Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 08:18, курсовая работа
Целью данной работы является анализ особых экономических зон и возможностей, которые они предоставляют в современном мире.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
определить содержание и систематизировать виды особых экономических зон;
выявить условия создания и функционирования особых экономических зон в таких странах как Гана, Китай, Испания;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ ……………5
ГЛАВА 1.1 СУЩНОСТЬ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН И ИХ РОЛЬ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ………………….……………………………………………………5
ГЛАВА 1.2 РАЗНОВИДНОСТИ ОЭЗ………………………………………………..8
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОЭЗ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН…………………………15
ГЛАВА 2.1 ОЭЗ В ГАНЕ…………………………………………………….….15
ГЛАВА 2.2 ОЭЗ В КИТАЕ………………………………………………………..18
ГЛАВА 2.3 ОЭЗ В ИСПАНИИ…………………………………………………..22
ГЛАВА 3. ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ РОССИИ……………………………25
ГЛАВА 3.1 ОСОБЕННОСТИ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН РОССИИ……………25
ГЛАВА 3.2 КЛАССИФИКАЦИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН…………………27
ГЛАВА 3.3 УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОЭ …………………29
ГЛАВА 3.4 ХАРАКТЕРИСТИКА ОЭЗ "АЛАБУГА"………………………………..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………….…………………………………………………34
ГЛОССАРИЙ…………………….……………………………………….………..36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……….…………………….……….38
Примером особенностей развития ОЭР в Китае может послужить специальная экономическая зона Шэньчжэнь, которая получила официальный статус в августе 1980 года с принятием закона "Регулирование специальных экономических зон в провинции Гуандун" и которую более 20 лет экономического роста вывели далеко вперед даже по сравнению с крупнейшими экономическими центрами страны, такими как Пекин, Тяньцзинь, Шаньдун, Шанхай, Фуцзянь и Гуандун. ОЭР Шэньчжэнь, занимающий 327,5 кв.км и огибающий район Гонконга, отделяя его от материкового Китая, - самая быстро развивающаяся зона: так, в 1980-2001 годах средний ежегодный рост его ВВП превысил 29,5%, объема промышленной продукции - 45% и внешней торговли - 39%, а ежегодный рост реальных иностранных инвестиций за этот период находился на уровне 28%, поэтому в течение последних 9-ти лет город является первым в стране по объемам внешней торговли, вторым - по выпуску промышленной продукции и третьим - по годовому доходу местного бюджета и привлечению реальных иностранных инвестиций. Здесь преобладают так называемые вторичные и третичные промышленные производства: в частности, в 2000 году соотношение первичного, вторичного и третичного секторов составило 0,9: 52,6: 46,5, а соотношение иностранных инвестиций в данные секторы - 0,2: 63,3: 36,5. [16]
Сегодня китайские ОЭЗ характеризуются наличием следующей отличительной черты, а именно: зоны высоких и новых технологий, или аналоги американских технопарков, на долю которых приходятся 4% национального ВВП и 10% совокупной стоимости экспорта и импорта, имеют стратегическое значение для современной экономической экономики. Свидетельством их превращения в главную движущую силу развития отрасли высоких и новых технологий на фоне оптимизации экономической структуры КНР служит тот факт, что, начиная с 1991 года, их основные экономические показатели ежегодно в среднем возрастают более чем на 40% - в результате, в 2003 году они продолжали стремительное развитие и впервые принесли стране доход, превышающий 2 трлн. юаней, что на 32% больше аналогичного показателя предыдущего года, причем доходы от продажи продукции высокотехнологичных предприятий, расположенных в Пекинской зоне научно-технического освоения "Чжунгуаньцунь" и Шанхайской зоне освоения новых и высоких технологий, превысили 150 млрд. юаней. [17]
Таким образом, китайская модель территориально-экономической открытости на основе создания различных типов ОЭЗ весьма реалистична и позволяет обеспечить относительно безболезненный переход к рынку и постепенное включение в систему международного разделения труда и международных внешнеэкономических связей стран и регионов.
Рассматривая структуру и деятельность свободных экономических зон в Испании, насчитывающую не один десяток лет, можно выделить основные принципы при их создании[18]:
Все ОЭЗ расположены в районах крупных портовых городов, являющихся перекрестком оживленных морских транспортных и пассажирских путей, соединяющих страны Европы, Ближнего и Среднего Востока и Африки.
Как правило, все ОЭЗ - многопрофильны, т.е. располагают помимо традиционных "свободных таможенных зон" и "свободных складов", коммерческими центрами или зонами свободной торговли, а также промышленными полигонами;
Деятельностью в ОЭЗ руководит консорциум предприятий и фирм, расположенных в ОЭЗ, который определяет стратегию развития ОЭЗ и условия деятельности на ее территории;
Основной задачей ОЭЗ является всемирное содействие развитию экспорта испанских товаров, создание новых рабочих мест.
