Особенности российского франчайзинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 19:31, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время изучение франчайзинга является одним из актуальных вопросов российской экономики. Поскольку это одна из наиболее эффективных форм ведения бизнеса. Сегодня в России уже никого не удивить товарами и услугами, обозначенными известнейшими товарными знаками таких фирм как "Coca-Cola", "Adidas", "Xerox", "McDonalds" и многих других. Эти товарные знаки однозначно ассоциируются у нас с определенным производителем, имеющим высокую репутацию, и косвенно указывают на высокое качество товаров и услуг. Одним из эффективных каналов дистрибуции, по которому эти товары распространяются внутри стран и по всему миру, является франчайзинг. Если обратиться с вопросом "Что такое франчайзинг?" к нашим соотечественникам, вряд ли наберется и 10% тех, кто сможет уверенно объяснить суть данного явления.

Содержание

Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ФРАНЧАЙЗИНГА 4
1.1. Возникновение франчайзинга и его основные понятия 4
1.2. Виды франчайзинга 7
1.3. Преимущества и недостатки франчайзинга 11
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИИ 14
2.1. Мировой опыт развития франчайзинга 14
2.2. Особенности франчайзинга в России 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
Защищена на отлично

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 416.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
 
 
 
 

ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО ФРАНЧАЙЗИНГА

(курсовая  работа)

по дисциплине: «Микроэкономика» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ФРАНЧАЙЗИНГА 4

1.1. Возникновение франчайзинга и его основные понятия 4

1.2. Виды франчайзинга  7

1.3. Преимущества и недостатки франчайзинга 11

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИИ  14

2.1. Мировой опыт развития франчайзинга 14

2.2. Особенности франчайзинга в России  16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     В настоящее время изучение франчайзинга является одним из актуальных вопросов российской экономики. Поскольку это одна из наиболее эффективных форм ведения бизнеса. Сегодня в России уже никого не удивить товарами и услугами, обозначенными известнейшими товарными знаками таких фирм как "Coca-Cola", "Adidas", "Xerox", "McDonalds" и многих других. Эти товарные знаки однозначно ассоциируются у нас с определенным производителем, имеющим высокую репутацию, и косвенно указывают на высокое качество товаров и услуг. Одним из эффективных каналов дистрибуции, по которому эти товары распространяются внутри стран и по всему миру, является франчайзинг. Если обратиться с вопросом "Что такое франчайзинг?" к нашим соотечественникам, вряд ли наберется и 10% тех, кто сможет уверенно объяснить суть данного явления.

     Целью работы является: рассмотреть особенности российского франчайзинга.

     Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: рассмотреть возникновение франчайзинга, его основные понятия, выделить виды франчайзинга и выявить преимущества и недостатки для основных участников франчайзинговых отношений.

     Курсовая  работа состоит из введения, заключения, списка литературы и двух глав.

     Первая  глава работы включает в себя сущность франчайзинга. В ней будут рассматриваться возникновение, основные понятия, виды, преимущества и недостатки франчайзинга.

     Во  второй главе будут рассмотрены особенности развития франчайзинга в России. А именно: мировой опыт развития франчайзинга, основные проблемы, перспективы и особенности франчайзинга в России. 

Глава 1. Сущность франчайзинга

    1. Возникновение франчайзинга и его основные понятия

     Слово "франчайзинг" происходит от старого французского термина, определяющего право на свободу ведения какой-либо деятельности, например, проведение ярмарок, организацию базаров, эксплуатацию паромов и переправ, право на охоту, строительство дорог или производство эля.

     Первым  прототипом современной системы  франчайзинга принято считать систему  продаж и обслуживания швейных машин  Зингера. Основатель всемирно известной  компании "Singer Sewing machine company" Исаак Зингер стал родоначальником современного франчайзинга. Начиная с 1851 года, фирма Зингера заключала с дистрибьюторами товара письменный договор на передачу франшизы, договором передавалось право на продажу и ремонт швейных машинок на определенной территории Соединенных Штатов.

