Особенности теневой экономики в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 20:03, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. Актуальность темы обусловлена колоссальными масштабами теневой экономики в России, – по данным Всемирного банка «теневой сектор» обеспечивает 49%. Очевидно, что такие масштабы теневого сектора не позволяют российской экономике развиваться нормально, тем самым, создавая угрозу национальной безопасности. Так же, теневая экономика является хорошим «удобрением» для коррупции, вследствие чего коррупция оказывает негативное влияние на экономику России и развитию теневой экономики. Очевидно, подрывается международный авторитет страны.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты теневой экономики 6
1.1.Понятие и сущность теневой экономики 6
1.2. Причины возникновения теневой экономики 10
Глава 2.Практическая 15
2.1.Особенности теневой экономики в России: сравнение с СССР, масштабы 15
2.2 Измерение теневой экономики 21
2.4 Пути выхода из теневой экономики 25
Заключение 28
Список использованной литературы 33

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа. Теневая экономика в РФ.doc

— 210.00 Кб (Скачать)

2.4 Пути выхода из теневой экономики

Теневая экономика на сегодняшний день является неотъемлемой составляющей рыночной экономической системы в России и играет роль некого стабилизатора. Очевидно, любые крайности в этом вопросе нежелательны. Принцип оптимизирующего поведения в данном случае требует, чтобы минимизировались совокупные издержки преступности, включающие и потери общества от совершенных преступлений, и расходы общества на предотвращение преступлений. Таким образом, общей целью правоохранительной деятельности должно быть не «искоренение» преступности, а сдерживание ее на оптимальном с точки зрения общества уровне. Сам этот криминальный оптимум достаточно подвижен и зависит как от эффективности использования правоохранительными органами отпущенных им ресурсов, так и от «эффективности» деятельности преступников [4, с. 210].

Проблема теневой экономики  стала для России тяжелой системной  проблемой национальной безопасности, решить которую можно только путем реализации широкого целенаправленного комплекса мер во всех сферах жизнедеятельности государства и общества и только совместными их усилиями.

Для того, чтобы сократить  масштабы теневой экономики в  стране необходимо прежде всего устранить  сам корень проблемы, т.е. причины, которыми был вызван рост теневой экономики (эти причины были отмечены в первой главе работы). Основными в системе мер по борьбе должны стать следующие решения и мероприятия:

 

  1. проведение безусловной всеобщей уголовной амнистии по налоговым и экономическим не насильственным преступлениям физических и должностных (государственных и корпоративных) лиц на определенную сумму, оставив пострадавшей стороне лишь право на гражданско-правовой иск (это позволит подавляющему большинству населения России легализовать и репатриировать накопленные капиталы);
  2. введение системы экономического стимулирования выхода юридических лиц и граждан из теневого сектора экономики (вести хозяйственную деятельность открыто должно быть экономически выгодно);
  3. установление экономически целесообразного, справедливого, но четко администрируемого налогообложения;
  4. стимулирование безналичных расчетов и жесткая борьба с наличным оборотом;

 

  1. проведение ясной и последовательной государственной политики поддержки частного открытого предпринимательства (система мер поддержки конкретного хозяйственного общества должна находиться в четкой зависимости от чистоты его баланса);
  2. введение государственной системы мер эффективной защиты добросовестного собственника и кредитора;

 

  1. проведение реальной административной реформы (государственный аппарат должен стать инструментом ускоренного развития в России частного бизнеса и конкурентоспособных рынков);
  2. формирование неподкупной, справедливой и высокопрофессиональной правоохранительной, прежде всего — судебной, системы;
  3. ликвидация организованной преступности во всех сферах общества, прежде всего в теневом секторе экономики и кредитно-финансовой сфере.

В настоящее время в России действуют два основных подхода к решению проблем теневой экономики. Первый подход - либерально- попустительский - обозначился в начале 90-х годов прошлого века. Он был вызван, установкой тогдашнего правительства молодых реформаторов на сверхвысокие темпы первоначального накопления капитала. Результаты налицо: образование мощных финансово промышленных групп-кланов, тесно связанных с высшими эшелонами власти, с одной стороны, и подавление нормальной предпринимательской деятельности, прежде всего, малого бизнеса – с другой. Параллельно наращивалась теневая составляющая экономики.

Другой подход – репрессивный. Он предполагает общее ужесточение законодательства, а также расширение и усиление соответствующих подразделений МВД, ФСБ, налоговых служб и Министерства финансов РФ: улучшение их взаимодействия, формирование системы тотального контроля.

Конечно же, необходимы научные подразделения, которые осуществляли бы мониторинг деформаций, возникающих в экономике, могли бы прогнозировать изменения теневого рынка, а так же оперативно разрабатывать предложения по совершенствованию методов расследования преступлений, связанных с криминальной экономической деятельностью

Также необходимо подчеркнуть: успех борьбы с теневой экономикой и коррупцией возможен лишь при условии сознательной массовой поддержки этой борьбы в обществе, а это, в свою очередь, достижимо только при наличии высокого уровня доверия граждан к государственным институтам власти и управления.

