• неконкурентоспособность
преобладающей части отраслей
промышленности и сельского хозяйства.
Все это было усугублено
отсутствием в обществе консенсуса
по поводу самого перехода
к рыночной системе, темпов
и конкретных способов этого
перехода, что вело к почти
непрерывному социально-политическому
кризису.
Стратегическая цель
переходного периода в России
- это формирование эффективной
рыночной экономики с сильной
социальной ориентацией. Условиями
создания такой экономики являются:
а) преобладание частной
собственности;
б) создание конкурентной
среды;
в) эффективное государство,
обеспечивающее надежную защиту
прав собственности и создающее
условия для экономического роста;
г) эффективная система
социальной защиты;
д) открытая конкурентоспособная
на мировом рынке экономика.
Геополитические и исторические
особенности
Формирование современной
рыночной экономики в России
происходит в условиях взаимопереплетающихся
и взаимоотягощающих экономических,
политических и социальных кризисов,
что затягивает переход к зрелой
рыночной системе на десятилетия
и усиливает болезненность самих
переходных процессов.
Характеризуя формирующуюся
в России модель рыночной экономики,
следует учитывать особую геополитическую
роль страны. Россия в социокультурном
плане выступает связующим звеном
между цивилизациями западного
и восточного типа. В экономическом
плане российское общество исторически
сформировалось как восточное
и сохранило, несмотря на смену
политических режимов, следующие
его черты:
• огромную роль
государства как регулятора экономики
и крупнейшего собственника;
• неразвитость частной
собственности, прежде всего на
землю;
•отсутствие автономного
от государства гражданского
общества:
•неразрывную связь
власти и собственности;
• слабость личной
инициативы при довольно сильных
коллективистских тенденциях.
Сложившаяся в первой
половине 90-х гг. российская модель
рыночной экономики включает
ряд черт, унаследованных из исторического
прошлого. Государство даже после
приватизации немалой части собственности
по-прежнему располагает мощным государственным
сектором в важнейших отраслях хозяйства.
Сохраняется тесная связь политической
власти и собственности.
Вместе с тем государство,
утратив в ходе приватизации
немалую часть прежних источников
доходов, сохранило непосильный
для него объем финансовых
обязательств, что обусловливает
затяжной кризис госбюджета.
Другие особенности экономического
развития
В России не возникало
взаимодействия и разграничения
функций между рыночными структурами
и государством, которые постоянно
конфликтуют друг с другом, усугубляя
кризисное состояние экономики.
В результате сложившиеся в
переходной экономике России
формы собственности заметно
отличаются от преобладающих
в зрелой рыночной экономике.
На многих приватизированных
предприятиях так и не появился
эффективный собственник.
Значительное влияние
на экономические процессы оказывают
сложившиеся в предыдущую эпоху
монополистические структуры, что
затрудняет формирование конкурентной
среды; нередко практикуются и
криминальные формы конкурентной
борьбы.
Наряду с неблагоприятным
в целом инвестиционным климатом
в стране ограничение конкуренции
обусловливает медленную структурную
перестройку экономики. Причем
начавшийся переход к открытой
экономике высветил неконкурентоспособность
подавляющего большинства отраслей
обрабатывающей промышленности
и вызвал новый перекос в
отраслевой структуре - в сторону
топливно-энергетического комплекса
и первичной переработки сырья
(металлургия и химия). Преодоление
неконкурентоспособности российской
экономики потребует длительного
времени, возможно, нескольких десятилетий.
Переход к рыночным
отношениям в различных отраслях
и сферах российской экономики
осуществляется крайне неравномерно.
Так, в денежно-кредитной сфере
и торговле происходит быстрое
приближение к уровню стран
со зрелой рыночной экономикой,
тогда как в сельском хозяйстве
в основном сохранились формы
организации производства, унаследованные
от административно-командной системы.
