Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 08:18, курсовая работа
Целью данной работы является анализ особых экономических зон и возможностей, которые они предоставляют в современном мире.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
определить содержание и систематизировать виды особых экономических зон;
выявить условия создания и функционирования особых экономических зон в таких странах как Гана, Китай, Испания;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ ……………5
ГЛАВА 1.1 СУЩНОСТЬ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН И ИХ РОЛЬ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ………………….……………………………………………………5
ГЛАВА 1.2 РАЗНОВИДНОСТИ ОЭЗ………………………………………………..8
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОЭЗ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН…………………………15
ГЛАВА 2.1 ОЭЗ В ГАНЕ…………………………………………………….….15
ГЛАВА 2.2 ОЭЗ В КИТАЕ………………………………………………………..18
ГЛАВА 2.3 ОЭЗ В ИСПАНИИ…………………………………………………..22
ГЛАВА 3. ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ РОССИИ……………………………25
ГЛАВА 3.1 ОСОБЕННОСТИ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН РОССИИ……………25
ГЛАВА 3.2 КЛАССИФИКАЦИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН…………………27
ГЛАВА 3.3 УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОЭ …………………29
ГЛАВА 3.4 ХАРАКТЕРИСТИКА ОЭЗ "АЛАБУГА"………………………………..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………….…………………………………………………34
ГЛОССАРИЙ…………………….……………………………………….………..36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……….…………………….……….38
в Калининградской области - Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 73;
В 2008 году было зарегистрировано более 50 резидентов ОЭЗ. [25]
Особая экономическая зона "Алабуга" относится к промышленно-производственному типу. ОЭЗ на территории Елабужского района Республики Татарстан
Особая экономическая зона промышленно-производственного типа "Алабуга" была создана Постановлением Правительства Российской Федерации № 784 от 21 декабря 2005 года.
На территории промышленно-производственной особой экономической зоны не допускается: [26]
размещение объектов жилищного фонда. (часть четвертая в ред. Федерального закона от 03.06.2006 N 76-ФЗ)
разработка месторождений полезных ископаемых, их добыча, за исключением разработки месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, их добычи, и металлургическое производство в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности; (п.1 в ред. Федерального закона от 03.06.2006 N 76-ФЗ)
переработка полезных ископаемых, за исключением промышленного розлива минеральных вод, иного использования природных лечебных ресурсов, и переработка лома цветных и черных металлов; (п.2 в ред. Федерального закона от 03.06.2006 N 76-ФЗ)
производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов).
Правительство Российской Федерации может определять иные виды деятельности, осуществление которых не допускается в особой экономической зоне. (часть шестая в ред. Федерального закона от 03.06.2006 N 76-ФЗ)
Органы управления ОЭЗ:
управление особыми экономическими зонами возлагается на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по управлению особыми экономическими зонами, и его территориальные органы;
наблюдательный совет особой экономической зоны.
Резидент особой экономической зоны промышленно-производственного типа.
Резидентом промышленно-производственной особой экономической зоны признается коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированная в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона, и заключившая с органами управления особыми экономическими зонами соглашение о ведении промышленно - производственной деятельности в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Индивидуальный предприниматель или коммерческая организация признаются резидентами особой экономической зоны с даты внесения соответствующей записи в реестр резидентов особой экономической зоны.
Резидент промышленно-производственной особой экономической зоны вправе вести на территории особой экономической зоны только промышленно-производственную деятельность в пределах, предусмотренных соглашением о ведении промышленно-производственной деятельности. Для целей Федерального закона Российской Федерации от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" под промышленно-производственной деятельностью понимается производство и (или) переработка товаров (продукции) и их реализация. [27]
Основной целью деятельности ОЭЗ "Алабуга" является оказание содействия развитию экономики Республики Татарстан и Российской Федерации в целом, путем создания наиболее благоприятных условий для реализации российскими и международными компаниями инвестиционных проектов в области промышленного производства.
Изучение опыта других стран показало, что проект, который будет осуществляться в Республике Татарстан, является уникальным по своим задачам и условиям. Татарстан - один из наиболее развитых в экономическом отношении регионов России. Республика расположена в центре крупного индустриального района, где развита нефтедобыча (ОАО "Татнефть"), нефтепереработка, нефтехимический комплекс (ОАО "Нижнекамскнефтехим", ОАО "Казаньоргсинтез", ОАО "Нижнекамскшина" и др.), машиностроение (ОАО "КАМАЗ", ООО "Северсталь-Авто") и авиастроение.
