Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 08:18, курсовая работа
Целью данной работы является анализ особых экономических зон и возможностей, которые они предоставляют в современном мире.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
определить содержание и систематизировать виды особых экономических зон;
выявить условия создания и функционирования особых экономических зон в таких странах как Гана, Китай, Испания;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ ……………5
ГЛАВА 1.1 СУЩНОСТЬ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН И ИХ РОЛЬ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ………………….……………………………………………………5
ГЛАВА 1.2 РАЗНОВИДНОСТИ ОЭЗ………………………………………………..8
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОЭЗ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН…………………………15
ГЛАВА 2.1 ОЭЗ В ГАНЕ…………………………………………………….….15
ГЛАВА 2.2 ОЭЗ В КИТАЕ………………………………………………………..18
ГЛАВА 2.3 ОЭЗ В ИСПАНИИ…………………………………………………..22
ГЛАВА 3. ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ РОССИИ……………………………25
ГЛАВА 3.1 ОСОБЕННОСТИ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН РОССИИ……………25
ГЛАВА 3.2 КЛАССИФИКАЦИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН…………………27
ГЛАВА 3.3 УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОЭ …………………29
ГЛАВА 3.4 ХАРАКТЕРИСТИКА ОЭЗ "АЛАБУГА"………………………………..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………….…………………………………………………34
ГЛОССАРИЙ…………………….……………………………………….………..36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……….…………………….……….38
В Японии широкое распространение получили т. н. зоны свободного импорта. Они представляют собой регион, развиваемый в рамках законодательства "по особым мерам, направленным на развитие импорта и привлечение инвестиций". Пример - зона свободного импорта "Сакаиминато". Для содействия предпринимателям здесь был предусмотрен ряд мер: предоставление средним и мелким фирмам займов под низкие проценты, дифференцированное налогообложение, льготная оплата поставок оборудования, освобождение от налогов на землю предприятий обрабатывающей промышленности, оптовой торговли и транспорта и многое другое. [8]
В развивающихся странах наибольшее распространение получили экспортно-производственные зоны (ЭПЗ). Их главные функции - достижение более высокой степени индустриализации в отдельных отраслях или экономике в целом, содействие интеграции страны в мировое хозяйство и международную торговлю.
К примеру, в Малайзии такие зоны сыграли большую роль в переходе от импортозамещения к экспорту. Компаниям были предоставлены налоговые кредиты на инвестиции и льготы для инвесторов.
Мексика в 90-е годы прошла путь от строгого протекционизма и госконтроля во всех областях до практически полной открытости и либерализации экономики и широкой интеграции в мировое хозяйство. В деле привлечения инвестиций одна из главных ролей в Мексике отводилась механизму свободных экспортно-производственных зон, получивших название "макиладорас".
Суть этого механизма заключалась в предоставлении иностранным и национальным инвесторам особых льготных режимов при производстве промышленной продукции на экспорт. В итоге "макиладорас" стали для Мексики практически основным рычагом экономического роста.
Аналогичную роль для экономики своих стран сыграли свободные экономические зоны в Бразилии и большинстве стран Юго-Восточной Азии.
У Китая - особый путь. Оценивая эффективность свободных экономических зон, эксперты почти всегда приводят в качестве примера Китай. И это не случайно. Китайская практика функционирования ОЭЗ насчитывает почти четверть века. С 1980 г. в КНР создано пять особых экономических районов (ОЭР): Шэнь-чжень, Чжухай и Шаньтоу в провинции Гуандун, Сямэнь в провинции Фуцзянь, а также остров Хайнань. Также в начале 80-х годов правительство Китая открыло для внешней торговли 14 городов, в основном это крупные порты страны. [9]
В 1985 г. стали создаваться открытые экономические зоны в дельте рек Янцзы и Чжуцзян, в южной части провинции Фуцзянь, на Шаньдунском и Ляодунском полуостровах, а также в Гуанси. Через пять лет китайское правительство приняло решение об освоении нового района Пудун в Шанхае и о развитии ряда городов вдоль Янцзы, что привело к формированию открытой полосы вдоль этой реки в качестве "головной открытой зоны".
