Особенности
становления рыночных отношений
в Украине
Становление рыночных
институций. Формирование рыночной экономики
в Украине началось с воссозданием
рыночных институций, которые существовали
лишь в зародышевом состоянии. Это
должно происходить по схеме, которая
учитывает экономические, политические,
исторические и психологические
особенности, характерные для нашей
страны.
Прежде всего
отметим, что Украина никогда
не имела высокоразвитых товарно-денежных
отношений. Становление их, в сущности,
началось после отмены крепостничества
в 1861 г. и происходили на
фоне значительных феодальных
пережитков. Большим было вмешательство
государства в экономику.
После 1917 г.
на протяжении почти 70 годов
страна шла путем развития
экономики, которое игнорировало
рынок, считая его рудиментом,
что масс отжить во всем
мире. Результат известен: создано
общество с низкой эффективностью
производства и отсталым уровнем
жизни людей, общим огосударствлением
и монополизированной, негибкой
экономикой, подчинением личных
и коллективных интересов, ведомственным,
отсутствием демократических институций.
Это способствовало проведению
политики автаркии, то есть экономического
обособления от мирового рынка.
Именно поэтому Украина не
занимает соответствующее место
в международном разделении труда,
во внешнеэкономических связках.
У нас отсутствовала
определяющая рыночная институция
— экономическая самостоятельность
хозяйничающих субъектов. Именно
она гарантирует независимость
субъектов рыночной экономики,
их экономическую ответственность,
без чего рынку быть не может.
Большинство предприятий Украины
принадлежали государству, управлялись
ее органами, что предопределяло
высокую степень монополизма.
Воссоздание институций
многосубъектных владельцев происходит
через разгосударствление собственности,
ее трансформацию, в разные
формы — коллективную, частную.
Это содействует развитию разнообразных
форм ведения хозяйства и воссозданию
конкурентной среды.
По численности
работающих, частице стоимости основных
фондов и объемам выработанной
продукции, на негосударственных
промышленных предприятиях Украины
в 2000 г. достигнуто та «критичної маси»
(свыше 85 процентов основных фондов и материально-технических
ресурсов, производится больше 50 процентов
продукции), какая теперь становится определяющей
с точки зрения влияния на общее состояние
экономики страны.
Неотделимой институцией
рынка являются свободные цены,
с помощью которых в условиях
конкурентной среды осуществляется
эквивалентный обмен, а следовательно,
реализуются интересы продавца
и покупателя, воспроизводится равновесие
в экономике. Однако это классическое
положение экономической теории
действует лишь при наличии
соответствующих других рыночных
условий: демонополизации сфер
распределения, обмена и производства,
наличия разных форм ведения
хозяйства, больших, средних, малых
предприятий, которые управляются
не из единственного центра, а
самостоятельными товаропроизводителями.
В Украине всех этих предпосылок
пока еще в развитом виде
нет.
Либерализация
цен при высоком уровне монополизма
приводит к обязательному росту
их и не создает стимулы
к производству. Зачем производить
дополнительную продукцию, если
прибыль зависит от уменьшения
ее количества в условиях монополии?
Следовательно, то, которое является
правильным теоретически и действует
при условиях, которые воспроизводят
рыночную среду в любой стране,
не может быть правильным для
экономики, где не созданы соответствующие
рыночные институции.
Конкуренция,
свободное ценообразование, как
необходимые институции рынка
могут функционировать лишь при
условиях наличия рыночной инфраструктуры
(бирж, информационно коммерческих,
оптовых и снабженческих организаций,
пунктов проката), культуры ведения
рыночной экономики.
Для того , чтобы
субъекты национального рынка
не только имели рыночную инфраструктуру,
право собственности на средства
производства и продукцию, но
и могли реализовать это право,
кроме экономических нужны еще
и правовые предпосылки. Вот
почему в стране идет процесс
отработки и принятия юридических
законов, которые способствуют
формированию рыночной среды.
Однако он идет медленно, часто
в принятые законы вносятся
существенные изменения, отсутствующая
согласованность законодательных актов.
