Особенности российского франчайзинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 19:31, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время изучение франчайзинга является одним из актуальных вопросов российской экономики. Поскольку это одна из наиболее эффективных форм ведения бизнеса. Сегодня в России уже никого не удивить товарами и услугами, обозначенными известнейшими товарными знаками таких фирм как "Coca-Cola", "Adidas", "Xerox", "McDonalds" и многих других. Эти товарные знаки однозначно ассоциируются у нас с определенным производителем, имеющим высокую репутацию, и косвенно указывают на высокое качество товаров и услуг. Одним из эффективных каналов дистрибуции, по которому эти товары распространяются внутри стран и по всему миру, является франчайзинг. Если обратиться с вопросом "Что такое франчайзинг?" к нашим соотечественникам, вряд ли наберется и 10% тех, кто сможет уверенно объяснить суть данного явления.

Содержание

Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ФРАНЧАЙЗИНГА 4
1.1. Возникновение франчайзинга и его основные понятия 4
1.2. Виды франчайзинга 7
1.3. Преимущества и недостатки франчайзинга 11
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИИ 14
2.1. Мировой опыт развития франчайзинга 14
2.2. Особенности франчайзинга в России 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
Защищена на отлично

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 416.00 Кб (Скачать)

     Деловой франчайзинг называют " франчайзинг бизнес - формата ".  При этом способе франчайзор продает лицензию частным лицам или другим компаниям на право открытия магазинов, киосков или целых групп магазинов для продажи покупателями набора продуктов и услуг под именем франчайзора.

     Таким образом, это франчайзинг на вид  деятельности, т.е. включение малого предприятия в полный производственно-хозяйственный цикл крупной корпорации. Едва ли не самый популярный вид франчайзинга, при котором ведущая фирма продает лицензию частным фирмам или компаниям на право открытия собственной фирмы по продаже продуктов и услуг под именем франчайзора (например, прокат и бытовое обслуживание, деловые и профессиональные услуги бизнесу и населению, магазины или цепи закусочных, гостиницы). Со стороны крупной корпорации предъявляются равные с ней требования к технологическому процессу, качеству, а также обеспечивается обучение персонала, выбор площадки строительства предприятия, другие услуги (методы обеспечения продаж, ведение оперативной отчетности и т.п.).

     При деловом франчайзинге требуется, чтобы  франчайзи оплачивал постоянные взносы, а также производил взносы в рекламный фонд, находящийся в ведении франчайзора. Франчайзор может сдать в аренду франчайзи основные фонды, предложить ему финансирование; он вправе также выступать и в качестве поставщика для своих франчайзи.

     В настоящее время в зависимости  от размеров первоначального капитала франшизы бизнес-формат делят на следующие основные подгруппы:

    • Франшиза - рабочее место - рабочая франшиза, где франчайзор создает хорошо подготовленное рабочее место для предпринимателя; основные инвестиции — покупка прилавка-фургона;
    • Франшиза - предприятие - коммерческая франшиза, требующая более крупных инвестиций в производственное оборудование, наличия рабочих помещений, дополнительного наемного персонала;
    • Инвестиционная франшиза, основная цель которой — возврат первоначальной суммы инвестиций.

     Одной из первых ласточек делового франчайзинга было открытие первого ресторана  быстрого обслуживания мировой франчайзинговой  системы McDonalds.

     Следует выделить еще одну компанию, занимающуюся деловым франчайзингом. Это Российско-Венесуэльское  предприятие "Росинтер ". Под его ведением находится такие рестораны как: Комбис, Ростикс, Патио Пицца, Артистико, Санта Фе, Американ Бар & Гриль. В данный момент они продают франшизы на Ростик’с Патио Пицца. 

     В последние годы классическая модель франчайзинга изменилась в  направлении   обеспечения  франчайзора дополнительными    возможностями    быстрого  развития  с  наименьшими затратами. Хотя  существует много вариантов классического франчайзинга, три  из них наиболее  часто  используются. Такие как - региональный франчайзинг, суб-франчайзинг, развивающийся франчайзинг. В каждом из  этих случаев франчайзи получает все преимущества, которые обычно  связаны с франчайзингом: использование торговой марки и логотипа  франчайзора, системы его бизнеса, первоначальное обучение, выбор места, поддержка и т.д. Основные отличия их друг от друга заключаются в следующих характеристиках:

    • Продолжительность отношений франчайзора и франчайзи;
    • К кому франчайзи может обращаться за поддержкой;
    • Кому франчайзи платит установленные взносы.
 
