Особенности становления рыночной модели экономики в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 20:20, курсовая работа

Описание работы

Главной целью курсовой работы является необходимость изучить модели рыночной экономики, рассмотреть их сравнительный характер.

Курсовая работа имеет ряд задач:

· Определить понятие и сущность рыночной экономики;

· Выявить основные модели рыночной экономики;

· Изучить особенности становления рыночной модели экономики России.

Объектом исследования являются модели рыночной экономики и их сравнительный характер.

Содержание

Введение

Глава I. Теоретические подходы к исследованию моделей рыночной экономики

1.1.Сущность рыночной экономики

1.2.Модели рыночной экономики. Их сравнительный характер

Глава II. Особенности становления рыночной модели экономики в России
2.1. Российская модель переходной экономики
2.2. Предприятия в условиях перехода к рынку. Проблемы крупных предприятий
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 38.48 Кб (Скачать)

 • неконкурентоспособность  преобладающей части отраслей  промышленности и сельского хозяйства.

 Все это было усугублено  отсутствием в обществе консенсуса  по поводу самого перехода  к рыночной системе, темпов  и конкретных способов этого  перехода, что вело к почти  непрерывному социально-политическому  кризису.

 Стратегическая цель  переходного периода в России - это формирование эффективной  рыночной экономики с сильной  социальной ориентацией. Условиями  создания такой экономики являются:

 а) преобладание частной  собственности;

 б) создание конкурентной  среды;

 в) эффективное государство,  обеспечивающее надежную защиту  прав собственности и создающее  условия для экономического роста;

 г) эффективная система  социальной защиты;

 д) открытая конкурентоспособная  на мировом рынке экономика. 

 

Геополитические и исторические особенности

 Формирование современной  рыночной экономики в России  происходит в условиях взаимопереплетающихся  и взаимоотягощающих экономических,  политических и социальных кризисов, что затягивает переход к зрелой  рыночной системе на десятилетия  и усиливает болезненность самих  переходных процессов.

 Характеризуя формирующуюся  в России модель рыночной экономики,  следует учитывать особую геополитическую  роль страны. Россия в социокультурном  плане выступает связующим звеном  между цивилизациями западного  и восточного типа. В экономическом  плане российское общество исторически  сформировалось как восточное  и сохранило, несмотря на смену  политических режимов, следующие  его черты:

 • огромную роль  государства как регулятора экономики  и крупнейшего собственника;

 • неразвитость частной  собственности, прежде всего на  землю;

 •отсутствие автономного  от государства гражданского  общества:

 •неразрывную связь  власти и собственности;

 • слабость личной  инициативы при довольно сильных  коллективистских тенденциях.

 Сложившаяся в первой  половине 90-х гг. российская модель  рыночной экономики включает  ряд черт, унаследованных из исторического  прошлого. Государство даже после  приватизации немалой части собственности по-прежнему располагает мощным государственным сектором в важнейших отраслях хозяйства. Сохраняется тесная связь политической власти и собственности.

 Вместе с тем государство,  утратив в ходе приватизации  немалую часть прежних источников  доходов, сохранило непосильный  для него объем финансовых  обязательств, что обусловливает  затяжной кризис госбюджета.

 

Другие особенности экономического развития

 В России не возникало  взаимодействия и разграничения  функций между рыночными структурами  и государством, которые постоянно  конфликтуют друг с другом, усугубляя  кризисное состояние экономики.  В результате сложившиеся в  переходной экономике России  формы собственности заметно  отличаются от преобладающих  в зрелой рыночной экономике.  На многих приватизированных  предприятиях так и не появился  эффективный собственник.

 Значительное влияние  на экономические процессы оказывают  сложившиеся в предыдущую эпоху  монополистические структуры, что  затрудняет формирование конкурентной  среды; нередко практикуются и  криминальные формы конкурентной  борьбы.

 Наряду с неблагоприятным  в целом инвестиционным климатом  в стране ограничение конкуренции  обусловливает медленную структурную  перестройку экономики. Причем  начавшийся переход к открытой  экономике высветил неконкурентоспособность  подавляющего большинства отраслей  обрабатывающей промышленности  и вызвал новый перекос в  отраслевой структуре - в сторону  топливно-энергетического комплекса  и первичной переработки сырья  (металлургия и химия). Преодоление  неконкурентоспособности российской  экономики потребует длительного  времени, возможно, нескольких десятилетий.