     Во время организации первой в мире полноценной франчайзинговой системы, фирма Зингера имела массовое серийное производство швейных машин, позволяющее поддерживать самые конкурентные цены, но при этом фирма Зингера не имела налаженной системы сервиса, которая позволила бы организовать обслуживание и ремонт машин на всей территории США. В связи с этим и была создана франчайзинговая система, которая предоставляла финансово - независимым фирмам исключительные права продавать и обслуживать швейные машины на определенной территории. Эти первые франшизы, по своей сути, были действующими дистрибьюторскими соглашениями с дополнительными обязанностями франчайзи обслуживать машины.

     В 20-х годах прошлого века в США начал развиваться стандартный товарный франчайзинг. По принципу франчайзинга начали строить свои взаимоотношения с владельцами розничных магазинов крупные оптовые поставщики. Оптовый продавец (или франчайзор) давал возможность небольшим розничным торгующим организациям получать дополнительно многочисленные скидки, использовать марку торговой фирмы и при этом сохранять свою независимость.

     После кризиса в экономике США 1930 года франчайзинг начали осваивать нефтеперерабатывающие  компании. Так появились первые сетевые  бензоколонки принадлежавшие независимым  франчайзи. Как правило, заправочные станции передавались мелким местным предпринимателям на условиях аренды.

     Классический  товарный франчайзинг, распределяющий в системе франчайзор - франчайзи товары и услуги начал видоизменятся только в 50х годах прошлого века.

     В 1945 году Рэй Крок, будущий основатель компании McDonalds, заинтересовался причинами популярности одного небольшого ресторана в San Bernardino на Западе США. В результате он обратился к владельцам успешного ресторана и вскоре получил лицензию на право купли-продажи таких же ресторанов. В 1955 году Рэй Крок основал компанию McDonalds System, Inc., которая является родоначальником франчайзинга бизнес формата, т.е. франчайзинга в его современном виде, когда вместе с франшизой передается целая система ведения бизнеса.

     Франчайзинг, как правило, регулируется главой 54 ГК РФ. "1. По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав - товарный знак, знак обслуживания и т.д. 
2. Договор коммерческой концессии предусматривает использование комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя в определенном объеме (в частности, с установлением минимального и (или) максимального объема использования), с указанием или без указания территории использования применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности (продаже товаров, полученных от правообладателя или произведенных пользователем, осуществлению иной торговой деятельности, выполнению работ, оказанию услуг). 

3. Сторонами  по договору коммерческой концессии  могут быть коммерческие организации  и граждане, зарегистрированные  в качестве индивидуальных предпринимателей1)".

     Франшиза представляет собой право осуществлять определенную экономическую деятельность с использованием принципа франчайзинга, закрепленное договором, соглашением, а также деятельность (производство, оказание услуг и т.п.), осуществляемую с использованием принципа франчайзинга.

     Франчайзором является физическое или юридическое лицо, предлагающее на продажу соглашение на условиях франшизы и обеспечивающее со своей стороны выполнение условий такого соглашения.

     Франчайзи является физическое или юридическое лицо, действующее в соответствии с приобретенной франшизой.

     Франчайзинговый договор представляет собой договор, по которому одна сторона (правообладатель) передает другой стороне (пользователю) за соответствующую плату и на определенный или неопределенный срок права на использование фирменного наименования, на коммерческую информацию, на товарный знак, знак обслуживания и т.д. "Сторонами по договору коммерческой концессии могут быть коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей2)".

     Паушальным взносом является единовременное вознаграждение франчайзора в виде определенной твердо зафиксированной в договоре (соглашении) суммы, которая устанавливается исходя из оценок возможного экономического эффекта и ожидаемых прибылей франчайзи на основе использования франшизы, также может рассчитываться как оплата затрат франчайзора, связанных с продажей франшизы.

