Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 16:42, контрольная работа
В данной работе мы рассмотрим особенности развития стран третьего мира после экономического кризиса. Для того чтобы понять отличие государств третьего мира от стран с развитой рыночной экономикой мы воспользуемся основными экономическими характеристиками.
Ускоренный рост импорта превращается в одно из основных ограничений на пути экономического роста в нашей стране. Из-за недостаточной конкурентоспособности российских производителей часть прироста внутреннего спроса удовлетворяют иностранные конкуренты. Это в лучшем случае. В худшем - низкая конкурентоспособность российских производителей приводит к спаду выпуска продукции, сокращению рабочих мест, закрытию предприятий, а впоследствии и к полной товарной зависимости от иностранных производителей. И тенденция к этому уже наметилась. За 1991 - 2007 гг. оборот розничной Торговли вырос в З раза (рис. 1), при этом доля товаров российского производства в структуре товарных ресурсов сократилась с 80 до 50%.
Рис. 1. Динамика оборота розничной торговли Российской Федерации в 1992-2007 гг. (1991 г.=100%)
Сильную озабоченность вызывают и опережающие темпы роста импорта (35%) по сравнению с экспортом (15,4%). Несмотря на то что сальдо торгового баланса оставалось положительным (170 млрд. дол.), темпы роста импорта уже второй год подряд почти в 2 раза превосходят темпы роста экспорта.
По разным оценкам, уже в 2009 или 2010 гг. импорт товаров в Российской Федерации, растущий на 50 - 60 млрд. дол. в год, превысит экспорт. С учетом товарно-продуктовой зависимости от иностранных производителей уже можно ставить вопрос об экономической безопасности страны.
Помимо
традиционных форм внешнеэкономических
связей в последние годы активно
развиваются научно-
В настоящее время основная задача внешнеэкономической политики Российской Федерации заключается в расширении возможностей продвижения российских товаров на внешние рынки, развитии сотрудничества в сфере международной торговли, защите национальных интересов. Равноправным членом мирового сообщества страна может стать, только когда сумеет в полной мере конкурировать на мировых рынках.
Ближайшими задачами России в области "внешней торговли являются: дальнейшее урегулирование тарифной системы, адаптация к условиям, таких организаций, как ВТО. К вопросу установления таможенных пошлин следует подходить гибко и разумно. Следует, например, снизить пошлины на ввоз продукции, не производимой в нашей стране, но необходимой для нее (прогрессивное и высокотехнологичное оборудование).
Таким образом, повышение международной, конкурентоспособности отечественных товаров - основа включения страны в процесс глобализации мировой экономики. Но эта задача не из легких. Вступление России в ВТО может ускорить ее решение, но потребует приведения нашего законодательства в соответствие с правилами ВТО, на что необходимы время и средства.
На состояние экономик стран Юго-Восточной Азии повлияли следующие факторы.
Во-первых, ключевую роль сыграло сокращение спроса на товары из ЮВА со стороны основных импортеров. В частности, по данным Азиатского банка развития (АБР), если в 2008 г. рост товарного экспорта стран ЮВА составил 14.5%, то в 2009 г. он вошел в зону отрицательных значений (-17.7%). В наибольшей степени это затронуло Вьетнам (31.8%), Индонезию (25%), Лаос (20%) и Таиланд (18%). Сократился объем импорта в целом по ЮВА на 18.2%.
Во-вторых, важным фактором стала волатильность мировых цен на нефть и сельхозпродукцию. В первом случае больше других пострадали Вьетнам и Малайзия, заложившие в бюджеты 2009 г. 90 и 125 долл. за баррель соответственно. Отразилась эта ситуация и на Брунее, большая часть доходов которого приходится на экспорт энергоресурсов. Колебания же цен на сельхозпродукцию, в частности рис, могут не только затронуть интересы каждой из стран ЮВА, но и привнести еще больший элемент неопределенности в коллективную позицию Ассоциации по вопросу о формировании "рисового картеля", что обсуждалось государствами субрегиона в мае 2008 г.