Все это тормозит рыночные превращения.
Юридические законы должны отбивать реалии
экономической жизни, быть нацеленными
на воссоздания конкурентного, среды.
Следует отработать механизм реализации
данных законов.
Воспроизводя
рыночные институции, нельзя забывать,
что рынок строят люди, от их
сознания, желания, понимания зависит
очень много. Если общественное
сознание не будет настроено
на рыночную волну, рынок не
будет формироваться. Этот процесс
может затянуться, а то и пойти
в каком-то другом направлении.
Следует учесть, что психологическое
состояние наших людей в настоящее
время достаточно сложно и
противоречиво. Они не только
мало знают о рынке, но и
считают, что государство бросило
их на произвол судьбы. В такой
обстановке выбор модели и
пути построения рынка имеет
чрезвычайно важное значение.
Рыночная модель
для Украины. Мировой опыт показывает,
что при выборе определенной
модели экономики и ее реализации
нужно учитывать общее и специфическое,
которое является содержанием
переходной экономики, в стадии
которой находится Украина. В
то же время обязательно следует
иметь в виду, что общие закономерности
для переходной экономики неодинаково
оказываются в различных условиях,
скажем, в условиях восточной
и западной цивилизации.
Закономерностью
переходной экономики является
нестабильность и неустойчивость,
поскольку в ее основе лежат
противоречия старых и новых
форм ведения хозяйства, которое
приводит к скорым качественных
изменений в экономической и
социальной жизни общества. В
связи с этим нужно предусматривать
альтернативные пути ее развития.
Потенциально существует широкий
спектр перспектив: от возвращения
в определенной форме к авторитарно
бюрократической системы и к
постиндустриальному обществу; от
коррумпированной теневой экономики
к праволиберальным, основанным
на частной собственности системам.
Следует учитывать и то, что
альтернативность масс определенные
пределы, которые предопределены
объективными и субъективными
факторами. Среди многих вариантов
оптимален для той или другой
страны. Критерием этого выбора
являются как общие тенденции
развития мировой цивилизации,
так и учет реальных ресурсов,
национальных особенностей, исторических
традиций, географического и геополитического
положения. Следовательно, формировать
экономическую стратегию, направленную
на построение определенной модели рыночной
экономики, следует, опираясь на перечисленные
факторы.
Особенностью
экономики Украины является то,
что перед началом рыночных
трансформаций она являла собой
административно командный тип,
где доминировал тотальный монополизм:
собственности, централизованно-директивного
принятие решений и технологический
монополизм. Были много предприятий,
которые производили 60 100 процентов
определенного вида продукции.
Такая монополия не является
рыночной. Она не предусматривает
конкуренции, рыночных отношений,
делает хозяйничающим субъектом
систему государственных учреждений,
а предприятия выполняют лишь
производственные функции.
Негативное влияние
на формирование рыночных отношений
в Украине имеет и то, что
ее экономика крупномасштабна
с незавершенным циклом производства,
а также отбивает специализацию
в прежнем Советском Союзе
на тяжелой промышленности, военно-промисловому
производстве и добывающих отраслях.
Именно это сегодня воспроизводит
недостаток товаров народного
потребления, с одной стороны,
и техническую и технологическую
отсталость — из другого. Это
порождает огромную потребность
в приобретении нефти и газа
на мировом рынке, а следовательно,
проблемы с торговым балансом,
перекосы в ценах на внутреннем
рынке.
Создание достаточного
количества предприятий в Украине,
которые бы формировали конкурентную
среду, может осуществляться двумя
путями: реформированием существующих
предприятий и созданием новых.
Первый путь предусматривает:
демонополизацию; разгосударствление
и приватизацию; привлечение отечественных
и иностранных инвестиций для
структурной перестройки предприятий;
диверсификацию. Второй путь ставит
за цель содействие развитию
малого и среднего бизнеса;
привлечение отечественных и
иностранных инвестиций для создания
новых предприятий, а также
реструктуризации обветшалых, тех,
которые нуждаются в полном
обновлении.
