Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 19:31, курсовая работа
В настоящее время изучение франчайзинга является одним из актуальных вопросов российской экономики. Поскольку это одна из наиболее эффективных форм ведения бизнеса. Сегодня в России уже никого не удивить товарами и услугами, обозначенными известнейшими товарными знаками таких фирм как "Coca-Cola", "Adidas", "Xerox", "McDonalds" и многих других. Эти товарные знаки однозначно ассоциируются у нас с определенным производителем, имеющим высокую репутацию, и косвенно указывают на высокое качество товаров и услуг. Одним из эффективных каналов дистрибуции, по которому эти товары распространяются внутри стран и по всему миру, является франчайзинг. Если обратиться с вопросом "Что такое франчайзинг?" к нашим соотечественникам, вряд ли наберется и 10% тех, кто сможет уверенно объяснить суть данного явления.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ФРАНЧАЙЗИНГА 4
1.1. Возникновение франчайзинга и его основные понятия 4
1.2. Виды франчайзинга 7
1.3. Преимущества и недостатки франчайзинга 11
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИИ 14
2.1. Мировой опыт развития франчайзинга 14
2.2. Особенности франчайзинга в России 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
Защищена на отлично
Франчайзинг в России не получил широкого распространения, хотя потенциальные возможности внедрения его достаточно широки. Основные проблемы сдерживания развития франчайзинга в нашей стране можно классифицировать по причинам их возникновения.
Экономические проблемы. Франчайзинг является экономическим инструментом, и для его внедрения необходимы соответствующие экономические предпосылки, которые в России не сформировались либо вообще, либо частично.
К данным проблемам можно отнести:
Организационно - правовые проблемы. Хотя франчайзинг - это экономический инструмент и его проблемы в первую очередь следует искать в сфере экономики, в России сдерживание развития франчайзинга происходит, прежде всего, в правовой сфере. Эти проблемы, связаны с практически полным отсутствием правового обеспечения франчайзинга в России. Франчайзинг, как система отношений основан на системе договорных отношений и должен быть подкреплен серьезной правовой базой. В современной правовой системе России термин "франчайзинг" встречается только один раз, в 54 главе Гражданского кодекса РФ, где утверждается: "коммерческая концессия" является синонимом франчайзинга.
Социально-
Особое
место среди проблем
Еще одним значительным фактором, затрудняющим развитие франчайзинга, является наличие информационного вакуума, т.е. закрытость данных о компаниях - франчайзорах и франчайзи. Это связано с российской спецификой ведения бизнеса, отличающейся непрозрачностью и замкнутостью. Франчайзингу как раз необходима открытость отношений франчайзи и франчайзора, партнерский способ построения отношений, основанный на доверии. Следующим важным фактором, ограничивающим развитие коммерческой концессии в России, является нежелание российских франчайзи выплачивать роялти в силу нематериальности получаемых услуг.
Подводя итог анализу проблем франчайзинга, можно еще раз высказать точку зрения, что для развития франчайзинга в России имеются достаточно широкие возможности. Но для реализации этих возможностей необходимо создать определенные условия.
Нужна законодательная инициатива по разработке закона о франчайзинге и внесения соответствующих изменений в связанные с ним законы и нормативные акты.
Необходимо включение в правительственную программу поддержки малого предпринимательства системы развития франчайзинга.
Очень важно создание системы налоговых льгот для франчайзи, особенно на начальном этапе развития франчайзинговой системы.
Целесообразно предоставить возможность применения франчайзи упрощенной системы бухгалтерского учета.
Требуется создание сети учебно - консультационных центров по франчайзингу, не только в центре, но и по всей России.
Примером удачного использования франчайзинга в России является компания "Ростик’С - KFC".
"Ростик’C - KFC" представляет собой сеть ресторанов быстрого обслуживания, специализирующаяся на блюдах из курицы. Президент корпорации "Ростик Групп" Ростислав Ордовский - Таданаевкий Бланко задумал "Ростик’C" как национальную Российскую сеть предприятий быстрого обслуживания. Первый "Ростик’C" открылся в 1993 году в центре Москвы, в ГУМе. С 1993 года по сегодняшний день ведется активная работа по расширению сети ресторанов. В 2006 году было подписано соглашение между компаниями "Ростик Групп" и "Yum! Brands" об открытии, в течение пяти лет, около 300 совместных ресторанов (Рис. 2.4.)
