Особенности развития внешней торговли РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2011 в 15:45, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы показать и понять значимость внешней торговли для России.
Для достижения поставленной цели сформулированы и решены следующие задачи:
определены методологические аспекты внешней торговли:
рассмотрены отношения России с Всемирной Торговой организации;
изучены проблемы конкурентоспособности российской продукции на мировых рынках;
проанализированы динамика и структура внешней торговли и, в частности, внешнеторгового баланса РФ.

Содержание

Введение
1. Основные методологические аспекты внешней торговли
2. Особенности современного развития внешней торговли России. Динамика и структура внешней торговли
3. Внешнеторговый баланс РФ
4. Проблема конкурентоспособности российской продукции на мировых рынках
5. Перспективы присоединения России к ВТО
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

Особенности развития внешней торговли РФ.docx

— 89.06 Кб (Скачать)

      13. Угроза продовольственной безопасности. Страна станет еще более зависимой от импорта продовольствия. Без повышения импортных пошлин вытеснить импорт с отечественного рынка будет очень сложно.

      14. Резкое усиление конкуренции со стороны иностранных производителей товаров и услуг на внутреннем рынке, которое может привести к спаду промышленного и сельскохозяйственного производства, еще более усилится сырьевая специализация России. [4, стр.135-142]

      Выгоды  и преимущества вступления России в  ВТО:

      1. Современная экономика может эффективно развиваться только при активном взаимодействии с мировым рынком товаров и услуг. И ВТО играет не последнюю роль при определении правил игры на этом рынке.

      2. Россия станет полноправным участником новых раундов переговоров и сможет или самостоятельно, или в коалиции с другими государствами отстаивать выгодные для себя позиции. В противном случае, так как переговоры и принятие решений в ВТО проходят постоянно, мы должны будем присоединяться к совершенно другой организации и не сможем повлиять на принимаемые решения.

      3. В качестве члена ВТО Россия сможет использовать специальный механизм для более эффективного разрешения торговых споров. Сегодня это практически единственный инструмент защиты торговых интересов стран-членов организации от их несправедливого ущемления

      4. Создание благоприятных условий для развития торговли и прочих форм внешнеэкономической деятельности.

      5. Ослабление дискриминации России на международных рынках в связи с непризнанием статуса рыночной экономики, распространение принципа наибольшего благоприятствования. Сейчас по степени дискриминации мы находимся на втором месте в мире после Китая. Наиболее известны - антидемпинговые расследования, которые влияют на ряд отраслей - химическая, металлургическая; как следствие - морской, ЖД транспорт. Конечно, было бы наивно ожидать, что на следующий день после вступления в ВТО будут автоматически убраны все преграды, дискриминирующие Россию на мировых рынках. Однако вступление в немалой степени будет этому содействовать.

      Статистика  показывает, что ущерб российских экспортеров от антидемпинговых  процедур и квотных ограничений  на зарубежных рынках за последние  годы составил более $2,5 млрд. По словам министра экономического развития и  торговли Германа Грефа, "расчеты  экспертов показывают, что после  вступления РФ в ВТО через несколько  лет выигрыш финансовых потоков  составит до $18 млрд., в частности  от снятия антидемпинговых барьеров".

      6. Развитие цивилизованного бизнеса через внедрение в российское законодательство и соответствующую практику внешнеэкономической деятельности международного опыта в области регулирования торговли, норм и правил ВТО. Присоединение к ВТО позволит стабилизировать российское внешнеторговое законодательство, сделать правила игры постоянными и предсказуемыми, что в системном плане должно способствовать развитию внешней торговли. Кроме того, будет приведено в соответствие с федеральным законодательством законодательство субъектов федерации. Российские экспортеры и импортеры должны будут выучить новые правила игры на рынке. Это будет способствовать развитию нормальных форм участия во внешнеэкономической деятельности и в конечном итоге может снизить утечку капитала, повысить добросовестность участников ВЭД, облегчить деятельность государственных органов по реагированию на запросы отечественных производителей и потребителей.

      7. Стимулирование экономики: повышение конкуренции на внутреннем рынке заставит бизнес больше вкладывать в развитие и переоборудование производства, повышение конкурентоспособности своей продукции.

      8. Россия получит выходы на новые рынки, которые сегодня фактически закрыты. Даже с учетом того, что эти рынки не будут полностью открыты на следующий день после вступления и некоторые из них нам могут быть пока "не по зубам", это послужит сильным стимулом развития производства. Это в первую очередь:

      Среднее и тяжелое машиностроение;

      Оборонная промышленность;

      Интеллектуальные  технологии - высокие технологии, инновации.