 Переход к рыночным  отношениям в различных отраслях  и сферах российской экономики  осуществляется крайне неравномерно. Так, в денежно-кредитной сфере  и торговле происходит быстрое  приближение к уровню стран  со зрелой рыночной экономикой, тогда как в сельском хозяйстве  в основном сохранились формы  организации производства, унаследованные  от административно-командной системы.

 Неравномерным является  также переход к рыночной экономике  в регионах России. Быстрее всего  этот процесс протекает в Москве, а также в Санкт-Петербурге  и других крупных городах, где  широкое распространение получило  частное предпринимательство, тогда  как в отдаленных регионах  и сельской местности становление  рыночных отношений идет крайне  медленно.

 Присущие российской  модели рыночной экономики высокая  криминализация экономической жизни  и уход предпринимательства "в  тень" обусловлены как факторами,  общими для всех стран с  переходной экономикой (конфликты  в ходе перераспределения собственности,  рост коррупции), так и российскими  особенностями.

 Чрезвычайно болезненные  гигантские социальные сдвиги, происходящие  в переходной экономике, вызывают  превращение немалой части населения  в маргиналов и люмпенов, которые  становятся легкой добычей криминальных  структур. В эту же сторону  толкает аномия, т.е. разрушение  прежних общественных ценностей,  не сопровождающееся быстрым  формированием новой законченной системы ценностей. Фактическим проявлением аномии в обществе является рост преступности, в том числе экономической.

 Характерные для России  деспотизм и отсутствие демократических  традиций порождали неуважение  к закону и недоверие к любой  власти. Немалую роль играет и  упоминавшийся антагонизм между  государством и предпринимательскими  структурами, ведущий к разрастанию  теневой экономики.

 На формирование рыночной  экономики в России оказывают  влияние такие факторы, как  склонность немалой части населения  к государственному патернализму (значительной роли государства  в перераспределении доходов  населения) и общественным формам  присвоения (бесплатному образованию,  медицинскому обслуживанию и  т.д.). Это ведет к сохранению  значительной экономической роли  государства в финансировании  социальных нужд и ограничению  рыночных факторов в социальной  сфере.

 Из сказанного следует,  что основанная на сильной  регулирующей роли государства  российская модель рыночной экономики  опирается на ряд долговременных  факторов: преобладание добывающих  отраслей, неконкурентоспособность  большинства обрабатывающих отраслей, неэффективность сельского хозяйства,  социальное иждивенчество. Эти  факторы в современных условиях  сдерживают функции свободного  рынка.

 Такая переходная экономика,  представляющая собой шаг вперед  по сравнению с административно-командной  системой, со временем должна  будет уступить место зрелой  рыночной системе.[5]

 

2.2. Предприятия в условиях  перехода к рынку. Проблемы  крупных предприятий

 

К концу 90-х гг. большинство  стран с переходной экономикой располагали  уже десятилетним опытом рыночной трансформации. Этот срок оказался в целом достаточным  для решения такой основополагающей задачи, как устранение монополии  государственной собственности  и развитие предпринимательства  на базе частной и смешанной собственности.

 

Практические результаты трансформации, прежде всего в реальном секторе, не позволяют говорить о  завершенности реформ и необратимости  перехода экономики к рыночным принципам  функционирования. Предприятия многих отраслей, особенно крупные, даже после  акционирования и приватизации не смогли адаптироваться к требованиям рыночной экономики: они экономически неэффективны, сохраняют избыточную занятость, дорогую  социальную инфраструктуру и при  этом остаются монополистами на соответствующих  сегментах рынка.

 

Большинство бывших социалистических промышленных гигантов оказались в  чрезвычайно сложном финансово-экономическом  положении, генерируют и умножают взаимную задолженность, не возврат кредитов, не могут платить налоги и взносы в социальные фонды. Так, в России в конце 90-х гг. более половины промышленных предприятий, а в некоторых  отраслях и еще больше были убыточными. В Болгарии в первые годы реформ убыточными были до 60% предприятий. В Венгрии серьезные финансовые трудности испытывали 30--40% предприятий, причем на долю предприятий -- потенциальных банкротов приходилось до 25 % объемов производства и 16% работников промышленности-В Китае в середине 90-х гг. убыточными были около половины крупных и средних государственных предприятий, а треть были фактическими банкротами.

