Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2011 в 15:45, курсовая работа
Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы показать и понять значимость внешней торговли для России.
Для достижения поставленной цели сформулированы и решены следующие задачи:
определены методологические аспекты внешней торговли:
рассмотрены отношения России с Всемирной Торговой организации;
изучены проблемы конкурентоспособности российской продукции на мировых рынках;
проанализированы динамика и структура внешней торговли и, в частности, внешнеторгового баланса РФ.
Введение
1. Основные методологические аспекты внешней торговли
2. Особенности современного развития внешней торговли России. Динамика и структура внешней торговли
3. Внешнеторговый баланс РФ
4. Проблема конкурентоспособности российской продукции на мировых рынках
5. Перспективы присоединения России к ВТО
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Внешнеторговый баланс - разница экспорта и импорта товаров. Если экспорт превышает импорт, то образуется положительное сальдо внешнеторгового баланса или внешнеторговый профицит. Если импорт превышает экспорт, то возникает отрицательное сальдо внешнеторгового баланса или внешнеторговый дефицит. В России экспорт традиционно превышает импорт за счет масштабных экспортных поставок газа, нефти и металлов. Соответственно, сальдо торгового баланса РФ сильно зависимо от мировых цен на данные сырьевые группы товаров.
Внешнеторговый оборот - сумма стоимостей экспорта и импорта того или иного государства либо группы стран за определенный период времени, например, за год, квартал, месяц.
Оценка внешнеторгового оборота имеет чрезвычайно важное значение в статистике внешней торговли, поскольку на ее базе рассчитываются средние цены, сальдо торгового баланса, эффективность внешней торговли в целом, коэффициент эластичности и т.п. Внешнеторговый дефицит рассчитывается в текущих ценах рынка, в т. ч. в ценах соответствующих лет, а также в постоянных ценах, которые, в свою очередь, позволяют в ходе анализа динамики внешнеторгового оборота и его структуры нейтрализовать влияние колебания цен.
Для финансовой оценки состояния внешней торговли России большой интерес представляет анализ ее балансирования по группам стран и по отдельным государствам. Возьмем, к примеру, российские торговые связи с определенными объединениями стран.
Сделаем
необходимое уточнение
Так, членами СНГ являются: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина.
Участниками Европейского Союза (ЕС) в настоящее время считаются: Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция и Швеция.
В
группу стран Организации
Членами Организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК) являются: Алжир, Ливия, Ирак, Катар, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Нигерия, Габон, Иран, Индонезия, Венесуэла и Эквадор.
К
странам Центральной и
В группу стран Прибалтики включаются: Латвия, Литва и Эстония.
По данным таможенной статистике за прошедшие пять лет сальдо торгового баланса оставалось положительным. В 2005 году сальдо торгового баланса составляло 118,4 млрд. долларов США. Сумма экспорта в данном году составляла 243,8 млрд. долларов США, а сумма импорта - 125,4 млрд. долларов США. Со странами дальнего зарубежья сальдо торгового баланса в 2005 году составляло 106,7 млрд. долларов США; со странами СНГ сальдо торгового баланса было равно 11,7 млрд. долларов США. В 2006 году данные статистические показатели значительно выросли по сравнению с 2005 годом. Сальдо торгового баланса в 2006 году уже составляло 139,2 млрд. долларов США, в том числе со странами дальнего зарубежья сальдо составляло 120,4 млрд. долларов США, со странами СНГ данный показатель уже равен 18,8 млрд. долларов США. В 2007 году показатели внешней торговли по сравнению с 2007 годом несколько сократились. Так, в 2007 году сальдо торгового баланса составляла 132,1 млрд. долларов США, что на 7,1 млрд. долларов ниже, чем в 2006 году. Сальдо России со странами дальнего зарубежья составляло 110,3 млрд. долларов США, со странами СНГ - 21,9 млрд. долларов США. (Приложение №1)
В
январе 2009г. внешнеторговый оборот России
составил, по данным Банка России, 30,0
млрд. долларов США (59,8% к январю 2008г),
в том числе экспорт - 19,7 млрд.
долларов (57,0%), импорт - 10,3 млрд. долларов
(65,9%). Сальдо торгового баланса оставалось
положительным, 9,4 млрд. долларов США (в
январе 2008г. - 18,9 млрд. долларов). [4, стр.130-144]
Рис. 1. Динамика экспорта и импорта РФ
В целом, совершенствование качества продукции на современном этапе, позволяет повысить конкурентоспособность российской экономики на базе совершенствования качественных параметров отечественной продукции. Проблема повышения качества выпускаемой продукции в России в настоящее время является наиболее острой. Эта проблема особенно актуальна в рамках предстоящего вступления России в ВТО. При этом, вопросы качества актуальны абсолютно для всех товаров и услуг. Особенно ярко это проявляется при переходе к рыночной экономике, в процессе которого качество выпускаемой продукции не только не улучшается, но и, наоборот, ухудшается. В такой ситуации, отечественная продукция может потерять свою конкурентоспособность и впоследствии будет вытеснена более качественной зарубежной продукцией. В такой ситуации, организации любой формы собственности, не уделяющие внимания вопросам качества, будут просто разорены. Зачастую, технология отечественного производства, технический уровень капитального оборудования, гораздо ниже, чем в развитых странах. [2, стр.12-13]
Для того, чтобы открыть свое собственное дело в России сейчас нужно пройти в среднем 12 бюрократических инстанций (в США - не более 5), затратить на это не менее месяца (в США - не более 5 дней) и заплатить различные пошлины в размере $200 (в США - $200). При этом необходимо иметь собственный капитал не менее 700$ (в США - 0). Затраты в среднем приближаются к подобным расходам во многих европейских и североамериканских странах. Но нужно учитывать, что в РФ бюрократия не та, что в странах с развитой рыночной экономикой, и необходимо затратить огромные усилия на многочисленные разрешительные процедуры (каждая из них в 5-6 раз выше по трудоемкости, чем в других странах), многотомные сочинения (отчетности) налоговым бюрократическим службам (не менее 600 страниц в год), хождения по очередям к чиновникам при получении каждого разрешения (что вообще недопустимо в странах Европы). В странах, которые избежали такого бюрократического произвола, неформальная экономика дает примерно не более 1-2% национального дохода. Отсюда следует то, что пока Россия будет лидировать по сложности бюрократических процедур, которые некорректно даже сравнивать с европейскими бюрократическими процедурами, реальных шансов на стабильный рост экономики, создающей высокую добавленную стоимость практически нет.