Заключение

Экономисты изучают  неформальную экономику уже более  четверти века, однако нельзя сказать, что они уңе вполне разобрались  в сущности этого феномена. Не стихают дискуссии даже по поводу его точности определения, не говоря уже об объяснении причин его возникновения, роли в хозяйственной жизни общества, выроботки оптимальной линии государственной политики по отношению к нему, перспектив его дальнейшего развития.

Неформальная экономика- это область человеческой деятельности, направленной на получение выгоды, основное регулирование в которой  происходит при помощи доминирующих неформальных норм, может быть определена как вся экономическая деятельность, по разным причинам не учитываемая официальной статистикой и не входящая в ВНП [13, с. 188].

Неформальная экономика  представлена широким спектром неформальных отношений, которые имманентно присущи  экономике постсоциалистических, развивающихся  и развитых стран, как Россия. Неформальная экономика именуется иногда « параллельным хозяйством», «второй экономикой». Она вписывается в структуру современной рыночной экономики, взаимодействует и переплетается с официальной экономикой.

В экономической литературе выделяется до десятка деяний, которые связывают с теневой экономикой. На самом деле УК РФ насчитывается их на порядок больше. Они предусмотрены более чем в 100 из 260 статей особенной части кодекса. Преступления, предусмотренные этими статьями, совершаются по мотивам корысти, наживы, прибыли и могут рассматриваться как преступный бизнес, дающий теневой (чёрный, серый), неконтролируемый государством доход [11, c. 103].

Неформальная экономика  в России - это, с одной стороны, способ заработать на удовлетворении спроса людей вне зависимости от легальности осуществляемых действий и, с другой стороны, возможность субъектов экономики преследовать свои цели в более приемлемых для них условиях, чем те, которые существуют в рамках формальной экономики. Неформальная экономика часто определяется как «серая» экономика: деятельность с целью получения выгоды, когда доходы и способы их получения остаются за рамками управления государственными институтами, в то время как схожие виды деятельности ими регулируются.

Масштабы и динамика неформальной экономики определяются конкретными историческими условиями каждой страны. При этом важнейшим фактором служит степень эффективности регулирующих механизмов. Проблема правового регулирования борьбы с криминализацией экономики имеет давнюю историю, неразрывно связанную историей становления и развития российской государственности.

К настоящему времени  в России сложилась система правового  обеспепечения деятельности по предотвращению, выявлению и пресечению экономических  преступлений. Конституция 1993 г., Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ законодательно закрепили принципы новых экономических отношений рыночного типа. Кодекс РФ об административных правонарушениях и Уголовный кодекс РФ определили ответственность за правонарушения и преступления в сфере экономики.

Несмотря на наличие  в экономике страны и деятельности правоохранительных органов устойчивых позитивных тенденций, обстановка в  экономической и налоговой сферах продолжает оставаться сложной и  характеризуется ростом экономической  преступности, тесно связанной с теневой экономкой.

Роль теневой экономии в трансформирующихся социально-экономических  системах неоднозначна. Неформальный сектор имеет свои плюсы и минусы, баланс которых не столь однозначен и зависит от многих обстоятельств. В целом, можно предположить, что по мере увеличения его доли в экономике( сверх определенного порога) минусы могут доминировать над плюсами. Наоборот, в определенных масштабах неформальный сектор просто необходим. Неформальный сектор, если он не чрезмерен, в условиях глубокой или затяжной рецессии в странах, где государство не способно обеспечить эффективную защиту от безработицы, именно неформальный сектор предоставляет определенную социальную поддержку потенциальным безработным. При этом он позволяет потерявшим работу иметь заработок и избежать нищеты, а государству, испитывающему сильное давление на бюджет. Экономить на пособиях по безработице.

Сегодня теневые процессы в экономике захлестнули Россию. Общий уровень вовлеченности населения России в неформальную занятость сопоставим с развивающимися странами. Однако в развивающихся странах учитывается, как правило, неформальная деятельность на условиях первичной занятости. По этому показателю ситуация в России пока еще далека от развивающихся стран. Для России более характерно периодическое участие населения в неформальной занятости как способ переждать трудные времена. Достигнутый уровень занятости в неформальном секторе для России представляется очень высоким, причем тенденция к его росту сохраняется. В настоящее время продолжается отток работающих из формального сектора в неформальный, вынужденный выход на рынок труда экономически неактивного населения, пополняющего преимущественно неформальный сектор, расширение вторичной занятости, в том числе в неформальном секторе, вследствие снижения уровня жизни населения. Систематических задолженностей по зарплате и низкого уровня оплаты труда в государственном секторе, общей нестабильности занятости в формальном секторе.