     Роялти называется вознаграждение в виде периодических отчислений фиксированных ставок, определяемых франчайзором на основании собственной оценки стоимости права использования торговой марки единой франчайзинговой сети, которые выплачиваются франчайзи франчайзору ежемесячно. 

    1. Виды франчайзинга

     Существуют  три  основных  вида франчайзинга:

    • Товарный франчайзинг;
    • Производственный франчайзинг;
    • Деловой франчайзинг (франчайзинг бизнес - формата).

     Товарный франчайзинг представляет собой продажу товаров, производимых франчайзором под зарегистрированным товарным знаком. Франчайзи, как правило, осуществляет их послепродажное обслуживание ("Эконика обувь ", " Красный куб ").

     Данный  вид франчайзинга иногда называют " франчайзинг продукта (торгового имени) ". Это франчайзинг в сфере торговли на продажу готового товара. В товарном франчайзинге франчайзором обычно является производитель, продающий законченный продукт или полуфабрикат дилеру-франчайзи. Последний осуществляет предпродажное и послепродажное обслуживание покупателей продукции франчайзора и отказывается от продажи товаров конкурентов. Это правило является существенным содержанием взаимоотношений партнеров - франчайзора и франчайзи-дилера.

     Этот  вид деятельности, подразумевает  приобретение у ведущей компании права на продажу товаров с  ее торговой маркой. В этом случае франчайзи  покупает у франчайзора товары и  после этого их перепродает от имени франчайзора. В отдельных случаях ведущая компания имеет отношение и к оплате гарантийных услуг, и возмещению расходов на совместную рекламу. Как правило, для товарного франчайзинга характерна узкая специализация франчайзи на реализации одного вида товаров и услуг.

     Производственный франчайзинг представляет собой франчайзинг на производство товаров. В этом случае фирма, владеющая технологией изготовления некоего продукта, продает местным или региональным заводам сырье для изготовления (например, завод по разливу безалкогольных напитков).

     Мелкая  фирма здесь не просто выступает  под торговой маркой франчайзора  и реализует его продукцию  и услуги, но и включается в полный цикл хозяйственной деятельности крупной  корпорации, выполняя равные с ней требования технологического процесса, качества, обучения персонала, выполнения плана продаж, оперативной отчетности. Эта форма предусматривает тесный контакт франчайзора и франчайзи, детальную регламентацию деятельности и высокую степень ответственности малого предприятия. 

     Этот  вид франчайзинга наиболее широко представлен  в производстве безалкогольных напитков. Каждый из местных или региональных разливочных и упаковочных заводов  является франчайзи от основной компании. Так, например, американская Coca-Cola, лидирующая на мировом рынке безалкогольных напитков, а в России уступающая только своему конкуренту PepsiCo, начала активные действия на рынке в России в 1995г. Путем разработки программы создания нескольких заводов по выпуску фирменных напитков Coca-Cola в крупных городах России. Общая сумма инвестиций в 2 проекта в Башкирии и Екатеринбурге оценивается в 30 млн. долларов. При этом программа организации выпуска напитков Coca-Cola построена не совсем обычно. Инвестирует не сама Coca-Cola, а ее партнер - Inchape Plc. с привлечением российских инвестиций. По сути, реализуется создание крупной сети заводов на основе франчайзингового договора, в соответствии с которым Coca-Cola передает новым предприятиям технологию и концентраты. А управление заводами осуществляется предприятиями Inchape и партнерами из России. Таким образом, несмотря на то, что Coca-Cola не инвестирует сама, предоставляя это делать Inchape, вместе со своим партнером она контролирует   развитие предприятий. Этому опыту последовали и другие компании, которые продают концентраты и другие продукты, необходимые для производства местным разливочным компаниям, которые затем смешивают концентраты с другими составными продуктами и разливают в бутылки или банки для распределения по местным дилерам. Само собой разумеется, что товар в Нью-Йорке не должен отличаться от товара в Сан-Франциско.

Информация о работе Особенности российского франчайзинга