 

Более того, трудно трансформируемые крупные предприятия консервировали те структурные диспропорции, которые  как раз и явились главной  причиной глубочайшего кризиса переходной экономики. Деградирующие крупные  предприятия, составлявшие некогда  основу национальной промышленности стран  с переходной экономикой, стояли перед  угрозой утраты наиболее ценных элементов  накопленного производственного и  научно-технического потенциала, интеллектуальных ценностей и даже здоровых, но плохо  управляемых активов.

 

Столь негативные тенденции  в реальном секторе заставили  пересмотреть и уточнить ряд принципиальных положений экономической политики рыночного перехода, казавшихся бесспорными  в начале системных реформ. Прежде всего подверглись корректировке  первоначальные представления о  роли и соотношении государственного и частного секторов экономики, перспективах и особенностях государственных  и частных предприятий.

 

Реальное влияние приватизации, проведенной во всех восточноевропейских  странах и большинстве стран -- членов СНГ, на реформирование общественных отношений и экономики сильно отличалось от первоначальных концепций  и ожидаемых результатов. Главный  вывод, к которому подводит десятилетний опыт реформирования отношений собственности, заключается в том, что смена  лишь формы собственности и правового  статуса сама по себе не приводит к  росту эффективности работы предприятий. А учитывая опыт Китая, где не торопились с приватизацией крупных предприятий, можно добавить, что на финансовое положение Объектов реального сектора  экономики определяющее воздействие  оказывает общая макроэкономическая ситуация, а не форма собственности.[6]

 

 

 

 

Заключение:

 

Таким образом, подводя итог всей курсовой работы, можно сделать  несколько выводов.

 

Во-первых, рассматривая вышеперечисленные  экономические системы, следует  заметить, что в современном мире ни одна из стран не может развиваться  в условиях самоизоляции. Они существует не в вакууме и не могут находиться в отрыве от других стран. Страны связаны  между собой с помощью экономических  отношений. Поэтому процесс исторического  развития рано или поздно ставит перед  любой страной вопрос о необходимости  изменения ее экономической системы, приспособления к новым, изменившимся условиям развития современного мира. Мировая практика показывает, что  в стремлении к более выгодной организации рыночного хозяйства, страны заимствуют друг у друга подход и методы решения основных экономических  проблем.

 

Во-вторых, ни одна из экономических  систем не существует в чистом, идеальном  виде. Как медаль имеет лицевую  и оборотную сторону, так и  экономическая системе имеет  свои плюсы и минусы. Поэтому главная  мысль, заключается в том, что  надо стремиться к системе, которая  создает наиболее благоприятные  условия жизни населения и  приемлемый уровень организации  хозяйства.

 

Таким образом, задачи курсовой работы выполнены. А именно, выявлено четыре типа экономических систем.

 

Традиционная экономика - это такая экономическая система, в которой традиции, обычаи, религиозные  обряды играют важную роль в регулировании  отношений производства, обмена, распределения  и потребления, экономических благ.

 

Командно-административную систему можно определить как  особую форму организации экономической  деятельности, опирающуюся на абсолютное господство государства в экономике, принудительное планирование и уравнительное  внеэкономическое распределение материальных благ.

 

Рыночная экономика - это  такая экономическая система, где  координация действий осуществляется на основе взаимодействия производителей и потребителей с минимальным  вмешательством государства.

 

Смешанная экономика представляет собой экономическую систему, в  которой и правительственные, и  частные решения определяют структуру  распределения ресурсов.

 

Также исследованы понятие  экономических систем и их сущность, особое внимание в процессе подготовки было уделено непосредственно моделям  рыночной экономики.

 

Американская модель - модель с минимальным участием государства  в регулировании экономики.

 

Шведская модель- это социальная модель, для которой характерен высокий  уровень социальных гарантий, базирующихся на широком перераспределении доходов  и распространении многообразных  «свободных ассоциаций».

Информация о работе Особенности становления рыночной модели экономики в России