Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 20:03, курсовая работа
Актуальность. Актуальность темы обусловлена колоссальными масштабами теневой экономики в России, – по данным Всемирного банка «теневой сектор» обеспечивает 49%. Очевидно, что такие масштабы теневого сектора не позволяют российской экономике развиваться нормально, тем самым, создавая угрозу национальной безопасности. Так же, теневая экономика является хорошим «удобрением» для коррупции, вследствие чего коррупция оказывает негативное влияние на экономику России и развитию теневой экономики. Очевидно, подрывается международный авторитет страны.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты теневой экономики 6
1.1.Понятие и сущность теневой экономики 6
1.2. Причины возникновения теневой экономики 10
Глава 2.Практическая 15
2.1.Особенности теневой экономики в России: сравнение с СССР, масштабы 15
2.2 Измерение теневой экономики 21
2.4 Пути выхода из теневой экономики 25
Заключение 28
Список использованной литературы 33
Дефицитный характер экономики в СССР являлся главным, базисным основанием для существования ее теневого сектора. Государство не могло удовлетворить существовавший платежеспособный спрос на значительный объем товаров и услуг. Если не могло удовлетворить спрос государство, его удовлетворяла теневая экономика. “Вторая экономика” смягчала дефицит, присущий советской системе. Как известно, жизнь простого человека в значителҗной мере проходила в очередях за самым необхадимым. Аналогично, производственная жизнь предприятий была немыслима без фигуры снабженца, рыскающего по стране в поискх дефицитного сырья и оборудования.
Нынешняя неформальная экономика существенно отличается от советской как в части домашнего производства, так и в части теневой деятельности. Теневой сектор отличим как минимум по объему операций, причинам ухода в “тень”, социальному составу участников, способам легитимации теневой деятельности и.т.д. На смену воровству как основе советской “второй экономики” пришли неплатежи налогов как стержень теневой политики нынешних хозяйственных агентов. И если советский теневик работал на поле дефицита, то постсоветский ищет конкурентные преимущества в уже заполненных рыночных нишах [1, с. 91].
В России можно выделить следующие группы неформально занятых работников:
Предприниматели без образования юридического лица, то есть владельцы микробизнеса или неинкорпорированных предприятий, в 1999 г. Составляли около 14% всех неформально занятых. Их доля в этом секторе несколько выросла к 2001-2002 г., но в 2008 г. Снизилась до 8,5%. Доля «индивидуалов» (занятых на индивидуальной основе) на протяжении периода колебалась между 12 и 16%. Оставаясь практически стабильной. Главное изменение состоит в том, что внутри неформального сектора постепенно растет удельный вес занятых по найму (их доля в 1999 г. Составляла 30%, а в 2008 г. превысила 60%) [3, с.62].
Российский рынок предельно криминализирован. По оценкам аналитических служб МВД России, 41тыс. предприятий, половина банков и более 80% совместных предприятий могут иметь место с организованной преступностью.
Отсутствие диплома у российских граждан существенно повышает и вероятность попадания в неформальный сектор, и темп увеличения такого риска со временем. Наоборот, наличие высшего или среднего профессионального образования (собственно АПО и СПО) значительно снижает как сам риск, так и темп его роста. В 2009 г. 8% всех занятых с ВПО и 14% с СПО были заняты в неформальном секторе. В то же время каждый пятый среди имеющих начальное профессиональное образование (НПО) трудился неформально. Этот показатель почти удвоился менее чем за десять лет. С точки зрения образовательной структуры неформального сектора наиболее широко в нем представлены работники со средним общим образованием, доля которых выросла с 27% до примерно 1/3. Второе место(21-22% в 2009 г.) занимают имеющие НПО и СПО. Если доля имеющих СПО несколько снизилась, то удельный вес имеющих НПО вырос с 8,3% в 1999 г. до 21.4% в 2009 г. По-видимому, это стало результатом двух автономных, но одновременных процессов: массового возврата на рынок труда в 2000-е годы лиц старших возрастов с невысоким уровнем образования; отсутствия достаточного числа вакансий [3, с.64].