В Испании созданы и функционируют четыре экономические зоны, имеющие различные таможенные, налоговые и экономические льготы, позволяющие определить их статус как "свободные экономические зоны (ОЭЗ)". Это территории в крупных портовых городах - в г. Барселоне на побережье Средиземного моря; в г. Кадис и г. Виго на Атлантическом побережье Испании и на Канарских островах.
Самой крупной из них является - ОЭЗ Барселона (Zona Franca de Barcelona), включающая в себя промышленный полигон, "свободный склад" и "зону свободной торговли". Для управления этим комплексом был создан консорциум ОЭЗ Барселоны.
Промышленный полигон, расположенный в Таррагоне (пригород Барселоны), по насыщенности промышленными предприятиями является крупнейшим во всей Каталонии и располагает одной из лучших инфраструктур. По своему расположению этот промышленный полигон является узлом основных коммуникационных структур: он имеет прямой доступ к главным автострадам Испании и Европы, располагает товарной станцией и железнодорожным контейнерным терминалом на самом полигоне, и кроме того, располагается в 7 километрах от морского порта Таррагона и в 7 километрах от аэропорта Реус. С учетом этих обстоятельств к промышленному полигону проявляет большой интерес как национальные, так и международные компании и фирмы. В частности, концерн "Фольксваген", владеющий испанской автомобилестроительной фирмой "Сеат", намерен использовать преимущества промышленного полигона ОЭЗ для расширения своего производства.
Руководство консорциума ОЭЗ строит свою политику с учетом планов развития производства, осуществляемых компаниями, арендующими землю в ОЭЗ.
"Свободный склад" в районе Таррагоны начал функционировать в 1993 году и за два месяца (сентябрь-октябрь) в нем было обработано только 22,5 тонн различных грузов. Уже через год за эти же месяцы было обработано 791 тонна, что составило рост на 3415%. По мнению руководства консорциума, среди среднесрочных проектов развития ОЭЗ деятельность "свободного склада" в Таррагоне представляет для них большой интерес.
Кроме "свободного склада" в ОЭЗ Барселона действует "зона свободной торговли (ЗСТ)", через которую осуществляется как транзит, так экспорт различных товаров. В течение года через нее проходит свыше 200.000 тонн грузов, которые занимают в среднем около 85% площади, отведенной под "ЗСТ". Оборот транзитных грузов вырос на 32%, количество оформленных экспортных грузов увеличилось на 122% и на 37,1% - импортируемых. [19]
Консорциум ОЭЗ Барселоны наряду с управлением деятельностью непосредственно "свободных экономических подзон" и предоставлением в аренду предприятиям и фирмам земли, находящейся в границах ОЭЗ Барселоны, принимает участие в реализации проектов, выходящих за рамки деятельности ОЭЗ.
Так консорциум совместно с известной французской фирмой "Континент" в 1995 году построил в центре Барселоны крупный торговый центр.
Особая экономическая зона - это определяемая правительством часть территории Российской Федерации со специальным режимом для предпринимательской деятельности. В свободной зоне действует особый налоговый, таможенный, лицензионный и визовый режимы. Управление президент своим указом возложил на новый орган государственной власти - Федеральное агентство по управлению ОЭЗ, подведомственное Министерству экономического развития и торговли. В соответствии с указом новое агентство будет образовано в трехмесячный срок.
ОЭЗ создаются на 20 лет, и срок их существования продлению не подлежит. Закон предполагает создание технико-внедренческих и промышленно-производственных зон - для реализации научных проектов и, соответственно, для развития промышленного производства. Промзонам будет отводиться площадь в пределах 20 кв.км, а "технопарки" будут располагаться на территории площадью не более 2 кв.км.
Закон гарантирует участникам налоговые льготы. Во-первых, на первые пять лет резиденты обоих типов зон освобождаются от налога на имущество и земельного налога. В промышленно-производственных зонах помимо этого разрешается применять повышающий (удвоенный) коэффициент по амортизационным отчислениям и без ограничений списывать убытки на будущий период и затраты на НИОКР. Для технико-внедренческих зон предусмотрена максимальная ставка ЕСН на уровне 14 процентов. Наряду с этим регионы и муниципалитеты смогут предоставлять еще и свои льготы. [20]
По закону резиденты ОЭЗ не могут иметь обособленных подразделений вне зоны, поэтому, скорее всего, в ОЭЗ будут работать в основном вновь созданные организации. Однако главное условие для резидентов промышленно-производственных зон - это инвестирование в производство не менее 10 миллионов евро, а в первый год - не менее 1 миллиона евро. Помимо этого, предполагаемый резидент должен представить бизнес-план с заключением банковской или финансовой организации. Для участников технико-внедренческих зон обязательная сумма инвестирования не установлена. [21] Один из самых интересных вопросов - как будут отбираться площадки для ОЭЗ. Инициатива должна исходить от регионов и муниципалитетов. Критериями отбора площадок станут наличие сырьевой базы, необходимых трудовых ресурсов и пр. А главное, будет решаться вопрос - не нарушается ли при открытии зоны экономическая стабильность регионов-соседей - в смысле перетекания капитала и производства. Территориальный орган при Федеральном агентстве по управлению ОЭЗ - это та структура, которая будет управлять территорией отдельно взятой ОЭЗ. В его функции входит регистрация юридических лиц в качестве резидентов, ведение реестра участников зоны, а также контроль за соблюдением резидентами условий работы в ОЭЗ. Специальный совет при территориальном органе будет рассматривать заявки от потенциальных инвесторов, оценивая, какую пользу их проекты могут принести экономике.
