Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 16:42, контрольная работа
В данной работе мы рассмотрим особенности развития стран третьего мира после экономического кризиса. Для того чтобы понять отличие государств третьего мира от стран с развитой рыночной экономикой мы воспользуемся основными экономическими характеристиками.
Ключевым направлением принятого малазийским правительством плана поддержки экономики, составившего 16 млрд. долл., стало стимулирование экономики направлены на поддержку внутреннего потребления, обеспечение занятости населения, снижение налогов, целевые субсидии для личных хозяйств, а также инфраструктурное строительство.
Руководство страны придает большое значение и международному сотрудничеству в частности линии АСЕАН+3, выступает за модификацию мировой финансовой системы, реформирование МВФ и Всемирного банка.
Экономика Филиппин - импортера нефти и риса - находилась в сложном положении и до начала мирового финансово-экономического кризиса вследствие волатильности мировых цен на энергоресурсы и продовольствие. В конце 2008 - первой половине 2009 г. к существовавшим трудностям добавились новые - произошел отток портфельных и прямых инвестиций, наблюдались резкие колебания курса национальной валюты, возникли пробуксовки с экспортом и трудности на фондовой бирже. Манила была вынуждена скорректировать ожидаемые темпы роста экономики с 3.1-4.1% до 0.8-1.8%.
Пакет мер по стимулированию экономики в размере около 2 млрд. долл. предусматривал реализацию инфраструктурных проектов, и поддержку социально незащищенных граждан, а это более 30% населения. Почти в 4 раза была снижена учетная ставка. Наконец, руководство страны не исключает возможность продажи акций государственных нефтяных компаний для получения Дополнительных средств.
В Тайланде экономические трудности «наложились» на эскалацию внутриполитической нестабильности. В итоге в I кв. 2009 г. экономический спад превысил 7%. По итогам 2009 г. рост экономики остался в зоне отрицательных величин (-2,3%).
Принятые пакеты мер по стимулированию экономики направлены на поддержку внутреннего потребления, создание рабочих мест, оказание материальной помощи социально незащищенным гражданам, прежде всего престарелым. Выделим также принятие программы бесплатного образования для детей сроком на 15 лет, а также выдачу наличных денег 9 млн. неимущих граждан. Правительство прилагает усилия для реализации ряда инфраструктурных проектов, в первую очередь, модернизации ирригационной системы страны, нацеленной на повышение производительности труда в сельском хозяйстве. Финансирование указанных выше мер составило 8 млрд.. долл.
Большое значение Бангкок придает сотрудничеству на региональном и глобальном уровне, совершенствованию мировой финансовой системы, повышению роли развивающихся стран в международной экономике, выступая за пересмотр условий их доступа к кредитам МВФ и ВБ.
На фоне соседей в ЮВА Вьетнам выглядит благополучно - рост ВВП в 2009 г. составил около 3%. Его основные предпосылки: поддержание макроэкономической стабильности, базирующейся на жесткой кредитно-денежной политике, развитие реального сектора экономики, поощрение экспорта, эффективного использования внутренних ресурсов, иностранных инвестиций и средств, выделяемых по линии официальной помощи развитию.
Конкретные меры были направлены на поощрение потребительского спроса (прежде всего, в сельскохозяйственных районах), упрощение административных процедур регистрации и лицензирования бизнеса, ослабление налогового бремени на предприятия, жесткий контроль над расходованием средств и различные формы содействия (вплоть до беспроцентных ставок) развитию реального сектора экономики. Заслуживают внимания и такие инициативы, как активный поиск новых перспективных рынков сбыта и осуществление социальных программ — поддержка занятых в бюджетной сфере и населения депрессивных регионов.
Отметим, что именно однопартийная политическая система, действующая в стране, рассматривается и позиционируется как гарант преодоления последствий кризиса.
Камбоджа,
Лаос и Мьянма, а также Бруней,
не приняли комплексных
В условиях нынешнего кризиса претерпевают существенные изменения и отношения АСЕАН с Китаем и США.