Особенность и уникальность российской теневой экономики связана с такими чертами, как уход от налогов, бегство капитала за рубеж, двойная бухгалтерия, челночная и бартерная торговля, скрытая безработица, коррупция. Самой широко распространенной формой теневых отношений в России стало сокрытие предпринимательской деятельности и доходов от нее, неуплата налогов. Предпринимательство не просто уходит из-под контроля государства, оно осуществляется в интересах определенных групп населения. По мнению западных исследователей, основной причиной ухода экономики в “тень” является налоговый пресс. Подсчитано, что критическим, пороговым уровнем совокупной ставки налогообложения являются 26-28 % ВВП.
Общепризнанно, что неформальность относительно широко распространена в средиземноморских странах Европы(Италии, Испании, Португалии, Греции, Кипре), где она часто имеет форму микропредпринимательства и самозанятости. Но и в странах континентальной Европы, максимально приверженных закону, наблюдается ее рост, что, в частности, может быть связано с притоком мигрантов из развивающихся стран и их включением в слаборегулируемые сегменты рынка труда. Дополнительный интерес к этой проблеме в развитых странах стимулирует быстрое распространение разлмчных форм нестандартной занятости.
В мировом списке из 85 стран Россия занимает 76-ю позицию и входит в «большую шестерку» стран с самой развитой теневой экономикой (1-е место - Нигерия: 77% ВВП за счет повсеместного распространения операций финансового мошенничества; 2-е место - Таиланд: 69% ВВП, проституция, наркотики; 3-е место - Египет: 60% ВВП, неуплата налогов от доходов турбизнеса) [3, с.57].
По оценкам Госкомстата, в строительстве на теневой сектор приходится 63% деятельности, а в торговле и сельском хозяйстве-75%. Например, закупка и перепродажа зерновых осуществляются в России на 70% «черной» неучтенной «наличкой» непосредственно на элеваторах, в том числе и для нужд экспорта. Базой для этого служат неучтенные площади посевных («теневой урожай» в каждом крупном хозяйстве). Те угодья, которые находятся на границе областей, по согласованию сторон распахиваются соседями, а урожаи приписываются себе как достижение. Так же работают по неучтенному поголовью скота.
Выделяют следующие функции теневой экономики в России:
1.Стабилизирующая (регулятивная). Для некоторых социальных групп и слоев общества теневая экономика выступает стабилизирующим фактором. Во-первых, с точки зрения экономических агентов, теневая экономика позволяет хозяйствовать эффективнее, поскольку экономит на налоговых изъятиях. Уклонение от налогов, по данным обследований, дает возможность предприятию увеличить чистую прибыль средне в 1,37 раза.
2.Дестабилизирующая. Теневая деятельность дезорганизует производственный процесс в легальной экономике, ослабляет трудовую, мотивацию работников приводит, приводит во многих случаях к их деквалификации.
Измерение масштабов
теневой экономики является сложной
задачей. Это с вязано с тем, что
теневая экономика носит
Метод расхождений. Этот метод основан на сравнении источников данных и статистических документов, содержащих информацию об одних и тех же экономических показателях. Примерами использования данного метода является сравнение доходов и расходов, измеренных разными способами; альтернативные оценки макроэкономических показателей; метод товарных потоков.
Сравнение доходов и расходов. Данный метод реализуется путем сопоставления всех доходов домашних хозяйств со всеми расходами. Как правило, обнаруживается, что доходов значительно меньше, чем расходов.
Альтернативные оценки макроэкономических показателей. Данный метод используется для определения величины теневого сектора путем сравнения объема ВВП, полученного с использованием косвенных данных, с данными официальной статистики.