Неравномерным является
также переход к рыночной экономике
в регионах России. Быстрее всего
этот процесс протекает в Москве,
а также в Санкт-Петербурге
и других крупных городах, где
широкое распространение получило
частное предпринимательство, тогда
как в отдаленных регионах
и сельской местности становление
рыночных отношений идет крайне
медленно.
Присущие российской
модели рыночной экономики высокая
криминализация экономической жизни
и уход предпринимательства "в
тень" обусловлены как факторами,
общими для всех стран с
переходной экономикой (конфликты
в ходе перераспределения собственности,
рост коррупции), так и российскими
особенностями.
Чрезвычайно болезненные
гигантские социальные сдвиги, происходящие
в переходной экономике, вызывают
превращение немалой части населения
в маргиналов и люмпенов, которые
становятся легкой добычей криминальных
структур. В эту же сторону
толкает аномия, т.е. разрушение
прежних общественных ценностей,
не сопровождающееся быстрым
формированием новой законченной системы
ценностей. Фактическим проявлением аномии
в обществе является рост преступности,
в том числе экономической.
Характерные для России
деспотизм и отсутствие демократических
традиций порождали неуважение
к закону и недоверие к любой
власти. Немалую роль играет и
упоминавшийся антагонизм между
государством и предпринимательскими
структурами, ведущий к разрастанию
теневой экономики.
На формирование рыночной
экономики в России оказывают
влияние такие факторы, как
склонность немалой части населения
к государственному патернализму
(значительной роли государства
в перераспределении доходов
населения) и общественным формам
присвоения (бесплатному образованию,
медицинскому обслуживанию и
т.д.). Это ведет к сохранению
значительной экономической роли
государства в финансировании
социальных нужд и ограничению
рыночных факторов в социальной
сфере.
Из сказанного следует,
что основанная на сильной
регулирующей роли государства
российская модель рыночной экономики
опирается на ряд долговременных
факторов: преобладание добывающих
отраслей, неконкурентоспособность
большинства обрабатывающих отраслей,
неэффективность сельского хозяйства,
социальное иждивенчество. Эти
факторы в современных условиях
сдерживают функции свободного
рынка.
Такая переходная экономика,
представляющая собой шаг вперед
по сравнению с административно-командной
системой, со временем должна
будет уступить место зрелой
рыночной системе.[5]
2.2. Предприятия в условиях
перехода к рынку. Проблемы
крупных предприятий
К концу 90-х гг. большинство
стран с переходной экономикой располагали
уже десятилетним опытом рыночной трансформации.
Этот срок оказался в целом достаточным
для решения такой основополагающей
задачи, как устранение монополии
государственной собственности
и развитие предпринимательства
на базе частной и смешанной собственности.
Практические результаты
трансформации, прежде всего в реальном
секторе, не позволяют говорить о
завершенности реформ и необратимости
перехода экономики к рыночным принципам
функционирования. Предприятия многих
отраслей, особенно крупные, даже после
акционирования и приватизации не смогли
адаптироваться к требованиям рыночной
экономики: они экономически неэффективны,
сохраняют избыточную занятость, дорогую
социальную инфраструктуру и при
этом остаются монополистами на соответствующих
сегментах рынка.
Большинство бывших социалистических
промышленных гигантов оказались в
чрезвычайно сложном финансово-экономическом
положении, генерируют и умножают взаимную
задолженность, не возврат кредитов,
не могут платить налоги и взносы
в социальные фонды. Так, в России
в конце 90-х гг. более половины
промышленных предприятий, а в некоторых
отраслях и еще больше были убыточными.
В Болгарии в первые годы реформ убыточными
были до 60% предприятий. В Венгрии серьезные
финансовые трудности испытывали 30--40%
предприятий, причем на долю предприятий
-- потенциальных банкротов приходилось
до 25 % объемов производства и 16% работников
промышленности-В Китае в середине 90-х
гг. убыточными были около половины крупных
и средних государственных предприятий,
а треть были фактическими банкротами.