К
тому же Россия к настоящему времени
находится лишь в начале второй десятки
стран по расходам на НИОКР ($11,6 млрд).
Лидирующие позиции в сводном
рейтинге стран по этому показателю
с большим отрывом занимают США
($282 млрд), Япония ($103 млрд), Китай ($59, 8 млрд),
Германия ($53,9 млрд). Эти данные получены
от экспертов Организации
Для исправления ситуации нужно координировать действия государства при регулировании ответственности бизнеса перед обществом и перенести тяжесть регулирования на саморегулируемые организации. Далее, нужно установить обратную связь между властью, бизнесом и обществом, перенеся на госорганы практику хозяйствующих субъектов, которые ежегодно по требованию закона устанавливают приоритеты финансирования экономики и по итогам года отчитываются перед обществом. В этом случае государство вполне может найти деньги для проектов НИОКР, например, через выпуск ценных бумаг. Поскольку этого пока не происходит, эксперты практически единодушно признают, что только по этой причине у России в ближайшие годы мало шансов на усиление своего присутствия на внутреннем и внешних мировых рынках.
Каждому
ясно, что без притока инвестиций
в компанию или страну невозможно
расширить свое присутствие на рынке
с конкурентоспособной
Главным
рычагом перевода ресурсов, полученных
в результате продажи сырья (нефти,
газа, металла и химии), в полноценные
инвестиции в экономику страны служит
необходимый и достаточный
Это обстоятельство в свою очередь вызывает рост корпоративной задолженности российских заемщиков уже перед иностранными кредиторами и опять же вызывает настороженность Министерства финансов РФ в, выражающуюся в виде всевозможных ограничений на такие заимствования. Круг замыкается и заемщику остается либо пробивать административные барьеры в РФ, чтобы получить доступ к дешевым и долгосрочным ресурсам, либо смириться с большими издержками, снижающими конкурентоспособность продукции на своем внутреннем рынке, не говоря уже о мировых.
Проблема
добросовестного исполнения контрактов
тесно связана с
В
большинстве стран деньги взыскиваются
через суды общей юрисдикции, в
то время, как в Канаде, Дании, Франции,
Италии, Японии и Сингапуре для
этого существуют специальные суды.
Итоги работы судов напрямую сказываются
на конкурентоспособности
Проблемы
внедрения инноваций, обеспечивающих
рост текущей и перспективной
конкурентоспособности
К ним относят нововведения, преобразования в экономике, технике, социальной и иных областях, способствующие созданию интеллектуальной собственности. Эти нововведения определяют научно - технический прогресс страны и связаны с новыми идеями, изобретениями, открытиями и так далее. В свою очередь научно - технический прогресс в каждой стране в условиях глобализации мировой рыночной экономики зависит от того, насколько правильно страна выбрала свою нишу в международном распределении труда по применению инновационных процессов, результатами которых являются продукты интеллектуальной собственности.
Вопрос о интеллектуальной собственности в России сейчас сводится к следующему: будет существовать Россия как страна с собственными полноценными нематериальными активами из интеллектуальной собственности, создающими высокую добавленную стоимость и долю в национальном валовом внутреннем продукте (ВВП) (как это успешно делают Китай и Индия), значительно повышающими ее капитализацию или ее отдельные куски станут объектом внешнего управления со стороны государств, где такая рыночная экономика уже состоялась (как это делают самые отсталые страны в Африке и Латинской Америке). Для того, чтобы избежать второго нужно практически с нуля создать совершенно новую нематериальную экономику, где правят бал право и интеллектуальная собственность, связанные с производством продуктов научно - технического прогресса.
В
любой из стран, успешно осуществляющих
инновационную деятельность с целью
развития нематериальных активов предприятий
и государства на основе интеллектуальной
собственности, к финансированию проектов
интеллектуальной собственности привлекается
помимо государства население этих
стран, то есть гражданское общество,
заинтересованное в научно - техническом
прогрессе своей страны. Так поступают
Соединенные Штаты Америки, где
практически каждый пятый житель
так или иначе участвует в
финансировании малого бизнеса, занимающегося
созданием интеллектуальной собственности
силами, как правило, молодых предпринимателей,
через биржи высоких
Информация о работе Особенности развития внешней торговли РФ