Метод открытой проверки. Применение методов открытой проверки находится в компетенции специально созданных контролирующих органов, которые выявляют и пресекают нарушения валютного, таможенного, банковского, налогового, антимонопольного законодательства, правил торговли, пожарной безопасности, санитарных норм. Результаты, полученные при применении методов открытой проверки, например, налоговой проверки, используются в учетно-статистических целях.
В основе метода анализа чистой стоимости лежит идея о том, что увеличение благосостояния налогоплательщика за определенный период времени может произойти только за счет доходов, подлежащих обложению налогом, доходов, не облагаемых налогом, и разовых денежных поступлений, если не было актов распоряжения имуществом частного характера (подарки, удовлетворение жизненных потребностей и т. п.). Если при подсчете будет установлено, что прирост имущества и личное потребление с учетом определенных начислений и отчислений превышают доходы, за которые уплачены налоги, то отсюда следует, что прирост имущества не относится к декларированным доходам и поэтому носит незаконный характер.
Метод технологических коэффициентов представляет собой примерное определение динамики промышленного производства на основе наблюдений за производством и потреблением электроэнергии, перевозок грузов транспортом и других косвенных показателей, поддающихся достаточно простому учету, для сравнения полученных данных с официальными. Необходимыми условиями его применения являются высокое развитие рыночных отношений и адекватные цены на электроэнергию, и грузовые перевозки. Если цены являются регулируемыми и не отражают действительной стоимости энергии или существует возможность длительное время не оплачивать потребление электроэнергии ввиду имеющихся социальных и иных льгот, то динамика потребления электроэнергии может значительно отличаться от динамики промышленного производства [9,с.29].
2.3 Оценка ненаблюдаемой экономической деятельности в республике Татарстан
Определение масштабов
ненаблюдаемой экономической
В результате применения различных методов оценки ненаблюдаемой экономики (неформальной и скрытой) ее доля в 2005 году в Республике Татарстан оценена в размере 19,8 процента от валового регионального продукта основных ценах.
Расчеты ненаблюдаемой экономики по видам экономической деятельности выполнены впервые. В рамках расчета ВРП Республики Татарстан ненаблюдаемая экономика включает скрытую и неформальную экономическую деятельность.
Скрытая - это законная деятельность, сознательно скрываемая или преуменьшаемая с целью уклонения от уплаты налогов и других обязательств перед государством. При этом, имея законное основание деятельности, укрытие объемов носит противозаконный характер, тем самым в части укрытия попадает под действие криминальных нарушений.
Неформальная деятельность рассматривается как законная производственная деятельность неорганизованного сектора экономики - некорпоративных предприятий, принадлежащих домашним хозяйства с неформальной занятостью, а также деятельность домашних хозяйств по производству продукции и услуг для собственного потребления.
Доля ненаблюдаемого сектора в республике Татарстан в различных сферах деятельности различна. Наиболее значителен этот сектор проявляется в таких видах деятельности как строительство и торговля.
К скрытой (неформальной) деятельности в части инвестиций в основной капитал относятся:
Скрытая экономическая деятельность в торговле образуется за счет занижения объемов оборота торгующих организаций в текущей статистической и налоговой отчетности в целях уклонения от уплаты налогов, отчислений на социальные нужды других административных обязательств. Досчет оборота торговли на величину сокрытия необходим как для обеспечения объективности показателей статистики торговли, так и для обеспечения полноты оценок ВРП.
Проблема отражения деятельности в теневом секторе является актуальной и для сельского хозяйства. Это связано с тем, что в ходе проведения экономических реформ и внедрения рыночных механизмов в сельском хозяйстве республики, формированием многоукладности в аграрном секторе ряд факторов способствовал частичному или полному уходу многих хозяйствующих субъектов в «тень», развитию масштабов теневой и неформальной деятельности.
Неформальный сектор в сельском хозяйстве включает производство растениеводческой продукции, животноводческой продукции и оказания сельскохозяйственных услуг: