Особые экономические зоны

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 18:03, реферат

Описание работы

Установление льготных режимов осуществления хозяйственной деятельности на определенной ограниченной территории государства представляется довольно распространенным явлением в международной экономической практике, получившим название экономического зонирования. По данным ООН по промышленному развитию (ЮНИДО), к началу 2006 года в 120 странах мира насчитывалось порядка 3 тысяч особых экономических зон, обеспечивающих рабочими местами около 50 миллионов человек. Объем произведенной экспортной продукции оценивается в 600 миллиардов долларов. По оценкам специалистов, в настоящее время функционируют около 1500 предпринимательских зон, более 700 экспортно-производственных зон, включая зоны свободной торговли, около 450 научно-промышленных парков и примерно 700 зон специального назначения (оффшорные центры, зоны рекреации, эколого-экономические районы, туристические центры и т.д.).

Работа содержит 1 файл

ВЭД.docx

— 58.84 Кб (Скачать)

 
Особая  экономическая  зона

Установление льготных режимов  осуществления хозяйственной деятельности на определенной ограниченной территории государства представляется довольно распространенным явлением в международной экономической практике, получившим название экономического зонирования. По данным ООН по промышленному развитию (ЮНИДО), к началу 2006 года в 120 странах мира насчитывалось порядка 3 тысяч особых экономических зон, обеспечивающих рабочими местами около 50 миллионов человек. Объем произведенной экспортной продукции оценивается в 600 миллиардов долларов. По оценкам специалистов, в настоящее время функционируют около 1500 предпринимательских зон, более 700 экспортно-производственных зон, включая зоны свободной торговли, около 450 научно-промышленных парков и примерно 700 зон специального назначения (оффшорные центры, зоны рекреации, эколого-экономические районы, туристические центры и т.д.).

Опыт создания и функционирования свободных экономических зон (СЭЗ) имеют подавляющее большинство  европейских стран, в том числе  и Россия. В данном аналитическом  материале мы рассмотрим условия  создания особых экономических зон, определенные особенности и заслуживающие  внимания тенденции развития.

 

Виды особых экономических  зон: термины и определения    

В России законодательство об особых экономических зонах (ОЭЗ) состоит  из нескольких самостоятельных блоков. Первый из них включает Федеральный  закон от 22 июля 2005 г. №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и принятые на его основе подзаконные нормативные акты. Второй блок – Федеральный закон от 10 января 2006 г. №16-ФЗ «Об Особой экономической  зоне в Калининградской области  и о внесении изменений в некоторые  законодательные акты Российской Федерации» и нормативные акты, определяющие правовой режим названной зоны. Третий блок – Федеральный закон от 31 мая 1999 г. №104-ФЗ «Об Особой экономической  зоне в Магаданской области» и  относящиеся к нему нормативные  акты. Самостоятельной составляющей выступают нормы налогового законодательства, устанавливающие налоговые льготы и особый порядок уплаты налогов  резидентами названных зон. Такая  структура законодательства предопределена тем, что общий закон об ОЭЗ  не распространяет свое действие на ОЭЗ  в Калининградской области и  ОЭЗ в Магаданской области. 

 

Согласно статье 2 Закона № 116-ФЗ, под особой экономической  зоной понимается часть территории РФ, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской  деятельности.

Разные цели создания подобных зон и различные правила ведения  предпринимательской деятельности на их территории обуславливают многообразие терминов для обозначения таких  зон и затрудняют сравнительный  анализ их правовых режимов. Наиболее общим и самым распространенным названием зон с особыми условиями  хозяйствования в мировой практике является словосочетание «свободные экономические  зоны», которое используется как  родовое понятие. Именно это словосочетание используется в законодательстве многих европейских стран, в том числе  и наших соседей (Республики Беларусь, Литвы, Латвии). В Польше и Украине  они именуются специальными экономическими зонами. Применяются также в качестве общего понятия названия «свободная зона» (Сербия, Македония), «экономическая зона» (Нидерланды), «предпринимательская зона» (Великобритания, Франция, Венгрия), «промышленная зона» (Чехия, Словакия) либо указывается на конкретные виды зон: зона свободной торговли, свободный порт, свободный склад, промышленный парк, научный парк, технопарк и т.д.

Особые экономические  зоны создаются в целях развития обрабатывающих и высокотехнологичных  отраслей экономики, производства новых  видов продукции и развития транспортной инфраструктуры.

Создание соответствующих  зон предполагается на земельных  участках, площадь которых составляет не более 20 квадратных километров, находящихся  в государственной или муниципальной  собственности.