В-третьих, заметное влияние оказало сокращение рабочих мест в развитых странах, в результате чего упали объемы денежных переводов, высылаемых трудовыми мигрантами из ЮВА своим семьям и составляющих значительную часть бюджетов последних. В основном это отразилось на Филиппинах, Вьетнаме и Индонезии. Одновременно произошло ужесточение правил трудовой миграции и в самих государствах ЮВА.
Наконец, в-четвертых, в результате снижения доходов большинства людей сократился туристический поток в страны ЮВА, что привело к убыткам в соответствующих отраслях.
Вместе с тем финансовый сектор стран ЮВА не понес заметных потерь - кризис 1997-1998 гг. подтолкнул и правительства, и руководителей банков сделать надлежащие выводы. В итоге в конце 1990-х - начале 2000-х годов во многих государствах были повышены требования к обязательным резервам ликвидности, ужесточены подходы к неблагонадежным кредитам и оптимизирована система страхования вкладов. Со стороны банков были приняты меры, нацеленные на создание более эффективной системы управления рисками, уменьшение доли корпоративного кредитования и расширение объема услуг, оказываемых частным лицам. Но главное - началось формирование так называемых своп-соглашений, предусматривающих возможность осуществлять займы валюты у партнера с обязательством обратного выкупа по фиксированному курсу, как между ассоциированными государствами, так и в формате сотрудничества АСЕАН+3 (АСЕАН + Китай, Япония и Южная Корея).
С учетом представленных выше факторов, согласно прогнозу АБР, в 2009 г. совокупный рост ВВП 10 государств ЮВА составил меньше 1%. При этом наиболее низкие показатели были у Сингапура (-5%) и Таиланда (-2%), то есть государств с наиболее открытыми экономиками. Самый же высокий рост - у Лаоса (5.5%) и Вьетнама (4.5%).
Государства Юго-Восточной Азии существенно отличаются друг от друга как по уровню экономического развития, так и по стратегиям обеспечения хозяйственного роста. Соответственно, систематизация предпринимаемых мер носит достаточно условный характер. И все же основные направления могут быть представлены следующим образом.
4.Диверсификация внутриэкономической и внешнеэкономической политики. В первом случае это просматривается на примере Брунея, пострадавшего от колебаний цен на энергоресурсы и планирующего модернизировать портовую инфраструктуру, развивать туризм, активизировать производство медикаментов, повышать продуктивность аквакультурного сектора. Таиланд, помимо производства комплектующих и сборки бытовой электроники, развивает автомобилестроение, Сингапур - производство медикаментов, а Малайзия стала одним из лидеров аутсорсинга. Заслуживает внимания и ставка Вьетнама и Лаоса на экотуризм. Во втором случае можно выделить выпуск Индонезией исламских облигаций "сукук" и их размещение на международном рынке ценных бумаг, интерес Индонезии к рынкам Центральной Азии, а также готовность Вьетнама инвестировать в нефтяную отрасль Казахстана.
Ниже представлена подробная характеристика мер, принятых отдельными странами ЮВА.
По итогам 2008 г. темпы роста ВВП Индонезии составили вполне респектабельные 6.1%, а запланированные показатели на 2009 г. — 4.5%. Залог роста - в эффективности превентивных действий по смягчению последствий кризиса, к осуществлению которых экономический блок правительства С.Б. Юдойоно приступил в середине 2008 г. Несколько позже был разработан комплекс мер, предполагающих усиление роли государства и нацеленных на стимулирование внутреннего рынка, недопущение резкого роста безработицы и волатильности рупии, сохранение динамизма в реальном секторе экономики. В финансовой сфере введены дополнительные гарантии по страхованию вкладов, ужесточен контроль над деятельностью пенсионных фондов и финансовых компаний, расширен объем страхового кредитования для мелкого и среднего бизнеса.
