российских товаров, использованных для изготовления продуктов переработки).

 

1.2. Исчисление НДС и акциза.

Для исчисления налога на добавленную  стоимость и акцизов таможенная стоимость и количество товаров (в том числе продуктов переработки) определяются на день принятия таможенной декларации таможенным органом при  завершении таможенного режима свободной  таможенной зоны.

Законом предусмотрены некоторые  особенности определения таможенной стоимости иностранных товаров, выпускаемых для свободного обращения, а именно:

в случае применения метода определения таможенной стоимости  по стоимости сделки с ввозимыми  товарами таможенной стоимостью считается  цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары, продаваемые резидентом особой экономической зоны нерезиденту  особой экономической зоны;

местом прибытия декларируемых  товаров на таможенную территорию РФ считается место их вывоза с территории особой экономической зоны, а при  продаже товаров нерезиденту  особой экономической зоны – территория последней.

При вывозе российских товаров, помещенных под таможенный режим  свободной таможенной зоны, с территории особой экономической зоны на остальную  часть таможенной территории РФ, а  также при отчуждении их в пользу лиц, не являющихся резидентами особой экономической зоны, подлежат уплате:

налог на добавленную стоимость;

акциз (в отношении продуктов  переработки российских товаров, не являющихся подакцизными при помещении  их под режим свободной таможенной зоны).

НДС и акциз уплачиваются по ставкам, действующим на дату принятия таможенным органом декларации в  связи с завершением таможенного  режима свободной таможенной зоны.

При уплате НДС и акцизов  в отношении российских товаров  применяются стоимость и количество товаров (в том числе продуктов  переработки российских товаров), имевшие  место на день принятия таможенной декларации о завершении режима свободной  таможенной зоны.

Стоимость товаров определяется в соответствии с Налоговым Кодексом РФ с учетом акцизов (для подакцизных  товаров) и без включения в  нее налога на добавленную стоимость, а для акцизов – без включения в нее акцизов.

?  Вывоз товаров (российских и иностранных) с территории особой экономической зоны за пределы таможенной территории РФ.

При вывозе товаров с территории особой экономической зоны за пределы  таможенной территории РФ:

ввозные таможенные пошлины, налоги не взимаются;

?  подлежат уплате вывозные таможенные пошлины в соответствии с таможенным режимом экспорта, за исключением иностранных товаров, ввезенных на территорию особой экономической зоны с территории иностранного государства и вывозимых за пределы таможенной территории РФ в неизменном состоянии. 

 

 

 Налоговые льготы 

 

Вид налога

Ставка налога с учетом льгот

Сроки действия льгот

Основания

Налог на прибыль организаций

15,5%

На срок существования  ОЭЗ (20 лет)

п.1 ст. 284 НК РФ,

ст. 11-3 Закона Санкт-Петербурга

от 14.07.1995 № 81-11

Прочие льготы по налогу на прибыль организаций на срок существования особой экономической зоны (20 лет)

  • Расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (в том числе не давшие положительного результата) признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.

п.2 ст. 262 НК РФ

Налог на имущество организаций

0%

5 лет с момента постановки  на учет имущества

п. 17 ст. 381 НК РФ

Транспортный налог

0%

5 лет с момента регистрации  ТС

(за искл. водных и воздушных)

ст.5-1 Закона Санкт-Петербурга

от 14.07.1995 № 81-11

Земельный налог

0%

5 лет с момента возникновения  права собственности

п.9 ст. 395 НК РФ

ЕСН

14 % при з/п до 280 000 руб. в год

На срок существования  ОЭЗ (20 лет)

п.1 ст. 241 НК РФ

39 200 руб. + 5,6 % с суммы свыше  280 000 руб. при з/п в год от 280 001 руб. до 600 000 руб. в год

57 120 рублей + 2,0 % с суммы  свыше 600 000 руб. при з/п свыше 600 000 руб. в год      

Информация о работе Особые экономические зоны