Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 19:31, курсовая работа
В настоящее время изучение франчайзинга является одним из актуальных вопросов российской экономики. Поскольку это одна из наиболее эффективных форм ведения бизнеса. Сегодня в России уже никого не удивить товарами и услугами, обозначенными известнейшими товарными знаками таких фирм как "Coca-Cola", "Adidas", "Xerox", "McDonalds" и многих других. Эти товарные знаки однозначно ассоциируются у нас с определенным производителем, имеющим высокую репутацию, и косвенно указывают на высокое качество товаров и услуг. Одним из эффективных каналов дистрибуции, по которому эти товары распространяются внутри стран и по всему миру, является франчайзинг. Если обратиться с вопросом "Что такое франчайзинг?" к нашим соотечественникам, вряд ли наберется и 10% тех, кто сможет уверенно объяснить суть данного явления.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ФРАНЧАЙЗИНГА 4
1.1. Возникновение франчайзинга и его основные понятия 4
1.2. Виды франчайзинга 7
1.3. Преимущества и недостатки франчайзинга 11
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИИ 14
2.1. Мировой опыт развития франчайзинга 14
2.2. Особенности франчайзинга в России 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
Защищена на отлично
Деловой франчайзинг называют " франчайзинг бизнес - формата ". При этом способе франчайзор продает лицензию частным лицам или другим компаниям на право открытия магазинов, киосков или целых групп магазинов для продажи покупателями набора продуктов и услуг под именем франчайзора.
Таким образом, это франчайзинг на вид деятельности, т.е. включение малого предприятия в полный производственно-хозяйственный цикл крупной корпорации. Едва ли не самый популярный вид франчайзинга, при котором ведущая фирма продает лицензию частным фирмам или компаниям на право открытия собственной фирмы по продаже продуктов и услуг под именем франчайзора (например, прокат и бытовое обслуживание, деловые и профессиональные услуги бизнесу и населению, магазины или цепи закусочных, гостиницы). Со стороны крупной корпорации предъявляются равные с ней требования к технологическому процессу, качеству, а также обеспечивается обучение персонала, выбор площадки строительства предприятия, другие услуги (методы обеспечения продаж, ведение оперативной отчетности и т.п.).
При деловом франчайзинге требуется, чтобы франчайзи оплачивал постоянные взносы, а также производил взносы в рекламный фонд, находящийся в ведении франчайзора. Франчайзор может сдать в аренду франчайзи основные фонды, предложить ему финансирование; он вправе также выступать и в качестве поставщика для своих франчайзи.
В настоящее время в зависимости от размеров первоначального капитала франшизы бизнес-формат делят на следующие основные подгруппы:
Одной из первых ласточек делового франчайзинга было открытие первого ресторана быстрого обслуживания мировой франчайзинговой системы McDonalds.
Следует выделить еще одну компанию, занимающуюся деловым франчайзингом. Это Российско-Венесуэльское предприятие "Росинтер ". Под его ведением находится такие рестораны как: Комбис, Ростикс, Патио Пицца, Артистико, Санта Фе, Американ Бар & Гриль. В данный момент они продают франшизы на Ростик’с Патио Пицца.
В последние годы классическая модель франчайзинга изменилась в направлении обеспечения франчайзора дополнительными возможностями быстрого развития с наименьшими затратами. Хотя существует много вариантов классического франчайзинга, три из них наиболее часто используются. Такие как - региональный франчайзинг, суб-франчайзинг, развивающийся франчайзинг. В каждом из этих случаев франчайзи получает все преимущества, которые обычно связаны с франчайзингом: использование торговой марки и логотипа франчайзора, системы его бизнеса, первоначальное обучение, выбор места, поддержка и т.д. Основные отличия их друг от друга заключаются в следующих характеристиках:
Преимущества для франчайзора:
Недостатки для франчайзора:
Преимущества для франчайзи:
Недостатки для франчайзи:
Таким
образом, основные участники франчайзинговых
отношений имеют свои достоинства
и недостатки.
Глава 2. Особенности развития франчайзинга в России
Некоторые утверждают, что франчайзинг изобрела Королева Испании, когда она в 1492 дала Христофору Колумбу "франшизу" на развитие торговли с Новым Миром.
В США первой настоящей контрактной коммерческой франшизой считается франшиза компании "Зингер" по производству швейных машин, которая оформила свою франшизу в 1851 году. Чтобы прекратить "войну швейных машин", в которой четыре производителя преследовали друг друга, Исаак Зингер и его партнер-адвокат Эдвард Кларк организовали "Объединение швейных машин" с первым американским пакетом патентов, распределяющих среди производителей дистрибьюторские права.