    1. Преимущества  и недостатки франчайзинга

     Преимущества  для франчайзора:

    • быстрое расширение рынков сбыта, увеличение объема продаж и территориальное расширение бизнеса;
    • отсутствие расходов на содержание вертикально-интегрированной сети управления, т.е. снижение затрат на персонал;
    • более низкий уровень собственных капиталовложений;
    • государственная регистрация договора франчайзинга;
    • подъем престижа фирмы и ее товарного знака, признание со стороны клиентуры, рост доверия к качеству и единому ассортименту продукции фирмы;
    • доход от продажи лицензии;
    • прибыль от возможной сдачи в аренду франчайзи недвижимости и оборудования;
    • прибыль от возможного кредитования франчайзи и от уменьшения сроков оборота.
 

     Недостатки  для франчайзора:

    • получение меньшей части прибыли от торгового франчайзингового предприятия, чем от собственного;
    • невысокая репутация одного из франчайзинговых предприятий при отсутствии должного контроля за качеством может отразиться на репутации самой фирмы;
    • трудности контроля достоверности финансовых отчетов франчайзи;
    • трудности с подбором компетентного в основах бизнеса франчайзи;
    • обучая франчайзи, франчайзор готовит себе возможного конкурента.

     Преимущества  для франчайзи:

    • возможность стать самостоятельным бизнесменом с минимальными начальными капитальными вложениями при всесторонней поддержке опытного франчайзора;
    • франчайзор может оказать содействие в доступе к кредитным ресурсам как товарным, так и денежным;
    • мгновенное приобретение репутации среди потребителей за счет ведения бизнеса под признанным товарным знаком или фирменным наименованием;
    • возможность за умеренную плату использовать результаты широкомасштабных рекламных мероприятий, научных разработок и маркетинговых исследований, проводимых франчайзором;
    • возможность ведения бизнеса некомпетентным лицом за счет обучения в фирме франчайзора по стандартам высокого качества;
    • гарантированность постоянного снабжения;
    • возможность приобретения основных фондов у франчайзора путем лизинга или по остаточной стоимости.

     Недостатки  для франчайзи:

    • контроль, осуществляемый франчайзором оставляет меньше самостоятельности в бизнесе;
    • потеря репутации франчайзором приведет франчайзи к потере собственной репутации;
    • услуги, предоставляемые франчайзором, например обязательные взносы в общий рекламный фонд, могут представлять серьезную статью затрат для франчайзи;
    • опасность ухудшения положения на рынке в случае продажи франчайзором своего бизнеса;
    • вероятность того, что прогресс в технике, изменение в законодательстве или потребностей потребителей приведут к банкротству, т.к. франчайзи обычно реализуют узкий перечень товаров и услуг.

     Таким образом, основные участники франчайзинговых  отношений имеют свои достоинства  и недостатки.  
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Особенности развития франчайзинга в России

    1. Мировой опыт развития франчайзинга

     Некоторые утверждают, что франчайзинг изобрела Королева Испании, когда она в 1492 дала Христофору Колумбу "франшизу" на развитие торговли с Новым Миром.

     В США первой настоящей контрактной  коммерческой франшизой считается франшиза компании "Зингер" по производству швейных машин, которая оформила свою франшизу в 1851 году. Чтобы прекратить "войну швейных машин", в которой четыре производителя преследовали друг друга, Исаак Зингер и его партнер-адвокат Эдвард Кларк организовали "Объединение швейных машин" с первым американским пакетом патентов, распределяющих среди производителей дистрибьюторские права.

     Франчайзинг в автоиндустрии представляет собой  один из самых старых видов франчайзинга в экономике. Компания "General Motors" оказала огромное влияние на франчайзинг. Не имея достаточного капитала, чтобы начать розничную торговлю, эта компания начала продавать свои автомобили через систему дилеров, которая до сих пор используется в автомобильной индустрии.

     В 1955 году возникла классическая франшиза "McDonalds". Сеть ресторанов быстрого питания, продававших гамбургеры, была открыта Рэйем Кроком.

