Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 18:03, реферат
Установление льготных режимов осуществления хозяйственной деятельности на определенной ограниченной территории государства представляется довольно распространенным явлением в международной экономической практике, получившим название экономического зонирования. По данным ООН по промышленному развитию (ЮНИДО), к началу 2006 года в 120 странах мира насчитывалось порядка 3 тысяч особых экономических зон, обеспечивающих рабочими местами около 50 миллионов человек. Объем произведенной экспортной продукции оценивается в 600 миллиардов долларов. По оценкам специалистов, в настоящее время функционируют около 1500 предпринимательских зон, более 700 экспортно-производственных зон, включая зоны свободной торговли, около 450 научно-промышленных парков и примерно 700 зон специального назначения (оффшорные центры, зоны рекреации, эколого-экономические районы, туристические центры и т.д.).
Особая экономическая зона
Установление льготных режимов
осуществления хозяйственной
Опыт создания и функционирования свободных экономических зон (СЭЗ) имеют подавляющее большинство европейских стран, в том числе и Россия. В данном аналитическом материале мы рассмотрим условия создания особых экономических зон, определенные особенности и заслуживающие внимания тенденции развития.
Виды особых экономических зон: термины и определения
В России законодательство об
особых экономических зонах (ОЭЗ) состоит
из нескольких самостоятельных блоков.
Первый из них включает Федеральный
закон от 22 июля 2005 г. №116-ФЗ «Об особых
экономических зонах в
Согласно статье
2 Закона № 116-ФЗ, под особой экономической
зоной понимается часть территории
РФ, на которой действует особый
режим осуществления
Разные цели создания подобных
зон и различные правила
Особые экономические зоны создаются в целях развития обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики, производства новых видов продукции и развития транспортной инфраструктуры.
Создание соответствующих
зон предполагается на земельных
участках, площадь которых составляет
не более 20 квадратных километров, находящихся
в государственной или
Особые экономические
зоны создаются сроком на 20 лет без
возможности продления. Соответствующее
решение принимается
В постановлении о создании особой экономической зоны Правительство Российской Федерации определяет виды деятельности, осуществление которых разрешено на ее территории.
Основными целями создания ОЭЗ являются:
развитие обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики;
производство новых видов продукции, развитие импортозамещающих производств;
развитие транспортной инфраструктуры;
развитие туризма и санаторно-курортной сферы.
В соответствии с положениями Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» с изменениями от 3 июня 2006 г. в Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны четырех типов:
- промышленно-производственные,
- технико-внедренческие,
- туристско-рекреационные
- и портовые.
Характеристика
ОЭЗ промышленно-
- размещение объектов промышленного назначения;
- площадь не более 20 кв. км.;
- не могут располагаться
на территориях нескольких
- не должны включать
в себя полностью территорию
какого-либо административно-
Срок существования не более 20 лет.
На территории промышленно-производственной особой экономической зоны не допускается:
- размещение объектов
жилищного фонда (часть
- разработка месторождений
полезных ископаемых, их добыча,
за исключением разработки
- переработка полезных
ископаемых, за исключением промышленного
розлива минеральных вод,
производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов).
Правительство Российской Федерации может определять иные виды деятельности, осуществление которых не допускается в особой экономической зоне (часть шестая в ред. Федерального закона от 03.06.2006 N 76-ФЗ).
Под технико-внедренческой деятельностью понимается создание и реализация научно-технической продукции, доведение ее до промышленного применения, включая изготовление, испытание и реализацию опытных партий, а также создание программных продуктов, систем сбора, обработки и передачи данных, систем распределенных вычислений и оказание услуг по внедрению и обслуживанию таких продуктов и систем.