Рис. 2.4. График развития сети ресторанов "Ростик’С – KFC"
Франчайзинг в цифрах:
Характеристика встроенных ресторанов с выделенным залом для гостей: площадь ресторана 250 м2 – 450 м2, передний фасад минимум 10 метров, расположение на оживленных улицах, вблизи больших пешеходных потоков, открывающийся ресторан должен быть первым в новом городе. Инвестиции от 700 000 долларов.
Характеристика отдельно стоящих ресторанов "Ростик’С - KFC" с авто-подъездом и раздачей: площадь 250 м2 – 400 м2, минимум 30 парковочных мест, расположение вблизи торговых и развлекательных центров, наличие больших транспортных потоков, густонаселенный район. Инвестиции от 1 000 000 долларов.
Таким
образом, эта компания является ярким
примером применения франчайзинга в
России. Так как, первый ресторан был
открыт в 1993 году в Москве, по сегодняшний
день ведется активная работа по расширению
сети ресторанов по всей России. Исходя
из приведенных данных, можно сказать,
что "Ростик’C - KFC" активно развивающийся
пример применения франчайзинга в России.
Заключение
Возникновение франчайзинга является закономерным этапом развития экономики, так как он представляет собой самый эффективный канал дистрибуции, по которому товары и услуги распространяются внутри стран и по всему миру.
Франчайзор и франчайзи связаны другом с другом системой договоров, в основе которых лежит франшиза. Это контрольная лицензия, выданная одним лицом (франчайзором) другому лицу (франчайзи), которая устанавливает между франчайзором и франчайзи специфическую систему взаимоотношений.
Франчайзинг, как экономический инструмент и как вид предпринимательской деятельности имеет достоинства и недостатки. Наиболее важными из достоинств, является то, что франчайзинг позволяет значительно расширить рынок сбыта стандартного, хорошо известного потребителю товара, сохраняя, при этом, независимость франчайзи, как предпринимателя. Очень важно то, что франчайзинг позволяет резко расширить возможности малого бизнеса, предоставив ему многие возможности крупных предприятий. Тем самым этот экономический инструмент резко повышает выживаемость предприятий малого бизнеса. Наиболее существенные недостатки связаны со стандартностью товара и ограничениями в ведении бизнеса. Франчайзинг снижает конкуренцию, что приводит к снижению качества товара. В конечном итоге франчайзинговая система менее гибка, по сравнению с крупными корпорациями и, тем более с предприятиями малого бизнеса.
Франчайзинг - чрезвычайно перспективный вид предпринимательства: если в обычном бизнесе из 100 возникающих предприятий в итоге выживает не более 10, то из 100 франшизных будет успешно работать 90, что немаловажно и с точки зрения создания новых рабочих мест.
Франчайзинг
процветает, потому что в нем сочетается
стимул личного владения с управленческим
и техническим мастерством
Нераспространенность
франчайзинга в России не связана
с какой-либо спецификой страны, а
объясняется крайней
Развитие франчайзинга в России не находит должной поддержки на государственном уровне. Первое, что тормозит развитие франчайзинга - российское законодательство. Если в зарубежных странах этот вид деятельности не требует никаких официальных оформлений и регистраций, то согласно Гражданскому кодексу РФ договор о коммерческой концессии необходимо регистрировать в Роспатенте, что приводит к возникновению бюрократических проволочек. Помимо этого, отсутствует необходимая законодательная база.
Тем не менее, несмотря на наличие отдельных тормозящих факторов, франчайзинг в России уже успешно развивается. Однако значение его для российской экономики переоценить сложно: для франчайзора - это один из самых быстрых и эффективных способов создания новых независимых предприятий, объединенных в единую систему, для франчайзи - развивать свой собственный бизнес на базе проверенной бизнес - модели, а для государства - это эффективный инструмент поддержки малого и индивидуального предпринимательства, а следовательно, и развития всей российской экономики.
Перспективы развития франчайзинга в России самые благоприятные. В последнее время намечается тенденция ускоренного развития и распространения франшизного метода ведения бизнеса.
Тем
не менее, к сожалению можно
Франчайзинг позволяет получить возможность использовать уже отработанные и оправдавшие себя технологии, уже известную и популярную марку, возможность обучаться и получать по ходу дела необходимые консультации. Все эти возможности могут предоставить те, кто уже имеет опыт, знания, обладает технологическими секретами предпринимателей, т.е. располагает капиталом не материальным, но весьма ценным и эффективным, если его правильно использовать.
В
итоге можно сказать, что франчайзинг,
как вид бизнеса, достаточно интересен
и перспективен в России. Он может развиваться
как отечественная система, так и при участии
зарубежных фирм и предпринимателей.
Список использованной литературы