ОЭЗ могут быть классифицированы по выполняемым функциям, степени интеграции в экономику и системам предоставляемых льгот.
По функциям:
Зона свободной торговли
Промышленно-производственная зона
Технико-внедренческая зона
Сервисная зона
Комплексная зона
В России существуют зоны трёх типов: технико-внедренческие, промышленно-производственные и туристско-рекреационные особые экономические зоны.
Зона свободной торговли (ЗСТ) - территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории. Внутри проводятся операции по складированию товаров и их предпродажной подготовке (упаковка, маркировка, контроль качества и т.п.).
Промышленно-производственная зона (ППЗ) - часть национальной таможенной территории, внутри которой налажено производство конкретной промышленной продукции; при этом инвесторам предоставляются различные льготы. [22]
Технико-внедренческая зона (ТВЗ) - территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории, внутри которой размещаются научно-исследовательские, проектные, конструкторские бюро и организации. Примеры ТВЗ: технопарки, технополисы.
Туристско-рекреационная зона - территория, на которой ведется туристско-рекреационная деятельность - создание, реконструкция, развитие объектов инфраструктуры туризма и отдыха, развитие и оказание услуг в сфере туризма.
По степени интеграции в экономику:
Зоны, интегрированные в национальную экономику
Анклавные (изолированные) зоны
По системам льгот:
Налоговые: налоговые "каникулы" - частичное или полное освобождение инвесторов от уплаты налогов на собственность и имущество, НДС и т.п. (в соответствии с законом об ОЭЗ, вступивший в силу 1 января 2006 года: резиденты ППЗ на пять лет освобождаются от уплаты земельного, имущественного и транспортного налогов, на 4% (до 20%) снижается налог на прибыль. Для ТВЗ также предусматривается снижение ставки ЕСН с 26% до 14%) [1]
Таможенные (импорт) - частично или полное освобождение от импортных пошлин на полуфабрикаты, сырье и т.п., ввозимых для использования внутри зоны;
Таможенные (экспорт) - частично или полное освобождение от экспортных пошлин на изготовленную внутри зоны продукцию.
Финансовые - инвестиционные субсидии, государственные льготные кредиты, сниженные ставки на оплату коммунальных услуг и аренду производственных помещений.
Административные - упрощенный порядок регистрации предприятий, упрощенный порядок въезда-выезда иностранных граждан, беспрепятственный вывоз правомерно полученной прибыли иностранными гражданами за рубеж. [23]
В ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" от 22 июля 2005 г. оговорено несколько условий создания ОЭЗ на территории России: никакая ОЭЗ, кроме зон туристско-рекреационного типа, не может находиться на территории нескольких муниципальных образований или включать полностью территорию административного образования.
На территории ОЭЗ не допускается:
Добыча и переработка полезных ископаемых;
Производство и переработка подакцизных товаров, за исключением легковых автомобилей и мотоциклов;
ОЭЗ, кроме ОЭЗ туристско-рекреационного типа, могут создаваться только на земельных участках, находящихся в государственной собственности. [24]
Решение о создании ОЭЗ принимается Правительством РФ по итогам проведения конкурса.
Основными целями создания ОЭЗ являются:
развитие обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики;
производство новых видов продукции, развитие импортозамещающих производств;
развитие туризма и санаторно-курортной сферы.
22 декабря 2005 постановлением Правительства РФ в России организовано шесть особых экономических зон:
четыре технико-внедренческих (инновационных) в городах:
Дубна,
Зеленоград,
Санкт-Петербург (посёлок Стрельна, зона "Нойдорф"),
Томск;
две промышленно-производственные зоны в городах:
Елабуга,
Липецк - ОЭЗ "Липецк".
3 февраля 2007 года постановлениями Правительства РФ в России создано семь особых экономических зон туристко-рекреационного типа:
ОЭЗ туристско-рекреационного типа:
в Краснодарском крае - Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 70;
в Ставропольском крае - Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 71;
в Иркутской области - Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 72;
в Республике Бурятия - Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 68;
в Республике Алтай - Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 67;
в Алтайском крае - Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 69;
Информация о работе Особые экономические зоны в мировой экономике