После 1991 г. статус ОЭЗ получили административные центры внутриконтинентальных провинций и автономных районов, а также ряд приграничных населенных пунктов. В крупных и средних городах страны было создано 13 беспошлинных зон, 32 зоны технико-экономического освоения и 52 - освоения новых и высоких технологий государственного значения.
Все особые экономические районы ориентированы на внешние рынки. Из пяти ОЭР экспортируется более 50% производимой там продукции. Здесь развиваются главным образом торгово-сбытовая сеть, обрабатывающая промышленность, а также научные исследования. На территории ОЭР осуществляются специфическая экономическая политика и особая система управления. Иностранные инвесторы пользуются там многими таможенными и налоговыми льготами, им предоставлены большие права и полномочия. Это позволяет Китаю приобретать самые совершенные виды техники и технологии, заимствовать современные методы управления производством, получать надежную информацию о положении на мировых товарных и финансовых рынках, постоянно повышать уровень подготовки своих кадров.
Для создания особых экономических районов власти не жалели ни сил, ни средств. Причем на 80% затраты на инфраструктуру легли на китайскую сторону, иностранные инвесторы пришли практически на все готовое. Что касается 14 открытых приморских городов, то им отведена роль "окон" и посредников на внешнем рынке. Созданные в этих городах зоны технико-экономического освоения притягивают к себе иностранных инвесторов. [10]
В августе этого года власти Китая объявили, что одна из самых крупных свободных экономических зон страны - порт Тианджин - получила разрешение американского правительства на создание "торгового и промышленного парка" в США. К концу 2004 г. подобная китайская экономическая зона начнет действовать в Объединенных Арабских Эмиратах. Таким образом, Китай сегодня начал уже экспорт своих ОЭЗ.
Результат от уже действующих зон налицо. Они экспортируют более 50% своей продукции и получают миллиардные инвестиции, производя в основном продукцию с высокой степенью переработки. Фактически все задачи, которые ставились перед китайскими ОЭЗ, реализованы: удалось привлечь иностранный капитал, овладеть опытом управления, подготовить национальные кадры, увеличить экспортную валютную выручку, стимулировать реформы, эффективно использовать природные ресурсы и многое другое.
Гана использует экспортные промышленные ОЭЗ, которые ориентированы на выпуск экспортной продукции, на привлечение зарубежных инвестиций в соответствующие отрасли. В целом, схема ОЭЗ Ганы представляет собой единую программу по содействию переработке и производству товаров через создание экспортных промышленных зон (ЭПЗ) и поощрению развития коммерческого сектора и сектора услуг в районах морских портов и аэропортов. Сектор ОЭЗ Ганы является полностью частным и роль государства здесь ограничена регулированием, корректированием и облегчением процедур деятельности в ОЭЗ, а именно: обеспечением юридической поддержки и физической инфраструктуры. Программа ОЭЗ Ганы поддерживается Всемирным Банком. [11]
Деятельность в ОЭЗ Ганы регулируется Законом о зонах свободного предпринимательства 404 от 1995 года. По данному закону, компания может относится к компаниям внутри ОЭЗ Ганы, если она экспортирует более 70% своей продукции. Первоначально ОЭЗ были созданы в международных морских портах страны - Токарди и Тема, а также в воздушном порте - Аккра. В настоящее время основной ОЭЗ Ганы является экспортная промышленная зона в международном морском порту Тема. Для создания предприятия в данной ОЭЗ необходимо, чтобы технико-экономическое обоснование предприятия было одобрено Управлением свободных зон Ганы (Ghana Free Zones Board - GFZB).
ЭПЗ Тема расположена в одном из основных ганских жилых и промышленных городов (город Тема) в пяти километрах от самого крупного морского порта Ганы (Тема) и в 30 минутах езды от международного аэропорта. Город Тема, по утверждению экспертов GFZB, является одним из самых быстрорастущих городов Ганы с высокой концентрацией квалифицированной рабочей силы, развитой промышленностью и хорошей инфраструктурой. Общая площадь Темской ЭПЗ составляет 1200 акров (485.64 гектара).