Эффективная реализация такой формы экономического взаимодействия с остальным миром как особая экономическая зона может осуществляться при соблюдении следующих обязательных условий:
формирования на федеральном уровне четкой концепции в области ОЭЗ, учитывающей как общегосударственные, так и региональные интересы;
разработки и принятия соответствующей законодательно-нормативной базы, регулирующей процесс создания и функционирования ОЭЗ;
организации ОЭЗ на ограниченной территории, исключающей нарушение принципа единого экономического пространства страны;
взаимной экономической заинтересованности как местных, так и федеральных органов в создании свободных зон;
возможности (и готовности) федеральных органов направить значительные бюджетные средства для формирования инфраструктуры ОЭЗ, с понимаем того, что реальный эффект для страны может быть получен лишь в перспективе;
создания на федеральном уровне специального органа управления, координирующего процессы создания ОЭЗ и осуществляющего контроль за выполнением свободными зонами их обязательств по отношению к государству, включая использование средств, получаемых из федерального бюджета;
предоставления иностранным и российским инвесторам, действующим в ОЭЗ, лучших условий для ведения хозяйственной деятельности, чем те, которые они имеют за рубежом и на остальной территории Российской Федерации.
Как видно, здесь нет принципиально невыполнимых условий. Мне кажется, что проблемы особых экономических зон могут быть решены при согласованных действиях всех заинтересованных сторон.
В РФ создано шесть ОЭЗ - четыре технико-внедренческого типа в Санкт-Петербурге, Зеленограде, подмосковной Дубне и Томске, ОЭЗ промышленно-производственного типа - в Липецке и Елабуге. Еще есть семь зон туристско-рекреационного типа.
Закон об ОЭЗ, вступивший в силу 1 января 2006 года, предусматривает ряд льгот для резидентов этих зон. Резиденты промышленно-производственных зон на пять лет освобождаются от уплаты земельного, имущественного и транспортного налогов, на 4% (до 20%) снижается налог на прибыль. Кроме этого, ввозимые на территорию ОЭЗ импортные материалы и оборудование не облагаются таможенными сборами. Для технико-внедренческих ОЭЗ также предусматривается снижение ставки ЕСН с 26% до 14%. Уже зарегистрировано более 50 резидентов ОЭЗ.
Зона свободной торговли (ЗСТ) - территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории. Внутри проводятся операции по складированию товаров и их предпродажной подготовке (упаковка, маркировка, контроль качества и т.п.).
Зона совместного предпринимательства - обособленная часть территории страны, рассматриваемая как находящаяся вне ее таможенной территории, на которой вводятся особые таможенный, арендный, налоговый, валютный, визовый, трудовой и другие режимы, создающие благоприятные условия для иностранных капиталовложений и осуществления совместного предпринимательства на льготной налоговой и таможенной основе.
Комплексная зона - "открытый" город или особый район, ставящий перед собой широкие задачи использующие элементы разных видов свободных экономических зон.
Особая экономическая зона (ОЭЗ) - это определяемая правительством часть территории Российской Федерации со специальным режимом для предпринимательской деятельности. В свободной зоне действует особый налоговый, таможенный, лицензионный и визовый режимы.
Оффшорные зоны - небольшие государства или территории, привлекающие иностранные капиталы посредством предоставления налоговых и других льгот при проведении финансово-кредитных операций в иностранной валюте с иностранными резидентами.
Порто-франко (Free port; итал. Porto franco) - вольная гавань; порт на побережье или внутренний порт, который пользуется правом беспошлинного ввоза и вывоза товаров.
Промышленно-производственная зона (ППЗ) - часть национальной таможенной территории, внутри которой налажено производство конкретной промышленной продукции; при этом инвесторам предоставляются различные льготы. [28]
Свободная экономическая зона (ОЭЗ) - часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории (принцип "таможенной экстерриториальности") и поэтому не подвергаются обычному таможенному контролю и налогообложению.
Технико-внедренческая зона (ТВЗ) - территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории, внутри которой размещаются научно-исследовательские, проектные, конструкторские бюро и организации. Примеры ТВЗ: технопарки, технополисы.
Технологическая зона - разновидность свободной экономической зоны на базе интеграции высокоразвитого производства, науки и образования. Технополисы пользуются разнообразными льготами и обеспечивают разработку и внедрение современной технологии с помощью национальных и иностранных предприятий и организаций.
Туристско-рекреационная зона (ТРЗ) - территория, на которой ведется туристско-рекреационная деятельность - создание, реконструкция, развитие объектов инфраструктуры туризма и отдыха, развитие и оказание услуг в сфере туризма.
1. Акопова Е.С., Мировая экономика и международные экономические отношения. - М., 2006. - 347 с.
2. Краснолуцкая Н.Т. Особая экономическая зона. - М.: Благовест-В, 2007. - 119 с.
3. Рыбаков С.А. Особые экономические зоны в Росси. Налоговые льготы и преимущества. - М.: Грант, 2006. - 256 с.