Франчайзинг в автоиндустрии представляет собой один из самых старых видов франчайзинга в экономике. Компания "General Motors" оказала огромное влияние на франчайзинг. Не имея достаточного капитала, чтобы начать розничную торговлю, эта компания начала продавать свои автомобили через систему дилеров, которая до сих пор используется в автомобильной индустрии.
В 1955 году возникла классическая франшиза "McDonalds". Сеть ресторанов быстрого питания, продававших гамбургеры, была открыта Рэйем Кроком.
В то же время Харлан Сандерс основал "Кентукки Фрайд Чикен", а в 1959 году "Интернэшнл Хаус оф Пэнкейк" начал продажу завтраков во франчайзинговой сети по всей стране. Таким образом, в 1950-е годы ресторанная индустрия тихо начала свою революцию, которую сегодня мы принимаем как должное. Ресторанные сети, имевшие успех, раз и навсегда изменили привычку американцев питаться, а также изменили лица городов, что нам доказывают знакомые ярлычки франшиз на точках быстрого питания, присутствующие почти в каждом городе.
Бурное развитие франчайзинга началось в США в 60-е годы. Открылось огромное количество мини-отелей, небольших магазинчиков, прачечных, химчисток, туристических агентств и прочих предприятий малого бизнеса, работающих на основе франчайзинга. Франчайзинг очень широко распространен в сфере недвижимости в США.
После второй мировой войны франчайзинг распространялся в Европе разными путями, в зависимости от страны, обычаев, культуры и особенно от всего того, что связано с социально-экономической историей торговли, уровнем развития и экономическими системами. Таким образом, некоторые страны предпочли франчайзинг в области обслуживания (Великобритания, Германия), другие – в области распределения (Франция).
Франция занимает третье место по числу франчайзинговых сетей среди европейских стран (517 франчайзоров и 28851 франчайзи). В то же время Франция лидирует, покрывая 40% всего европейского франчайзингового рынка. Большая часть франчайзинговых сетей приходится на сферу торговли. Далее по числу франчайзоров следуют сферы услуг, гостиничный и ресторанный бизнес.
Абсолютным
лидером в сфере в Центральной
и Юго-Восточной Европе франчайзинга
является Венгрия. Большинство субъектов
франчайзинга работает в сфере быстрого
питания, значительное количество в
таких, как швейная промышленность,
фото услуги, копирование, бензозаправки,
гостиницы, почтовые услуги, авто услуги,
недвижимость, туризм.
В России франчайзинг начал активно развиваться в середине 90-х годов. По оценкам специалистов в России существует более 200 успешно работающих франчайзинговых компаний. На российский рынок пришли и развиваются ряд известных западных франшизных систем: "Alphagraphics", "Baskin Robbins", "Kodak", "Subway", "Xerox" и др. Наряду с международным, успешно развивается и чисто российский франчайзинг. Появились и бурно развиваются такие отечественные концепции, как "Ростик’C - KFC", "1С", "Теремок - Русские блины", "Перекресток" и др. [9]
Первый договор, который может быть квалифицирован в качестве договора о коммерческой концессии (франчайзинговый договор), зарегистрирован в Роспатенте в июне 1996 года. Это договор между компанией "Колгейт Палмолив" США (правообладатель) и АО "Колгейт Палмолив" РФ (пользователь). Предметом договора наряду с фирменным наименованием выступают 35 изобретений, 7 промышленных образцов в области производства предметов и средств гигиены, около 60 товарных знаков, техническое, технологическое, коммерческое ноу-хау.
Количество организаций, заявивших о своем развитии в формате франчайзинга, возросло с 50 в 2001 г. почти до 750 в 2008 г., что само по себе характеризует востребованность этого формата в России. Только в 2008 г. количество франшиз по сравнению с 2007 г. возросло более чем на 40 % (Рис. 2.2.)
Рис. 2.2. Структура рынка франшиз в 2008 г.
Сектор торговли продуктами питания не занимает ведущего места в структуре франчайзингового рынка. Наиболее приемлемым для торгового франчайзинга является сектор специализированной торговли с ограниченным ассортиментом товаров (например, чай, сыры, замороженные продукты и др.).
В 2008 г. в России наблюдались положительные тенденции и в сфере услуг. По данным официальной статистики на ноябрь 2008 г. по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. объем платных услуг, оказываемых населению, возрос на 104,1 % (Рис. 2.3.)
Рис. 2.3. Структура рынка франшиз в сфере услуг в 2008 г.
Наибольшее количество предложений франшиз в секторе услуг для бизнеса: консалтинг, реклама, обслуживание компьютерного оборудования и др. Также хорошо представлены на рынке такие услуги как парикмахерские, салоны красоты, фитнес-центры. Сохранил свои позиции туристический сектор.