Кроме того, в районе данной ОЭЗ инвесторам предлагаются благоприятные условия для осуществления трёх видов деятельности: для производства, оказания услуг и экспортных видов деятельности.
По Закону о зонах свободного предпринимательства 404 от 1995 года Ганы в пределах ОЭЗ инвесторы имеют право[12]:
Приобретать собственность, заниматься строительством, развивать инфраструктуру и сферу обслуживания, делать капиталовложения в другие сектора экономики.
Физические и юридические лица имеют право основывать в ОЭЗ предприятия по производству товаров и услуг для внутреннего потребления и на экспорт, при условии, что инвестор зарегистрировал в Гане компанию открытого/закрытого типа ил же общество/товарищество с ограниченной ответственностью.
Товары, передвигающиеся между свободными зонами и другими странами, освобождаются от действия законов об импорте/экспорте, а также от прямых и косвенных налогов и сборов.
Иностранные инвесторы и наёмные работники освобождаются от двойного налогообложения.
Разрешается продавать до 30% товаров, произведенных в ОЭЗ, на местном рынке с взиманием соответствующих импортных пошлин.
Предприятия на 10 лет освобождаются от уплаты налога на прибыль, а после этого гарантируется максимальный размер налога на прибыль не выше 8%, а также держатели акций освобождаются от уплаты налогов на дивиденды.
Национальные и иностранные инвесторы наделяются равным статусом в пределах ОЭЗ, предоставляется тем и другим право 100% владения предприятиями. Инвесторам разрешается открывать в Гане валютные счета.
Гарантируется беспрепятственный перевод прибыли за границу, процентов от капиталовложений, оплаты торговых сделок, кредитов и соглашений по продаже технологий без каких-либо условий и ограничений.
Предоставляется гарантия, что собственность, находящаяся в ОЭЗ, не будет национализирована и экспроприирована.
Инвесторы наделяются правом напрямую решать трудовые споры с наёмной силой.
Со времени основания ОЭЗ в Гане, и ЭПЗ Тема там было создано 130 предприятий различной формы собственности: предприятия со 100% иностранным капиталом, смешанные предприятия и ганские фирмы. Среди всех созданных проектов 3 предприятия относится к предприятиям - инноваторам (developers), причём из них 2 ганских и одно малазийское. Самым многочисленным по числу созданных предприятий является сектор производства (100 предприятий) (здесь открыли как смешанные, так и собственные фирмы такие страны как Гана, Корея, Великобритания, Ливан, Италия, Канада, Шри-Ланка, Америка, Франция, Польша и другие). На втором месте по численности предприятий стоит сектор услуг (15 предприятий), который включает смешанные и собственные предприятия таких стран как Гана, Америка, Чехия, Дания, Великобритания и другие. Третье место отведено сектору коммерции, где в ОЭЗ Ганы было зарегистрировано 12 фирм различных форм собственности, принадлежащих США, Гане, Испании, Ливану, Сьерра-Леоне и другим странам. [13]
Таким образом, мы видим, что ОЭЗ Ганы созданы для привлечения иностранных инвесторов, для чего создаются благоприятные условия для ведения бизнеса. Как и вне ОЭЗ большинство иностранных предприятий создаётся в сфере промышленности. Кроме того, всего 3 предприятия (среди которых 2 ганских) занимаются разработкой новых технологий, что говорит о том, инвесторы главным образом ориентированы на отрасли, где гарантируется высокая прибыль (промышленность) и не уделяют должного влияния развитию научного потенциала Ганы и других важных для страны отраслей. Более того, столь крупное число промышленных предприятий в районе ОЭЗ Ганы отрицательно влияет на окружающую среду и здоровье жителей страны. Но в то же время, создание ОЭЗ способствует притоку в страну ПИИ.