Учитывая то, что
Украина имеет могучий индустриальный
и научно-технический потенциал,
подготовленные кадры, нецелесообразно
избирать модель рыночной экономики,
в которой преобладает мелкая
частная собственность и экономика
регулируется только рыночными законами.
Этот путь был бы не прогрессом, а регрессом,
и приводил бы до времен А. Смита и соответствующих
методов экономической жизни, где все
решало свободное ценообразование.
Модным является
так называемый либерализуемый
подход, сущность которого заключается
в том, что если не мешать
экономике развиваться самой
по себе за присущими ей
принципами, то Украина скоро
войдет к мировому рынку.
Распространенный
лозунг «повну свободу перемещению
капиталов, товаров, людей» —
не только популистское, но и
некорректное. Кто может сегодня
назвать такую страну, где этот
лозунг был воплощен в жизнь?
Каждая страна, вступая в экономические
отношения с другими странами,
стремится как можно полнее
реализовать свои интересы. Именно
поэтому она вводит квоты, лицензии,
таможенные барьеры , относительно
иностранных товаропроизводителей.
Соответствующая политика осуществляется
относительно миграции рабочей
силы. Ведь каждому понятно, если
дешевая рабочая сила хлынет
в страну без любых ограничений,
то это, с одной стороны,
уменьшит покупательную способность
национального рынка страны, поскольку
снизит платежеспособность занятых
в отраслях, куда вольется эта
рабочая сила, а из другого
— приведет к социальным заострениям
в стране, через то что уменьшится
заработная плата, часть работников
вообще перейдет к разряду
безработных.
Допуская иностранный
капитал в экономику, нужно
также регулировать эти процессы,
ведь они могут привести к
потерям в определенных отраслях
производства, последующего искажения
экономики, которая превратится
в технологический придаток развитых
стран, где происходят экологически
вредные или бесперспективные
процессы.
Опыт переходного
периода постсоциалистических стран,
в том числе Украины, свидетельствует:
путь к рынку в «стихійному
режими», самотеком — не только
не эффективный, но и приводит
к чрезвычайно большим потерям
во всех областях жизни, отбрасывает
общество обратно на десятки
лет.
Ориентиром при
переходе к рыночной экономике
для Украины должны быть современные
развитые страны, для которых
характерная смешанная экономика,
которая основывается на разных формах
собственности. Доминирующей при этом
есть корпоративная собственность, взаимодействие
конкуренции и регуляция со стороны государства,
высокая социальная защита населения,
социальная ориентация экономического
развития.
Следует также
учитывать, что рынок нельзя
построить, скажем, за шведским, американским
или еще каким-то образцом. Он
является неотъемлемым элементом
экономики. Рыночные отношения
в Японии, Италии, Бразилии, Алжири
разные. Характерными чертами современного
развитого рынка является высокая
организованность, интеллектуальное
кадровое обеспечение его институций,
научно обоснованы правовые принципы.
Построение такого
рынка заняло много времени
и при этом происходила на
хорошо развитых товарно-денежных
отношениях. Современные развитые
страны на это потратили весь
послевоенный период (3-4 десятилетия);
Южная Корея, Тайвань, Гонконг,
Сингапур — приблизительно два
десятилетия. При этом рынок
«маленьких азиатских драконив»,
как называют последние четыре
страны, хотя и с развитым, отличается
от рынка европейских стран
и американского. Он, как считают
специалисты, не является моделью
открытой рыночной экономики.
Украина масс
строить такую модель рыночной
экономики, которая больше всего
отвечает особенностям ее развития,
структуре экономики, географическому
положению, менталитету народа.
Для Украины
самой приемлемой является модель
социально ориентированного рынка,
который в конечном итоге будет
подчинять деятельность своих
функциональных структур удовлетворению
материальных и духовных потребностей
человека.
Такая стратегия
должна основываться на четко
определенных приоритетах экономического
развития, которые способствовали
бы достижению отмеченных целей.
Важно избрать
правильный путь перехода к
рынку.