      9. Рост производства, в основном в конкурентных областях: энергетика, сырьевые отрасли, перерабатывающие отрасли, рыбная промышленность. сфера услуг, туризм.

      Рост  производства в наиболее сильных  и конкурентных отраслях будет означать рост уровня жизни в стране: рост рабочих мест, занятости, зарплат; повышение  культуры производственных отношений; рост демографии, снижение преступности.

      10. Приход новых технологий в Российскую экономику через увеличение объема импорта новой техники и технологий.

      11. Повышение деловой активности:

      Рост  инвестиционной привлекательности России и привлечет дополнительные инвестиции.

      Приход  западных финансовых корпораций откроет  источники получения дешевых и подлинных кредитов.

      12. Будет разработан механизм допуска  иностранного капитал в финансовую  сферу. Вступление в ВТО - это  возможность получить облегчить  доступ к кредитам, привлечь инвесторов.

      13. Повышение прозрачности бизнеса за счет адаптации нашего законодательства к международным нормам повысит деловую активность в так называемом реальном секторе экономики.

      14. Расширение возможностей для  развитие производственной кооперации: создание совместных предприятий, проведение совместных исследований, обмен объектами интеллектуальной собственности и т.п.

      15. Снижение коррупции в силу появления прозрачных и понятных правил игры.

      Сопоставляя возможные выгоды и ущерб, нетрудно заметить, что возможный ущерб  более осязаем, в то время, как  выгоды и преимущества не всегда очевидны и их сложнее оценить количественно. В некотором смысле Россия вынуждена поменять синицу в руках на журавля в небе.

      С другой стороны, вступление в ВТО  неизбежно по ряду вышеупомянутых причин в том числе политически, а  также чтобы не усиливать экономическую  изоляцию России в будущем и не закрепить окончательно статус сырьевого  придатка Запада - поэтому именно сейчас российским предприятиям важно успеть как можно лучше подготовиться  к грядущим переменам в экономике  страны.

      Кстати  говоря, направленность на развитие энергетики представляется в этой связи более  выгодной альтернативой. В настоящее  время Россия пока обладает материальными  и интеллектуальными ресурсами  для того, чтобы закрепить за собой  статус крупнейшей энергетической державы  после окончания нефтяной эпохи  цивилизации в середине этого  века.

      Рост  инвестиционной привлекательности  России и его формальное признание  в виде повышения инвестиционного  рейтинга повлечет за собой приход в Россию новых игроков из числа  крупнейших транснациональных корпораций и их активные действия по захвату  открывающихся российских рынков.

      Основная  причина превосходства развитых иностранных компаний (кроме цены, при выходе на новые рынки) - использование  современных маркетинговых, производственных и управленческих технологий. Для  сравнения: если на развитых рынках вся продукция качественная по умолчанию и Бренд - показатель признания потребителей, то у нас Бренд - это в первую очередь показатель качества. [9. Стр.80-84]

 

Заключение

 

      В заключение можно подвести некоторые  итоги.

      По  опубликованным статистическим данным можно сделать вывод о том, что в 2008-2009 году ускорился рост экономики. Как показало исследования динамики развития внешней торговли России за последние три года характерными являются следующие тенденции: постоянный рост оборота внешней торговли России; увеличение доли экспорта продукции  топливно-энергетического комплекса; рост положительного сальдо внешней  торговли.

      Не  все эти тенденции можно считать  положительными, так как наблюдается  дальнейший рост зависимости России от экспорта сырья, что не характерно для наиболее развитых стран мира.

      В России остаются открытыми вопросы  о повышении конкурентоспособности  российской продукции и вступление в ВТО.

      Либерализация внешнеторгового режима вследствие вступления России в ВТО в условиях низкой конкурентоспособности российской продукции может привести к вытеснению отечественных производителей с  собственного рынка зарубежными  поставщиками. Сужение рынка сбыта  приведет к снижению степени загрузки мощностей, что уменьшит рентабельность и еще в большей степени  увеличит разрыв между ценами на российскую и импортную продукцию.

      Чтобы не допустить этого, необходимо повысить начальный уровень таможенного  тарифа и увеличить длительность переходного периода для наиболее чувствительной в отношении конкурентоспособности  продукции (йод, карбид кальция, отдельные  виды пластмасс и смол, шины, лакокрасочные  материалы). Что же касается продукции, закупаемой из-за отсутствия собственных  мощностей, необходимо установить минимальные  начальные уровни связок таможенного тарифа, а также добиваться максимальной степени защиты российских производителей.