Выделим мероприятия по оптимизации налоговой системы, предполагающие сокращение, а в некоторых случаях - освобождение от налогов для предприятий социальной сферы. Существенные льготы получили организации, реализующие социально ориентированные программы, а также предприятия 17 секторов, связанных, в первую очередь, с производством продуктов питания, сельским хозяйством, горнодобычей и энергетикой. Дополнительные субсидии на налог на ввоз иностранной продукции были предоставлены отраслям, зависимым от импорта — тяжелое машиностроение, автомобилестроение, производство телекоммуникационного и медицинского оборудования. Наконец, ряд направлений - нефтеочистка, судостроение, переработка древесины и пр. - получили послабления или полное освобождение от налога на инвестиции.
Параллельно были приняты меры, нацеленные на поддержку отечественного производителя. Так, Министерство торговли Индонезии ввело ряд ограничений на ввоз импортной продукции, в частности, товаров широкого потребления из КНР и предметов роскоши.
Большое внимание Джакарта уделяет и инфраструктурному строительству, предполагающему создание новых рабочих мест, и поддержке жителей сельских районов. На это было выделено 12.2 трлн. рупий (чуть больше 1 млрд. долл. США). После подписания Джакартского соглашения с государствами-донорами и международными финансовыми институтами (январь 2009 г.), индонезийское руководство получило право использовать целевые кредиты по своему усмотрению, в том числе, перенаправить часть заемных средств на финансирование инфраструктурных проектов. Отметим также снижение цен на некоторые виды топлива и ГСМ, тарифов на электроэнергию, основные виды лекарств и продукты первой необходимости.
Важное место в приоритетах Джакарты занимает и международное сотрудничество как по линии АСЕАН+1 и АСЕАН+3, так и в более широких форматах.
Мировой кризис оказал существенное влияние на экономику Сингапура, вступившую в фазу рецессии. Профильные ведомства страны давали весьма пессимистические прогнозы на 2009 г., не исключая "обвала" до - 8%.
В такой ситуации правительство пошло на беспрецедентный шаг, распечатав национальный золотовалютный резерв для финансирования Пакета мер по стабилизации экономики общим объемом 20,5 млрд. долл. Из конкретных мероприятий выделим: отказ Центробанка от активной поддержки курса национальной валюты, снижение учетных ставок рефинансирования, государственные гарантии сохранности частных депозитных вкладов во всех финансовых учреждениях на сумму 102 млрд. долл., заключение соглашения между Центробанком и Федеральной резервной системой США на сумму в 30 млрд. долл.
Важно подчеркнуть социальную направленность многих из принятых мер, как-то: оказание помощи незащищенным слоям населения, поддержка занятости граждан с низким уровнем доходов, создание дополнительных рабочих мест, усложнение процедуры увольнения работников. В планах сингапурского руководства дальнейшее расширение инфраструктурного строительства, содействие развитию малого и среднего бизнеса, главным образом посредством доступного кредитования, и стимулирование внутреннего спроса.
Обращает на себя внимание разработанная правительством Специальная инициатива разделения рисков, предоставляющая участвующим в ней компаниям ряд преференций в финансировании и кредитовании. Это дало сингапурскому бизнесу возможность привлечения заемных средств от ведущих частных банков, разделивших риски с государством. Следует отметить и существенное снижение налоговой нагрузки на сингапурский бизнес. В 2009 г. правительство заплатило 40% налога на собственность производственных и коммерческих объектов. Налог на использование дорог был снижен на 30%, на приземление авиатранспорта - на 25, пошлина на все коммерческие морские суда, работающие в порту и территориальных водах Сингапура, - на 20%. Сроки же выплаты налогов и сборов увеличены.
Экономика Малайзии, зависимая от внешнеэкономической конъюнктуры, в значительной степени пострадала от мирового кризиса вследствие падения спроса на электронику и пальмовое масло - основные статьи малазийского экспорта. В результате в IV кв. 2008 г. наблюдалось снижение ВВП на 11 %, а объема экспорта - на 18%. В апреле и мае 2009 г. за падение объемов экспорта составило 26.3 и 29.7% по сравнению с соответствующими показателями предыдущего года. В таких условиях экономические ведомства страны, первоначально допускавшие рост ВВП в 1%, были вынуждены скорректировать прогноз в зону отрицательных величин (от -5 до -4%).
Информация о работе Особенности развития стран третьего мира на современном этапе