Особые экономические  зоны создаются сроком на 20 лет без  возможности продления. Соответствующее  решение принимается Правительством РФ.

В постановлении о создании особой экономической зоны Правительство  Российской Федерации определяет виды деятельности, осуществление которых  разрешено на ее территории. 

 

Основными целями создания ОЭЗ являются:

развитие обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики;

производство новых видов  продукции, развитие импортозамещающих  производств;

развитие транспортной инфраструктуры;

развитие туризма и  санаторно-курортной сферы.

В соответствии с положениями Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» с изменениями от 3 июня 2006 г. в Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны четырех типов:

- промышленно-производственные,

- технико-внедренческие,

- туристско-рекреационные

- и портовые. 

 

Характеристика  ОЭЗ промышленно-производственного  типа:

- размещение объектов  промышленного назначения;

- площадь не более 20 кв. км.;

- не могут располагаться  на территориях нескольких муниципальных  образований;

- не должны включать  в себя полностью территорию  какого-либо административно-территориального  образования. (часть третья в ред. Федерального закона от 03.06.2006 N 76-ФЗ).

Срок существования не более 20 лет.

На территории промышленно-производственной особой экономической зоны не допускается:

- размещение объектов  жилищного фонда (часть четвертая  в ред. Федерального закона от 03.06.2006 N 76-ФЗ);

- разработка месторождений  полезных ископаемых, их добыча, за исключением разработки месторождений  минеральных вод, лечебных грязей  и других природных лечебных  ресурсов, их добычи, и металлургическое  производство в соответствии  с Общероссийским классификатором  видов экономической деятельности; (п. 1 в ред.Федерального закона от 03.06.2006 N 76-ФЗ);

- переработка полезных  ископаемых, за исключением промышленного  розлива минеральных вод, иного  использования природных лечебных  ресурсов, и переработка лома  цветных и черных металлов; (п. 2 в ред.Федерального закона от 03.06.2006 N 76-ФЗ)

производство и переработка  подакцизных товаров (за исключением  легковых автомобилей и мотоциклов).

Правительство Российской Федерации  может определять иные виды деятельности, осуществление которых не допускается  в особой экономической зоне (часть  шестая в ред. Федерального закона от 03.06.2006 N 76-ФЗ).

Под технико-внедренческой  деятельностью понимается создание и реализация научно-технической  продукции, доведение ее до промышленного  применения, включая изготовление, испытание и реализацию опытных  партий, а также создание программных  продуктов, систем сбора, обработки  и передачи данных, систем распределенных вычислений и оказание услуг по внедрению  и обслуживанию таких продуктов  и систем.

Управление особыми экономическими зонами осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.

В соответствии с Указом Президента РФ от 22.07.2005 г. № 855 «О Федеральном агентстве  по управлению особыми экономическими зонами» таким федеральным органом  исполнительной власти является Федеральное  агентство по управлению особыми  экономическими зонами, подведомственное Министерству экономического развития и торговли РФ. Данная структура  призвана разработать единую государственную  политику в сфере создания и функционирования особых экономических зон.

Органы управления особой экономической зоны осуществляют регистрацию  резидентов особой экономической зоны, управляют и распоряжаются расположенными на территории особых экономических  зон и находящимися в государственной  или муниципальной собственности  объектами недвижимости, осуществляют контроль за исполнением резидентом особой экономической зоны соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности, а также осуществляют иные полномочия.

Резидентом промышленно-производственной зоны может стать коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, а резидентом технико-внедренческой  – индивидуальные предприниматели  и коммерческие организации, зарегистрированные на территории муниципального образования, в границах которого расположена  особая экономическая зона. Для этого  необходимо заключить с органами управления особыми экономическими зонами соглашение о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности, соответственно.

По соглашению о ведении  промышленно-производственной деятельности, резидент особой экономической зоны обязуется вести в течение  срока действия соглашения промышленно-производственную деятельность и осуществить инвестиции в предусмотренных соглашением  объеме и сроке (сумма инвестиций должна быть эквивалентной не менее  десяти миллионам евро, из которых  не менее одного миллиона должно быть вложено в течение года с момента  заключения соглашения). На органы управления особыми экономическими зонами возложена обязанность, заключить  с резидентом договор аренды земельного участка. Соглашение может также предусматривать обязанность органов управления заключить с резидентом договор аренды находящегося на участке государственного или муниципального недвижимого имущества.

По соглашению о ведении  технико-внедренческой деятельности резидент особой экономической зоны обязуется вести в течение  срока действия соглашения предусмотренную  соглашением технико-внедренческую  деятельность, а органы управления – заключить с резидентом договор  аренды государственного или муниципального имущества, расположенного на земельных  участках в пределах территории особой экономической зоны.