      Высокий уровень качества российских товаров  может быть условием выхода страны на мировой рынок, присоединения  к Европейскому Союзу и Всемирной  торговой организации (Генеральному Соглашению по тарифам и торговле). И только при выполнении российскими производителями  требований мирового рынка к качеству продукции позволит им стать равноправными  партнерами в международном товарообороте.

      Большинство развитых стран добились высокого уровня качества жизни благодаря обостренному вниманию к этой проблеме их правительств, руководителей и сотрудников  организаций. Необходимо помнить, что  именно качество работ, продукции и  услуг является одним из наиболее эффективных средств преодоления  кризисных явлений, которое призвано сыграть роль определяющего фактора  в успехе проводимых рыночных реформ. Высокий уровень качества продукции  может обеспечить конкурентоспособность  российских товаров на рынках, а, следовательно, привести к экономической стабилизации.

 

Список использованной литературы

 

1. Бурмистров В.Н. Внешняя торговля Российской Федерации: учебн. Пособие под ред. Бурмистров В.Н., Холопов К.В. - М., 2001

2. Лисовик Я.Д. Конкурентная Россия в мире "конкурентной либерализации". - М.: Экономика, 2007

3. Мировая экономика: Учебник / под ред.А.С. Булатова, - М.: Юристъ, 2003.

4. Барковский А.Н. Вариантные сценарии развития внешнеторгового оборота Российской Федерации до 2025 г. // Проблемы прогнозирования. - 2004. - №5. - С.130-144

5. Волчкова Н. Новая теория международной торговли и новая экономическая география // Вопросы экономики. - 2009. - №1. - С.68-83

6. Гурова И.П. Диверсификация российского экспорта /И.П. Гурова, Е.В. Зыкова, Е.Б. Склярова // ЭКО. - 2007. - №9. - с.29-42

7. Гусев М. Прогноз развития внешней торговли на 2008-2015 гг. /М. Гусев, А. Широв // Общество и экономика. - 2008. - №8. - С.119-132

8. Оболенский В. Внешняя торговля России: темпы сверхвысокие, товарное наполнение прежнее // Мировая экономика и международные отношения. - 2006. - №1. С.76-87

9. Паньков В. Свобода торговли между Россией и ЕС: за и против // Россия в глобальной политике. - 2007. - Т.5, №1. - С.78-88

10. www.gks.ru - официальный сайт госкомстата России

 

Приложения

Приложение№1 

      Внешняя торговля Российской федерации

      (по  методологии платежного баланса) 

    1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
    Миллиардов  долларов США
Внешнеторговый  оборот 145,0 149,9 155,6 168,3 212,0 280,6 369,2 468,6 578,2
Экспорт 82,4 105,0 101,9 107,3 135,9 183,2 243,8 303,9 355,2
Импорт 62,6 44,9 53,8 61,0 76,1 97,4 125,4 164,7 223,1
Сальдо  торгового баланса 19,8 60,1 48,1 46,3 59,9 85,8 118,4 139,2 132,1
  в том числе:                            
  со странами дальнего зарубежья                           
  экспорт  65,4 90,8 86,6 90,9 114,6 153,0 210,2 260,6 301,5
  импорт 44,3 31,4 40,7 48,8 61,0 77,5 103,5 140,1 191,2
  сальдо торгового баланса 21,2 59,3 45,9 42,1 53,6 75,5 106,7 120,4 110,3
  со странами СНГ                           
  экспорт  17,0 14,3 15,3 16,4 21,4 30,2 33,5 43,4 53,7
  импорт 18,3 13,4 13,0 12,2 15,1 19,9 21,9 24,6 31,9
  сальдо торгового баланса -1,4 0,8 2,2 4,2 6,3 10,3 11,7 18,8 21,9
    В процентах  к предыдущему году
Внешнеторговый  оборот 123,1 130,2 103,8 108,1 126,0 132,4 131,6 126,9 123,4
Экспорт 122,3 139,0 97,0 105,3 126,7 134,8 133,1 124,7 116,9
Импорт 124,1 113,5 119,8 113,4 124,8 128,0 128,8 131,3 135,4
  из него:                           
  со странами дальнего зарубежья                           
  экспорт  126,7 142,8 95,4 105,0 126,0 133,5 137,4 123,9 115,7
  импорт 121,4 107,8 129,6 119,9 124,9 127,0 133,6 135,3 136,5
  со странами СНГ                           
  экспорт  108,0 118,8 107,2 107,2 130,4 141,4 111,1 129,3 123,9
  импорт 131,1 129,4 97,1 93,2 124,1 131,9 110,1 112,2 129,6

Информация о работе Особенности развития внешней торговли РФ