Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 21:38, дипломная работа
Настоящая Дипломная работа написана с целью определить зоны применения исламских принципов управления финансами компании. Особенности управления компанией с применением исламских принципов позволяют практически решать традиционные проблемы корпоративных финансов. Актуальность темы раскрывается практическими рекомендациями в решении таких проблем, как непомерный рост задолженности предприятий перед банками, несправедливое, с экономической точки зрения, распределение создаваемой стоимости, распределение рисков между участниками бизнеса, скорость расширения бизнеса с применением исламских принципов управления (ИП).
Практическая значимость знания и применения особенностей управления компанией, применяющей ИП, оценивается сполоченностью партнерства, устранением рисков, ликвидацией необоснованных платежей, вознкиающих в финансовой зоне управления активами.
Введение
Глава 1. Финансовые аспекты управления компанией.
§ 1.1. Управление компанией: определение, функции.
§ 1.2. Ключевые проблемные зоны в традиционных финансах компании: управление рисками, затратами периода, сложными процентами.
Глава 2. Исламские принципы управления
§ 2.1. Исламские принципы целеполагания: особенности финансов при планировании.
§ 2.2. Возможности исламских принципов в решении проблем традиционных финансов: наступление рисков, обретение заемного капитала, выход из бизнеса.
Глава 3. Практические меры по применению исламских принципов в управлении финансами компании.
§ 3.1. Сравнительный анализ внешних и принципиальных моментов традиционного и исламского управления финансами компании.
§ 3.2. Пути расширения бизнеса в сочетании традиционных и исламских принципов управления в условиях Кыргызстана.
Заключение
Список литературы
Следует отметить, что бизнес по шариату несет идеологическую нагрузку. Красной линией с начала первой функции управления, планировани, идеология направлена на то, чтобы в планах все было свято. Идея, ее имплементация, обретения и действия по ходу производственного процесса должны быть «святыми» и чистыми, начиная с помыслов.
Очевидно, что
такая идеология допускает (
Харам (араб. – запретное) – поступки и действия, запретные с точки зрения шариата. Определение тех или иных действий в качестве харам во многом зависит от факиха-интерпретатора, который может оперировать тремя степенями (категориями) запретных поступков: а) батил – однозначно запретные поступки, связанные с нарушением закона и религиозных обязанностей, б) фасид – так называемые «порочные» поступки, последствия которых могут быть признаны действительными с юридической точки зрения, если допущенные нарушения будут преодолены (например, присвоение чужой собственности, которая затем выкупается у владельца с его согласия), в) сахих – правильные по форме, но безнравственные, по сути, поступки (например, обман партнера по сделке с помощью привнесения в текст договора слов и выражений, делающих его недействительным).
Вся деловая активность охвачена понятием иджтихад. Иджтихад – (араб. – усердствование, большое старание) – общее название для всех видов деятельности ученого-богослова при изучении и решении правовых и религиозных вопросов, а также система принципов, аргументов, методов и приемов, которые он использует в ходе исследования.
Однако иджтихад не однозначен в мусульманском мире, подразделяющем толкования по принадлежности тому или иному мазхабу.
Мазхаб (араб. – путь) – здесь богословско-правовая школа или толк. В настоящее время в суннизме существует 4 правовых мазхаба: ханафитский, маликитский, шафи’итский и ханбалитский. С 18 века шииты-джафариты получили отдельное место для молитвы в ограде Ка’бы, что ознаменовало официальное признание джафаритского мазхаба суннитами.
Для условий Кыргызстана приемлемым считаются два махзаба: малики и ханафи.
Тем не менее, окончательные нормы, му’амалат – сводится к единому результату. Му’амалат (араб.- дело, торговля) – нормы, регулирующие взаимоотношения между людьми, отношения мусульманского правителя с подданными (как с мусульманами, так и представителями других конфессий), а также с другими государствами. В более узком значении – предмет регулирования частного права (фикх ал-му’амалат).
Толкование норм осуществляется Муджтахидом. Муджтахид (перс. муджтехид, тур. мюджтехид) ученый богослов, в силу своих знаний и опыта обладающий правом выносить самостоятельные решения по важным вопросам мусульманского права. Муджтахид должен в совершенстве владеть арабским языком, знать наизусть Коран и его тафсиры (толкования), а также не менее 3 тыс. хадисов с полным комментарием.
В имамитском толке (шиизм) муджтахид является высшим духовным авторитетом, почетная обязанность которого – на период «сокрытия» имама вести общину верным путем. В связи с этим, муджтахиды, пользующиеся наибольшим уважением благодаря своим знаниям, могут выносить суждения и давать заключения не только по правовым вопросам, но и толковать догматы религии и основы шариата.
