Особенности развития внешней торговли РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2011 в 15:45, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы показать и понять значимость внешней торговли для России.
Для достижения поставленной цели сформулированы и решены следующие задачи:
определены методологические аспекты внешней торговли:
рассмотрены отношения России с Всемирной Торговой организации;
изучены проблемы конкурентоспособности российской продукции на мировых рынках;
проанализированы динамика и структура внешней торговли и, в частности, внешнеторгового баланса РФ.

Содержание

Введение
1. Основные методологические аспекты внешней торговли
2. Особенности современного развития внешней торговли России. Динамика и структура внешней торговли
3. Внешнеторговый баланс РФ
4. Проблема конкурентоспособности российской продукции на мировых рынках
5. Перспективы присоединения России к ВТО
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

Особенности развития внешней торговли РФ.docx

— 89.06 Кб (Скачать)

3. Внешнеторговый баланс  РФ

 

      Внешнеторговый  баланс - разница экспорта и импорта  товаров. Если экспорт превышает  импорт, то образуется положительное  сальдо внешнеторгового баланса  или внешнеторговый профицит. Если импорт превышает экспорт, то возникает  отрицательное сальдо внешнеторгового  баланса или внешнеторговый дефицит. В России экспорт традиционно  превышает импорт за счет масштабных экспортных поставок газа, нефти и  металлов. Соответственно, сальдо торгового  баланса РФ сильно зависимо от мировых  цен на данные сырьевые группы товаров.

      Внешнеторговый  оборот - сумма стоимостей экспорта и импорта того или иного государства  либо группы стран за определенный период времени, например, за год, квартал, месяц.

      Оценка  внешнеторгового оборота имеет  чрезвычайно важное значение в статистике внешней торговли, поскольку на ее базе рассчитываются средние цены, сальдо торгового баланса, эффективность  внешней торговли в целом, коэффициент  эластичности и т.п. Внешнеторговый дефицит рассчитывается в текущих  ценах рынка, в т. ч. в ценах  соответствующих лет, а также  в постоянных ценах, которые, в свою очередь, позволяют в ходе анализа  динамики внешнеторгового оборота  и его структуры нейтрализовать влияние колебания цен.

      Для финансовой оценки состояния внешней  торговли России большой интерес  представляет анализ ее балансирования по группам стран и по отдельным  государствам. Возьмем, к примеру, российские торговые связи с определенными  объединениями стран.

      Сделаем необходимое уточнение странового состава каждой из указанных групп.

      Так, членами СНГ являются: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина.

      Участниками Европейского Союза (ЕС) в настоящее  время считаются: Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция  и Швеция.

      В группу стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) входят: страны ЕС, ЕАСТ, а также Австралия, Канада, Новая Зеландия, Турция, США  и Япония.

      Членами Организации стран - экспортеров  нефти (ОПЕК) являются: Алжир, Ливия, Ирак, Катар, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Нигерия, Габон, Иран, Индонезия, Венесуэла и Эквадор.

      К странам Центральной и Восточной  Европы (ЦВЕ) относятся: Албания, Болгария, Босния и Герцеговина, Венгрия, Македония, Польша, Румыния, Словакия, Словения, Хорватия, Чехия и Югославия.

      В группу стран Прибалтики включаются: Латвия, Литва и Эстония.

      По  данным таможенной статистике за прошедшие  пять лет сальдо торгового баланса  оставалось положительным. В 2005 году сальдо торгового баланса составляло 118,4 млрд. долларов США. Сумма экспорта в данном году составляла 243,8 млрд. долларов США, а сумма импорта - 125,4 млрд. долларов США. Со странами дальнего зарубежья  сальдо торгового баланса в 2005 году составляло 106,7 млрд. долларов США; со странами СНГ сальдо торгового баланса  было равно 11,7 млрд. долларов США. В 2006 году данные статистические показатели значительно выросли по сравнению  с 2005 годом. Сальдо торгового баланса  в 2006 году уже составляло 139,2 млрд. долларов США, в том числе со странами дальнего зарубежья сальдо составляло 120,4 млрд. долларов США, со странами СНГ данный показатель уже равен 18,8 млрд. долларов США. В 2007 году показатели внешней торговли по сравнению с 2007 годом несколько  сократились. Так, в 2007 году сальдо торгового  баланса составляла 132,1 млрд. долларов США, что на 7,1 млрд. долларов ниже, чем  в 2006 году. Сальдо России со странами дальнего зарубежья составляло 110,3 млрд. долларов США, со странами СНГ - 21,9 млрд. долларов США. (Приложение №1)