Экономическое взаимодействие государств Юго-Восточной Азии с КНР развивается в целом по нарастающей. В 2008 г. взаимный товарооборот составил 231 млрд. долл., увеличившись на 13.9% по сравнению с 2007 г. Одновременно Китай инициировал ряд проектов, способных смягчить последствия кризиса для стран субрегиона.
Во-первых, высшее руководство КНР выдвинуло предложение о создании Фонда инвестиционного сотрудничества Китай-АСЕАН в размере 10 млрд. долл., средства которого будут направлены на финансирование инфраструктурных проектов в ЮВА. Это идет в русле антикризисных мер, принимаемых самими ассоциированными государствами, и, следовательно, значительно облегчит им выполнение поставленных задач.
Во-вторых, в течение следующих трех-пяти лет Пекин планирует предоставить странам АСЕАН кредиты на 15 млрд. долл., из них 1.7 млрд. – на льготных условиях. Параллельно Китай активизировал сотрудничество с государствами Индокитая в освоении дельты реки Меконг, воплощает в практику многочисленные целевые помощи деньгами и продовольствием Лаосу, Камбожде и Мьянме, а также прорабатывает возможности "запустить" взаимодействие в новых сферах, например, по линии продовольственной безопасности.
Немаловажно и то, что руководители КНР подтвердили сроки начала функционирования Китай-АСЕАН, подчеркнув, что они не будут перенесены из-за кризиса.
Впрочем, такая политика далека от альтруизма - Китай не забывает и о своих интересах. Вспомним хотя бы недавнее предложение об использовании юаня в качестве денежной единицы при осуществлении торговых операций своих юго-восточных провинций со странами АСЕАН, что особенно примечательно на фоне участившейся критики Пекином современной финансовой системы на основе доллара. Или позиционирование форума Боао как альтернативы саммиту АСЕАН+3, сорванного таиландской оппозицией в апреле 2009 г. Не говоря уже об активизации контактов с диаспорами этнических китайцев, проживающих в государствах субрегиона.
Не менее активен Пекин в политической и военной областях. Так, Китай урегулировал вопрос о демаркации сухопутной границы с Вьетнамом, активизировал военное сотрудничество с Таиландом и Мьянмой и взаимодействие с Индонезией по линии обмена военными технологиями.
Строго говоря, такой курс в отношении государств ЮВА не является чем-то новым — Китай активно его проводит с конца 90-х годов минувшего века. Однако особенностью политики КНР в нынешних условиях стал отход от "дипломатии улыбок" в отношении одного из основных источников китайско-асеановских разногласий. Речь идет о государственной принадлежности островов архипелага Спратли в Южно-Китайском море.
Эта проблема представляет собой классический пример "отложенного спора", практикуемого Пекином во взаимодействии с соседними странами. Напомним, что в ноябре 2002 г. КНР и страны ЮВА (Вьетнам, Филиппины, Малайзия и Бруней) подписали Декларацию поведения сторон в Южно-Китайском море, фактически, легитимизирующую урегулирование конфликта на выгодных для Китая условиях. Но если еще несколько лет назад Пекин старательно дистанцировался от действий и заявлений, способных вызвать дискомфорт у соседей на юго-востоке, то сейчас, похоже, уже не видит в этом необходимости. Приведем примеры.
Во-первых, Китай "настойчиво рекомендовал" Филиппинам изменить ряд положений Акта о границах архипелажных вод, определяющего статус оспариваемых островов. Во-вторых, китайские дипломаты противодействовали рассмотрению в ООН документов, поданных Вьетнамом и Малайзией; в них последние пометили некоторые острова спорного архипелага как часть своей территории. В-третьих, нельзя не упомянуть и об использовании военными теоретиками КНР нового термина - "военные операции, проводимые в мирное время" (military operations other than war) - в последней Белой книге в области обороны (январь 2009), а также зондаже китайскими дипломатами реакции других стран на перспективу наличия у Китая собственного авианосца.