Наконец остальные
взаимоотношения между
Амана (араб. – надежность, честность) – договор, по условиям которого одно лицо (учредитель доверительной собственности) передает другому лицу (доверительному собственнику) на определенный срок имущества для управления в интересах учредителя или назначенных им бенефициариев (выгодоприобретателей). В случае причинения доверительной собственности какого-либо ущерба, доверительный собственник не несет материальной ответственности перед учредителем доверительной собственности. Отношения сторон по договору амана могут быть как выраженными, так и подразумеваемыми. В исламском банковском деле амана представляет собой ответственное хранение. Банк, не обладая правом распоряжаться предметом хранения, выполняет поручения владельца в отношении данного предмета, взимая за это определенную плату. Кроме того, банк имеет право покрывать за счет владельца расходы, связанные с выполнением его распоряжений.
Как было изложено в Главе 1., основной функцией отличающей и необходимой для применения исламских принципов финансирования выявлена функция планирования.
На стадии планирования стороны исключают всякие риски, гарар. При этом подразумевается, что лучше исключиь, поскольку один риск, как правило, влечет за собой материальное обременение.
Гарар (араб. – опасность) – здесь элемент неопределенности в предмете договора или в отношении цены товара, а также просто спекулятивный риск. Гарар, например, присутствует при продаже товара, которым продавец в момент заключения соглашения не обладает (рыба в воде и т.п.), или в договоре, исполнение условий которого поставлено в зависимость от наступления или ненаступления определенного события (падение курса валют и т.п.).
Наличие гарара в коммерческой операции или оформляющем ее договоре позволяет одной стороне обогащаться за счет другой. Среди правоведов нет согласия относительно степени гарара, позволяющей лишить договор юридической силы. Исследователями выделяются: a) допустимый гарар (ал-гарар ас-йасир) – элемент неопределенности, допустимый с точки зрения шариата, b) промежуточный гарар (ал-гарар ал-мутавассит) – не исключающий действительности договора при соблюдении ряда условий, и c) избыточный гарар (ал-гарар ал касир), при наличии которого в договоре таковой становится недействительным.
Рассмотрим применение принципов при создании нового предприятия.
Бай’ (араб. – продажа) – договор купли-продажи. По условиям договора одна сторона (продавец) обязуется передать товар и перенести право собственности на него на другую сторону (покупателя). В обязанности покупателя входит уплата оговоренной цены и принятие приобретенной вещи или предмета.
Бай’ ас-салам или салам – договор купли-продажи товаров с отсроченной поставкой, по условиям которого цена товара уплачивается вперед, а сам товар предоставляется через оговоренный продавцом и покупателем промежуток времени. Бай’ ас-салам представляет собой, по сути, авансовое финансирование и по своей правовой природе близок к договору контрактации. Количество и свойства передаваемого товара, а также время его поставки покупателю должны быть определены. Предметом договора бай’ ас-салам в основном является движимое имущество, которое может быть оценено по качеству, количеству и вложенному в его производство труду, - за исключением золота, серебра и др. товаров, могущих заменить деньги.
Бай’ [би саман] аджил (араб. – продажа по отсроченной цене) – договор купли-продажи по отсроченной цене. Согласно условиям данного договора, одна сторона (продавец) приобретает товар и продает его другой стороне (покупателю) по согласованной цене, включающей издержки, понесенные продавцом. Деньги за товар выплачиваются в будущем целиком или частями. В исламском банковском деле данный договор представляет собой сделку между двумя сторонами. Данный договор разрешен в мусульманском праве, поскольку по своей природе является разновидностью договора продажи, а не договора займа. Таким образом, операция, осуществляемая по такому договору, - это операция торговая, а не финансовая.
Байт ал-мал (араб. – дом имущества) – первоначально помещение в соборной мечети или резиденции наместника в завоеванных мусульманских странах, в котором хранились денежные или иные средства мусульманской общины (уммы), а также сами эти средства, считавшиеся общим достоянием всех мусульман. Источники пополнения байт ал-мал: налог с мусульман (см. закят); подушная подать с иноверцев (джизйа); поземельный налог (см. харадж); единовременные добровольные взносы (см. садака); пятая доля военной добычи (ганима); бесхозное и выморочное имущество; отчисления от приисковой добычи; часть торговых сборов и таможенных пошлин, штрафов, средств, предоставленных умме в качестве выкупа за пленников, и т.п. Кроме того, в байт ал-мал включаются доходы с вакуфного имущества и все случайные доходы и имущества, которые, в соответствии с шариатом, не подлежат передаче в частную собственность. Со временем байт ал-мал превратился в сугубо религиозный институт.
Вади’а (араб. – вклад, поклажа) – договор, по условиям которого одна сторона (поклажедатель, или депонент) передает другой стороне (поклажепринимателю, или хранителю) какое-либо имущество на хранение – без права пользования им. Предоставленная на хранение вещь должна быть возвращена по первому требованию ее собственника. Расходы по сохранению вещи лежат на поклажедателе. В случае смерти владельца собственности, хранитель обязан передать вещь, отданную на хранение, наследникам поклажедателя. Если хранитель передает вещь одному наследнику и игнорирует других законных наследников, он будет нести перед ними ответственность за нарушение правил наследования в соответствии с принципами мирас (см.:) и васийа (см.:).