В отличие от развивающихся  стран, в России неформальную занятость никто не отождествляет с нищетой и бесправием. Напротив, сложился стереотип о чрезвычайно высоких доходах неформально занятых. В действительности в неформальном секторе России также имеет место бедность, но в значительно меньших масштабах, чем в развивающихся странах. Вообще проводить аналогию между Россией и другими странами весьма сложно. В ряде развивающихся стран одним из критериев отнесения к неформальному сектору является уровень дохода при самостоятельном труде ниже прожиточного минимума или зарплате ниже официально установленного минимума. В России же законодательно установленная минимальная зарплата в несколько раз ниже реального прожиточного минимума, как и зарплата работающих в государственном секторе.

В России преобладание торговли и услуг в неформальном секторе выражено еще ярче, чем в развивающихся странах. Причиной этого является то, что торговля состоит в основном из малых предприятий [8, с. 13].

Вместе с тем имеет  место и квалифицированная профессиональная деятельность. Занятость в неформальном секторе, особенно в таких сферах, как мелкая торговля, оказание различных услуг частными лицами, приводит к частичной утрате квалификации, профессиональных навыков [13, с. 191].

Тенденции развития неформального  сектора во многом будут зависеть от социально-экономической ситуации. А это значит, что, прежде всего, важно привести в устойчивое состояние всю экономическую систему России: именно экономическое равновесие предопределяет стабильность общества. Следует обратить внимание на создание рыночной инфраструктуры - нормально функционирующие рынки факторов производства предопределяет развитие нормальной конкуренции в реальном секторе экономики. Задачей государства является устранение факторов, стимулирующих переход в «теневую» сферу предприятий, которые по характеру деятельности могли бы работать в правовом поле [7, с. 3].

Безусловно, теневую экономику ликвидировать как экономическое явление, даже самыми эффективными методами, невозможно. Во-первых, потому что это неотъемлемая составляющая  любой рыночной экономической системы во всех странах мира. Во- вторых, в России теневая экономика укоренилась, институционализировалась и стала привычным для большинства населения явлением. В- третьих, а стоит ли вообще искоренять теневой сектор? Ведь в кризисные периоды именно теневой сектор сыграл роль некоего стабилизатора. Тогда целесообразней, будет просто поддерживать динамическое равновесие между легальной экономикой и экономикой вне закона. Задачей правоохранительных органов будет сводиться к сдерживанию теневой экономики в тех рамках, в которых она не разрушает экономическую систему. Так или иначе, но проблема теневой экономики в нашей стране будет еще долгое время оставаться актуальной. «Трудно ожидать, что в ближайшие годы теневые механизмы преобразуются в легальные правила экономического поведения. Скорее всего, Россию ожидает постепенная эволюция теневых отношений, смягчение и легализация некоторых из них и медленное изживание нецивилизованных норм ».

Список использованной литературы

    1. Барсукова С.Ю Неформальная экономика:экономико-социологический анализ /С.Ю Барсукова.-Москва:Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004.-С.14,91.
    2. Герасин А.Н. Теневые процессы в экономике современной России/А.Н Герасин.-М, 2006.- 14с.
    3. Гимпельсон В. “Неформалы” в российской экономике:сколько их и кто они? /В.Гимпельсон, А.Зудина // Вопросы экономики.-2011.-№10. –С.57-64.
    4. Исправников В.О. Теневая экономика в России: иной путь развития/В.О Исправников, В.В Куликов.- М. 1997.- 19с.
    5. Кандилов В.П. Оценка ненаблюдаемой экономической деятельности в республике Татарстан // Экономический вестник Республики Татарстан.- 2006.-№4.-С.5-8.
    6. Косов Н.С. Основы макроэкономического анализа / Н.С Косов. –Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2007.- 9с.
    7. Красавина Л.Н. Научные подходы к оценке масштабов «теневой» экономики в финансово-кредитной сфере и меры по их снижению // Финансы и кредит.- 2005.-№10.-С.3.
    8. Кузьмичева Л.Б. Статистическая оценка объема скрытой и неформальной деятельности в торговле в России // Вопросы статистики.-2004.-№10.-С.13.
    9. Лагов Ю.В. Теневая экономика:учебное пособие /Ю.В Лагов,С.Н Ковалев.- М. 2006. С. 29, 210.
    10. Латов Ю. Длинные «тени» общества «светлого будущего»: два опыта интеграции //Вопросы экономики.-2000.- №8.- С. 139.
    11. Лунеев В. Теневая экономика: криминологический аспект // Общество и экономика, 2004.-№2.-С.103.
    12. Макаров Д.Г Теневая экономика и уголовный закон /Д.Г Макаров.-М.:Юрлитинформ, 2003.-С.12-13.
    13. Полынцев Т.В. Место и роль неформального сектора в экономической системе /Т.В.Полынцев // Вестник Саратовского гос. соц.-эконом. ун-та.- 2009.- №2.- С. 187-191.
    14. Фесина Е.Л Ненаблюдаемая экономика:проблемы изучения /Е.Л Фесина.-Казань:Изд-во Казан.ун-та, 2005.- 31 с.
    15. Шеншин А.Е. От «теневизации» экономики к криминализации общества: генезис и сущность криминальных экономических процессов // Вестник Московского университета. Серия18.Социология и политология. 2003.-№3.-С.38.

Информация о работе Особенности теневой экономики в России