Управление особыми
В соответствии с Указом Президента
РФ от 22.07.2005 г. № 855 «О Федеральном агентстве
по управлению особыми экономическими
зонами» таким федеральным
Органы управления особой
экономической зоны осуществляют регистрацию
резидентов особой экономической зоны,
управляют и распоряжаются
Резидентом промышленно-
По соглашению о ведении промышленно-производственной деятельности, резидент особой экономической зоны обязуется вести в течение срока действия соглашения промышленно-производственную деятельность и осуществить инвестиции в предусмотренных соглашением объеме и сроке (сумма инвестиций должна быть эквивалентной не менее десяти миллионам евро, из которых не менее одного миллиона должно быть вложено в течение года с момента заключения соглашения). На органы управления особыми экономическими зонами возложена обязанность, заключить с резидентом договор аренды земельного участка. Соглашение может также предусматривать обязанность органов управления заключить с резидентом договор аренды находящегося на участке государственного или муниципального недвижимого имущества.
По соглашению о ведении
технико-внедренческой
Резидент особой экономической
зоны не вправе передавать свои права
и обязанности по соглашениям
о ведении промышленно-
Индивидуальные
На территории особой экономической зоны действует режим свободной таможенной зоны. Это означает, что иностранные товары размещаются, и используется в пределах этой зоны без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, а также без применения к данным товарам запретов и ограничений экономического характера. Российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин.
Товары могут быть помещены
под таможенный режим свободной
таможенной зоны только резидентами
особой экономической зоны в целях
ведения промышленно-
Законодательство РФ о
налогах и сборах, ухудшающее положение
налогоплательщиков - резидентов особых
экономических зон, не применяются
в отношении резидентов особых экономических
зон в течение действия соглашения
о ведении промышленно-
Мировой опыт
Большая часть существующих в мире особых (свободных) экономических зон - это зоны производственного типа.
Так, в Бразилии в 1967 году была создана свободная зона площадью 3,6 млн. кв. км - «промышленный округ свободной зоны Манаус» (Амазония). Зоной были охвачены 30 промышленных предприятий, экспорт продукции которых составлял, всего 3-5 % от общего объема их производства и продукция которых, была необходима для внутреннего рынка. Стимулирование развития производства происходило через предоставление налоговых льгот.
Мексика достигла прогрессирующей
диверсификации промышленного сектора
вследствие успешного внедрения
программы промышленного
В Китае с 1984 года в рамках
политики привлечения иностранных
инвестиций в 14 городах были созданы
зоны экономического и технологического
развития. Предприятиям с иностранным
капиталом предоставлялись
В США к началу 80-х годов насчитывалось 84 научно-технические зоны. Наиболее крупная - «Силиконовая долина», на территории которой в настоящее время сосредоточено 20 % мирового производства компьютеров и вычислительной техники. Среднестатистический объем затрат федерального бюджета США на организацию одного рабочего места в таких зонах составляет 35 000 долл. США. В ближайшем будущем в США планируется создать до 1000 свободных экономических зон, с объемом ежегодных инвестиций - 3 млрд. долл. США и числом дополнительно созданных рабочих мест - 100 тыс.
В большом количестве технопарки, производственные зоны и технополисы существуют в настоящее время в Голландии (45), ФРГ (50), Великобритании (25) и Японии (14) обеспечивая работой сотни тысяч специалистов и привлекая ежегодно десятки млрд. долл.
Мировой опыт показывает, что ряд фундаментальных проблем, стоящих перед российской экономикой, может быть разрешен именно с помощью особых экономических зон, предоставляющих благоприятный инвестиционный режим для работающих в них организаций. Эти проблемы включают и изменение структуры экономики на основе смещения инвестиционных приоритетов в сторону высокотехнологичных отраслей обрабатывающей промышленности; и создания рабочих мест. Таким образом, путем создания особых экономических зон государство может решать не только сугубо экономические вопросы, но и смягчать социальную напряженность. Как правило, внутри особых экономических зон развиваются все виды бизнеса - как с точки зрения отраслевой направленности, так и с точки зрения размера производства, а также происхождения капитала.