Более того, трудно трансформируемые
крупные предприятия консервировали
те структурные диспропорции, которые
как раз и явились главной
причиной глубочайшего кризиса переходной
экономики. Деградирующие крупные
предприятия, составлявшие некогда
основу национальной промышленности стран
с переходной экономикой, стояли перед
угрозой утраты наиболее ценных элементов
накопленного производственного и
научно-технического потенциала, интеллектуальных
ценностей и даже здоровых, но плохо
управляемых активов.
Столь негативные тенденции
в реальном секторе заставили
пересмотреть и уточнить ряд принципиальных
положений экономической политики
рыночного перехода, казавшихся бесспорными
в начале системных реформ. Прежде
всего подверглись корректировке
первоначальные представления о
роли и соотношении государственного
и частного секторов экономики, перспективах
и особенностях государственных
и частных предприятий.
Реальное влияние приватизации,
проведенной во всех восточноевропейских
странах и большинстве стран --
членов СНГ, на реформирование общественных
отношений и экономики сильно
отличалось от первоначальных концепций
и ожидаемых результатов. Главный
вывод, к которому подводит десятилетний
опыт реформирования отношений собственности,
заключается в том, что смена
лишь формы собственности и правового
статуса сама по себе не приводит к
росту эффективности работы предприятий.
А учитывая опыт Китая, где не торопились
с приватизацией крупных предприятий,
можно добавить, что на финансовое
положение Объектов реального сектора
экономики определяющее воздействие
оказывает общая макроэкономическая
ситуация, а не форма собственности.[6]
Заключение:
Таким образом, подводя итог
всей курсовой работы, можно сделать
несколько выводов.
Во-первых, рассматривая вышеперечисленные
экономические системы, следует
заметить, что в современном мире
ни одна из стран не может развиваться
в условиях самоизоляции. Они существует
не в вакууме и не могут находиться
в отрыве от других стран. Страны связаны
между собой с помощью экономических
отношений. Поэтому процесс исторического
развития рано или поздно ставит перед
любой страной вопрос о необходимости
изменения ее экономической системы,
приспособления к новым, изменившимся
условиям развития современного мира.
Мировая практика показывает, что
в стремлении к более выгодной
организации рыночного хозяйства,
страны заимствуют друг у друга подход
и методы решения основных экономических
проблем.
Во-вторых, ни одна из экономических
систем не существует в чистом, идеальном
виде. Как медаль имеет лицевую
и оборотную сторону, так и
экономическая системе имеет
свои плюсы и минусы. Поэтому главная
мысль, заключается в том, что
надо стремиться к системе, которая
создает наиболее благоприятные
условия жизни населения и
приемлемый уровень организации
хозяйства.
Таким образом, задачи курсовой
работы выполнены. А именно, выявлено
четыре типа экономических систем.
Традиционная экономика -
это такая экономическая система,
в которой традиции, обычаи, религиозные
обряды играют важную роль в регулировании
отношений производства, обмена, распределения
и потребления, экономических благ.
Командно-административную
систему можно определить как
особую форму организации экономической
деятельности, опирающуюся на абсолютное
господство государства в экономике,
принудительное планирование и уравнительное
внеэкономическое распределение материальных
благ.
Рыночная экономика - это
такая экономическая система, где
координация действий осуществляется
на основе взаимодействия производителей
и потребителей с минимальным
вмешательством государства.
Смешанная экономика представляет
собой экономическую систему, в
которой и правительственные, и
частные решения определяют структуру
распределения ресурсов.
Также исследованы понятие
экономических систем и их сущность,
особое внимание в процессе подготовки
было уделено непосредственно моделям
рыночной экономики.
Американская модель - модель
с минимальным участием государства
в регулировании экономики.
Шведская модель- это социальная
модель, для которой характерен высокий
уровень социальных гарантий, базирующихся
на широком перераспределении доходов
и распространении многообразных
«свободных ассоциаций».