4. ОЭЗ "Зеленогад" // Интернет-ресурс // http://zelenograd. rosoez.ru/
5. ОЭЗ в Алтайском крае // Интернет-ресурс // http://katun. rosoez.ru/
6. ОЭЗ в г. Дубне // Интернет-ресурс // http://dubna. rosoez.ru/
7. ОЭЗ в г. СанктПетербурге // нтернет-ресурс // http://spb. rosoez.ru/
8. ОЭЗ в г. Томске // Интернет-ресурс // http://tomsk. rosoez.ru/
9. ОЭЗ в Иркутской области // Интернет-ресурс // http://irkutsk. rosoez.ru/
10. ОЭЗ в Калининградской области // Интернет-ресурс // http://kaliningrad. rosoez.ru/
11. ОЭЗ в Краснодарском крае // Интернет-ресурс // http://krasnodar. rosoez.ru/
12. ОЭЗ в Липецкой области // Интернет-ресурс // http://lipetsk. rosoez.ru/
13. ОЭЗ в Республике Алтай // Интернет-ресурс // http://altai. rosoez.ru/
14. ОЭЗ в Республике Бурятия // Интернет-ресурс // http://baikal. rosoez.ru/
15. ОЭЗ в Республике Татарстан // Интернет-ресурс // http://alabuga. rosoez.ru/
16. ОЭЗ в Ставропольском крае // Интернет-ресурс // http://krasnodar. rosoez.ru/
17. Свободные экономические зоны в Гане // Интернет-ресурс // http://catalog. fmb.ru/chana8. shtml
18. Свободные экономические зоны в Испании // Интернет-ресурс // http://catalog. fmb.ru/spain9. shtml
19. Свободные экономические зоны в Китае // Интернет-ресурс // http://catalog. fmb.ru/china12. shtml
20. Условия создания ОЭЗ // Интернет-ресурс // http://www.rosoez.ru/oez/
2
[1] Акопова Е. С., Мировая экономика и международные экономические отношения. - М., 2006. – С. 163
[2] Акопова Е. С., Мировая экономика и международные экономические отношения. - М., 2006. – С. 229
[3] Рыбаков С.А. Особые экономические зоны в Росси. Налоговые льготы и преимущества. – М.: Грант, 2006. – С. 165
[4] Краснолуцкая Н.Т. Особая экономическая зона. – М.: Благовест-В, 2007. – С. 137.
[5] Акопова Е. С., Мировая экономика и международные экономические отношения. - М., 2006. – С. 122
[6] Краснолуцкая Н.Т. Особая экономическая зона. – М.: Благовест-В, 2007. – С. 94
[7] Рыбаков С.А. Особые экономические зоны в Росси. Налоговые льготы и преимущества. – М.: Грант, 2006. – С. 32
[8] Акопова Е. С., Мировая экономика и международные экономические отношения. - М., 2006. – С. 126
[9] Краснолуцкая Н.Т. Особая экономическая зона. – М.: Благовест-В, 2007. – С. 27
[10] Акопова Е. С., Мировая экономика и международные экономические отношения. - М., 2006. – С. 127
[11] Свободные экономические зоны в Гане// Интернет-ресурс// http://catalog.fmb.ru/chana8.
[12] Свободные экономические зоны в Гане// Интернет-ресурс// http://catalog.fmb.ru/chana8.
[13] Свободные экономические зоны в Гане// Интернет-ресурс// http://catalog.fmb.ru/chana8.
[14] Свободные экономические зоны в Китае // Интернет-ресурс// http://catalog.fmb.ru/china12.
[15] Свободные экономические зоны в Китае // Интернет-ресурс// http://catalog.fmb.ru/china12.
[16] Свободные экономические зоны в Китае // Интернет-ресурс// http://catalog.fmb.ru/china12.
[17] Свободные экономические зоны в Китае // Интернет-ресурс// http://catalog.fmb.ru/china12.
[18] Свободные экономические зоны в Испании // Интернет-ресурс// http://catalog.fmb.ru/spain9.
[19] Свободные экономические зоны в Испании // Интернет-ресурс// http://catalog.fmb.ru/spain9.
[20] Рыбаков С.А. Особые экономические зоны в Росси. Налоговые льготы и преимущества. – М.: Грант, 2006. – С. 35
[21] Акопова Е. С., Мировая экономика и международные экономические отношения. - М., 2006. – С. 170
[22] Краснолуцкая Н.Т. особая экономическая зона. – М.: Благовест-В, 2007. – С. 47
[23] Рыбаков С.А. Особые экономические зоны в Росси. Налоговые льготы и преимущества. – М.: Грант, 2006. – С. 48
[24] Краснолуцкая Н.Т. особая экономическая зона. – М.: Благовест-В, 2007. – С. 38
[25] Условия создания ОЭЗ // Интернет-ресурс// http://www.rosoez.ru/oez/
[26] Рыбаков С.А. Особые экономические зоны в Росси. Налоговые льготы и преимущества. – М.: Грант, 2006. – С. 28
[27] Краснолуцкая Н.Т. особая экономическая зона. – М.: Благовест-В, 2007. – С. 24
[28] Краснолуцкая Н.Т. особая экономическая зона. – М.: Благовест-В, 2007. – С. 47
Информация о работе Особые экономические зоны в мировой экономике