Доминирующей тенденцией во взаимодействии АСЕАН с Китаем можно считать дальнейшее закрепление за Ассоциацией роли "ведомой". Возможности исправить эту ситуацию апробированными средствами, уравновесив рост влияния КНР за счет активизации сотрудничества с ее основным конкурентом - США, похоже, не просматриваются. Прежде всего, потому, что ассоциированным государствам приходится существенно корректировать взаимодействие с США, особенностью которых стало увеличивающееся "отставание" экономики от политики.
Снижение масштабов экономического сотрудничества вызвано резким падением американского спроса на товары из ЮВА. Показателем серьезности сложившейся ситуации служит, заявление сингапурского премьер-министра о том, что в условиях кризиса США уже не смогут быть одним из основных импортеров товаров азиатских стран и тем самым залогом роста их экспортоориентированных экономик.
Не
исключена вероятность
Таким образом, экономическое взаимодействие государств ЮВА с США переживает далеко не лучшие времена. При этом ассоциированные государства объективно вынуждены выступать "вторым номером", ожидая восстановления роста американской экономики.
Политическое же сотрудничество сторон, напротив, находится на подъеме. Началом этой тенденции можно считать визит X. Клинтон в Джакарту в феврале 2009 г., когда американский госсекретарь заявила о готовности новой администрации пересмотреть политику в отношении Мьянмы, присоединиться к Договору о дружбе и сотрудничестве АСЕАН и вывести отношения с Ассоциацией на уровень саммитов с участием глав государств и правительств. Впоследствии Вашингтон действительно инициировал серию контактов с Нейпьидо. Наиболее заметной из них стала встреча высокопоставленного представителя Государственного департамента США С. Блейка мьянманскими официальными лицами в конце марта 2009 г. Примечательно, что американский дипломат не посчитал необходимым "засвидетельствовать почтение" главе оппозиционной Национальной лиги за демократию Аун Сан Су Чжи, гонения на которую до недавнего времени были едва ли не основным аргументом США в сохранении международной изоляции Мьянмы.
Нельзя не упомянуть и о более теплом эмоциональном фоне взаимодействия стран ЮВА и США. Например, в Индонезии - "почти своим" нового американского президента считают и руководители страны, и многие простые граждане. Вашингтон же, похоже, стремится закрепить эту тенденцию. Здесь можно вспомнить и тезис X. Клинтон о наличии у США и Индонезии "общих ценностей" и готовность "учиться у Малайзии", что американский госсекретарь отметила на переговорах с главой малазийского МИД в мае 2009 г.
Таким образом, отношения АСЕАН с Китаем и США характеризуются во многом противоположными тенденциями - по сравнению с теми, которые были еще совсем недавно. При этом есть основания ожидать еще большего усиления позиций Китая в Юго-Восточной Азии как следствия проводимого им экономического курса.
Рассмотрение влияния мирового кризиса на страны Юго-Восточной Азии и характер ответных мер позволяют сделать следующие выводы.
Во-первых, наблюдается кризис модели экономического развития, ведомой экспортом. Придать ему "второе дыхание" не представляется возможным вследствие относительно невысокой технологической базы большинства экспортоориентированных производств. "Запустить" же внутреннее потребление едва ли реально: из общей численности населения ЮВА в 512 млн. человек 200 млн. живут на 2 доллара в день.
Во-вторых, у АСЕАН как международной организации не просматривается единого подхода к преодолению последствий кризиса. Более того, несмотря на ратификацию Хартии АСЕАН, до сих пор отсутствуют эффективные механизмы согласования мероприятий экономического характера. Вместе с тем на фоне объективной необходимости диверсификации экономической политики, активизация сотрудничества между реальными секторами экономики ассоциированных государств достаточно проблематична. Одним из наиболее важных последствий этого может стать усиление разрыва в уровнях экономического развития отдельных стран-членов.
Информация о работе Особенности развития стран третьего мира на современном этапе