Резидент особой экономической  зоны не вправе передавать свои права  и обязанности по соглашениям  о ведении промышленно-производственной и технико-внедренческой деятельности другим лицам. Он также не вправе иметь  филиалы и представительства  за пределами территории особой экономической  зоны.

Индивидуальные предприниматели  и коммерческие организации, не являющиеся резидентами особой экономической  зоны, (в том числе, иностранные  физические и юридические лица) вправе осуществлять предпринимательскую  деятельность на территории особой экономической  зоны в соответствии с законодательством  Российской Федерации.

На территории особой экономической  зоны действует режим свободной  таможенной зоны. Это означает, что  иностранные товары размещаются,  и используется в пределах этой зоны без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, а также без применения к данным товарам запретов и ограничений экономического характера. Российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин.

Товары могут быть помещены под таможенный режим свободной  таможенной зоны только резидентами  особой экономической зоны в целях  ведения промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности.

Законодательство РФ о  налогах и сборах, ухудшающее положение  налогоплательщиков - резидентов особых экономических зон, не применяются  в отношении резидентов особых экономических  зон в течение действия соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности (за исключением актов законодательства РФ о налогах и сборов, касающихся подакцизных товаров). 

 

Мировой опыт

Большая часть существующих в мире особых (свободных) экономических  зон - это зоны производственного  типа.

Так, в Бразилии в 1967 году была создана свободная зона площадью 3,6 млн. кв. км - «промышленный округ  свободной зоны Манаус» (Амазония). Зоной были охвачены 30 промышленных предприятий, экспорт продукции которых составлял, всего 3-5 % от общего объема их производства и продукция которых, была необходима для внутреннего рынка. Стимулирование развития производства происходило через предоставление налоговых льгот.

Мексика достигла прогрессирующей  диверсификации промышленного сектора  вследствие успешного внедрения  программы промышленного развития maquiladora (промышленные предприятия, занимающиеся сборкой или обработкой иностранных компонентов и полуфабрикатов, временно импортируемых беспошлинно и реэкспортируемых обратно после сборки и переработки). Мексикой сделан особый упор на те, которые являются наиболее существенными стимулами для прямых иностранных инвестиций: не дискриминация и национальный режим.

В Китае с 1984 года в рамках политики привлечения иностранных  инвестиций в 14 городах были созданы  зоны экономического и технологического развития. Предприятиям с иностранным  капиталом предоставлялись налоговые  льготы. Тем из них, которые осуществляли реализацию инвестиционных проектов, рассчитанных на 10 лет и более, освобождались  от уплаты налога на прибыль на два  года с начала получения прибыли. В последующие три-пять лет они уплачивали половину установленной ставки налога, а предприятия, поставляющие на экспорт более 70 % объемов готовой продукции - лишь треть установленной ставки. До настоящего времени с середины 80-х годов ежегодный среднеприведенный объем инвестиций в одну зону в Китае составляет около 1 млрд. долл. США.

В США к началу 80-х годов  насчитывалось 84 научно-технические  зоны. Наиболее крупная - «Силиконовая долина», на территории которой в  настоящее время сосредоточено 20 % мирового производства компьютеров  и вычислительной техники. Среднестатистический объем затрат федерального бюджета  США на организацию одного рабочего места в таких зонах составляет 35 000 долл. США. В ближайшем будущем  в США планируется создать  до 1000 свободных экономических зон, с объемом ежегодных инвестиций - 3 млрд. долл. США и числом дополнительно  созданных рабочих мест - 100 тыс.

В большом количестве технопарки, производственные зоны и технополисы существуют в настоящее время в Голландии (45), ФРГ (50), Великобритании (25) и Японии (14) обеспечивая работой сотни тысяч специалистов и привлекая ежегодно десятки млрд. долл.

Мировой опыт показывает, что  ряд фундаментальных проблем, стоящих  перед российской экономикой, может  быть разрешен именно с помощью особых экономических зон, предоставляющих  благоприятный инвестиционный режим  для работающих в них организаций. Эти проблемы включают и изменение структуры экономики на основе смещения инвестиционных приоритетов в сторону высокотехнологичных отраслей обрабатывающей промышленности; и создания рабочих мест. Таким образом, путем создания особых экономических зон государство может решать не только сугубо экономические вопросы, но и смягчать социальную напряженность. Как правило, внутри особых экономических зон развиваются все виды бизнеса - как с точки зрения отраслевой направленности, так и с точки зрения размера производства, а также происхождения капитала. 

Информация о работе Особые экономические зоны