      В январе 2009г. внешнеторговый оборот России составил, по данным Банка России, 30,0 млрд. долларов США (59,8% к январю 2008г), в том числе экспорт - 19,7 млрд. долларов (57,0%), импорт - 10,3 млрд. долларов (65,9%). Сальдо торгового баланса оставалось положительным, 9,4 млрд. долларов США (в январе 2008г. - 18,9 млрд. долларов). [4, стр.130-144] 

      

      Рис. 1. Динамика экспорта и импорта РФ

 

4. Проблема конкурентоспособности  российской продукции  на мировых рынках

 

      В целом, совершенствование качества продукции на современном этапе, позволяет повысить конкурентоспособность  российской экономики на базе совершенствования  качественных параметров отечественной  продукции. Проблема повышения качества выпускаемой продукции в России в настоящее время является наиболее острой. Эта проблема особенно актуальна  в рамках предстоящего вступления России в ВТО. При этом, вопросы качества актуальны абсолютно для всех товаров и услуг. Особенно ярко это  проявляется при переходе к рыночной экономике, в процессе которого качество выпускаемой продукции не только не улучшается, но и, наоборот, ухудшается. В такой ситуации, отечественная  продукция может потерять свою конкурентоспособность  и впоследствии будет вытеснена  более качественной зарубежной продукцией. В такой ситуации, организации  любой формы собственности, не уделяющие  внимания вопросам качества, будут  просто разорены. Зачастую, технология отечественного производства, технический  уровень капитального оборудования, гораздо ниже, чем в развитых странах. [2, стр.12-13]

      Для того, чтобы открыть свое собственное  дело в России сейчас нужно пройти в среднем 12 бюрократических инстанций (в США - не более 5), затратить на это  не менее месяца (в США - не более 5 дней) и заплатить различные  пошлины в размере $200 (в США - $200). При этом необходимо иметь собственный  капитал не менее 700$ (в США - 0). Затраты  в среднем приближаются к подобным расходам во многих европейских и  североамериканских странах. Но нужно  учитывать, что в РФ бюрократия не та, что в странах с развитой рыночной экономикой, и необходимо затратить огромные усилия на многочисленные разрешительные процедуры (каждая из них в 5-6 раз выше по трудоемкости, чем в других странах), многотомные сочинения (отчетности) налоговым бюрократическим службам (не менее 600 страниц в год), хождения по очередям к чиновникам при получении каждого разрешения (что вообще недопустимо в странах Европы). В странах, которые избежали такого бюрократического произвола, неформальная экономика дает примерно не более 1-2% национального дохода. Отсюда следует то, что пока Россия будет лидировать по сложности бюрократических процедур, которые некорректно даже сравнивать с европейскими бюрократическими процедурами, реальных шансов на стабильный рост экономики, создающей высокую добавленную стоимость практически нет.

      К тому же Россия к настоящему времени  находится лишь в начале второй десятки  стран по расходам на НИОКР ($11,6 млрд). Лидирующие позиции в сводном  рейтинге стран по этому показателю с большим отрывом занимают США ($282 млрд), Япония ($103 млрд), Китай ($59, 8 млрд), Германия ($53,9 млрд). Эти данные получены от экспертов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).30 стран ОЭСР потратили на НИОКР $645 млрд. или 2,33% их совокупного ВВП. А  это - будущие конкурентоспособные  товары и услуги на мировых рынках. Любопытно, что на долю государственного бюджета приходится 40% расходов на НИОКР  Китая, 27% - на НИОКР США, 18% - Японии и 15% - в России. [7, стр.119-121]

      Для исправления ситуации нужно координировать действия государства при регулировании  ответственности бизнеса перед  обществом и перенести тяжесть  регулирования на саморегулируемые организации. Далее, нужно установить обратную связь между властью, бизнесом и обществом, перенеся на госорганы  практику хозяйствующих субъектов, которые ежегодно по требованию закона устанавливают приоритеты финансирования экономики и по итогам года отчитываются перед обществом. В этом случае государство  вполне может найти деньги для  проектов НИОКР, например, через выпуск ценных бумаг. Поскольку этого пока не происходит, эксперты практически единодушно признают, что только по этой причине у России в ближайшие годы мало шансов на усиление своего присутствия на внутреннем и внешних мировых рынках.

      Каждому ясно, что без притока инвестиций в компанию или страну невозможно расширить свое присутствие на рынке  с конкурентоспособной продукцией. Нужно постоянное обновление основных фондов и пополнения оборотных средств  для закупки новых технологий и осваивания процессов выпуска  качественной продукции. Но у России с этим проблемы. И во многом это  мешает ей выбраться из сырьевого  капкана и стать страной, поставляющей продукцию с высокой добавленной  стоимостью.