     В то же время Харлан Сандерс основал "Кентукки Фрайд Чикен", а в 1959 году "Интернэшнл Хаус оф Пэнкейк" начал продажу завтраков во франчайзинговой сети по всей стране. Таким образом, в 1950-е годы ресторанная индустрия тихо начала свою революцию, которую сегодня мы принимаем как должное. Ресторанные сети, имевшие успех, раз и навсегда изменили привычку американцев питаться, а также изменили лица городов, что нам доказывают знакомые ярлычки франшиз на точках быстрого питания, присутствующие почти в каждом городе.

     Бурное  развитие франчайзинга началось в США  в 60-е годы. Открылось огромное количество мини-отелей, небольших магазинчиков, прачечных, химчисток, туристических агентств и прочих предприятий малого бизнеса, работающих на основе франчайзинга. Франчайзинг очень широко распространен в сфере недвижимости в США.

     После второй мировой войны франчайзинг  распространялся в Европе разными  путями, в зависимости от страны, обычаев, культуры и особенно от всего того, что связано с социально-экономической историей торговли, уровнем развития и экономическими системами. Таким образом, некоторые страны предпочли франчайзинг в области обслуживания (Великобритания, Германия), другие – в области распределения (Франция).

     

Рис. 2.1. Отрасли, лидирующие в Европе по использованию франчайзинга в 2008 г.

     Франция занимает третье место по числу франчайзинговых  сетей среди европейских стран (517 франчайзоров и 28851 франчайзи). В то же время Франция лидирует, покрывая 40% всего европейского франчайзингового рынка. Большая часть франчайзинговых сетей приходится на сферу торговли. Далее по числу франчайзоров следуют сферы услуг, гостиничный и ресторанный бизнес.

     Абсолютным  лидером в сфере в Центральной  и Юго-Восточной Европе франчайзинга является Венгрия. Большинство субъектов  франчайзинга работает в сфере быстрого питания, значительное количество в  таких, как швейная промышленность, фото услуги, копирование, бензозаправки, гостиницы, почтовые услуги, авто услуги, недвижимость, туризм. 

    1. Особенности франчайзинга в России

     В России франчайзинг начал активно  развиваться в середине 90-х годов. По оценкам специалистов в России существует более 200 успешно работающих франчайзинговых компаний. На российский рынок пришли и развиваются ряд известных западных франшизных систем: "Alphagraphics", "Baskin Robbins", "Kodak", "Subway", "Xerox" и др. Наряду с международным, успешно развивается и чисто российский франчайзинг. Появились и бурно развиваются такие отечественные концепции, как "Ростик’C - KFC", "1С", "Теремок - Русские блины", "Перекресток" и др. [9]

     Первый  договор, который может быть квалифицирован в качестве договора о коммерческой концессии (франчайзинговый договор), зарегистрирован в Роспатенте в июне 1996 года. Это договор между компанией "Колгейт Палмолив" США (правообладатель) и АО "Колгейт Палмолив" РФ (пользователь). Предметом договора наряду с фирменным наименованием выступают 35 изобретений, 7 промышленных образцов в области производства предметов и средств гигиены, около 60 товарных знаков, техническое, технологическое, коммерческое ноу-хау.

     Количество  организаций, заявивших о своем  развитии в формате франчайзинга, возросло с 50 в 2001 г. почти до 750 в 2008 г., что само по себе характеризует востребованность этого формата в России. Только в 2008 г. количество франшиз по сравнению с 2007 г. возросло более чем на 40 % (Рис. 2.2.)

     

     Рис. 2.2. Структура рынка франшиз в 2008 г.

     Сектор  торговли продуктами питания не занимает ведущего места в структуре франчайзингового рынка. Наиболее приемлемым для торгового франчайзинга является сектор специализированной торговли с ограниченным ассортиментом товаров (например, чай, сыры, замороженные продукты и др.).

     В 2008 г. в России наблюдались положительные  тенденции и в сфере услуг. По данным официальной статистики на ноябрь 2008 г. по сравнению с аналогичным  периодом 2007 г. объем платных услуг, оказываемых населению, возрос на 104,1 %  (Рис. 2.3.)

     

     Рис. 2.3. Структура рынка франшиз в сфере услуг в 2008 г.

     Наибольшее  количество предложений франшиз в секторе услуг для бизнеса: консалтинг, реклама, обслуживание компьютерного оборудования и др. Также хорошо представлены на рынке такие услуги как парикмахерские, салоны красоты, фитнес-центры. Сохранил свои позиции туристический сектор.

Информация о работе Особенности российского франчайзинга