Вакф (мн.ч. аукаф и вукуф; синоним хубс) – имущество, право собственности на которое, по волеизъявлению учредителя вакфа – вакифа – ограничено пользованием всем или частью дохода или продукта. Имущество, предоставляемое в вакф (маукуф), перестает быть собственностью дарителя, но не становится собственностью того, кому подарено, действие права собственностью здесь фактически приостанавливается. В вакф может быть обращена любая конкретизированная вещь (‘айн, мн.ч. ’айнан), которую невозможно уничтожить вследствие ее использования и которая не может утратить свою ценность со временем. Подобная вещь считается составляющей собственность (милк) Аллаха, между тем как то лицо или учреждение, в чью пользу сделан вакф, имеет право пользоваться им и получать с него доходы. Договор вакфа прекращается в связи с гибелью имущества, передаваемого в вакф или утратой им функций, необходимых для использования его по назначению в последнем случае учитывать назначение вакфа. Например, если строение рушится, остается земля, с которой можно получать прибыль. Таким образом, действие договора не прекращается. Если же мечеть, на содержание которой предназначается вакф, разрушена, то тогда имущество, переданное в вакф, подлежит возвращению бывшему собственнику или его наследникам. В настоящее время в ряде мусульманских стран существуют специальные министерства по делам вакфов.
Вала’ (араб. – помощь, покровительство) – клиентский договор, по условиям которого, чужестранец, чьи наследники неизвестны, получает опеку и гарантию безопасности со стороны другого лица (покровителя или патрона). Покровитель берет на себя обязательство нести ответственность (как правило, гражданскую) по всем искам, предъявляемым его клиенту. В качестве компенсации патрон получает право наследования собственности своего клиента после его смерти.
Васийа (араб. – воля, завещание) – односторонняя сделка, по условиям которой завещатель отказывает указанному в завещании лицу (или лицам) не более 1/3 имеющегося в его распоряжении имущества (как движимого, так и недвижимого). Предметом васийи могут выступать все виды имущества, деловые поручения, просьбы и все то, что может включаться в понятие «волеизъявление». В соответствии с хадисом, приведенном у ал-Бухари, наследники по закону не должны претендовать на ту долю, которой завещатель может распорядиться в завещании. Однако если по каким-либо причинам завещатель решает предоставить наследникам по закону ту часть имущества, которой он имеет право распорядиться в завещании, то завещанное и наследуемое по закону возможно получить только с согласия других основных наследников. Завещание может быть сделано и отменено в любое время в течение жизни завещателя.
Гарим (араб. – должник) – заемщик, не имеющий возможности выплатить сумму долга из имеющихся в его распоряжении средств.
Джу’ала (араб. – плата, вознаграждение) – односторонняя сделка, где одна сторона (джа’ил) объявляет о предоставлении вознаграждения любому лицу, которое окажет ей требуемую услугу, например, владелец пропавшей вещи, дающий объявление с обещанием премии тому, кто возвратит ему пропажу. Аналогична публичному обещанию награды в российском праве (гл.56 Гражданского кодекса). Лицо, оказавшее такого рода услугу, получает право на оплату своего труда. В банковском деле по договору джу’ала банк принимает на себя обязательство выплатить определенную сумму другой стороне, если та окажет банку требуемую услугу в соответствии с условиями договора.
Дийа (араб. – выкуп; тур. диет, перс. дийе) – плата за кровь (вира), компенсация за убийство или увечье. Была широко распространена в доисламское время и впоследствии одобрена Пророком. По мнению ряда мусульманских исследователей, институт дийа является ранней формой страхования в мусульманском мире.
Закят (закат) – налог в пользу нуждающихся членов мусульманской общины. Выплата закята, являющегося одним из пяти столпов ислама, предписана всем мусульманам (в лице глав семейств), обладающим необходимым установленным минимумом средств. Институт закята существовал еще в доисламское время и был связан с обычаем раздела захваченной добычи, часть которой помещалась в своего рода фонд взаимопомощи племен. Закят уплачивается дееспособными мусульманами: 1) с товаров, 2) золота и серебра (но не бытовых украшений и предметов обихода из этих металлов, 3) скота, 4) посевов, 5) виноградников, 6) финиковых пальм и др.
В Коране (9:60) установлен круг лиц, которым предназначаются средства из фонда закята: неимущие, сборщики закята, путешественники, испытывающие нужду, новообращенные в ислам и др. при отсутствии в государстве, где проживают мусульмане, соответствующего механизма по сбору и распределению закята, верующие должны распределять средства, предназначенные для выплаты данного налога, среди неимущих.
про Иджара (араб. – аренда) – в широком значении: договор найма. В исламском банковском деле – аналог лизинговой операции. В соответствии с условиями заключаемого между банком и клиентом договора, банк по требованию клиента покупает и сдает ему в аренду оборудование и др. продолжительность аренды и размер арендной платы оговариваются заранее. Право собственности на оборудование остается у банка.
Информация о работе Особенности управления финансами компании: исламские принципы управления