      Главным рычагом перевода ресурсов, полученных в результате продажи сырья (нефти, газа, металла и химии), в полноценные  инвестиции в экономику страны служит необходимый и достаточный спектр услуг в этой области банковской системы. Для бизнеса любого размера  от малого до крупного при производстве конкурентоспособной продукции  часто главным вопросом является - на каком финансовом рынке можно  заимствовать с минимальными издержками и рисками. Понятно, что политика Правительства и ЦБ РФ направлена в основном в сторону снижения инфляции, удержания рубля в нужном отношении к доллару, накопление резервов для выплаты долгов, но эта политика неизбежно приводит к росту стоимости заимствований  на российском финансовом рынке и  выталкивает бизнес на внешние финансовые рынки.

      Это обстоятельство в свою очередь вызывает рост корпоративной задолженности  российских заемщиков уже перед  иностранными кредиторами и опять  же вызывает настороженность Министерства финансов РФ в, выражающуюся в виде всевозможных ограничений на такие  заимствования. Круг замыкается и заемщику остается либо пробивать административные барьеры в РФ, чтобы получить доступ к дешевым и долгосрочным ресурсам, либо смириться с большими издержками, снижающими конкурентоспособность продукции на своем внутреннем рынке, не говоря уже о мировых.

      Проблема  добросовестного исполнения контрактов тесно связана с реформированием  судебной системы РФ, которая в  настоящее время не вызывает доверия  у бизнеса. Она всегда возникает  в связи с недобросовестным исполнением  договоров между производителями  и потребителями продукции. Если потребитель не платит по договору за поставленную продукцию, то тогда  он как должник должен отвечать перед  судом.

      В большинстве стран деньги взыскиваются через суды общей юрисдикции, в  то время, как в Канаде, Дании, Франции, Италии, Японии и Сингапуре для  этого существуют специальные суды. Итоги работы судов напрямую сказываются  на конкурентоспособности экономики, поскольку только вера в возможность  отстоять свои права перед другими  людьми и государством позволяет  бизнесу создавать новые технологии и продукцию с высокой добавленной  стоимостью.

      Проблемы  внедрения инноваций, обеспечивающих рост текущей и перспективной  конкурентоспособности экономики  страны. Основу процессов создания интеллектуальной собственности образуют инновации.

      К ним относят нововведения, преобразования в экономике, технике, социальной и  иных областях, способствующие созданию интеллектуальной собственности. Эти  нововведения определяют научно - технический  прогресс страны и связаны с новыми идеями, изобретениями, открытиями и  так далее. В свою очередь научно - технический прогресс в каждой стране в условиях глобализации мировой  рыночной экономики зависит от того, насколько правильно страна выбрала  свою нишу в международном распределении  труда по применению инновационных  процессов, результатами которых являются продукты интеллектуальной собственности.

      Вопрос  о интеллектуальной собственности  в России сейчас сводится к следующему: будет существовать Россия как страна с собственными полноценными нематериальными  активами из интеллектуальной собственности, создающими высокую добавленную  стоимость и долю в национальном валовом внутреннем продукте (ВВП) (как  это успешно делают Китай и  Индия), значительно повышающими  ее капитализацию или ее отдельные  куски станут объектом внешнего управления со стороны государств, где такая  рыночная экономика уже состоялась (как это делают самые отсталые страны в Африке и Латинской Америке). Для того, чтобы избежать второго  нужно практически с нуля создать  совершенно новую нематериальную экономику, где правят бал право и интеллектуальная собственность, связанные с производством  продуктов научно - технического прогресса.

      В любой из стран, успешно осуществляющих инновационную деятельность с целью  развития нематериальных активов предприятий  и государства на основе интеллектуальной собственности, к финансированию проектов интеллектуальной собственности привлекается помимо государства население этих стран, то есть гражданское общество, заинтересованное в научно - техническом  прогрессе своей страны. Так поступают  Соединенные Штаты Америки, где  практически каждый пятый житель так или иначе участвует в  финансировании малого бизнеса, занимающегося  созданием интеллектуальной собственности  силами, как правило, молодых предпринимателей, через биржи высоких технологий. В Европе финансирование граждан  осуществляется через банки, инвестирующие  в инновации через межбанковский  рынок, хотя надо отдать должное тому, что только каждый пятнадцатый житель стран ЕС участвует в финансировании инновационных программ. То же самое  происходит в Японии, где каждый восьмой житель страны вкладывает свои депозиты в инновации через банки.

Информация о работе Особенности развития внешней торговли РФ