В настоящее время в КНР действуют 4 специальные экономические зоны (Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу, Сямэнь), 14 открытых приморских городов, находящихся в приморской провинции Хэбэй, Гуанси-Чжуанском автономном районе, экономическом треугольнике на юге приморской провинции Фуцзянь, а также в дельтах рек Янцзы и Чжуцзян и на Шаньдунском и Ляодунском полуостровах, 14 зон свободной (беспошлинной) торговли, как-то: беспошлинная зона порта Тяньцзинь, Вайгаоцяоская, Даляньская, Шатоуцзяоская, Футяньская, Гуанчжоуская, Чжанцзянганская, Хайкоуская, Циндаоская, Нинбоская, Фучжоуская, Сянъюйская, Шаньтоуская и Чжухайская беспошлинные зоны - 13 открытых приграничных городов, а именно: Хуньчунь (провинция Цзилинь), Суйфэнькэ и Хэйхэ (провинция Хэйлунцзян), Маньчжурия и Эрлянь-Хото (автономный район Внутренняя Монголия), Тачэн, Болэ и Инин (Синьцзян-Уйгурский автономный округ), Хэкоу, Ваньдин и Жуйли (провинция Юаньнань), Пинсян и Дунсин (Гуанси-Чжуанский автономный район) - 53 зоны высоких и новых технологий, 70 с лишним научно-технических зон для специалистов, получивших образование за границей, 38 зон переработки продукции, ориентированной на экспорт, а также созданные в 1988 году свободная экономическая зона (ОЭЗ) Хайнань и новый район Пудун, расположенный на восточном берегу реки Хуанпу напротив старой части Шанхая. [14]
Начало экономических реформ и переход к "политике открытых дверей" позволили южным провинциям Гуандун и Фуцзянь проводить самостоятельную экономическую политику путем создания в 1980 году на своей территории специальных экономических зон, которые впоследствии стали неотъемлемой составляющей экономики Китая.
Создание особых экономических районов (ОЭР) является важным шагом китайского правительства. На территории общей площадью более 30 кв.км проводится специфическая экономическая политика и осуществляется особая система экономического управления, напоминающие практику "портов свободной торговли" западноевропейских государств: будучи ориентированными на внешний рынок и предусматривая налоговые и таможенные льготы, упрощенные регистрационные и прочие процедуры и смягченный режим регламентации предпринимательской деятельности, ОЭР полагаются в основном на экспортоориентированную обрабатывающую промышленность и объединяют в единый комплекс научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, производство и торговлю. Статус китайских ОЭР отличается как от статуса существующих в некоторых странах зон переработки продукции, ориентированной на экспорт, так и от статуса особого административного района Сянгана, законодательно оформленного после его присоединения к Китаю. Цель создания ОЭР состоит в привлечении иностранных инвестиций, ввозе передовых высоких и новых технологий, заимствовании управленческого опыта зарубежных партнеров, создании дополнительных рабочих мест для граждан КНР и повышении качества кадрового состава и, в целом, общего уровня хозяйствования. [15]
В Китае принято выделять три этапа развития ОЭР. На первой стадии (5-7 лет) формируется производственная, инженерная, транспортная, социальная и иная инфраструктура, привлекаются иностранные капитал, техника и технологии, приобретаются навыки управления и налаживаются внешнеэкономические связи; вторая такой же продолжительностью связана с переходом к внешнеориентированной модели экономического развития от значительного удельного веса в экономической структуре торговли и сферы услуг к преобладанию промышленности и внешнеэкономической деятельности, в то время как наблюдаются рост применения передовой технологии в традиционных отраслях деятельности и их модернизация и ставится цель осуществлять 50-60% инвестиций за счет иностранного капитала, а долю экспорта довести до 70% общего производства; третий этап является зрелой фазой, характеризующейся реконструкцией традиционных производств и существенной долей наукоемких и высокотехнологичных отраслей. Таким образом, на протяжении 20 лет реформы экономической системы в Китае сформировался сравнительно совершенный режим ОЭР, благоприятствующий привлечению зарубежных инвестиций.
Информация о работе Особые экономические зоны в мировой экономике